Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 897
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.07.10 23:20. Заголовок: Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)


EKN=ESN.ERZINFORM.
ЭКН=ЭСН.
Эрзянь кулянь невтемакурось
Эрзянская служба новостей.


начало<\/u><\/a>
продолжение <\/u><\/a>

<\/u><\/a>

ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ

Андрей Волгин

Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры.
Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях.
Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов.
Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!).
Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов.
Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина.
Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?!
Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им.
Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ.
Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений.
Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого.
Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию.
Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться.
Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! К Вам обращаюсь. В первую неделю июля 2010 года под Тольятти на Мастрюковских озерах пройдет очередной фестиваль бардовской песни (Грушинский фестиваль). Люди приедут со всех концов страны и мира. Уверен будут и эрзя. (Кстати, среди исполнителей авторской песни есть и эрзянского происхождения. Панюшкин, например.) Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше!



портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Каршо валт арасть , стр: 1 2 3 All [ ваномс весе]


admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 898
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.07.10 23:24. Заголовок: 23.07.2010 14:09 : ..


Меркушкин развязавший войну с эрзянским народом будет уволен

<\/u><\/a>

23.07.2010 14:09 :
Кремль хочет завершить процесс ротации губернаторского корпуса в этом году или в первой половине следующего
<\/u><\/a>
Такое мнение выразил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, комментируя возможный уход со своих постов губернатора Мордовии Николая Меркушкина и главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова. "В Кремле хотят к следующим парламентским выборам подойти с обновленным составом, с новыми губернаторами, освоившими свои обязанности и ставшими авторитетными фигурами в своих регионах. Есть разные схемы ухода губернаторов со своих постов. Одна - когда губернатор сам может определить своего преемника и предложить его центру. Есть другая схема, когда преемник не входит в команду своего предшественника и предлагается центром", - пояснил он. По мнению А.Макаркина, "в данной ситуации в Мордовии больше вероятен вариант, когда губернатор предложит кандидатуру своего сменщика. В Калмыкии, вероятнее всего, придет человек извне".


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 899
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.07.10 02:52. Заголовок: За проблемы новгород..

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
volgin Andrei



Сообщение: 64
Совась мелькужос: 08.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.07.10 07:34. Заголовок: С первого по..


С первого по четвертое июля 2010 года на Федоровских лугах, недалеко от Тольятти в первые выходные июля прошел 37-й международный фестиваль авторской песни, собравший авторов, исполнителей и поклонников жанра бардовской песни со всего мира.
Несмотря на то, что фестивали проходят каждый год на одном и том же месте ни один из фестивалей не похож на предыдущий. Официально фестиваль посвящается какому-либо памятному событию или дате. На него приглашаются известные люди в качестве гостей фестиваля. Однако, кроме официальной части для каждого приезжающего-отдыхающего фестиваль запоминается прежде всего своим неповторимым духом свободы, равенства и братства, простотой общения между людьми, составляющими, пожалуй, неофициальную сторону грушинского фестиваля. Это значит, что несмотря на свой социальный статус все равны между собой и разумно-свободны в выражении собственных взглядов. Фестиваль-особая территория, на которой можно встретить и кришнаитов и коммунистов, по-особенному выделяющих свою индивидуальность. В «Городе мастеров» можно встретить настоящих кузнецов, сработавших на твоих глазах подкову из бесформенного куска железа или слепить с ребенком из глины незамысловатую фигурку-свистульку. Можно просто вживую послушать выступающих исполнителей авторской песни, лежа на туристическом коврике-пенке всего-то в 2-3 метрах от самого исполнителя.
37-й Грушинский фестиваль запомнился постоянно повторяющимся вслух да «на полную катушку», непонятным и оттого таинственным призывом: «Володя, Володя!». Что означал этот призыв-непонятно. И еще запомнился Юрием Шевчуком на субботнем концерте, спросившим во вступлении у Горы: «Какого Володю зовут? Про какого Володю идет речь?», и певшим после этого песни про Родину, про власть и генерала КГБ… И Евгением Евтушенко, выступавшим на субботнем концерте для Горы чуть ранее Шевчука.
Для меня в масштабе узкого круга добрых друзей 37-й Грушинский фестиваль запомнился в том числе и Эрзянским Флагом…
Эрзянский национальный флаг на 37 международном (Федоровские луга) был поднят в первый фестивальный день 1 июля 2010 года вечером на «поляне Бороды» на высоте примерно 3 метров от земли. Почетная честь вознести его над лагерем досталась почти местному парню – аборигену Субаеву Саньку, который пользуясь преимуществами спортивного телосложения перед некоторыми «семейными животиками» ловко натянул веревку меж 2-х деревьев на которую и был закреплен «Эрзянь Раськекоцт».
Визуально Флаг располагался по центру лагеря (коих на Федоровских лугах было бесчисленное множество). В дальнейшем вокруг Него разместились наши палатки, а Он тоже стал гостем Грушинского фестиваля и составил общество с отдыхавшими из Тольятти, Казани, Набережных Челнов, и ребятами из Сергиевского района Самарской области.
Сам лагерь был разбит недалеко от эстрады в стороне от основных пешеходных дорожек. Однако, среди верениц танцующих под барабаны кришнаитов, одетых в ярко-пестрые сари, среди топавших строевым шагом в красных футболках с советской символикой современных комсомольцев, среди просто беспартийно-отдыхавших Эрзянский Национальный Флаг стал заметным ориентиром и связующим стержнем-частью нашего палаточного лагеря, спрятанного в зелени местных деревьев и кустарников.
Было приятно смотреть как случайные ветерки, путаясь в ветках растущих на Федоровских лугах деревьев и кустарников, несильно раскачивали Его, осторожно наполняя собой, как парус. Хорошо, если на фестивале Он был не единственный…
По ряду причин не смог отмониторить ситуацию на Мастрюковских озерах, но более или менее могу утверждать, что на Федоровских лугах был только один Эрзянский Флаг-мой. Немного грустно, но, с другой стороны, на первый раз-очень даже неплохо.
Нисколько не испортилось настроение и не обиделся за то, что ребята по ошибке называли его «мордовским». Небольшая корректировка между понятиями «мордва»-«мордва-эрзя»-«эрзя» расставили все на свои места. Молодость, здравомыслие и желание познавать "вдали от цивилизации", возможно на время, но победили штампы.
Еще немного времени и перебрав свои фамилии мы установили, что «русская» фамилия «Норкин», по своему корню-«норка» с опредеделенной долей вероятности может указывать на наличие в роду у носителя этой фамилии эрзянских корней. Еще некоторое время и абориген Субаев Санек –коренной житель Сергиевского района Самарской области с удивлением произнес: «а у меня мать-«эрзячка!?», но об этом, по его словам, он раньше как-то не задумывался: мордовка и мордовка… Еще через некоторое время у кого-то оказался польский след… Чего только не обнаружили! Душевная и по-доброму непринужденная обстановка этому способствовали весьма.
Грустно, но 4 июля 2010 года после субботнего концерта пришлось вспомнить про родные края. В 04.00 часов утра засобирался в путь, когда все только собирались спать. Сложив вещи и взглянув на Флаг решил, что пока лагерь стоит- Флаг должен быть. Негоже забирать его. Договорился, что когда лагерь свернут, то его аккуратно снимут и обязательно привезут на следующий фестиваль. Пусть это станет началом доброй традиции-собираться компанией вместе под Эрзянским Национальным триколором.
На Грушинском было классно, но все-же несколько вещей сделать не удалось. Не получилось пойти с Флагом «в народ»-Флаг был один и высоко. Не получилось поднять его на Гору и размахивать им во время концерта-Флаг был без древка, был один и высоко. Не получилось увидеть «Володю», которого все упорно искали и звали все 4 дня фестиваля. Не получилось…
Бог с ними, я уехал в полном удовлетворении от сделанного, так и не поняв, однако, про какого «Володю» кричал народ на фестивале.
Но шаг сделан. Уверен, что после моего отъезда из разных концов фестивальной поляны в утренних сумерках на всю округу еще продолжалось изредка доноситься: «Володя, Володя!». А в лагере над «поляной Бороды» в утренней дымке остался тихо развиваться бело-красно-черный Эрзянский Национальный Флаг.
Субаев Санек закрепляет флаг. <\/u><\/a>
Флаг утром
<\/u><\/a>
Флаг вечером
<\/u><\/a>
P.S. С 31 июля по 1 августа 2010 в г.Волжск Марий Эл пройдет фестиваль им. Баранова. Кто поддержит Эрзянский Флаг на Баранке?


Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 574
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.07.10 09:22. Заголовок: Молодец, Андрей! - о..


Молодец, Андрей! - отличный почин!!!

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 903
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.07.10 23:01. Заголовок: ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ И НИКА..


ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ И НИКАКОЙ ЧУДИФИКАЦИИ

Не здравый смысл, а похоть и тщета
Ведут по жизни, правят нашим миром,
И поклоняясь чуждым нам кумирам,
От истины уходим в никуда.
Пророк. Вирява

<\/u><\/a>

Пробуждающийся эрзянский этнос требует кардинального пересмотра давно устаревших взглядов, бытующих в среде эрзянского общественного движения Мордовии. Газете «Эрзянь Мастор» и Фонду «спасения эрзянского языка» пора избавиться от использования в национальной кухне мордовских специй и стать подлинно эрзянскими, потому как с каждым днем становится труднее объяснять эрзянской молодежи, как независимая общественно-политическая газета «Эрзянь Мастор» может являться детищем Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка.

<\/u><\/a>

В свете этого примечательна позиция газеты по отношению к «этнониму» мордва. Сотрудники газеты считают, что первично «мордвой» называли именно эрзянский народ. Именно по этой причине газета не опубликовала статью
«КОНЕЦ МОРДОВСКОГО ИГА ИЛИ КАК ПРОФЕССОР ОБЕСЧЕСТИЛ МОРДВУ»<\/u><\/a> (Терюшань Сергу), в которой убедительно доказывается: «Этноним «мордва» к эрзянскому народу не относится». Видимо, не верит независимая газета "ЭМ" в такой ход вещей и не хочет допускать их у своих читателей.

В номере, выпущенном в преддверие Раськень Озкса, в статье "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ НАРОДА ЭРЗЯ" сообщается: "ПУРГАЗ — выдающийся эрзянский государственный и военный деятель периода средневековья, князь (инязор) «Пургасовой Руси», национальный герой", далее по тексту приводится доказательство - выдержка из летописи, на которое и нужно обратить пристальное внимание: "В январе 1229 года эрзянские отряды под командованием Пургаза нанесли удар объединённому войску русских князей Ярослава Всеволодовича, Василия и Всеволода Константиновичей, пытавшихся присоединить эрзянские земли к Северо-Восточной Руси. «...Молодии Ярославли и Василкови и Всеволожи, утаившеся, назаутрие ехаша в лес глубок, а мордва, давше им путь, а сами лесом обидоша их около, избиша их; а иных изъимаша; бежаша в тверди, тех тамо избиша, и князем нашим не бысть кого воевати»".

Выходит, газета при всей своей эрзянской направленности, тем не менее, культивирует мордовское прошлое, и пытается оторвать эрзян от созданной ими же Руси. Похоже, не восприняли сотрудники газеты «Эрзянь Мастор» статью Александра Шаронова
«Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина»<\/u><\/a>, опубликованную здесь же - на страницах "ЭМ". Вероятно, именно поэтому и распространяли книгу "Любимая Русь и Мордва", в которой Лузгин заявляет: «Этноним «мокша» и «эрзя» вторичны по отношению к этнониму «мордвин»…Для нас это гордые и звучные слова: «мордвин», «мордва», «мордовский народ» (стр.14). На страницах этой же злополучной книги демонстрируются с глумящимся комментарием "мордва" фотографии приехавших со всей страны эрзян, тех самых, которые с 1995 года во весь голос заявляют: «Минь Эрзят! И мы не желаем быть мордвой!».

Впрочем, и сам А. М. Шаронов, видимо не выдержав натиска мордвы, решил с темы героической эрзянской Руси свернуть на угодную мордовским чиновникам финно-угорскую дорожку: в этом же номере (посвященном предстоящему Раськень Озксу) опубликовал "доработанную" статью, в которой кардинально изменил свои взгляды, и фактически пошел на поводу у Н.Мокшина, чем ввел в заблуждение не подготовленного читателя, который доверившись автору статьи поверил, что речь идет об эрзянах, хотя в источниках говорится о мокше и мордве, и нет ни одного упоминания об эрзянском народе. "Доминиканец Юлиан свидетельствует из XIII века, описывая эрзян. Он называет их язычниками, которые «… до того жестоки, что у них считается никуда не годным тот, кто не убил много людей. Если кто-нибудь у них идет по дороге, несут перед ним головы всех людей, убитых им, и чем больше голов, тем он лучше сам. Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому нельзя, кто не убил человека» (29). Герберштейн, германский посол в русском государстве в 1517 и 1526 годах в своих «Записках о московитских делах» пишет об эрзянах: «…это очень сильные люди, ибо они часто храбро отражали от себя даже разбои татар, почти все они пехотинцы, замечательны своими длинными луками и отличаются опытностью в стрельбе». Именно эрзяне и другие «робкие» финны, основатели Руси, были и являются самыми надежными и сильными её защитниками, той опорой, на которой она возвышалась и завоёвывала славу великого государства".
Неужели А.Шаронов не смог разобраться в текстах приводимых цитат, или он целенаправленно смешивает характеристику мокшо-мордвы с описанием эрзян? - ведь не нужно иметь исторического образования, нужно просто уметь читать, чтобы понять, что здесь речь идет о мордве - мокше, а все комментарии в кавычках сделаны такими бездарностями, как Н.Мокшин.
«Н.Ф. Мокшин не написал ни одного серьёзного научного исследования в области этнографии, все опубликованные им труды скользят по поверхности обсуждаемых вопросов, повторяют чужие концепции, а когда он вторгается в фольклористику - превращается в танцора, пришедшего на бал без штанов» (А.Шаронов газета «Эрзянь Мастор»).
Работы Н.Мокшина, касающиеся средних веков, являются откровенной ложью, и мы многократно об этом писали, приводя факты, но не одну из подобных статей газета "ЭМ" не опубликовала, так как они идут в разрез не только с официальной версией мордовской исторической наукой, но и с редакционной политикой «ЭМ».


<\/u><\/a>

Раськень Озкс, проведенный 10 июля текущего года, убедительно показал, что эрзяне единодушны в своем стремлении называться своим гордым именем – ЭРЗЯ. Именно в силу этого обстоятельства на раздаваемых мордовскими чиновниками кепках эрзяне жирно перечеркивали отштампованную надпись «мы мордва», заменяя ее на «МИНЬ ЭРЗЯТ». А в это же самое время сотрудники газеты "Эрзянь Мастор" распространяли компакт диски "Мы мордва" – это ли не абсурд!!

<\/u><\/a>

Молодое поколение эрзян осознало, что «мордва» – название, навязанное сверху, и, кстати сказать, не в столь отдаленные времена, а потому это лживо-условное «мордва» пришло время сбросить с себя, и, как бы не хотелось некоторым псевдоученым, мы это сделаем. НАРОД СЛЕДУЕТ НАЗЫВАТЬ ТАК, КАК ОН САМ СЕБЯ НАЗЫВАЕТ. Надеемся, с этой истиной никто не будет спорить. Как только народу начинают диктовать чужую волю, так мгновенно на этой почве возникают национальные конфликты – не потому, что народы такие плохие, а потому что любое насилие порождает ответную реакцию – противоборство. Большинство эрзян считает себя эрзянами, еще ни один про себя не сказал: мон мордва (я мордва), у нас говорят: МОН ЭРЗЯ, МИНЬ ЭРЗЯТ (я эрзя, мы эрзяне).

Есть, к сожалению, и такие, кто покупается на мордовские посулы и обещания, и продает своё гордое имя, но, не думаем, что имеют они от того большие выгоды, гораздо больше теряют – в частности, элементарное уважение к себе самим. Ни для кого не секрет, что в современной России каждый выживает, как может, в силу своих моральных понятий и материальных возможностей. Кто-то продает работодателям свой умственный потенциал, кто-то - свои физические навыки, кто-то пытается работать исключительно на себя. В попытке заработать средства для существования одни предпочитают честные способы, другие не брезгуют ничем, в том числе и противоречащими их жизненным установкам видами деятельности. Удивительно, что при этом они не испытывают угрызений совести, или, по крайней мере, стараются их не замечать, закрывают глаза, оправдывая себя жизненной необходимостью.

Однако то, что позволительно обывателю или, например, мордовскому книжному издательству, становится совершенно невозможным для человека публичного, особенно если сфера его коммерческой деятельности находится в диаметральной плоскости по отношению к общественной, идет в разрез с теми социальными функциями, которые возложены на него доверившимися ему избирателями.
И, когда сотрудники газеты «Эрзянь Мастор» продают печатную продукцию и диски явно мордовского толка, вплоть до скандально-известного издания
«Мордвась»<\/u><\/a>, это не делает им чести, зато вызывает массу удивленного непонимания и возмущения эрзянской молодежи. Акцию беспринципной распродажи мордовской продукции пытались остановить во время проведения Раськень Озкса, объясняли, убеждали, что заниматься такой коммерческой деятельность равносильно губить первые ростки эрзянского самосознания – нет, не помогло, мнение молодого поколения эрзян не было услышано, не вняли словам разума.

И вот вновь, в Лукоянове, на лотках рядом с эрзянской литературой демонстративно-вызывающе выпячиваются, рекламируются мордовские издания в том числе и с позорным именем «Мордвась» на титульном листе.
Если знать скандальную историю этого мордовского издания, то невозможно не возмутиться действиями продавцов – членов редколлегии газеты «Эрзянь Мастор». Ведь именно на страницах этой газеты высмеивалось и осуждалось это мордовское «детище» с «суперсовременным» именем, угодившим извращенным вкусам мордовских чиновников и отвечающим потребе дня. Вот отрывок из статьи Александра Марковича Шаронова, опубликованной в газете «Эрзянь Мастор» № 270 от 30.11.2007 года:
«Уверен, при жизни Г.Я.Меркушкин и В.В.Горбунов за эту самодеятельность избили бы И.И.Келина своими тростями по самым больным местам на его голове, ибо в этом увидели бы надругательство над честью и достоинством своих авторитетных имён. И.И.Келин не спросил также мнение эрзян и мокшан, обозвав их неологизмами-уродами «мордвась» и «Мордовиясь», «именами», не имеющими грамматического допуска на существование в форме именительного падежа.
«Мордвась» и «Мордовиясь» не имеют права на существование уже в силу деперсональности своих названий. Их тиражи следует сложить в огромную кучу перед Мордовским книжным издательством, облить бензином из бака нового «Мерседеса» и сжечь, ибо они оскорбляют честь и достоинство народов эрзя и мокша».

Совершенно непонятно, как после столь резкой публикации, сотрудники всё той же газеты «Эрзянь Мастор» могут заниматься реализацией этой печально-известной книги, тем самым рекламируя ее своим же читателям?!!
В статье
«МОРДВА И ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ»<\/u><\/a> (Терюшань Сергу), в которой среди прочих поднимался вопрос и о национальной принадлежности «эрзянского инязора» Алабуги, который по нашим исследованиям возглавлял татаро-мокшанское войско и сражался против эрзян. Обсудив статью с редакцией по телефону, пришли к выводу о необходимости тщательной проверки происхождения Алабуги из которого сотворил «эрзянина» мордовский историк В.Абрамов. Трудами В.Абрамова «эрзянами» стали: БАЮШ РАЗГИЛЬДЯЕВ (РАЗГИЛЬДЕЕВ), БОЛЯЕВ Акай, Мурзакайка, мурза Кайко, ЕЛУШЕВ Бажат (Пошат) — один из соратников Акая Боляева. Насколько мы были удивлены, увидев перечисленные имена в рубрике газеты «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ НАРОДА ЭРЗЯ». Так и хотелось воскликнуть в адрес «ЭМ» на сетования об отсутствии исторической науки: «Ребята ваша история написана, и находится она в толстых томах «Мордва» и «Мордвась», выпущенных мордовским книжным издательством, куратором которого является Н.Меркушкин.»

В обширной исследовательской статье, состоящей из двух частей, опираясь на работы известных авторитетных ученных, было убедительно доказано, что эрзяне - не финно-угры, но, к сожалению, редакция газеты и Фонд спасения эрзянского языка продолжают развивать финно-угорскую тематику, одним из главных идейных руководителей которой является мордовская власть, которую газета так любит критиковать. Спрашивается, а где логика?!!
Не находят логику в заявлении инязора: "мы финно -угры", и молодые эрзяне, приехавшие на эрзянский праздник, организованный Аношем Тумаем в Лукояновском районе 24.07 2010 г. Молодежь отпарировала: «МЫ ЭРЗЯ, а не финно-угры». Такой уверенный ответ молодежи, кстати, имеется логичное объяснение: "Когда информационно-энергетическое поле этноноосферы перестает получать информацию от представителей этноса, то люди переходят в поле тяготения других этносов, чем расстраивают единый ритм своей этноноосферы, и поступление энергии и информации опускается ниже критической отметки, этноосфера распадается и этнос перестает существовать
"РАСЬКЕНЬ ОЗКС КАК ГЕНЕРАТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭТНОСА"<\/u><\/a>, в этой статье, на наш взгляд, поставлены очень серьезные вопросы, касающиеся эрзянского этноса.

Не обойдем вниманием и опубликованную в "ЭМ" в рубрике "Мои впечатления…" статью эрзянской поэтессы Вирявы под названием
"Валт-мельть 2010 иень Раськень Озксось кувалма"<\/u><\/a>. Из статьи Вирявы исчез один, на наш взгляд, важный абзац: "Для проведения Раськень Озкса были направлены бюджетные средства, которые использовались по моим наблюдениям на следующие мероприятия:
1) Установка сцены для праздничного концерта и ее демонтаж по окончанию;
2) Концерт фольклорных ансамблей;
3) Предоставление и доставка до места проведения и обратно радиоаппаратуры;
4) Приобретение жертвенного быка;
5) Устройство палаточного городка;
6) МЧС, скорая помощь, милиция;
7) Питьевая вода;
8) Скамейки для зрителей, которых было явно маловато.
Возможно, что-то выпало из поля моего зрения, не обессудьте, это не сознательно, а всего лишь от недостатка информации. Но мне было бы небезынтересно посмотреть хоть краем глаза на отчет о постатейном расходовании денежных средств на проведение Раськень Озкса. И думаю, что такую информацию мордовские чиновники обязаны опубликовать, так как речь шла о значимой сумме".

«Денежный вопрос» поднят нами не случайно: общеизвестно, за деньги покупают, ...порой покупается и то, что в принципе не должно продаваться, все зависит от предложенной суммы. Именно поэтому нам давно не давал покоя вопрос: ради чего мордовская власть с ее адской машиной уничтожения эрзянского этноса финансирует эрзянский Раськень Озкс?!!

Ответ на поставленный вопрос был найден еще осенью 2009 года, и мы попытались донести до общественности суть проблемы, но не были услышаны. Публикуя данную статью, мы осознаем, что последует гнев одних и шок других эрзянских активистов. Но мы глубоко убеждены, годы исследовательской деятельности не пропадут даром: нас поддержат молодые думающие эрзяне, и в будущем ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ будет развиваться самостоятельно без какой либо чудификации с мордовскими вливаниями.


Т. Ротанова, С-Петербург

Терюшань Сергу, Н.Новгород.







Комментарии:

Статья понравилась: эмоциональна, логично, грамотно написанная, конкретна в постановке вопросов. Хотелось бы заметить от себя несколько моментов. Мордовские власти являются лишь инструментом, покорным исполнителем чужой воли, навязанной колонизаторами. Москва, вот основной носитель имперской и колонизационной идеологии, начатой ещё в 18 веке. Вопросы, заданные вами, останутся без внимания, только по одной причине. Мордовские власти, возможно и рады бы называть себя кто эрзя, кто мокша. Однако, они всего лишь исполнители, «люди государевы». Я неоднократно слышал от людей обличённых властью эту фразу времён позднего средневековья. Удивительно, с какой гордостью произносилось сие словосочетание: «мы, люди государевы». Как понимаете, это говорит о многом. Не важно, что чиновник одет в дорогой костюм, приехал на встречу в авто, в руках мобильный телефон - атрибуты века нынешнего. В голове чиновника, средневековье, замешанное на страхе перед «культурным» превосходством колонизатора.

Острые вопросы нужно задавать не только читателям твоего форума или газеты «ЭМ». Скорее всего обсуждение, должно проводиться на основных центральных площадках СМИ. Ибо история эрзянского народа, как я сейчас понял, это история не просто какого-то народа в отдельно взятой стране. Это история вообще народа России. Народа, который позабыл свои этнические корни. История эрзян, это история мировая. И необходимо рассматривать её именно в ключе глобальном, а не отстаивать приоритет обладания за некоторой частью земли: Эрзянь Мастор.

К сожалению, основной части эрзянского населения, как я понял в последнее время, по крайней мере у нас в Самаре, реальная история народа совершенно не нужна. Возможно это нормально, так как для человека на первом месте стоят проблемы личного жизнеобеспечения. Когда заниматься историей? Но скорее всего, причина в ином: эрзя и мокша совершенно обрусели. В смысле, перестали мыслить категориями народа – раське, а думают в стиле огромной массы, подвешенной во времени и пространстве, оторванные от своих корней.

ПС. "Специфика военных как профессионалов-носителей модерной власти очевидна....объясняет отсутствие дистанции между актом статистической фиксации и актом физического уничтожения признанной "вредной" группы населения. С учетом этой специфики военные модернизаторы в российском контексте оказываются не только и не столько примерными поддаными империи, стремящимся к созданию наиболее боеспособной армии, но АГЕНТАМИ НЕКОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ "ЗАПАДНОЙ" МОДЕРНИЗАЦИИ. Холквст показывает, как образование, полученное в милютинской Академии генерального штаба, непосредственное прибывание в Европе и знакомство с европейским колониализмом превратила российских военных профессионалов в трансляторов западных научных дисскурсов изучения и классификаии населения и западных колониальных практик, синтезом которых и стала формула " to count, to extract, and to exterminate (рассчитать, извлечь и истребить)".

М. Могильнер "История физической антропологии в России"

С уважением, Олег Ракшин


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 83
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.07.10 14:37. Заголовок: admin сёрмады: Проб..


admin сёрмады:

 цитата:
Пробуждающийся эрзянский этнос требует кардинального пересмотра давно устаревших взглядов, бытующих в среде эрзянского общественного движения Мордовии

По другому, я так понимаю, нужно пересмотреть свои взгляды лидерам эрзянского движения.
Первый этап работы-раскачку эрзянского народа-организаторы эрзянского движения выполнили. А именно: эрзяне получили информацию о себе. Мы поняли, что мы -народ.
Вторая часть-идти дальше-оказалась гораздо сложнее первой. Может быть это усталость, когда легче пойти на компромисс с мордовской властью, чем принципиально отстаивать свои интересы, а может быть непонимание того, что это вообще компромисс, причем губительный.
Но в любом случае в действиях некоторых лидеров общест.движения эрзян не просто отсутствует логика, а просматривается даже какое-то вредительство.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 905
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.07.10 15:50. Заголовок: Ирина сёрмады: Втор..


Ирина сёрмады:

 цитата:
Вторая часть-идти дальше-оказалась гораздо сложнее первой.



Это так. Делая следующий шаг, нужно знать куда идем, идти придется придется и все переосмыслить, даже тем кто этого так не хочет.

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Маол



Сообщение: 77
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.07.10 16:02. Заголовок: Монь мелем истямо: в..


Монь мелем истямо: васняяк теде эрявксоль кортамкс "ЭМ" нолдыцятненеь марто...
Васня кевстемкс сынст, мекс сёрмадозь ульнесь истя а лиясто, мекс нейгак микшневи "мордвась" книгась, коли эрзятне пуромить, Шароновинь кевстемкс и уж седе мейле те статьянть сёрмадмокс...
Баюш - татар, сестэ Чукал велень вакссо, мааронь ало кить "удыть"?? И удыть ли?? Татарось эрзятнень ветясь туреме губатнэнь марто, или кода?? Тынь истя кортатат, сынь(ЭМ)- лиясто Кинь кортамкась ВИДЕ??
Эрзят - те а вейке веле...вейкесь- истя, омботесь- истя..."мордватне"(офиц. - считается) - лиясто кортыть...и мезе?
Миненек эряви ве мель... лиясто калады весе.
Ато истя а пек чаркодеви...явомась - тевесь а паро. Эряви кевстемкс сынст мекс истя, мезе ёвтыть...а лиясто сынь бу умок "мордвинизаторокс" теивильть...

"...детищем Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка"

Паряк сынст редакциясь Мордовиясо, Саран ошсо ашти, паряк секс истя лемдязь?


эрзя Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 907
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.07.10 16:09. Заголовок: Город Мохша олицетво..



Последний Озкс проходил 1629 г. интервал между озксами 30- 40 лет из чего следует, что предшествующий обряд проводился ранее 1614 г., а это значит, что захоронения марийцев, удмуртов и чувашей к проведению эрзянского Раськень Озкса не имеют никакого отношения и являются выдумкой мордовской власти и подвластных им СМИ, кроме того их там просто нет и со временем это выяснится.<\/u><\/a>



Город Мохша олицетворяет собой центр распространения мусульманства в Золотой Орде. Распространение ислама связывается с ханом Золотой Орды Узбеком, которого еще называли Алабугой, именно этот «татаро-мордовский» персонаж В. Абрамов выдал за эрзянского инязора, дабы «породнить» мордву с эрзянами. <\/u><\/a>

От хана Узбека до православия только Алабуга

Первым, кто окончательно утвердил митрополичью кафедру в Москве, был некий Феогност. Как с уважением пишет Монахова, «особая заслуга нового митрополита заключалась в том, что он приобрел грамоту от хана Узбека. Он так хорошо прислуживал ордынцам, что подчиненное ему духовенство даже было освобождено от уплаты дани». Его служба заключалась в запугивании и деморализации тех, кто решался на антиордынские восстания. В частности, он проклял Псков за то, что тот поддерживал восстание в Твери.<\/u><\/a>

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 84
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.07.10 19:48. Заголовок: Маол сёрмады: Васня..


Маол сёрмады:

 цитата:
Васня кевстемкс сынст, мекс сёрмадозь ульнесь истя а лиясто, мекс нейгак микшневи "мордвась" книгась, коли эрзятне пуромить, Шароновинь кевстемкс и уж седе мейле те статьянть сёрмадмокс...

А чего ждать и зачем спрашивать? По моему и так всё понятно. Ты, Маол, стал бы на эрзянском празднике диски с названием "Мы Мордва" продавать?

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 910
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.07.10 22:55. Заголовок: Ирина сёрмады: Ты, ..


Ирина сёрмады:

 цитата:
Ты, Маол, стал бы на эрзянском празднике диски с названием "Мы Мордва" продавать?



Многие еще испытают шок узнав, что находится на дисках МЫ МОРДВА

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 912
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.07.10 23:44. Заголовок: В 1998 году небольша..


СУДЬБА ЭРЗЯНСКОГО ПАМЯТНИКА ТРАГИЧНА

<\/u><\/a>

В 1998 году небольшая экспедиция, организованная Фондом спасения эрзянского языка, в течение двух дней знакомилась с памятниками терюшевской эрзи. Наш гид, директор краеведческого музея, Николай Грязнов привел нас на историческое поле древнего эрзянского кладбища Сарлей . С особой гордостью он рассказывал, как удалось спасти исторический памятник от разрушения.
До этого поле распахивалось тракторами, то есть было в сельскохозяйственном обороте. Ныне оградили с четырех сторон рельсами с охранными табличками - помог местный умелец Сомов.
Но появились "черные копатели", и ему, директору Дальнеконстантиновского музея, с этим приходится бороться одному. Николаю Грязнову не удалось оградить памятник от алчных "археологов". Для современных дикарей, вооруженных металлоискателями, расчет прост - найти золото, а остальное их не интересует.
24 июля, в день проведения "Эрзянь Чи", на праздник в Лукоянов ехали нижегородцы, попутно завернули на это поле.
Их глазам открылась дикая картина - везде следы лопаты, лежат черепа, отдельные кости. Исторический памятник, который, между прочим, охраняется государством, стал местом бизнеса дельцов и "джельтменов удачи".
Действительно, захоронения эти очень древние, это подтверждается и находками, оставленными копателями. В частности, нижегородцы подобрали семь кованых ножей, возраст которых не менее 800 лет. Ныне они пополнили разделы музея эрзянской культуры города Лукоянова. Однако судьба эрзянского памятника трагична, и этот факт подлежит гласности.
Директор музея эрзянской культуры Николай Аношкин, для портала "Эрзянь ки"


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
volgin Andrei



Сообщение: 65
Совась мелькужос: 08.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.07.10 06:54. Заголовок: Надо постараться раз..


Надо постараться разместить статью на форуме Кладоискателей, например, www.relicvia.ru или других.

Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 914
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.07.10 12:49. Заголовок: МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ДОВЕРЯТ..


МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ДОВЕРЯТЬ МОРДОВСКИМ ПИСАНИЯМ.

Есть веские основания считать, что сегодня Мордовия тяготеет к татарам и на то есть реальные исторические причины. Мордва-мокша проживала в одной этнической общности с татарами. Ислам - прошлая религия мордвы-мокши.
Взгляните внимательно на мордовскую историю, посмотрите, как тонко мордовские лжеученые пропагандируют ислам и былое свое татарское величие.

Предлагаю вначале взглянуть на статью из татарской газеты и задуматься, кто же такой "инязор" Алабуга и хан Узбек.

"Какова предыстория создания памятника, посвященного тысячелетию Елабуги? Об этом мы попросили рассказать Альберта Зуфаровича Нигамаева, чьи находки легли в основу новой датировки.

— Альберт Зуфарович, когда возникла идея возведения памятника?.......


— Образ конного воина возник не случайно. Было предложение установить скульптуру князя. Ведь Алабуга (впереди идущий богатырь) употреблялось в значении «грозный, страшный воин». Албуга и Алабуга — распространенное имя у болгар и тюркоязычных народов Евразии. Упоминания этого имени есть и в письменных источниках. Этим именем нарекали наиболее достойных. Например, хан Узбек имел второе имя Алабуга. Болгары не давали имена городам по озерам и рыбам, а вот именами людей нарекали.

— А почему памятник назвали именем Ибрагим бен Мухаммада?

— Есть конкретное историческое лицо — правитель Волжской Болгарии Ату Исхак Ибрагим Бен Мухаммад Бен Блтвар. Он правил с 1006 по 1025-26 года. Некоторые источники связывают возникновение Алабуги именно с этим великим эмиром".
Ю. Климченко

Источник<\/u><\/a>




Взглянем на другой источник.

В.К.Абрамов заявляет: « Как показывают имеющиеся документы, почти все мордовские князья переходили в христианство из ислама, причем мусульманскими были не только мокшанские князья (их можно было посчитать мишарями или даже татарами), но и феодалы из чисто эрзянских мест, например, вышеназванные арзамасские мурзы Мустофины, или князья Баюшевы, чье эрзянское происхождение не вызывает сомнений. С учетом указания Рубука на мусульманство Мердас и более чем двухсотлетнего пребывания в составе Золотой Орды, где ислам являлся государственной религией, это явление вполне естественно» (Книга «Мордва» В.К. Абрамов стр.77).
Профессор, заслуженный деятель науки В.Абрамов, вступая в противоречие с учением Мокшина, пытается не менее безосновательно доказывать принадлежность эрзян к исламу. Взгляните на его, якобы веские, аргументы, а их два, точнее, две фамилии - Мустофины и Баюшевы.

Богдан Мустофин (20-е гг. XVII в.), арзамасский служилый татарин, мурза. Владелец земель на реке Сатис и близ деревни Токбулатовой (ныне Анда) — всего 500 четей. Участник боев против польского королевича Владислава (1618–1619 гг.).
http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=1304<\/u><\/a>
Баюшевы. Дворяне с 1613 года с поместиями в Алатырском уезде Симбирской губернии. От Баюша Разгилдеева (мишарина) (ОГДР, XIII, с. 21; XV, с. 39). Баюш образовано от татар, баю "разбогатеть" (Баскаков 1979, с. 253).

Как видим, доказательная база отсутствует и у В.Абрамова, заявления и выводы о принадлежности эрзян к Мердинис не обоснованны, голословны. Антинаучным притягиванием фактов, грубым выдергиванием из контекста грешат многие заслуженные деятели Мордовии. Фактических сведений об исповедовании эрзянами ислама в исторической науке не имеется. Эрзянская вера, фольклор, свидетельствует об эрзянской самобытной культуре и отсутствии исламского влияния.

источник:
МОРДОВСКАЯ ИСТОРИЯ СФАЛЬСИФИЦИРОВАНА
<\/u><\/a>

Взглянем внимательно на статью "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ НАРОДА ЭРЗЯ" в газете "Эрзянь Мастор", очень странно, но и здесь находится татарский след.
Уважаемые ЭРЗЯНЕ считающие современную Нижегородскую обл. бывшим Эрзянь Мастор взгляните, какие места разорял "инязор" Алабуга, вы горды, что им уничтожался наш Эрзянь Мастор ??????
Посмотрите с какой обидой пишется о изгнанных с реки Пьяна татарских мурзах, и, напротив, с величественным чувством гордости - о разгроме русских воинов. Хочется попросить у уважаемой редакции "ЭМ" разъяснений, куда же исчезли наши предки с р. Пьяна и со всей Эрзянь Мастор, и кто же такой "инязор" Алабуга (на самом деле хан Узбек), чьи проводники навели татар на русскую рать? На самом же деле проводниками были мокшо -мордовцы и отрицать это невозможно
МОРДОВСКО-МОКШАНСКАЯ ОРДА ПРОТИВ ЭРЗЯНЬ МАСТОР
<\/u><\/a>
АЛАБУГА — эрзянский инязор (князь). Место, даты рождения и смерти неизвестны. В 1368 году московское войско разбило армию ордынского князя Булат-Тимура и вошло в пределы Эрзянь Мастор. Вместо вытесненных из бассейна реки Пьяны татарских мурз здесь стали заселяться русские феодалы. По мнению П.И. Мельникова-Печерского, летом 1377 года проводники Алабуги навели через густые леса на русские рати во главе с нижегородским князем Иваном Дмитриевичем войско ордынского царевича Араб-шаха. Сражение на реке Пьяне закончилось для русского воинства трагически. «...князь Иван Дмитриевич, — как указывается в летописи, — прибежа вборзе къ реце ко Пьяне, гоним напрасно, и ввержеся на коне въ реку въ Пиану и утопе; и истопоша с ним... множество князей, и бояръ, и вельможъ, и воеводъ, и слугъ, и воинства бесчислено; а инии избиени быша. И бысть на всех ужасъ велий и страхъ многь...» Осенью 1377 года в ответ на новое вторжение нижегородцев Алабуга разорил всю правобережную часть Суздальско-Нижегородского княжества. По одним данным (П.И. Мельников-Печерский), Алабуга в этом походе погиб, по другим (М.Г. Сафаргалиев), он какое-то время являлся ваcсалом Дмитрия Донского. (газета "Эрзянь Мастор")

К слову будет подмечено, после куликовской "битвы" Дмитрий Донской, и его сын Василий I продолжали чеканить монеты с традиционной надписью "Султан Тохтамыш, да будут долгими его лета".


"Особый случай представляли приходы на Русь "салтанов (царевичей)" - родственников хана, ведущих с собой многочисленные "рати". Чаще всего они направлялись для низложения неугодного князя и представляли собой имитацию первого - батыева-нашествия. Приход татарской рати отменял легитимность князя и "переустанавливал" власть заново. Эта ситуация полной замены одной легитимности на другую путем инсценировки "завоевания" хорошо читается уже в первой рати подобного типа - "неврюевой". Образ батыева погрома воспроизводится здесь детально и в мелочах:

* собирается объединенная рать Неврюя, Катиака и Алабуги ;
* это соединенное войско разбивает в "битве велий" дружину великого князя Андрея Ярославича;
* захватывается родной город побежденного князя;
* происходит разорение занятых ордынским войском земель ("Татарове же россунувшася по земли и княгыню Ярославлю яша и дети изъимаша. И воеводу Жидослава ту убиша (...) и полон послаша и люди бе-щисла поведоша, до конь, и скота, и много зла створише отидоша". - ПСРЛ. Т. 1. Ст. 473.)".

К.и.н. доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Соловьев К.А
"Эволюция форм легитимации государственной власти в древней и средневековой Руси"<\/u><\/a>


"БАЮШ РАЗГИЛЬДЯЕВ (РАЗГИЛЬДЕЕВ). Даты рождения и смерти неизвестны. Летом 1612 года, «собрав алатырских мурз, мордву и всяких служивых людей», выступил против отрядов крымских и ногайских татар под командованием мурзы Курмаметя, которые прорвались через сторожевые линии у реки Алатырь и двигались на Арзамас. «Баюш пришёл на Пьяну реку, на Чуколы, — сообщают источники, — и тут с ногайскими людьми был бой два дни, и в деревне Чуколе в осаде сидели, а на выласках многих ногайских людей побили и переранили, да и в Ардатовском лесу в воротах был бой с ногайскими людьми, и побили ногайских людей с пятьсот человек, да у них же, у ногайских людей, убили мурзу Курмаметя, и знамя взяли, и их прогнали к озёрам, и многие от того побою ногайские люди потопли, и отгромили у ногайских людей на то деле всяких людей семь тысяч...» (Документы и материалы по истории Мордовской АССР. — Саранск, 1940, т. 1, с. 225). Разбив отряды ногайцев и крымчан, Баюш защитил тылы Нижегородского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Победой над агрессором обеспечил возможность начать освобождение Москвы от польских захватчиков. В 1614 году совместно с русскими воеводами участвовал в разгроме двадцатитысячной ногайской конницы во главе с ханом Иштеряком. Баюш был удостоен титула российского князя (1613) и поместий в эрзянских деревнях Рындино под Алатырем и Княжей (Княжья гора) под Курмышом. Получал «княжеский ясак» с деревни Нижней. При вступлении на трон Михаила Романова был пожалован русской деревней на реке Меня. С эрзянских деревень взимал только ясак. Баюш не поддерживал перенесение границы с реки Алатырь на линию Шацк — Инсар — Саранск — Симбирск и поэтому, как сообщал в одной из жалоб царю воевода Б. Хитрово, «не давал людей» для устройства засек и острогов. Баюш исповедовал мусульманскую веру. По данным И.Н. Смирнова, были крещены лишь его внуки, по А.А. Гераклитову, — сыновья Ибран и Кипкай, принявшие соответственно имена Пётр и Данила. Потомки Баюша владели поместьями в Алатырском, Курмышском и Галицком уездах. Впоследствии некоторые ветви рода приняли фамилии Богдановых и Чепкуновых. Старшая линия сохранила фамилию Баюшевых. В начале XIX века, по просьбе прямых потомков князя Баюша, им был дан новый герб, хранящийся ныне в Государственном архиве Ульяновской области". (Газета "Эрзянь Мастор")

Однако газета не ограничивается перечислением исторических персоналий татаро -мокшанской знати, на этом "татарский след" не обрывается, а тянется далее - так лауреатом премии им.А.П.Рябова 2009 года Фонд "спасения эрзянского языка" назначает Ирека Дамировича Биккининна, «Азатлык» («Свобода») корреспондент радиостанции, редактор «Татарской газеты» .
Прочтите выдержку из газеты, может быть, вы поймете, за что присуждена премия, лично нам пока не понятно:

Биккинин Ирек Дамирович родился 25 марта 1956 года в с. Татарская Тавла ныне Лямбирского р-на Мордовии, в семье служащих. Татарин. Журналист, общественный деятель, член Союза Журналистов России (1997). Окончил Мордовский государственный университет: факультеты — механизации сельского хозяйства (1982), филологический (1990). В 1972-82 – крутильщик Саранского кабельного завода, тракторист, инженер, слесарь, бригадир тракторной бригады, электрик совхоза им. Чапаева Лямбирского района; 1982-92—инженер-конструктор, начальник отдела маркетинга Саранского экскаваторного завода; 1992-97—заместитель директора консультативно-внедреич. фирмы «Опыт». С 1997 г. - главный редактор «Татарской газеты». Один из руководителей общества татарской культуры «Якташлар» (с 1991 г.). Автор статей по истории и культуре мишарей и проблемам ислама. Составитель первого в Мордовии сборника фольклора мишарей «Рэхмэт, эни!» («Спасибо, мама!», 1996), сборника стихов X. Такташа «Возвращение на родину» (2000). Редактор первой в мире татарской электронной газеты в Интернете (1999) с текстами на татарском, русском и английском языках. Удостоен звания «Татарин года- 2001». (Газета "Эрзянь Мастор" №327 от 13.04. 2010 г.)

На наш взгляд комментарии излишни...

Зададимся вопросом, который несколько лет назад задавал яркий деятель эрзянского народа Эрюш Вежай


"Почему эта Ложь появилась именно сейчас? Кому она нужна? Будет ли когда-нибудь написана настоящая «История Эрзянь Мастор и эрзянского народа»? А может, она уже написана, и только ждёт возможности публикации?

До тех пор, пока эрзянскую историю будут писать только инонациональные историки, Эрзя народ будет беззащитен перед подобными «историческими открытиями». Эрзянскую историю должны писать эрзяне. Эрзянскому народу нужны эрзянские историки. Только тогда даже такая большая Ложь со многими нолями не будет опасна".
"Эрзянскому народу нужны эрзянские историки" Эрюш Вежай газета "ЭМ".

Эрзянам еще нужна своя история или уже устраивает татаро-мокшо -мордовская летопись "Мордвась" ???

Терюшань Сергу
Н.Новгород 28. 07. 2010 г.


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 580
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.07.10 13:52. Заголовок: На мой взгляд, приве..


На мой взгляд, приведены очень убедительные аргументы, доказывающие тюркские корни Алабуги, арзамасского мурзы Мустофина и князей Баюшевых. Напрашивается вывод, что Алабуга не мог быть эрзянским князем - инязором. А история, которую нам преподносят в качестве официальной, на самом деле является зеркальным отражением реальной истории, то есть с вероятностью всё наоборот.
Вопрос, на котором статья обрывается, повисает подобно дамоклову мечу, от него просто "мороз по коже".
Сергу, очень-очень сильная статья!!! Мельзэм пек тусь!!!


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 85
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.07.10 14:46. Заголовок: admin сёрмады: так ..


admin сёрмады:

 цитата:
так лауреатом премии им.А.П.Рябова 2009 года Фонд "спасения эрзянского языка" назначает Ирека Дамировича Биккининна,

Скажите, пожалуйста, Фонд спасения эрзянского языка чем занимается?( Я никого не хочу обидеть этим вопросом.) И на какие средства он существует?

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 915
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 09:40. Заголовок: Эрзянская поэтесса Маризь Кемаль поддержала идею создания независимого от властей Мордовии Раськен

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 86
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 20:43. Заголовок: На форуме волшебники..


На форуме волшебники есть или нет?! Когда дождик будет?

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 917
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 20:51. Заголовок: Тейтерькат!! Мон эрз..


Тейтерькат!! Мон эрзянь ведун))) Истямо эряви??

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 87
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 20:54. Заголовок: Истямо, истямо! Мейс..


Истямо, истямо! Мейсь те шкамс чатьмунить?! Тейть миненек пиземе. Моне пирьгине марто.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 919
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 20:56. Заголовок: Нейке пиземень терьг..


Нейке пиземень терьгемс эряви пурнамс Озкс саемсм кедстэ кедьс ды вешемс пиземне, ансяк эряви эрямс эрзянь мельсэ

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 88
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 21:03. Заголовок: Ну вот! Эзинек кенер..


Ну вот! Эзинек кенере радувамо, миненек , тейтерькатнене, мерсть "арась". Эрзянь ведунтнэ кодат!

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 920
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 21:09. Заголовок: Илядо аварде эрзянь ..


Илядо аварде эрзянь тейтерькат, кучи тенк пазось пиземне тарго чистэ, учеде!!!))

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Людмила



Сообщение: 18
Совась мелькужос: 12.12.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 21:10. Заголовок: Коли алтыть,валот ки..


Коли алтыть,валот кирдик!!!!!!

Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 921
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 21:13. Заголовок: Людмила сёрмады: Ко..


Людмила сёрмады:

 цитата:
Коли алтыть,валот кирдик!!!!!!




Кадык карми истя!!!! Пазось минек марто!!

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 1 
Профиль
Virjaz



Аволь мелькужонь ломань
Совась мелькужос: 01.01.70
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 21:35. Заголовок: admin сёрмады: Эрзя..


admin сёрмады:
[quote]Эрзянская поэтесса Маризь Кемаль поддержала идею создания независимого от властей Мордовии Раськень Озкса. [/quot

она об этом знает?

Сюконян: 0 
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 922
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 21:37. Заголовок: Virjaz сёрмады: она..


Virjaz сёрмады:

 цитата:
она об этом знает?



Виряз что за провокационный вопрос???

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Virjaz



Аволь мелькужонь ломань
Совась мелькужос: 01.01.70
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 21:50. Заголовок: admin сёрмады: Виря..


admin сёрмады:

 цитата:
Виряз что за провокационный вопрос???



зачем так серьезно? Удивительно, как люди на форумах (имеется в виду все) чуть ли ни душу выкладывают. А по сути как можно решать вопросы, что то предлагать, строить планы - не зная людей. не сторонник я виртуального общения, но некоторые выражения не оставляют безучастным даже меня.

Течи Кемаль марто кортынь, аволь васоло сонзе марто эрян и сберкассасо вастовиник, а евтан что сон палы тень тевса, во всяком случаи в настоящий момент.

Сюконян: 0 
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 923
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 22:10. Заголовок: :sm36: ..




портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 582
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 22:36. Заголовок: admin сёрмады: Тейт..


admin сёрмады:

 цитата:
Тейтерькат!! Мон эрзянь ведун))) Истямо эряви??



И ведь наколдовал)) - в Питере гроза, дождь!!!

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Людмила



Сообщение: 19
Совась мелькужос: 12.12.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.07.10 22:42. Заголовок: ОООО!Кирдизиэрзянь в..


ОООО!Кирдизи эрзянь ведунсь валонзо.

Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 928
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.07.10 10:34. Заголовок: Открытие. Эрзянские..



Открытие. Эрзянские прялки не похожи на прялки уральцев.



Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением<\/u><\/a>

<\/u><\/a>






портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 585
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.07.10 14:50. Заголовок: admin сёрмады: Откр..


admin сёрмады:

 цитата:
Открытие. Эрзянские прялки не похожи на прялки уральцев.



А кого можно считать уральцами? в ссылке, насколько я поняла, речь идет исключительнол об эрзянских (русских) прялках))
Очень впечатлили вологодские, архангельские прялки - и рисунками, и резьбой. Рисунок на мезенской прялке просто волшебный.
Кстати, обратите внимание на названия: Вологда, Мезень, Каргополь - названия-то сплошь эрзянские))

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Людмила



Сообщение: 20
Совась мелькужос: 12.12.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.07.10 17:04. Заголовок: admin сёрмады: Кады..


admin сёрмады:
Кадык карми истя!!!! Пазось минек марто!!

Ялгат,карматадо ракамо,а эрзянь колдунось и алкукс ули.........минек ансяк ульнесь истямо пиземе..........

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 587
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.07.10 17:16. Заголовок: Людмила сёрмады: ми..


Людмила сёрмады:

 цитата:
минек ансяк ульнесь истямо пиземе..........



эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Ирина



Сообщение: 90
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.07.10 18:59. Заголовок: Сегодня, добираясь н..


Сегодня, добираясь на работу в общественном транспорте, обратила внимание на трёх подростков южной национальности, лет 14-15. Они держались кучкой и неторопливо разговаривали на родном языке. Не могу сказать, что окружающим это нравилось.Привычка того, что в общественных местах принято разговаривать только на русском языке, брала вверх. А мне бросилось в глаза то, с каким достоинством держались эти ребята.
Судя по их поведению, я сделала вывод, что эти дети родились уже здесь, в России. И чувствовали они себя гражданами России. Но вместе с тем сохранили свою индивидуальность. Их разговор-невызывающий и спокойный, их сдержанность по поводу освободившегося места. Никто из них не бросился его занимать, ведь рядом стояли женщины.
Не знаю почему, но я порадовалась за них, и мне было приятно слышать их журчащую , спокойную речь. Об одном я думала в этот момент. Ни разу, нигде в своей жизни я не встретила таких ребят, так же спокойно и деловито разговаривающих, в куче народа, на эрзянском языке. И желала им в душе одного-не изменять в будущем своим соплеменницам, женившись на представительницах других наций, иначе вряд ли их дети будут так же свободно и легко разговаривать на языке своих предков.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 931
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.07.10 19:43. Заголовок: Путин: «Главам реги..


Путин: «Главам регионов стоит подумать об отставке»

Н.Новгород объят дымом.

<\/u><\/a>

Об этом премьер-министр заявил сегодня во время визита в Выксунский район, объятый лесными пожарами.

Сегодня Владимир Путин побывал на месте сгоревшей дотла деревни Верхняя Верея в Выксунском районе Нижегородской области. Он прошел по выжженному селению, где не осталось ни одного дома и даже каменные строения выгорели полностью. В беседе с жителями Верхней Вереи Путин сообщил, что пострадавшим от природных пожаров будет выделено по 100 тысяч рублей на человека из федерального бюджета и по 100 тысяч — из регионального.

Жители отмечали, что очень надеются на помощь властей. Об этом сообщается на сайте премьер-министра.

«Просим федеральной помощи, чтобы восстановить деревню», — сказала одна из жительниц сгоревшего села. «Все делается для того, чтобы вам помочь. Я хочу вам сказать, что вы услышаны, — заявил Путин. — До зимы все дома будут стоять. Я обещаю вам: деревня будет восстановлена».

В ответ на замечание одного из жителей, что «из этих головешек ничего не построить», Премьер сказал: «Из головешек не будем строить — будем строить новые дома. Оценим, сколько нужно денег на восстановление жилья, будем исходить из средней стоимости одного квадратного метра в регионе. Мы перечислим деньги в губернию, они наймут компании». Премьер сообщил также, что средства будут выделены на два направления — на строительство самих домов и на инфраструктуру.

«Мы Вас просим проконтролировать», — обратились к Путину жители. Жители пожаловались премьер-министру на то, что региональные и местные власти не справились со своими обязанностями, и просили разобраться в ситуации. Премьер пообещал разобраться и дать оценку действиям должностных лиц. «Следственные органы соответствующие расследования проведут, — сказал он. — Прокуратура даст оценку действиям каждого должностного лица».

Напомним, что 27 июля Путин провел селекторное совещание с главами регионов, где губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев отказался от всякой помощи в тушении лесных пожаров.


Как сообщалось ранее, в Выксунском районе полностью сгорели 3 населенных пункта — село Верхняя Верея, деревня Шернавка и деревня Тамболес.

Частично пострадали еще 3 населенных пункта — деревни Семилово (сгорели 25 домов), Барковка (сгорели 120 жилых домов) и Кавлей (сгорели 15 жилых домов).

Подробнее:
http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/52/4191719/<\/u><\/a>

Подробнее:
http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/52/4190160/<\/u><\/a>


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 935
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.07.10 20:42. Заголовок: ­http://s53.radikal.r..


*PRIVAT*

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 592
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 31.07.10 00:20. Заголовок: "Важность пряден..


"Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на "пряху" и "непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету - изба "пряха"; если печь помещалась слева от входа - изба "непряха")."

Прочитала этот текст и задумалась, а что скрывается за названиями изб "пряха" и "непряха"? у моих родственников печи располагались справа от входа, я думала, что это общепринятое расположение. От чего тогда зависело месторасположение печи? было ли это случайным выбором или все-таки соблюдались какие-то традиции?


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 940
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 31.07.10 09:20. Заголовок: Нижегородская обл. в..


Нижегородская обл. в южных районах страдающих засухой вчера вечером прошли дожди

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
Профиль
Каршо валт арасть , стр: 1 2 3 All [ ваномс весе]
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 5
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась