Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 698
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 31.05.10 21:35. Заголовок: Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)


EKN=ESN.ERZINFORM.
ЭКН=ЭСН.
Эрзянь кулянь невтемакурось
Эрзянская служба новостей.



начало продолжение последняя страница





ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ

Андрей Волгин

Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры.
Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях.
Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов.
Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!).
Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов.
Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина.
Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?!
Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им.
Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ.
Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений.
Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого.
Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию.
Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться.
Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! К Вам обращаюсь. В первую неделю июля 2010 года под Тольятти на Мастрюковских озерах пройдет очередной фестиваль бардовской песни (Грушинский фестиваль). Люди приедут со всех концов страны и мира. Уверен будут и эрзя. (Кстати, среди исполнителей авторской песни есть и эрзянского происхождения. Панюшкин, например.) Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше!


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
Каршо валт арасть , стр: 1 2 3 4 All [ ваномс весе]


Танюш
Вирява.




Сообщение: 507
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.07.10 22:01. Заголовок: Какой славный птах!!..


Какой славный птах!! Те ки??

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 509
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.07.10 22:39. Заголовок: Российские парламент..


Российские парламентарии считают поддержку малокомплектных школ делом государственной важности и призывают заниматься им как на региональном, так и на федеральном уровне. Некоторые политики в интервью Regions.Ru даже выразили желание разработать закон о поддержке малокомплектных школ.

Поводом для обсуждения стала ситуация в Ульяновске, где уже неделю в знак протеста против закрытия пяти школ держат голодовку родители, учителя и выпускники этих учебных заведений. Губернатор пообещал отменить решение о закрытии двух школ, однако вряд ли это кардинально изменит ситуацию, поскольку по всей области планируется закрыть 20 школ, и еще столько же сделать филиалами других учебных заведений.

Такая ситуация характерна не только для Ульяновской области. До 1 ноября все местные власти по стране должны провести инвентаризацию бюджетных учреждений и окончательно определиться с их судьбой. Так, уже известно, что в Тульской области планируется закрыть 27 школ. В Рязанской области планируется закрыть 84 малокомплектные школы.

Напомним, в мае на встрече с активистами общественных организаций, занимающихся проблемами Северного Кавказа президент Дмитрий Медведев поручил своему полпреду в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Хлопонину обеспечить устойчивое функционирование малокомплектных школ в населенных пунктах в труднодоступных горных районах и сельской местности.

Однако закрытие малокомплектных школ становится угрозой для всей России, а не только для малочисленных народов. По сути речь идет о продолжении программы по ликвидации неперспективных деревень. Не имея средств и желания поддерживать традиционный уклад и образ жизни на значительной части пространства страны, государство поощряет вымывание сельского и провинциального населения в мегаполисы. Происходит внутренняя деколонизация России, то есть отказ от территорий, освоенных на протяжении ее более чем тысячелетней истории. Внутри внешне целостной страны возникают огромные пустоты, белые пятна без населения и инфраструктуры, которые заполняются привычными к низким жизненным стандартам переселенцами из Средней Азии и Китая. При этом у региональных властей действительно зачастую нет средств для поддержания малокомплектных школ, однако проблема эта имеет очевидно не местное, а общероссийское значение и решаться должна на федеральном уровне.

ПОТЕРЯЕМ СЕЛЬСКУЮ ШКОЛУ – ПОТЕРЯЕМ РОССИЮ<\/u><\/a>

Наконец-то парламентарии просыпаются)))

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 837
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.07.10 22:56. Заголовок: 19 Апрель 2010 14:17..


19 Апрель 2010 14:17 [323] Наука и образование

Правительство Нижегородской области намерено построить в ближайшем будущем 300 новых школ в регионе (видео ГТРК "Кремль")

(НИА "Нижний Новгород" - Арсений Соловей) Правительство Нижегородской области намерено построить в ближайшем будущем 300 новых школ в регионе. Об этом журналистам 19 апреля сообщил министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, в перерыве выездного расширенного заседания президиума Российской академии образования. Тема заседания: "Задачи научного обеспечения реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Заседание проходит в Нижегородском кремле.

С приветственным словом в начале заседания к участникам обратился губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. "Можно много говорить о развитии нашей страны, но без мощного базового образования нам не удастся решить задачи, которые ставит руководство страны по переходу на инновационный уклад", - сказал губернатор.

"Правительство Нижегородской области видит будущее нижегородского образования в гармоничном сочетании опыта и молодости педагогических кадров. Удается изменить ситуацию через программу "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2006 – 2020 гг. В настоящее время участниками программы являются 1 тыс. 90 молодых педагогов", - сообщил Шанцев.

"Правительство Нижегородской области уделяет много внимания развитию и совершенствованию материально-технической базы школ. С 2005 года финансирование выросло в разы, и сейчас на образование тратится 1,5 млрд. рублей. Сегодня сельские школы по уровню своего технического оснащения не уступают городским школам", - сказал губернатор.

Как отметил в беседе с журналистами Сергей Наумов, нижегородская область существенно продвинулась вперед в плане подготовки и профессиональной переподготовки преподавателей. "Хорошо отлажена система дошкольного образования. Нам есть, что показать", - заявил региональный министр.

Наумов особо отметил, что в регионе нет ветхих и аварийных школ. За последние три года в регионе было построено 50 новых школ. "В перспективе мы построим еще 300 школ. Это дорого, но это необходимо, потому, что наши дети достойны учиться в хороших школах и получать в них хорошее образование", - пояснил Сергей Наумов.

Говоря о проблемах, стоящих перед системой образования Сергей Наумов отметил отсутствие новых образовательных стандартов. Россия должна перейти на них с 1 сентября 2011 года. "Но до этого нам нужно переобучить педагогов и закупить необходимые учебники. Имеющиеся стандарты образования в стране устарели морально", - сказал Наумов.


Напомним, что Президент России Дмитрий Медведев заявил о начале в 2010 году широкомасштабного проекта модернизации системы школьного образования. Президент сообщил, что уже в 2010 году в России будут разработаны и введены новые требования к качеству образования.

По словам главы государства, особое внимание следует уделить подготовке старшеклассников. "Программа обучения старшеклассников будет прямо связана с выбором специальностей", - сказал он.

Кроме того, Президент заявил о необходимости разработки новых проектов школьных зданий на основе проведения архитектурных конкурсов. Целью таких разработок станет появление в России "умных школ". В частности, Медведев заявил, что все школы должны быть обеспечены доступом к широкополосному интернету.

В российский школах также будет введен новый норматив занятия физкультурой – не менее трех часов в неделю, и обязательно с учетом индивидуальных способностей детей.

Отдельное внимание будет уделено обеспечением безбарьерной среды для детей-инвалидов. Медведев сообщил, что уже в 2010 году в России стартует соответствующая пятилетняя программа "Доступная среда".

Президент также заявил о необходимости расширить самостоятельность школ как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании средств.

Дмитрий Медведев пообещал, что на законодательном уровне будет закреплено равенство государственных и частных образовательных учреждений. Он также заявил о необходимости развития дистанционного образования, что, по словам Медведева, особенно важно для малокоплектных школ и для российской провинции в целом.

Модернизация ожидает и систему подготовки педагогических кадров. Будут введены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации педагогов. Педагогические вузы, по словам Президента, должны быть переформированы в крупные базовые центры подготовки учителей или – в профильные факультеты классических университетов.


Источник<\/u><\/a>


На днях стало известно о закрытии ряда школ в Нижегородской области. Видимо держат народ за идиотов, а может так и есть?

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 510
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.07.10 23:04. Заголовок: А на что глядя будут..


А на что глядя будут школы открываться, если деревни умирают?? кому они там будут нужны, если молодежь вся на заработки в город уезжает??!! сельскохозяйственные работы сейчас все больше на технику ложатся, а перерабатывающая промышленность у нас при этом не развивается

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 838
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.07.10 23:16. Заголовок: Школы не собираются ..


Школы не собираются строить, это очередная ложь была, их закрывают.

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 511
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.07.10 23:31. Заголовок: Насквозь лживое госу..


Насквозь лживое государство, насквозь лживые чиновники, насквозь лживая реформа образования...
Я уверена, что нас в отсутствие компьютерных классов в советские времена обучали лучше - базовое обучение было гораздо сильнее.


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 839
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.07.10 23:39. Заголовок: Кстати сегодня образ..


Кстати сегодня образование вообще не нужно, нужны тупицы выполняющие приказы или указания

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 512
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.07.10 23:54. Заголовок: А я заметила, что се..


А я заметила, что сейчас мало руководителей, которые четко формулируют свои указания, грамотно ставят перед подчиненными задачу

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 64
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.07.10 12:07. Заголовок: Танюш сёрмады: Наск..


Танюш сёрмады:

 цитата:
Насквозь лживое государство, насквозь лживые чиновники

Когда обманывает человек человека-это называется преступлением, когда обманывает полководец полководца-это называется военное искусство, когда государство дурит народ-это называют политикой. Талант руководителя заключается в том, чтобы оценив действительность, с минимальной степенью применить эту самую "политику". И вот зесь и случаются самые удивительные парадоксы. Петр 1 , построивший Питер на костях простолюдинов-герой. Добрый царь Брежнев-(это при нем и в ближайшее время после него мы получили наше блестящее базовое образование), при котором был расцвет социальных льгот для народа-плохой. Т.е. я хочу сказать , что в любое время, и при любом руководстве найдутся те, для кого всё плохо, и те для кого всё хорошо. Всё в этой жизни относительно.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 515
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.07.10 13:48. Заголовок: Ирина сёрмады: Всё ..


Ирина сёрмады:

 цитата:
Всё в этой жизни относительно.



Да, все относительно. Но я не об этом. я о том, что мы не должны быть равнодушны к тому, что происходит вокруг нас, что происходит в нашем государстве. У каждого из нас должна быть активная жизненная позиция (именно так это качество называлось в советские времена), только тогда мы будем являться настоящими гражданами своей страны, в противном случае мы - просто толпа, которой манипулирует гос.элита.

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 65
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.07.10 18:59. Заголовок: В нашей стране актив..


В нашей стране активную жизненную позицию могут позволить себе только альтруисты, для которых общественное выше личного. Остальные либо слишком завалены личными проблемами, либо не видят смысла в выражении своего мнения в отношении того или иного события.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 517
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.07.10 20:00. Заголовок: Это характерно не то..


Это характерно не только для нашей страны, но это плохое оправдание. Личные проблемы были, есть и будут всегда, от них никуда не деться. Однако, думаю, что за последние десятилетия все успели сделать вывод, что зацикленность на личных проблемах не приносит элементарного личностного удовлетворения, мы перестаем себя ценить как Личностей.

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 67
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.07.10 21:04. Заголовок: Зацикленность-да не ..


Зацикленность-да не приносит удовлетворения. Но здоровая, нормальная заинтерессованность в преодолении в первую очередь личных проблем, придает нам уверенность в себе. А уверенный в себе человек крепко стоит на ногах, он настроен на позитив. И как подобное притягивается к подобному-будет лидером в своём окружении позитивно настроенных людей.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
Маол



Сообщение: 71
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.07.10 12:07. Заголовок: ""В перспект..


""В перспективе мы построим еще 300 школ. Это дорого, но это необходимо, потому, что наши дети достойны учиться в хороших школах и получать в них хорошее образование", - пояснил Сергей Наумов."


"...ещё 300 школ."

буди "ещё" - нать тешкас тавмизяро уж строясть

молодец наумов, сивирдеме машты

эрзя Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 520
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.07.10 12:10. Заголовок: Маол сёрмады: молод..


Маол сёрмады:

 цитата:
молодец наумов, сивирдеме машты



Сынь - лидерт. весе маштыть))) -

Ирина сёрмады:

 цитата:
А уверенный в себе человек крепко стоит на ногах, он настроен на позитив. И как подобное притягивается к подобному-будет лидером в своём окружении позитивно настроенных людей.



эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 521
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.07.10 12:15. Заголовок: Вот и получается, чт..


Вот и получается, что если мы не будем спрашивать с таких горе-лидеров, то они наглеют чересчур - на чужом хребту нетрудно быть позитивно настроенным

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 852
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 11.07.10 23:28. Заголовок: ШУМБРАТТАДО ЭРЗЯТ!!!..


ШУМБРАТТАДО ЭРЗЯТ!!!!


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 853
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.07.10 00:07. Заголовок: http://s45.radikal.r..


РАСЬКЕНЬ ОЗКС

<\/u><\/a>

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Маол



Сообщение: 74
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.07.10 00:24. Заголовок: :sm38: :sm36: :sm..




эрзя Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 528
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.07.10 22:46. Заголовок: Раськень Озкс началс..


Валт-мельть 2010 иень Раськень Озксось кувалма

Раськень Озкс начался для меня за два дня до его непосредственного проведения. В Большое Игнатово меня и Людмилу Круглову – эрзянку из Челябинска, привез Олег - сын талантливого резчика Александра Алексеевича Наумова. С Александром Алексеевичем я познакомилась в июне-месяце на выставке резчиков в городе Сестрорецке, незадолго до своей поездки на Раськень Озкс. Хватило и дня, чтобы почувствовать жизненные устремления друг друга и успеть подружиться. Александр Алексеевич – умелец на все руки: он не только великолепный резчик, но и опытный печник, мастер по каминам, ему, как никому другому, подходит меткая эрзянская характеристика «кедьсуров». Именно ему и было поручено изготовление священного Штатола для Раськень Озкса.
Работы были в самом разгаре. Необходимо было нарастить штатол до требуемой высоты. Мне посчастливилось принять участие в этом ответственном процессе – ломать хворост для костра, на котором разогревался воск – шта. Костер при этом не должен быть слишком большим, так как нельзя допускать закипания воска. После отливки штатол необходимо как можно скорее охладить, чтобы воск застыл и штатол принял правильную устойчивую форму. На изготовление священной свечи уходит 250 кг воска, при цене 300 руб. за килограмм нетрудно подсчитать, что общая стоимость составляет 75 000 руб. К счастью, эрзянские пчеловоды понимают значимость Раськень Озкса, и по мере возможности помогают собрать необходимое количество воска-шта.
Для проведения Раськень Озкса были направлены бюджетные средства, которые использовались по моим наблюдениям на следующие мероприятия:
1) Установка сцены для праздничного концерта и ее демонтаж по окончанию;
2) Концерт фольклорных ансамблей;
3) Предоставление и доставка до места проведения и обратно радиоаппаратуры;
4) Приобретение жертвенного быка;
5) Устройство палаточного городка;
6) МЧС, скорая помощь, милиция;
7) Питьевая вода;
8) Скамейки для зрителей, которых было явно маловато.
Возможно, что-то выпало из поля моего зрения, не обессудьте, это не сознательно, а всего лишь от недостатка информации. Но мне было бы небезынтересно посмотреть хоть краем глаза на отчет о постатейном расходовании денежных средств на проведение Раськень Озкса. И думаю, что такую информацию мордовские чиновники обязаны опубликовать, так как речь шла о значимой сумме.
Что бросилось в глаза и не понравилось? Это практически полное отсутствие рекламной компании о предстоящем проведении Раськень Озкса в самой автономной Республике. Мордовия обошла молчанием это знаковое событие, и мало кто из ее жителей был в курсе, что именно проходило на мааре у села Чукалы Большеигнатовского района. Чиновники Мордовии пытались, на мой взгляд, извратить саму суть Раськень Озкса, нарушить сакральный характер всеэрзянского моления. Именно с этой целью и была установлена концертная площадка практически у подножия священного маара, именно здесь мордовские функционалы начали свои «праздничные» песнопения, именно отсюда шла постоянная угроза для эрзянского священнодействия.
Но всё же, моление состоялось несмотря ни на что. Состоялось то, ради чего съехались на эту молельную поляну эрзяне со всех концов России, то, во имя чего каждый из нас привез сюда горсть своей родной земли, на которой мы в настоящее время живем, трудимся, мечтаем, растим детей. Мы возложили эту землю на курган наших предков, тем самым дав им знать, что эрзяне живы, что время последнего часа еще не пробило, что у нашего народа есть жизненные силы, а, значит, есть будущее.
Да, преемственность поколений, к сожалению, нарушена, сакральная цепь разорвана. Но мы пытаемся вновь и вновь ее связать, восстановить разорванное звено.
Взявшись за руки, ощущая горячую ладонь рядом стоящего, скандируя:
- ЭРЗЯТ, САДО!
- ЭРЗЯТ – ЯЛГАТ!
- ЭРЗЯТ – ЭРЗЯТ!!!
мы шли в одной цепи, спирально ее закручивая, и с каждым витком спирали чувство ЕДИНЕНИЯ росло в нас. Кто был в той цепи, тот ощутил это несомненно. Причем, в центре спирали подъем был столь велик, что люди просто бросились в едином порыве обнимать друг друга. И я поняла, что это и есть тот самый главный миг, ради которого я здесь. Для меня это был самый мощный аккорд, тот самый сакральный смысл, который я стремилась постичь.


<\/u><\/a>

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 70
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.07.10 09:45. Заголовок: Танюш сёрмады: в це..


Танюш сёрмады:

 цитата:
в центре спирали подъем был столь велик, что люди просто бросились в едином порыве обнимать друг друга. И я поняла, что это и есть тот самый главный миг, ради которого я здесь.

Фото очень удачно передаёт настроение этого мига.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
Маол



Сообщение: 75
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.07.10 12:19. Заголовок: :sm36: "Для п..




"Для проведения Раськень Озкса были направлены бюджетные средства, которые использовались по моим наблюдениям на следующие мероприятия:
1) Установка сцены для праздничного концерта и ее демонтаж по окончанию;
2) Концерт фольклорных ансамблей;
3) Предоставление и доставка до места проведения и обратно радиоаппаратуры;
4) Приобретение жертвенного быка;
5) Устройство палаточного городка;
6) МЧС, скорая помощь, милиция;
7) Питьевая вода;
8) Скамейки для зрителей, которых было явно маловато. "

още парашутистнэ ульнесть...

Пси Раськень Озкс*10: Эли кода мардватне киштнесть, эрзянь ловажаст ланга...

...Утро, солнце уж припекать стало, собираем палатку...Вдруг радостно прибегает Людмила - эрзянка из г.Челябинск: "Вай шумбратадо!" обнимает Елену - эрзянку из Нижнего Новгорода, "Адя оно чувтнэнь алов, тосо минек штабось". Сразу чувствуется теплая обстановка.
После того как поставили машину в тенёк за выездом отправились к эрзянам...но неподалеку от входа нам встретились палатки, где продавцы уже начали выставлять товар...- водка (несколько сортов), пиво(и того больше). Возник вопрос: Если эрзяне писали о недопустимости применения спиртных напитков на Озксе, то откуда эти палатки? После ответы пришли сами собой - около этих палаток стояла ещё одна палатка с красивой надписью "Всероссийская перепись населения 2010" опускаю глаза ниже надпись: "Мы - мордва", ещё ниже "зарегистрируйся и получи приз".........далее была палатка где продавались бейсболки с надписью "Мы - мордва".

Подошли к эрзянам, здесь уже обсуждали тех, что располагались за курганом: "Да.....вот и морватне састь" подготовка к озксу шла полным ходом, приобрел книгу у Нуянь Видяза.

Эрзяне общались, как вдруг со сцены с динамиков как специально врубили песню на русском языке...
После приехали мардовцы, которые буквально требовали от эрзян общения с ними на русском языке. Но самое "интересное" началось потом, когда "мордва" начала петь и плясать на сцене до озкса, не согласовав это с эрзянами, которые уже подготовились к озксу. Появилось множество несостыковок.

Эрзяне все-таки провели моление, но и после этого "цирк" со стороны мордвы продолжился - пустили парашютистов, после этого народ вообще перестал понимать, что же здесь главное было...
Вот так "мордва" забыла, что тут под курганом лежат люди, а Озкс это не фестиваль по награждению лучшей семьи или цирк с парашютистами - а это прежде всего обряд-моление.









эрзя Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 71
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.07.10 13:15. Заголовок: Маол сёрмады: Вот т..


Маол сёрмады:

 цитата:
Вот так "мордва" забыла, что тут под курганом лежат люди, а Озкс это не фестиваль по награждению лучшей семьи или цирк с парашютистами - а это прежде всего обряд-моление.

Маол, пек парсте сёрмадыть! Фактически праздник-поминовение предков был превращен в шоу-балаган.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
volgin Andrei



Сообщение: 60
Совась мелькужос: 08.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.07.10 17:40. Заголовок: 11 июля 2010 года 01..


11 июля 2010 года 01.00 часов. Ночь. Я въехал во двор советского проекта панельной пятиэтажки, где находится квартира, в которой живу. Невдалеке у соседнего подъезда на лавочке сидела группа молодых людей. Пили, кажется, (точно не разглядел) пиво и разговаривали на молодежном наречии великого и могучего языка. (Слух не подвел).
Где я? Неужели дома? После 11 часов "беспосадочного" переезда на «Камазике» и около 700 км. расстояния я снова дома! В славном городе герое-Набережные Челны! Не верится! Хотя нет, лукавлю. Лукавлю, что дома, лукавлю, что в славном… Еще как посмотреть, ведь там где я живу нет такого празника как всеэрзянский праздник «Раськень Озкс-2010», который проводился 10 июля 2010 года в течении одного дня в с. Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия.
И ощущение дома у меня не терялось. Потому что в доброжелательной обстановке среди впервые увиденных мною людей (но единомышленников и друзей-однозначно), в атмосфере эрзянской языковой среды чувствовал себя очень комфортно. Проще-своим среди своих.
Кажется, что один день, в течении которого проводился праздник-всего лишь миг в бесконечной череде событий. Но только не для эрзянского народа! В течение этого дня участниками «Раськень Озкс-2010» перед гостями была приоткрыта и продемонстрирована забытая многовековая славная история наших великих и древних предков.
Не вдаваясь в подробности «Раськень Озкса-2010», которые известны всем желающим, можно утверждать, что праздник удался. Это сомнению не подлежит. Однако, не могу обойти своим вниманием некоторые моменты организации и проведения праздника.
Итак. Малая анонсированность мероприятия. Несмотря на то, что Раськень Озкс носит статус государственного праздника в Республике Мордовия, о нем практически ничего неизвестно ни в самой Республике, ни в ее столице-Саранске. На въезде в Мордовию из Ульяновской области кроме буквенной стеллы-обозначения «РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ» меня встретил выцветший от солнца плакат-постер с изображением женщины в национальном костюме и более чем странной надписью, смысл которой заключался в следующем: «Республика Мордовия-территория свободная от наркотиков». Не совсем понятно, что этот плакат-постер хотел мне сказать как гостю, едущему на Раськень Озкс?
Ориентируюсь по своим впечатлениям. По ним и пишу. Для сравнения: в Татарстане его многонациональный народ обязательно поделится с Вами своей радостью и вежливо напомнит о скором проведении национального праздника-Сабантуй, в селе, в городе, в столице…
Боюсь ошибиться, но на всем протяжении трассы от Морга Велесэ до Саранска других плакатов-постеров не встречал. Боюсь ошибиться. То же самое в Саранске. То же самое от Саранска до Б.Игнатова.
Довелось немного послушать местного радио. Про Раськень Озкс-ни слова, но зато узнал, что в честь единения в Саранске выстроят мордовскую деревню…Чудно! (ударение на букве «о»)
Более или менее серьезное официальное упоминание о Раськень Озксе встретил только на растяжках при въезде в Б.Игнатово и на въезде на само место проведения Озкса. Итого-два. Но если бы не самодельные деревянные указатели, прикрученные к бетонным столбикам где-то скотчем, где-то вбитые в землю с надписями, выполненными от руки: «Раськень Озкс 6 500 м.» и т.д., коих было не менее четырех, я бы долго еще плутал по местным асфальтовым и грунтовым Большеигнатовским дорогам. Кто их поставил-сюкпря тонеть.
Не совсем понятно: как самодельные деревянные указатели, карта праздника и расписание мероприятий, выполненные вручную фломастером сочетаются с государственным статусом проводимого события? Негосударственный подход, но дело людей с активной гражданской позицией. Кто этим занимался-спасибо им.
Далее. Не совсем понятно: как обрядовый праздник родового моления сочетался с реализацией (платной и бесплатной) крепких спиртных напитков. Между прочим, среди них была и водка «Эрзя». Нонсенс. Неужели водка-испокон веков национальный напиток? Для мордвы-возможно. Но не для эрзи.
Не совсем понятно: почему ребята из ульяновской области привезли на Озкс сувенирную продукцию с надписью на кепках и футболках: «Мон ЭРЗЯ», «Международный ЭРЗЯНСКИЙ фестиваль Раськень Озкс-2010» (упор на ЭРЗЯ, думаю, понятен), а в 15-20 метрах расположился какой-то (официально-государственный) лотерейный ларек с «мордовской» агитацией за «мордовский миллион» (с упором на МОРДВУ, естественно)? Что, неужели в Ульяновской области живут эрзя, а в Саранске-только мордва?
Неужели в Саранске не понимают бесперспективность борьбы за «мордовский миллион», потому что национальное самосознание и эрзянский язык с колен эта акция не поднимет, и сокращение школ с изучением эрзянского языка не остановит. Ведь люди, поняв это, быть «мордвой» и иметь дело с «мордвой» не захотят, а даже без одного эрзи миллиона никогда не соберется!...
Боюсь ошибиться в количестве людей на празнике, но что-то около 3,5 тысяч человек. В основном из близлежащей местности, откуда легко и быстро можно приехать на Озкс. Но география прибывших, судя по номерным знакам автомобилей была заметно шире: Украина, Самарская, Ульяновская, Пензенская области, Татарстан. Часть прибыли на личных автомашинах, часть на автобусах. Это значит, что автобус или машина, например, из Самары должны ехать всю ночь, чтобы поспеть утром к началу Озкса. Либо необходимо приехать накануне вечером. Но негде переночевать. Не совсем понятно, почему в Большеигнатове или поблизости нет возможности построить гостиницу, чтобы люди к началу Озкса были выспавшиеся и отдохнувшие, а не сразу с дороги? Места много, молодежи пойдет и в палатке, а вот старшему поколению-не уверен.
Не совсем понятно: неужели Раськень Озкс-это дело только прибывших на праздник людей? Неужели всех эрзян и мокшан, живущих в России и за ее пределами всего-то 3,5 тысячи человек? Да нет, конечно. Людей на Озксе было много, но будь гостиница-народу было бы еще больше!
Недостаточное официальное информационное обеспечение через СМИ о предстоящем празднике и недостаточная инфраструктурная обеспеченность-это про то-чего не хватало. Зато национальной «мордовской» символики на кепках молодых ребят, державшихся группой и наблюдавших за выборами на Эрзянь Атянь Эзем было предостаточно. «Мы- мордва! Сохраним национальность-сохраним себя!»-читалось на них.
«Мы- мордва…сохраним себя!» Господи-Азор-Инязор! Задумывались ли эти ребята, что наименование «мордва»-это чужеродная для эрзян приставка, данная русскими. В древнерусских летописях «мордвой» обозначались дикие, живущие по своему закону, непонятные и потому чуждые для русичей племена. Судя по тем же летописям русичи ходить в гости и печь пироги с «мордвой» не собирались. Прошло время, и «мордва» обрусела, превратившись в русского мужика. А историки и этнографы уже по эрзянскому национальному костюму изучают и восстанавливают русский национальный костюм, свадебный обряд и т.д. Эрзянский женский костюм занимает первые места на выставках за границей, а остатки эрзянского и мокшанского народов упорно не хотят признавать под их самостоятельными наименованиями, сызмальства вдалбливая: «Ты мордва.., ты мордва.., ты мордва!». Апофеоз- акция «мордовский миллион».
Какой-то нонсенс! Задумывались ли они, что наши предки никогда не звали себя: «Минь мордвась!», но звались: «Минь ЭРЗЯТ!»? Задумывались ли они, почему фраза: «Мы- мордва…сохраним себя» написана по-русски, а не по-эрзянски или по-мокшански? Да потому что по-эрзянски: «Минь мордвась!» звучит абсурдно и оскорбляет память наших древних и великих предков. Задумывались ли они в связи с этим: КТО хочет сохранить «мордву», КАКУЮ «мордву» и для КОГО?
Не забота ли это-такими лозунгами сохранить себя для русских больше, чем сохранить самих себя для себя и своих будущих поколений…?
Однако, пестрящие кепки «Мы-мордва!» справедливости ради понемногу, но все же растворялись в потоке бело-красно-черных цветов национальных костюмов прибывавших на Озкс эрзянских женщин. И возле Маара уже стали появляться точно такие же, но другие кепки, в которых надпись: «Мы мордва!» была закрашена, и над ней от руки выведено: «Минь эрзят». Отрадно. Это значит, что на смену чуждому наименованию «мордва» (морденс-мор-общая смысловая нагрузка синонимического ряда, обозначает понятие «СМЕРТИ») приходит родное национальное самоназвание-«ЭРЗЯ» (эрий-эриця- общая смысловая нагрузка синонимического ряда обозначает понятие-«ЖИЗНИ»). Это значит, что ЭРЗЯНЕ ВЫБИРАЮТ ЖИЗНЬ! И свой, отличный от официального путь сохранения и развития нации!
На «Раськень Озксе-2010» прошли очередные выборы Инязора всего эрзянского народа. Они привлекли не меньшее внимание, чем мероприятия официальной части, проходившие в стороне. А по своей важности и значению, наряду с зажжением Штатола, произнесением озолмы и др. были, по моему мнению, наиболее содержательным событием Озкса.
Из всех впечатлений не могу подобрать слова, чтобы описать как дышал и не надышался знойным воздухом Раськень Озкса, как слушал и ненаслушался, доставлявшей удовольствие красивой эрзянской речью от окружавших меня представителей старшего поколения и молодых ребят моего возраста (вот удивительно!) и совсем еще юных 9-13 летних девчушек.
Да, было много хорошего, но жаль, что не все хорошее удалось увидеть. Не до конца налюбовался красивыми резными фигурками, не до конца присутствовал на конкурсе национального эрзянского женского костюма, не довелось поговорить подольше с кем хотел. А всему виной-кузнечики, в изобилии прыгавшие в разные стороны из-под ног, от которых в восторге был мой 6-летний сын Даниил и который тянул за руку вместе с ним их ловить. Не сержусь на него. Он-мое будущее. С ним, для него и ради него приехал на Озкс.
Уезжал в 14.00 часов. Не удалось остаться до самого конца. Впереди предстояла дальняя неизвестная дорога через просторы Нижегородской области и Республики Чувашия. Но с собой увез дружеские эрзянские рукопожатия с добрыми пожеланиями скорейшей встречи, кусочек ароматного воска от Штатола, чтобы напоминал запах Раськень Озкса, да намоленные священные хлеба, которые по приезду через жену-рузаву с чистым сердцем (священный хлеб-чистые мысли) передал не очень любимой теще-рузаве и приехавшим с ее стороны гостям из Израиля в качестве дара и напоминания об Эрзянь Мастор, и которыми я и мои близкие поминали своих предков на Петров день (Велень Озкс), проходившем 12 июля 2010 года Татарстан енксо, Черемшанбуень, Ташто Кутушвелесэ калмолангсо. Да, еще кепку-подарок из рук самого Кшуманцянь Пиргужа, Инязора всего эрзянского народа моему сыну Даниилу, чья голова не засорена «мордовскими» штампами, как у иных взрослых, но который по моему наущению вполне понятно и ясно уже сейчас гордо может произнести: «Мон эрзянь ломань!».

<\/u><\/a>

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 530
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.07.10 19:43. Заголовок: Андрей, была рада по..


Андрей, была рада познакомиться с тобой и твоим сынишкой, действительно, и у меня было ощущение, что мы давно все знакомы, будто родные.

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
erzia



Сообщение: 19
Совась мелькужос: 30.01.10
Косто: Новокузнецк
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 15.07.10 19:03. Заголовок: Андрей, паро мельсэ ..


Андрей, паро мельсэ ловнынь статьянть. Вадрясто сёрмадозь, оймень путозь. Мон араселинь Озкссонть. Яла кеман, сан.

Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 862
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.07.10 00:36. Заголовок: РАСЬКЕНЬ ОЗКС КАК ГЕ..


РАСЬКЕНЬ ОЗКС КАК ГЕНЕРАТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭТНОСА

<\/u><\/a>


Раськень Озкс 2010 состоялся. Настало время обменяться впечатлениями о прошедшем важнейшем событии в жизни эрзянского народа. Нам, эрзянам, необходимо честно и правдиво обсудить все то, что удалось сделать на Озксе, и что необходимо изменить для достижения максимального эффекта. Дальнейшее повествование статьи будет именно об этом. Она в первую очередь рассчитана для тех, кто почувствовал энергетику Раськень Озкса с её кульминацией в момент закручивания «спирали» взявшихся за руки эрзян. Она написана для тех, кто осознает важность эрзянского единства и считает Раськень Озкс основным способом его достижения. Мы обращаемся к людям, готовым поддержать идею создания чисто эрзянского Раськень Озкс без участия мордовского правительства, которое стремится не допустить провести сакральную часть обряда, превратить Раськень Озкс в театрализованное пустое шоу.

Происходящие события в среде эрзянского народа можно уверено назвать возрождением (пробуждением) древнего эрзянского этноса. Толчком для этнического процесса стало пребывание на одной территории и в одном государственном образовании представителей двух различных несовместимых этносов, из которых власть и прислуживающие ей лжеученые историки пытались спаять «единый мордовский народ». Завершающим этапом такого варварского поступка должно было стать полное уничтожение эрзянского народа.
В ответ на мордовскую «инфекцию» в качестве защитной реакции иммунная система эрзянского этноса запустила в работу этнический «генератор» Раськень Озкс.

Раськень Озкс оказывает мощное воздействие на пробуждающуюся этническую систему. Энергетическое ядро, возникающее во время проведения обряда заряжает энергией этнос. После проведения обряда возникает энергетическая связь между ее активными представителями.
Все это напрямую влияет на возрождение древней эрзянской культуры, веры и чувства генеалогического родства с древнейшим эрзянским народом, который оказал в прошлом огромное влияние на формирование общемировой культуры. На наш взгляд, эрзянский этнос еще не исполнил всего своего исторического предназначения, и нам только предстоит претворить его в будущем. Эрзяне долгое время находились в фазе «сна», поэтому более точно будет называть происходящее возрождение «пробуждением» этноса и переходом в активную его фазу.
В результате пассионарного толчка в этническом коллективе резко увеличилось количество активных участников, которые начинают ломать устоявшиеся ложные теории.

С точки зрения соплеменников, не получивших по каким-либо причинам энергетического заряда на Раськень Озкс, а причины для этого были, пассионарии действуют нестандартно, вызывающе, нарушая действующие в обществе этнические, правовые и традиционные нормы. Все это порождает стычки внутри пробуждающегося эрзянского этноса, возникает брожение умов, назревают внутренние конфликты. Не редко такие ситуации используются мордовскими чиновниками, которые засылают «активистов», нагнетающих нездоровую атмосферу, создающих конфликтные ситуации, а порой явные провокации.

Избыток такой активности приводит к накалу внутренних взаимоотношений и заканчивается эгоистическим "перетягиванием одеяла", при этом созидательная энергия превращается в разрушительную силу, данное состояние губительно для еще неокрепшего народа, оно тормозит процесс возникновения эрзянской национальной государственности, которая жизненно необходима для вступления этноса в период национального подъема.

Грамотно проведенный Раськень Озкс способен убрать все возникшие разногласия и настроить этнос на национальную идею, которая будет понятна каждому члену общества.

Именно по этой причине необходимо вернуть свой эрзянский Раськень Озкс, отстранив полностью от его проведения мордовскую власть с ее адской машиной уничтожения эрзянского этноса, не останавливающуюся даже во время проводимого обряда, об этом уже писалось и при желании читатель может ознакомиться на страницах портала «Эрзянь ки». Мы же попытаемся поднять ряд глубоких и очень серьезных вопросов, начнем с откровенной дезинформации о Раськень Озкс в мордовских официальных СМИ.
Подаваемая ими информация является откровенно ложной и вводит в заблуждение не только обывателей, но и людей достаточно образованных. Приведем цитату, кочующую в СМИ и по Интернет-ресурсам уже более 10 лет и не подвергающуюся никакой критике, между тем она самым активным образом разрушает эрзянскую веру и историю.

«По рассказам старейшин, место проведения праздника выбрано не случайно. На этом месте после битвы с ногайцами захоронено около 11 тысяч воинов: эрзян, марийцев, чувашей и удмуртов. Братская могила выполнена в виде кургана, под которым находится каменный саркофаг с останками…».
Напомним, что эрзянский Озкс проводился до 1629 года, затем был запрещен царским указом. «Раськень Озкс» на русский язык переводится, как народное (родовое) моление. По-эрзянски «раське» – народ, родня, «озномс»- молиться».

К этому следует добавить еще одну часто встречающуюся цитату: «До середины XVII века Раськень Озксы принято было проводить один раз в 30-40 лет».

На основе приведенных цитат написано множество статей и новостных сообщений, приведем пару примеров: «Раскень Озкс пройдет на месте захоронения марийских воинов», «Одним из самых заметных событий 2004 года в финно-угорском мире стал эрзянский обрядовый праздник «Раськень Озкс…»». («Раськень Озкс глазами чуваша»).

Как видите, «праздник» получается далеко не эрзянский, а эрзяне, по версии мордовских властей и их СМИ, являются «мордвой».
Финно-угорский мир эрзян так же не признает самодостаточным народом, и настойчиво присваивает эрзянскую историю, благо для этого нужно всего лишь эрзян считать финно-уграми, как видим вред от дезинформации, имеется.

Теперь внимательно рассмотрим выше приведенные цитаты (курсив). По рассказам старейшин, место проведения праздника выбрано не случайно. Под курганом находится братская могила, где захоронены 11 тыс. воинов, здесь же находятся якобы марийцы, удмурты и чуваши, из получаемой информации следует, что эрзянский Раськень Озкс возник впервые на межнациональном захоронении. Подозрительно, что там нет мокшан, но это уже тема других исследований. А пока вспомним, что набеги ногайцев на алатырские места происходили в 1614 -м и 1625 -м годах. Последний Озкс проходил 1629 г. интервал между озксами 30- 40 лет из чего следует, что предшествующий обряд проводился ранее 1614 г., а это значит, что захоронения марийцев, удмуртов и чувашей к проведению эрзянского Раськень Озкса не имеют никакого отношения и являются выдумкой мордовской власти и подвластных им СМИ, кроме того их там просто нет и со временем это выяснится.

Задумаемся теперь над вопросом, а на каком же месте проводился обряд? Как давно он возник? Какой собственно смысл у Раськень Озкс?
Ответы на поставленные нами вопросы находятся в эрзянском эпосе «Масторава» в первом сказании «СОТВОРЕНИЕ МИРА. ИНЕШКИПАЗ»:

..Мысль вселенскую в себе рождает.
- Надо Мастор (Землю) сотворить мне,
Породить людей, взрастить народы,
Основать обычаи, законы.
Но один я, видно, не сумею…


Не вдаваясь в детали, можно утверждать, что Раськень Озкс является процессом создания земли, эрзянского народа и эрзянской государственности. В основе сложного древнейшего обряда лежит ВЕРА, (одна жизнь, одна территория, одна кровь). Вопрос развития эрзянской ВЕРЫ на сегодня становится ключевым, от нее зависит само будущее эрзянского этноса.

Отсутствие знания организаторами эрзянской национальной веры стало причиной, по которой не была достигнута важнейшая цель Раськень Озкса, а именно, развитие этноноосферы.(А СТОИТ ЛИ, ПРОВОДИТЬ ТАКИЕ "Раськень Озксы" ). Под этносферой следует понимать информационно-энергетическое поле, возникающее с образованием этноса, и которое в дальнейшем определяет всю духовную и материальную культуру этноса, его мировоззрение, верования и традиции. Эрзяне с древнейших времен владели информацией об информационно-энергетическое поле, и с помощью Раськень Озкс подключались, и использовались ей. Чтоб не быть голословными приведем аргументы.

Ученые К.Э.Циолковский (1857-1935), В.И.Вернадский (1863-1945) и А.Л.Чижевский (1897-1945) создали учение о месте и роли человечества в биосфере и космосе. С этой точки зрения во всем, что делается на Земле, надо видеть "планетное явление космического характера".
По мысли А.Л.Чижевского, все живое на Земле пронизывается электромагнитными излучениями и некоторыми корпускулярными потоками, поступающими из космоса. Растительный и животный миры чутко и тонко реагируют на изменения колебаний космического излучения. Возникнув в непрерывном и повсеместном потоке электромагнитных и жестких космических излучений, жизнь не могла не строить свои функциональные процессы на активном их использовании.

А.Г.Гурвичем (1874-1954) понятие биополя было введено в биологическую науку, как координирующий и регулирующий эмбриональный процесс. Учение А.Г.Гурвича заключалась в том, что развитие зародыша в материнском лоне происходит по заранее установленной программе и принимает те формы, которые уже имеются в его поле. Таким образом, идея биополя имеет большую научную ценность в понимании сущности жизни. Б.С.Кузин (1903-1973) распространил принцип биополя на отношения между индивидами.

По исследованиям ученых процессы полевых (волновых) колебаний происходят у человека в центральной нервной системе, которая, образно говоря, является приемно-передающим устройством, улавливающим колебания информационно-энергетического поля. Как известно, колебательным системам присущи резонансные явления.

По утверждению физиолога А.А.Ухтомского (1875-1942), между различными нервными центрами возникают резонансные взаимодействия, которые формируются в процессе отражения мозгом окружающей действительности. Эти процессы происходят в определенном диапазоне частот, совпадающем с излучаемыми колебаниями объектов - живых и неживых, находящихся в поле восприятия органов чувств и подсознания.
Роль информационно-энергетического поля, как правило, не воспринимается человеком. Более того, мы привыкли думать, что все совершаемое нами определяется свободой именно нашей воли. Хотя в определенном диапазоне человек и обладает свободой выбора, тем не менее, выбор диктуется подсознанием, находящимся в видовом информационно-энергетическом биополе этноса и всего человечества.

Положения, подтверждающие идею этноноосферы содержатся также в работах Л.П.Гримака, А.П.Дуброва, Н.М. и Ю.Н.Ивановых, В.Н.Пушкина и др. ученых. Этноноосфера хранит память этноса, его "душу", благодаря этому этнос существует как единое целое.
Через биополя матери и близких людей мы входили в этноноосферу своего эрзянского этноса. От самого рождения и до смерти сознание человека находится в поле этноноосферы своего народа. Именно этноноосфера позволяет человеку ощутить себя своим в среде своего этноса и чужим среди людей других национальностей. Когда информационно-энергетическое поле этноноосферы перестает получать информацию от представителей этноса, то люди переходят в поле тяготения других этносов, чем расстраивают единый ритм своей этноноосферы, и поступление энергии и информации опускается ниже критической отметки, этноосфера распадается и этнос перестает существовать.

Таким образом, эрзянский Раськень Озкс является генератором, питающим этнос необходимой энергией, и именно в этом сокрыта та веская причина, по которой мы должны, не смотря ни на что, возродить свой эрзянский Озкс.

Терюшань Сергу

Н.Новгород 16. 07.2010 г.


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 539
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.07.10 07:13. Заголовок: admin сёрмады: Грам..


admin сёрмады:

 цитата:
Грамотно проведенный Раськень Озкс способен убрать все возникшие разногласия и настроить этнос на национальную идею, которая будет понятна каждому члену общества.



Я в этом не сомневаюсь. В связи с этим необходимо продумать буквально каждую деталь этого древнего обряда, все до мелочей, здесь нет ничего случайного, каждое действо носит сакральный характер.

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 72
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.07.10 09:06. Заголовок: admin сёрмады: Рась..


admin сёрмады:

 цитата:
Раськень Озкс оказывает мощное воздействие на пробуждающуюся этническую систему. Энергетическое ядро, возникающее во время проведения обряда заряжает энергией этнос. После проведения обряда возникает энергетическая связь между ее активными представителями.

У меня всегда возникало чувство по отношению к Раскень Озкс, что я чего-то недопонимаю. Как-будто смысл Раскень Озкса до конца не улавливаю, а вот прочитала эту статью и сразу всё встало на свои места. Я не знаю как другие воспримут эту статью Сергу, она очень смелая(как впрочем и всё , что он пишет), я считаю её очень актуальной и своевременной.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
volgin Andrei



Сообщение: 61
Совась мелькужос: 08.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.07.10 11:01. Заголовок: Терюшань Сергу серм..


Терюшань Сергу сермады: Мы обращаемся к людям, готовым поддержать идею создания чисто эрзянского Раськень Озкс без участия мордовского правительства, которое стремится не допустить провести сакральную часть обряда, превратить Раськень Озкс в театрализованное пустое шоу.

Сергу, значит ли это что:
1.на новом месте? В другое время? В узком кругу(без мордвы)? Тогда мы уступим свое пространство на Озксе "мордве", которая его с удовольствием заполнит. Возможность какого-никакого диалога (не только культурного, но и политического с властями и поленившимися задуматься над вопросом: А кие мон?) будет потеряна.
2. на том же месте? в тоже время? в том же составе, но без мордвы? Тогда это означает необходимость исключения участия власти из Озкса. Но ее не "исключишь" ни добровольно, ни(боже упаси)насильно. Возможность диалога так же будет потеряна.
Думаю, с "театрализованным пустым шоу" надо бороться культурной экспансией в "мордву" не затрагивая при этом ее право выбора, а идею создания чисто ВСЕэрзянского Раськень Озкс нужно крепко держать в голове и мало по-малу она реализуется в жизнь.

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 540
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.07.10 12:04. Заголовок: Но ведь возможно про..


Но ведь возможно проводить и на новом месте, в узком кругу(без мордвы) и при этом одновременно продвигать "культурную экспансию в "мордву". Одно другому никак не мешает.

Мне кажется, Раськень Озкс имеет смысл проводить исключительно с соблюдением его сакрального характера, в противном случае, это уже не Раськень Озкс, а мордовское шоу.
На мордовских шоу тоже полезно время от времени бывать с просветительско-агитационной миссией, не все мордве агитировать.

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 73
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.07.10 12:16. Заголовок: Танюш сёрмады: Но в..


Танюш сёрмады:

 цитата:
Но ведь возможно проводить и на новом месте, в узком кругу(без мордвы)

Конечно. Лучше меньше, но лучше.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
Маол



Сообщение: 76
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.07.10 14:00. Заголовок: Если уйдём на другое..


Если уйдём на другое место мордва полностью заполняет место у с. Чукалы, назовет моление всемордовский праздник "Раськень Озкс 1000 лет вместе" и тому подобное. Тут же заговорит сми о том, чтоб вся мардва на праздник приходила тогда-то и тогда-то, указатели цивильными станут тут и финно-угры "найдут" в кургане что нибудь очень интересное и без сенсации думаю не обойдется
Только вот вместо эрзян вещать с кургана будут другие люди, и кепки замазывать уже не будут...эрзянскую речь будет не слышно, зато будут те же парашютисты. А народа будет...........сколько эрзян за раз мордвою станут....и сколько мордвы эрзёй себя не почувствует....

"больше не приеду..." - так дело не пойдет.
На эрзян давили, а мы каждый раз искали новое место, уходили - до Алтая так дошли...
Как бы те времена прошли...вроде как некуда уходить - то...

"надо бороться культурной экспансией в "мордву" не затрагивая при этом ее право выбора, а идею создания чисто ВСЕэрзянского Раськень Озкс нужно крепко держать в голове и мало по-малу она реализуется в жизнь."

согласен с Андреем, это место наше как бы мордва не плясала, это эрзянский Озкс не уж-то сразу обидимся и не поедем - считай сдались и всё. Но вполне можно подумать над менее масштабным, но уже именно эрзянским, со всеми традициями, без парашютистов, без водки и пива без министров и мордовских кепок...сложно конечно...не дадут даже думать не чего...Основной Озкс мог бы как культурно просветительный, пусть мордва видит эрзян, эрзянский флаг, слышит эрзянскую речь, песни , покупает эрзянские книжки.
А второй мог бы быть нашим собственным, там бы соблюдались все традиции, и сакральный смысл, там бы эрзяне общались без этих оглушающих колонок, без мордвы, на родном языке.




эрзя Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 541
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.07.10 14:17. Заголовок: Маол сёрмады: Основ..


Маол сёрмады:

 цитата:
Основной Озкс мог бы как культурно просветительный, пусть мордва видит эрзян, эрзянский флаг, слышит эрзянскую речь, песни , покупает эрзянские книжки.
А второй мог бы быть нашим собственным, там бы соблюдались все традиции, и сакральный смысл, там бы эрзяне общались без этих оглушающих колонок, без мордвы, на родном языке.



Да, в этом есть смысл, я именно об этом и писала:
Танюш сёрмады:

 цитата:
Мне кажется, Раськень Озкс имеет смысл проводить исключительно с соблюдением его сакрального характера, в противном случае, это уже не Раськень Озкс, а мордовское шоу.
На мордовских шоу тоже полезно время от времени бывать с просветительско-агитационной миссией, не все мордве агитировать.



эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 863
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.07.10 14:27. Заголовок: Андрей, Маол, рекоме..


Андрей, Маол, рекомендую перечитать статью, так как в ней по сути есть ответы на ваши вопросы, если они (вопросы) останутся подробно отвечу на них. Сегодня мы идем в перед, а не топчемся на месте, Раськень Озкс нужно провести до 2013 г. лучше на следующий год, а 2013 г. нужно смело информационно атаковать мордву прямо там

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 873
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.07.10 00:28. Заголовок: Сергей Маньшин - эрз..


Сергей Маньшин - эрзянофоб Мордовии и Пауль Рорбах


Фамилия журналиста С. Маньшина созвучна с эрзянским Маньчинь (обманщик). Именно он, Маньчинь, поведал миру о мордовском Раськень Озксе, на который съезжаются представители многочисленных диаспор мордвы – эрзяне со всего пространства бывшего СССР. С его слов, мордовские праздники, действительно, служат выражением самобытной и богатой культуры мордовского народа, «поэтому её развитие и популяризация среди мордовской молодёжи служит благому делу возрождения этнических традиций эрзян». Более бредовой мысли, наверное, невозможно придумать, но только не для Маньшина, требуется ведь соответствовать выбранному псевдониму…

Пишет он свои грязные статейки не с чистым сердцем и благими намерениями, а явно по заказу, то есть за деньги, ведь иначе такой бред вряд ли кому придет в голову сочинять, если только преследовать цель взбаламутить ситуацию в России. Впрочем, от его писанины попахивает отхожим местом, не думаю, что бездарный журналист в реальности печётся о мордовской культуре, которой просто не существовало исторически. Странным представляется и тот факт, что статьи захолустного журналиста, к тому же оскорбляющие чувства национального достоинства эрзян, печатают на ресурсе «Сегодня. ру».

Читайте далее....<\/u><\/a>


<\/u><\/a>

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 882
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 21.07.10 15:58. Заголовок: Мой "Раськень Оз..

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 560
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 21.07.10 16:35. Заголовок: "Я, эрзянка с да..


"Я, эрзянка с далекого Челябинска, вступила на землю моих очень далеких предков, и ощутила их причастность к моему существованию на этой земле, у меня было такое очущение, что я тут жила, растила детей, плакала и смеялась, радовалась и грустила со всеми своими близкими и далекими предками..."

Люда, сюконян модас тень сёрмадовксонть кис!! живо все вспомнила, те эмоции, переживания, ту радость от встречи с родными, дорогими людьми, те незабываемые три дня. Думаю, эти воспоминания будут согревать нас всех, но хотелось бы их почаще обновлять, чаще встречаться, общаться, делать общее дело.




эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 884
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.07.10 17:09. Заголовок: Я, участница Самарс..


У них возникли незабываемые впечатления о культуре эрзянского народа.

<\/u><\/a>

Я, участница Самарского народного ансамбля «Килейне», от имени всего коллектива и представителей г.Отрадный, сел Вечканово, Шентала и других, выражаю организаторам Раськень Озкс огромную признательность.

Песенное полуводье, пестрота и буйство красок костюмов, танцы зажгли в нас чувство радости и подарили незабываемые впечатления о культуре эрзянского народа.

При зажжении Штатола—символа надежды и воли—хотелось просить прощение у предков, у тех, кому жизнью своей и памятью обязаны мы и наш народ.

От молитв захватывало дух. Коснувшись ладонью до свечи на Мааре у меня возникли мысли о решении проблем завтрашнего дня Эрзи. Жизнь словно началась с нового, чистого листа. Новые встречи, приятные знакомства, море комплиментов... На второй день по приезду домой открывались возможности в решении проблем, которые загоняли в тупик до этого светлого дня.

Такое чувство, будто Всевышние силы, духи предков только и ждали, чтобы помочь просящему. Молитва о помощи и есть ключ для расположения Инешкипаза и эрзянского народа.

Ответная Благодать спускается в ладони и на плечи просящего во всех её проявлениях с каждым прожитым днём после праздника. Это чувство только усиливается, и всё больше хочется ещё и ещё раз там постоять, подышать, послушать эту Божественную песню.

Отрадно признавать, что живую цепочку людей, взявшихся за руки, на поляну Дружбы выводили: солистка нашего коллектива Елена Мезинова и председатель общества «Лисьмапря» Кузнецов Алексей Михайлович. Наши участницы пытались корректировать движение людей, сохранять целостность этой святыни. Это большая честь для нас.

Благодаря заслуженной учительнице из Вечканвеле (Исаклинский район) Мещановой Татьяне Федоровне, была проведена помощь в пропаганде и распространении, исторической литературы о Раськень Озксе, в том числе и молитвы.

Покинув святое место и оставив горсть земли на Мааре с родного места, взяв частицу священного штатола, которую раздам близким и родным, испытываю большую гордость за эту избранность.

Путь был трудным, но мысль, что энергия духов предков и Божеств будет согревать, хранить, помогать—радует меня. Надежда на жизнь в добре, радости, свете и благоденствии уже не покинет. Эта защита идёт в ногу со мной, вместе с верой.

Светлана Сидорова, Самара


Газета "Эрзянь Мастор"

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Людмила



Сообщение: 5
Совась мелькужос: 12.12.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.07.10 17:36. Заголовок: :sm36: :sm36: :sm..


:sm36
Сюкпря ,Светлана паро валот кис!

Сюконян: 0 
Профиль
Каршо валт арасть , стр: 1 2 3 4 All [ ваномс весе]
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 8
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась