Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 897
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.07.10 23:20. Заголовок: Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)


EKN=ESN.ERZINFORM.
ЭКН=ЭСН.
Эрзянь кулянь невтемакурось
Эрзянская служба новостей.


начало
продолжение



ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ

Андрей Волгин

Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры.
Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях.
Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов.
Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!).
Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов.
Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина.
Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?!
Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им.
Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ.
Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений.
Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого.
Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию.
Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться.
Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! К Вам обращаюсь. В первую неделю июля 2010 года под Тольятти на Мастрюковских озерах пройдет очередной фестиваль бардовской песни (Грушинский фестиваль). Люди приедут со всех концов страны и мира. Уверен будут и эрзя. (Кстати, среди исполнителей авторской песни есть и эрзянского происхождения. Панюшкин, например.) Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше!


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 2 
Профиль
Каршо валт - 217 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]


Танюш
Вирява.




Сообщение: 1956
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Кучозь: 09.11.11 06:10. Заголовок: ЭРЬЗЯ И ПРОБЛЕМА ПЕР..


ЭРЬЗЯ И ПРОБЛЕМА ПЕРВИЧНОСТИ

...Глазам свет уже не к чему был. Прямо предо мной, на любовном ложе лежала женщина. Лежала живой, со всеми признаками жажды удовлетворения вечного материнского инстинкта, на котором держится жизнь… Лежала живой, но из бетона. Я на неё смотрел, и всё во мне трещало. Стёкла дрожали от моего тяжелого дыхания, но участливая старушенция уже не вмешивалась. Боль в колене стала приводить меня в чувства. Начало доходить; и я осторожно, не отрывая взгляда, приподнялся. Отойдя на шаг, увидел, что всё тело охвачено мелкой дрожью, а над ним, заманчиво клубясь, полыхают волны натурального, женского тепла… Чуть сбоку, на постаменте скромная табличка сообщала, что художник назвал эту композицию «Страсть»…


Я ещё долго стоял, греясь и плавая, в восходящих потоках страсти к жизни. Про поезд забыл. Забыл про командировку, про старушку, про шнурки, про империализм с коммунизмом…

Я, как оказалось, начинающий писатель и пожилой человек. Живу на Украине, в Запорожье. Ничего уже не прячу - понял, что в этом нет смысла - люди всё равно видят по-своему. На старости лет потянуло на философию, и одним из толчков, как понял позже, стал С. Эрьзя. В 1986 году попал в его музей, и с тех пор он не выходит из головы... Я по сей день горжусь, что был в музее С.Эрьзя, горжусь и им...

С уважением, Иван Пелеван.


Подборка к 135-летию со дня рождения Степана Эрьзи:
http://www.erzan.ru/news/stepana-erzi-imja-ne-zabyto-k-135-letiju-so-dnja-rozhdenija-genija-rezca


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 1973
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.12.11 21:24. Заголовок: Эрзянь морыця ВЕРА П..


Эрзянь морыця ВЕРА ПРОХОРОВА - КАЯЦКАЯ, солистка Государственного ансамбля русской музыки и танца «САДКО»



В Центральном Доме учёных города Москвы 8 декабря 2011 года состоится концерт заслуженной артистки Республики Мордовия, солистки Государственного ансамбля русской музыки и танца "Садко", члена правления региональной общественной организации «Эрзянь вайгель» Веры Прохоровой-Каяцкой. Солисты - заслуженные артисты России ВЕРА И СЕРГЕЙ КАЯЦКИЕ. Большой зал Дома учёных – 19:00 Билеты в кассе

Вера Ивановна Прохорова родилась в селе Пилесево Атяшевского района МАССР. В 1985 году окончила Козловскую среднюю школу. В 1992 году закончила РАМ имени Гнесиных по специальности "исполнитель народных песен, преподаватель"(класс заслуженной артистки России С.К. Игнатьевой). Обучаясь на четвертом курсе РАМ имени Гнесиных, была принята на работу в Государственный академический ансамбль "Россия" под руководством Народной артистки СССР Л.Г. Зыкиной в качестве вокалистки. Вместе с ансамблем "Россия" объехала с гастролями множество областей и городов России, также неоднократно выезжала за рубеж. В 1995 году Вера Ивановна была принята на должность солистки-вокалистки в Государственный ансамбль русской музыки и танца "Садко". За свои сольные выступления по городам России награждена: благодарственными письмами от Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской, Курской, Самарской, Смоленской областей за содействие в развитии культурного уровня УЧС; почетными грамотами за активное участие в культурно-шефской работе органов внутренних дел Курской, Смоленской, Самарской, Магаданской, Кировской, Тверской, Тульской, Рязанской областей и Республики Коми; Почетной грамотой за высокое исполнительское мастерство и большой личный вклад в дело укрепления творческих связей и дружбы между народами России и Белоруссии. В репертуаре Прохоровой кроме русских народных песен и романсов, также представлены песни отечественных композиторов - Г. Пономаренко, И. Блантера, М. Фрадкина, Л. Афанасьева, И. Дунаевского, А. Стогова, В. Темнова и других авторов. Записан сольный диск. Она также исполняет песни на эрзянском языке. Вера Ивановна Прохорова награждена Почетной грамотой Губернатора Московской области и Знаком Губернатора Московской области "Благодарю".

Концерт Веры Прохоровой состоится по адресу: Пречистенка, д. 16, станция метро «Кропоткинская». Билеты продаются в кассе Дома учёных.
Москвичам и гостям Москвы рекомендую сходить на концерт Веры Прохоровой, её исполнение и репертуар достойны самых высоких похвал. Надеюсь, что прозвучат и песни на эрзянском языке - родном языке Веры Ивановны.



эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2005
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Кучозь: 20.12.11 21:04. Заголовок: ДЕНЬ МАСТОРАВЫ - 21 ..


ДЕНЬ МАСТОРАВЫ - 21 Ацамков - Масторавань чи (День Матери-Земли)
25 Ацамков -Чинь Раштамо (День Рождения Солнца)

ПОКШ ЧИТЬ МАРТО!




Приближающиеся Новый год и Рождество у меня ассоциируют с сосной - так как именно сосну, а не ёлку, принято было водружать дома и украшать в нашей семье. Возможно, поэтому и пришло на ум сравнить звучание эрзянского имени сосны ПИЧЕ с звучаниями на других языках. И вот, что из этого вышло...

Читать полностью:
http://www.erzan.ru/news/mastoravan-chi-den-materi-zemli-i-chin-rashtamo-den-rozhdenija-solnca-poksh-chit-marto


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2013
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.12.11 21:55. Заголовок: ПОСЛЕСЛОВИЯ К ГОДУ У..


ПОСЛЕСЛОВИЯ К ГОДУ УХОДЯЩЕМУ

...Попробуем ответить на следующие вопросы. Государство полностью коррумпировано? Да. Нынешняя власть преступна, антинародна? Да. Пора что-то менять? Пора, но не по тому сценарию, что нам навязывают. Менять – это разрушить одну систему и построить новую. Когда система рушится, она сразу, неизбежно стремится к новому состоянию равновесия. Новую систему построит тот, кто лучше подготовит состояние притяжения. Новую систему нужно готовить заранее. Во время перестройки системы сделать ничего уже нельзя.

Сейчас рушат систему. Какие есть возможные состояния равновесия, кроме нынешнего? Кем они подготовлены? Только одно! Его готовили враги. Многие годы. Единственный результат дестабилизации системы сегодня неизбежен! Это разрушение остатков наследия советской империи. Наследия, за счет которого мы сейчас живем! Мы будем полностью оккупированы. Мы давно наблюдаем с высоты бывшей империи за союзниками. Видели беззащитность Югославии, «глупость» украинцев, грузин, ливийцев. Верим, что могли им помочь? Верим что мы умнее их? После этого пойти по их пути, последовать их ПРИМЕРАМ?!..

http://www.erzan.ru/news/poslesloviya-k-godu-ukhodyashchemu


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2015
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.12.11 23:00. Заголовок: Рисксэв куля. Трагич..


Рисксэв куля. Трагическое известие:

29 декабря, после тяжелой продолжительной болезни, скончался Терюшань Сергу (Туршатов Сергей Кузьмич) - создатель эрзянского Интернетпортала «Эрзянь ки», председатель исполкома эрзянского Инекужо(Конгресса), публицист, активный защитник эрзянской национальнойкультуры.



http://www.erzan.ru/news/risksjev-kulja-tragicheskoe-izvestie-29-dekabrja-posle-tjazheloj-prodolzhitelnoj-bolezni-skonch


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2016
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Кучозь: 01.01.12 15:58. Заголовок: 2011-ый – один из че..


2011-ый – один из череды оставшихся в прошлом лет, год надежд, год потерь – один из тех многочисленных, которые останутся в истории человечества. Старый Год - Ташто Ие, ещё доживает свои последние мгновения: до 14 января ещё будет тянуться шлейф прошлого года – Ютась Ие.
Ютась ие уходит вместе с кончиной Сергу Терюшань: таким мы и запомним прощание с ним - на самом исходе 2011 года. Ощущение, что целая веха осталась позади, а впереди - Новая Жизнь.

С тревогой и надеждой мы обращаем взор в год 2012. Каким он будет для нас, для нашей Родины – Земли по имени РАСЬСИЯ? – исконной Земли серебряно-древнего Рода РАСЬКЕ-НАРОДА = РУССКОГО НАРОДА. Станет ли он судьбоносным? – безусловно, потому как каждый новый год - ОД ИЕ, привносит с собой нечто новое. Жизнь=эрямо не стоит на месте, она течёт как наша великая река = Инелей, река солнечного бога РА, которому поклонялись наши славные предки – богу-прародителю, созидающему богу-творцу.

Наши мудрые эрзянские предки знали, кому и чему мы обязаны своей жизнью, именно поэтому они и молились СОЗИДАЮЩЕМУ НАЧАЛУ, РОЖДАЮЩЕМУ СВЕТ И ЖИЗНЬ.

Наша Родина стоит на пороге перемен – все это с особой остротой ощутили в последний месяц, в декабре 2011 года. Так пусть эти перемены будут созидательными. Будущее требует СОЗИДАНИЯ, довольно разрушать, НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ СПЛОЧЕНИЯ И СОЗИДАНИЯ ВО ИМЯ РАСЬСИЙСКОГО БУДУЩЕГО.

Знайте: все, кто прогнозирует распад РАСЬСИИ, ошибаются. Этому не бывать! Мы не должны допустить этого, ибо растаскивание на части, распад - это не путь созидания, это путь разрушения, уничтожения РАСЬСИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Да, мы, эрзяне, осознаем свою национальную самобытность, и одновременно каждый из нас ощущает себя неотделимой частью РАСЬСИЙСКОГО НАРОДА = РАСЬКЕ, истоком которого мы являемся. Чтобы река была полноводной, следует оберегать исток. Многочисленные притоки пополняют собой русло Великой Реки ИНЕЛЕЙ-ВОЛГИ, точно также многочисленные народы своей сплоченностью и содружеством укрепляют РАСЬСИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО – лишь так, и никак иначе!

Помните, что самоназвание РУССКИЕ свой исток берёт от нашего родного РАСЬКЕ =НАРОДА С БЕРЕГОВ РЕКИ РА, народа, поклоняющегося СОЗИДАЮЩЕМУ НАЧАЛУ.

РАСЬСИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО БУДЕТ ЖИТЬ И ПРОЦВЕТАТЬ – ТАК ЖЕЛАЮТ НАШИ ЭРЗЯНСКИЕ БОГИ-ПРЕДКИ.

И мы будем следовать их заветам.

ОД ИЕ МАРТО!!!




http://www.erzan.ru/news/od-ie-marto-rassiiskoe-gosudarstvo-budet-zhit-i-protsvetat-%E2%80%93-tak-zhelayut-nashi-erzyanskie-bogi


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2020
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Кучозь: 07.01.12 18:56. Заголовок: Роштува марто, эрзят..


Роштува марто, эрзят ды весе паро ломатне!!!
Арсятано уцяска и шумбрачи! Кши, сал, да паро вал!

Вадря эрямо ды од изнявкст!

Валдо мельть ды паро тевть!





http://www.erzan.ru/news/roshtuva-marto-arsjatano-ucjaska-i-shumbrachi-kshi-sal-da-paro-val


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
cyber



Сообщение: 1
Совась мелькужос: 10.01.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 10.01.12 18:12. Заголовок: манголы! людоеды! шакалы! что ещё можно сказать.


Монах Юлиан рассказывает о мордвинах:
" это - язычники и настолько жестокие люди, что у них
тот человек, кто не убил многих людей, ни за что не
считается; и когда кто-либо идет по дороге, то перед ним
несут головы всех убитых им людей, и чем больше голов
перед кем несут, тем выше он ценится. А из голов
человеческих они делают чаши и особенно охотно пьют из
них. Тому, кто не убил человека, не позволяют жениться.
(Доминиканец Юлиан о Монголо-Татарии)

Сюконян: 0 
Профиль
КВЕДОР
Мелькужонь ломань


Сообщение: 66
Совась мелькужос: 27.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 10.01.12 21:10. Заголовок: cyber сёрмады: ман..


cyber сёрмады:

 цитата:
манголы! людоеды! шакалы! что ещё можно сказать.


Кто ж тебя так обидел, сердешный?

Сюконян: 0 
Профиль
ТУЗУР
moderator


Сообщение: 41
Совась мелькужос: 16.05.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 11.01.12 09:10. Заголовок: cyber сёрмады: Заг..


cyber сёрмады:

 цитата:
Заголовок: манголы! людоеды! шакалы! что ещё можно сказать.


Хорошая самооценка!!! Это ты о себе любимом написал. К врачу и немедля
Откуда ж ты такой дремучий? Что всякий бред выносишь!!!

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2038
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.01.12 19:48. Заголовок: КОДА УШОДЫТЬ МААР...


КОДА УШОДЫТЬ МААР. Как зачинали маар. Аношонь Тумай

...Как зачинать маар? Я не знал, вплоть до определенного момента, когда интуитивно все пошло согласно древнему ритуалу. Палило вовсю полуденное солнце. Повинуясь инстинкту, поднял руки навстречу слепящему диску, короткая молитва на благословение Инешкипаза - мне предстоит от имени всего своего эрзянского народа зачать древний кой, определить земную сферу Ра. А людям, которые завтра придут возлагать маар, качественно новую жизнь...

Читать полностью:
http://www.erzan.ru/news/koda-ushodyt-maar-kak-zachinali-maar



эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Сыресь



Аволь мелькужонь ломань
Совась мелькужос: 01.01.70
ссылка на сообщение  Кучозь: 24.01.12 15:17. Заголовок: КОДА УШОДЫТЬ МААР. Как зачинали маар


Шумбрат уледе, ялгат! А содан кие ютавтызе эрзянь кельс Аношонь сёрмадовкссонть лемезэ, арсян аволь сонсь Тумай. Тесэ ули ильведевкс. Как зачинали маар - те ютась шка. Кода ушодыть маар, ютавтови рузонь кельс - Как зачинаЮТ (начинаЮТ, подготавливаЮТ, готовЯТ) маар. Бути ютавтомс эрзянь кельс "Как зачинали маар" ули "Кода ушодынек мааронть, Кода ульнесь ушодозь маарось, Кода ушодсть мааронть". Выбор за автором. Как зачинать - кода ушодомс. Кода анокстамс - Как подготовить.

Сюконян: 0 
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2039
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.01.12 08:03. Заголовок: Сыресь сёрмады: А с..


Сыресь сёрмады:

 цитата:
А содан кие ютавтызе эрзянь кельс Аношонь сёрмадовкссонть лемезэ, арсян аволь сонсь Тумай.



Сыресь, представляешь, это сам Николай Иванович (Аношонь Тумай) и прислал эту статью - именно в таком виде, в каком она размещена на Эрзянь ки.
С эрзянского языка её никто не переводил, так как статья была прислана на русском языке, а заглавие статьи Николай Иванович дал на двух языках.

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 1 
Профиль
КВЕДОР
Мелькужонь ломань


Сообщение: 73
Совась мелькужос: 27.03.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.01.12 11:17. Заголовок: Танюш сёрмады: Сыре..


Танюш сёрмады:

 цитата:
Сыресь, представляешь, это сам Николай Иванович (Аношонь Тумай) и прислал эту статью - именно в таком виде, в каком она размещена на Эрзянь ки.
С эрзянского языка её никто не переводил, так как статья была прислана на русском языке, а заглавие статьи Николай Иванович дал на двух языках.


Оконфузился Сыресь! Бывает, когда начинаешь ВЕЩАТЬ. Оказывается, не Танюш...

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2045
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.01.12 10:44. Заголовок: СИМПТОМЫ ОПАСНОЙ Б..


СИМПТОМЫ ОПАСНОЙ БОЛЕЗНИ



...Шли годы. В повествованиях о деятельности музея часто звучало слово «впервые». Впервые именно музей поднял вопрос культовых памятников и их восстановления, проведения обрядовых праздников.
Создание первого этнокультового музея в лесу, около деревни Березовка.
Экспедиции, публикации, и снова восстановление памятников: родник, «Лугакужо». Культовые межрегиональные праздники.
Строительство и открытие памятников, открытие памятных знаков, мемориальных плит.

Читатель может подумать, что музей хорошо финансируется, а на деле как раз наоборот. Ни рубля на работу эрзянского музея. Если районная культура постоянно подпитывается деньгами на все календарные мероприятия, то музею демонстративно не дают. В Лукоянове администрация района создало «общественное» движение «Наш край Лукояновский», эта показушная организация и ее руководители по сей день клеймят музей «симптомами» опасной болезни. Краеведческий музей стал их базой, в противовес эрзянскому музею, наполняют его клерикальной информацией, создают вокруг него «дутый» ореол работы...

Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/simptomy-opasnoi-bolezni


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2056
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 06.02.12 07:57. Заголовок: ПАМЯТИ ТЕРЮШАНЬ СЕРГ..


ПАМЯТИ ТЕРЮШАНЬ СЕРГУ

40 дней назад окончил свой земной путь лидер эрзянского национального движения, яркий представитель молодого поколения эрзян Сергу Терюшань, Туршатов Сергей Кузьмич. Словно зная, что судьбой ему отпущен столь короткий срок, он торопился жить. По роду своей профессиональной деятельности, Сергей благоустраивал дома для людей. Как глава большой семьи, он растил троих детей. Но главным делом его жизни стало возрождение большой семьи – Эрзянь Раське, нашего древнего эрзянского народа.

В свободное от основной работы время и на собственные средства Сергеем Туршатовым был создан культурно-образовательный Интернет-портал «Эрзянь ки», где им были собраны и ныне доступны для изучения десятки уникальных материалов по истории, культурологии, лингвистике и археологии древней земли Эрзянь Мастор – современной России, ждущие своих исследователей.

Сергу останется в нашей памяти как яркий общественный деятель, историк и публицист. Именно благодаря его усилиям в июне 2009 года удалось организовать и провести III-ий Конгресс эрзянского народа, на котором самым активным образом обсуждались вопросы сохранения эрзянского этноса с его древними культурно-этическими традициями, и важным итогом которого явилось принятие Воззвания к эрзянскому народу – «Эрзянский язык в опасности!», а также Воззвания ко всем людям и народам мира в защиту эрзянского языка.

Сергей – автор ряда острых исторических статей «История Эрзянь Мастор», «МОРДОВСКАЯ И ФИННО-УГОРСКАЯ ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ», «МЕЖДУ ФИННАМИ И УГРАМИ. МОРДВА И ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ Часть II» и многих других, явившихся первой поистине свободной попыткой взглянуть на путь, пройденный нашим народом, без оглядок на официозную монархическую историю, неоднократно переписанную под диктат стоящих у власти.

Дальнейшая жизнь покажет, в чём Сергу был прав, а в чём, возможно, и заблуждался. Но он был честным и искренним борцом за свои убеждения. Стремление докопаться до истины было для него важнее всего. А больше всего он ненавидел продажность и двуличие, приспособленчество и ложь.

Вспомним, что говорил Сергу по этому поводу: «Наш этнос растворяется, уходит в никуда, у нас нет правдивой истории, постепенно исчезает эрзянский язык, обычаи все гуще замешиваются с мокшанскими, даже наши национальные одежды пытаются смешать с мокшанскими и превратить эрзян и мокшо в обезличенную мордву... Самое главное, при этом уничтожается в первую очередь именно русская самобытность, которая корнями уходит в эрзянские культурные традиции, и это упорно никто не хочет замечать. Никакими финно-уграми здесь и не пахнет – «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»

Эрзянь раське и русские – одна этническая общность. Есть несколько вариантов объяснения слова Русь, и все они вытекают из эрзянского языка: Русь - розь (рожь) - рудаз (руда) – раське (народ)...

Эрзян долгое время относили к финно-угорскому миру, но каких-либо уральских, монгольских, компонентов в эрзянах не найдено, поэтому науке невольно приходится признать, что уральские народы различаются между собой расами и, как понимаете сами, эрзяне относятся к европеоидной расе, а если точнее – к атланто-балтийской расе.

Вот тут и возникают серьезные противоречия, которые разваливают традиционную точку зрения, и способствуют пониманию того, что именно предки эрзян европеизировали уральцев и древних финно-угров. Именно поэтому эрзянские языковые маркеры встречаются в уральских и во всех финно-угорских языках»...

Его душа болела о том, как на наших глазах прерывается связь поколений... Вот что он говорил об этом:
«Память о предках свята. Эрзяне всегда отводили максимум внимания сохранению всего, что связанно с предшествующими поколениями, то есть с предками, и благодаря национальной вере, фольклору передавали эту информацию своим потомкам. Важнейшим источником для нас, современных эрзян, на сегодня является эрзянский эпос «Масторава» под авторством А. М. Шаронова, который раскрывает происхождение и историю эрзя-народа»...

Сергу завещал нам, чтобы все эрзяне сегодня почувствовали ответственность за судьбу своего эрзянского народа, его настоящее и будущее.

Несколько столетий в масштабах всей Земли идет страшная война, это война сил Света и сил Тьмы – она идет и на физическом плане, и на плане астральном. Страна нашего древнего гиперборейского народа Рась-Сия, древняя земля Эрзянь Мастор – стали эпицентром этой битвы. И нанеся силам зла ощутимый удар, в этой неравной схватке Сергей погиб как герой... Таким он и останется в нашей памяти – честным, бескорыстным, неподкупным бойцом, готовым отстаивать свои убеждения до конца.

И мы, остающиеся жить на этой Земле, на нашей древней Эрзянь Мастор, должны наконец понять, что не выстоим в этой борьбе, не сплотившись, не встав друг к другу плечом к плечу...

http://www.erzan.ru/news/pamyati-teryushan-sergu


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
КВЕДОР
Мелькужонь ломань


Сообщение: 88
Совась мелькужос: 27.03.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Кучозь: 06.02.12 18:23. Заголовок: Танюш сёрмады: Таки..


Танюш сёрмады:

 цитата:
Таким он и останется в нашей памяти – честным, бескорыстным, неподкупным бойцом, готовым отстаивать свои убеждения до конца


Эрзянский народ потерял в лице Сергу одного из своих духовных лидеров - яркого, бескомпромисного, неординарного...
Ушел гордый, недооцененный, многими не понятый. Нестандартные оценки Сергу истории эрзянского народа, истории Руси
ждут продолжения его исследований новыми последователями. И я надеюсь, что это произойдет очень скоро и тогда даже
его недоброжелателям станет очевидной его правота...


Сюконян: 1 
Профиль
Верьгиз
Мелькужонь ломань




Сообщение: 110
Совась мелькужос: 27.03.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 06.02.12 23:17. Заголовок: КВЕДОР сёрмады: Эрз..


КВЕДОР сёрмады:

 цитата:
Эрзянский народ потерял в лице Сергу одного из своих духовных лидеров - яркого, бескомпромисного, неординарного...
Ушел гордый, недооцененный, многими не понятый. Нестандартные оценки Сергу истории эрзянского народа, истории Руси
ждут продолжения его исследований новыми последователями. И я надеюсь, что это произойдет очень скоро и тогда даже
его недоброжелателям станет очевидной его правота...


Увы, очень многие великие люди не получили должного признания при жизни. Перечитывая материалы, собранные Сергу, поражаешься - какой объём первоисточников ему пришлось "перелопатить", переосмыслить... Сделаем же всё от нас зависящее,чтобы сохранить и приумножить начатое им дело!

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2057
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 07.02.12 22:04. Заголовок: ДЕНЬ ПАМЯТИ В МУЗ..


ДЕНЬ ПАМЯТИ В МУЗЕЕ

29 декабря 2011 года не стало члена Совета Музея эрзянской культуры - Сергея Кузьмича Туршатова. Его яркая жизнь оказалась слишком короткой. В свои 38 лет он все же успел сделать много для возрождения эрзянского этноса, культуры и истории. Большую помощь оказывал Музею эрзянской культуры. Всегда находился в первых рядах, не боялся брать на себя ответственность за успех мероприятий Музея. Особенно зарекомендовал себя в ходе организации передвижной фотовыставки «Раськень Валдо» и в подготовке и проведении в г. Лукоянове 3-го Конгресса эрзян, которому всячески мешали мордовские и местные власти. Сергей Кузьмич ярко проявил свои лидерские качества и в агитации за эрзя-народ перед переписью 2010 года, высмеивал политику мордовских чиновников сатирой и плакатами. Сергей провёл кропотливую исследовательскую работу по истокам фольклора, выявляя эрзянскую первозданность от поздник мордовских наслоений и спекуляций. Искал и находил веские факты и доказательства о различии мокши от эрзянского этноса и эрзянской культуры, что это два народа, различных по культуре, по ментальности, по антропологическому и расовому признаку. Локализовал прародину и искал миграционные подвижки во времени...

Директор Музея эрзянской культуры Н.И.Аношкин (Аношонь Тумай)

Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/den-pamyati-v-muzee


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2060
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.02.12 21:51. Заголовок: Колмоуло - три угла,..


Колмоуло - три угла, три опоры эрзянского рода

Попытки расшифровок топонимики и имён собственных - это не более, чем интуиция. Никто ныне не знает праязык палеоевропейских народов нордической цивилизации. Индоевропейский язык, как и его языковая семья, родились позже в результате контактов аборигенной культуры. Финно-угорскую языковую семью отметаю сразу, о её несостоятельности убедительно писал Сергей Туршатов.
Эрзянский язык - это субстрат древних языков севера, ставшей основой и индоевропейским языкам, в том числе и праславянскому и древнеиранскому. Древний язык несет имена богов мироздания, и они, как стержень в языковой основе, образуют пра-слова. Именно это мы сейчас замечаем, и пытаемся строить версии, не более.
Как я думаю, главными богами древности были:
Шу - бог времени,
затем Ма - рождающая земля (в эрзянской речи: иля ШУМА = не сотрясай!),
да Ра - животворящее солнце.

Директор музея эрзянской культуры Н.И.Аношкин (Аношонь Тумай)

Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/kolmoulo-tri-ugla-tri-opory-jerzjanskogo-roda


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2072
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 24.02.12 14:31. Заголовок: Выставка эрзянских и..


Выставка эрзянских и мокшанских художников Москвы и художников из Мордовии

Московский дом национальностей,
ул. Новая Басманная, д. 4, ст. м. «Красные Ворота»


Выставка эрзянских и мокшанских художников Москвы и художников из Мордовии. Проводится Общественной организацией «Эрзянь вайгель» совместно и на территории Московского Дома Национальностей при поддержке Министерства Культуры Республики Мордовия.Открытие выставки пройдет в субботу 25 февраля в 14.00 в ауре звучания эрзянских и мокшанских песен в исполнении профессионального коллектива «Морденс», фольклорных ансамблей «Эрзянь вайгель» и «Эх, Мордовочки», по адресу г. Москва, ул. Новая Басманная, д.4, стр.1 (метро «Красные ворота») После открытия, изучения выставляемых работ, общения с авторами и наслаждения высокой культурой все гости будут приглашены на Масленичные гуляния с национальным колоритом, организованные во дворе МДН.Блины, пироги, горячий чай, сувениры, продукты из Мордовии, песни, частушки, игры, родная речь, радостное праздничное настроение будут для каждого. Приходите вместе с детьми всей семьей!

http://www.100lichnost.ru/rubrica/33/16888


Юрий Дырин. Котофилин



эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2087
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.03.12 13:15. Заголовок: РЯЗАНСКИЙ «СТОУНХЕН..


РЯЗАНСКИЙ «СТОУНХЕНДЖ»

Велика заслуга музея эрзянской культуры в поиске и восстановление эрзянских памятников, и в первую очередь, в установлении нетрадиционного взгляда на историю эрзянского народа. Это, действительно, так.

Одним из первых описаний эрзянских культовых мест находим у П.И. Мельникова-Печерского. Он описал религиозный обряд и святилище – эрзянскую кереметь. Это очень важно для науки. Древний эрзянский народ с его поистине великой культурой не фигурирует в российской истории, словно его нет, и никогда не было. Между славянской Русью и мифической финно-угрией затерялась наша эрзянская Русь. Её следы приписывают кому угодно, искусственно искажаются, не исследуются, скрываются случайно найденные археологические факты.

Ныне эрзянское движение и эрзянский музей заявляют во весь голос о героическом прошлом и величии своего народа. Каждый год открываются новые памятники эрзянского прошлого, их нельзя спрятать от науки.

Последней археологической сенсацией стало святилище на рязанской земле.

В научных кругах идет постоянный спор о древности и «единстве мордвы». Научные факты опровергают последнее. Вот что пишут ученые о мордве-мокше: «Проведенные за последние полтора десятилетий автором исследования древнейших могильников и поселений на территории Пензенской области, и в соединении с ранней накопленным, дали материал, для решения проблем происхождения и развития аборигенного населения бассейнов рек Суры, Мокши, и одну из важнейших проблем раннего и раздельного существования мордвы-мокши в настоящее время можно считать в основном разрешенной» – археолог М.Р.Полесских.

Ученые пришли к выводу, что в середине I-го тысячелетия нашей эры начинается формирование этноса мордвы-мокши в ее устойчивых этнографических особенностях, основные черты которого дошли без принципиальных изменений до позднего средневековья. Генетическая нить камско-уральской культуры далее идет на сближение с эрзей и завершается языковой адаптацией. До позднего средневековья мокша – это уральские полукочевые и кочевые племена, несшие тюрско-алтайский компонент.

И.А.Ефимов (историк) в своих публикациях указывает, что все археологические экспедиции Мордовского университета и МНИИЯЛИЭ (в порядке 70) ежегодно направляются в западные районы Мордовии. Изучение Окских археологических памятников на востоке Мордовии и прилегающих к ним районов Нижегородской области было прервано по невыясненным причинам и такое положение сохраняется до сегодняшнего дня.

«При изучении эрзи мы сталкиваемся с некоторыми препятствиями, которые следует предварительно устранить, но они до сих пор не устранены. Путь для доказательства и предположений, высказанных М.Р.Полесских, и другими учеными, закрыт. Не следует сбрасывать со счетов и издержки «мордвинизации» и «субэтнической» несбалансированности кадровой политики Мордовии» – историк И.А.Ефимов.

В.Ф. Черников из Нижнего Новгорода в своём научном выступлении перечислил десятки могильников и городищ по рекам Оки, Теши, Сережи, Кудьмы, Имзы, Пьяны. «Есть памятники исключительной важности, и стационарное изучение их путем раскопок даст ценнейший материал для решения еще несколько вопросов в этногенезе «мордовского» эрзя- народа».

Казалось, должна бы закрыть «белые пятна» в этногенезе эрзи и мокши монография профессора Н.Ф. Мокшина – «Этническая история мордвы» 1977 год. К сожалению, этого не произошло.

То, что происходит в Мордовии, мягко сказать изумляет. Маргинальность интеллигенции под лозунгом мнимого социального партнерства рождает уродливые плоды, фальсификацию истории и народного фольклора, политику создания утопического ЕМЯ – единого мордовского языка.

Начало раскопок Окских памятников российскими археологами принесли сенсацию – открывается Русь-эрзянская, несущая задолго до нашей эры единую культуру арийского мира. Что найдено на Окском берегу: языческий храм, святилище по своему плану идентичное английскому Стоунхенджу, обсерваторию или что-то иное. Однако нам уже понятно: круг площади – сакральное место, дорога Солнца, где каждый «дубовый столб» «солнечных часов» нес свое имя и функцию, известную только просвещенным предкам. А это говорит о том, что древний эрзянский народ имел свой ведическую астрономия и космографию. Религиозная философия ариев неотделима от познания и научной логики. На очереди раскопки городища, хранящего меч Пургинепаза. Открытие новых страниц истории эрзянской позволит переосмыслить исторический путь Отечества.

Н.Аношкин. Директор музея эрзянской культуры.

Март 2012 г.

Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/ryazanskii-%C2%ABstounkhendzh%C2%BB


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
КВЕДОР
Мелькужонь ломань


Сообщение: 113
Совась мелькужос: 27.03.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Кучозь: 08.03.12 13:02. Заголовок: Танюш! Позвольте Вас..


Танюш! Позвольте Вас лично и всех форумчанок поздравить с весенним днём, рождающем новую жизнь,
просто со славяно-арийским днём! (вне всякой связи с 8 Марта, К.Цеткин, Эсфирь(Эстер), а также с 23
февраля (23 февраля + 14 дней = 8 марта)).
Всем желаю здоровья, счастья, успехов в работе, а Вам ещё, Танюш, плодотворной работы на благо
эрзянского народа! Кланяюсь Вам!

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2091
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 08.03.12 22:14. Заголовок: КВЕДОР, большое спас..


КВЕДОР, большое спасибо = покш сюкпря!!!
А ведь, действительно, такая странная взаимосвязь между этими двумя днями!!!
КВЕДОР, так что это за такой удивительный славяно-арийский день? - поведайте же всем форумчанам, пожалуйста!

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
КВЕДОР
Мелькужонь ломань


Сообщение: 116
Совась мелькужос: 27.03.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Кучозь: 09.03.12 21:54. Заголовок: Танюш сёрмады: слав..


Танюш сёрмады:

 цитата:
славяно-арийский день?


Мне казалось, что я делаю лирическую отсылку на этнические верования, Норовжорчень чи, встречу весны,
Богиню Веста, день весеннего равноденствия, - памятуя о нашей Расьсее...

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2092
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 09.03.12 22:53. Заголовок: КВЕДОР сёрмады: Нор..


КВЕДОР сёрмады:

 цитата:
Норовжорчень чи, встречу весны,
Богиню Веста, день весеннего равноденствия, - памятуя о нашей Расьсее...



22 Эйзюрков=марта – Норовжорчонь чи (день жаворонка – встреча весны), день весеннего равноденствия, ОД ИЕ по древнеэрзянскому календарю.

Я просто хотела уточнить и напомнить всем форумчанам, что в древности новый год - ОД ИЕ, встречали именно в ночь с 21 на 22 марта.


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2093
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 09.03.12 23:35. Заголовок: Марс (Маво́рс, ..


Марс (Маво́рс, Ма́рмар, Марспи́тер, лат. Mars, Mamers, Mavors, Marmar, Maurs). В римской мифологии Марс — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин).
В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом.

До царствования Пётра I новый год встречали в Марте.
Март=Ма+Арт — «приезд матери-земли», зарождение, пробуждение жизни.
АРТ = приезжай, проезжай!!
Наши предки тем самым и «указывали»:
1) когда прибывала Мать-ЗЕМЛЯ=Весна — в МАРТЕ,
и
2) что являлось предвестником Весны — Марс=Ма+Арс.
АРС=ПРИЕХАЛ, ПРОЕХАЛ.
И, возможно, появление планеты Марс на небосклоне было как знамение — что-то сродни «снисхождению благодатного огня» — жизнь на Ма=Земле не прервётся, «Апокалипсис» не наступит.

http://www.erzan.ru/news/letoischislenie



эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
ТУЗУР
moderator


Сообщение: 50
Совась мелькужос: 16.05.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 11.03.12 15:40. Заголовок: Танюш сёрмады: 2) ч..


Танюш сёрмады:

 цитата:
2) что являлось предвестником Весны — Марс=Ма+Арс.
АРС=ПРИЕХАЛ, ПРОЕХАЛ.
И, возможно, появление планеты Марс на небосклоне было как знамение — что-то сродни «снисхождению благодатного огня» — жизнь на Ма=Земле не прервётся, «Апокалипсис» не наступит.


click herehttp://www.galactic.name/directory/star_map_archive.php
Планеты в МАРТЕ: Севернее ночного светила (Луна) в это время будет находиться Марс, который близок к противостоянию с Солнцем.
Марс движется по созвездию Близнецов и хорошо виден всю ночь, его блеск меняется от 0,3m в начале месяца до 0,7m в конце (Март). Диаметр планеты составит около 7", поэтому в телескоп с диаметром объектива свыше нескольких сантиметров и с увеличением 20–30 можно попытаться разглядеть полярные шапки на его поверхности .


Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2094
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.03.12 10:14. Заголовок: ТУЗУР сёрмады: План..


ТУЗУР сёрмады:

 цитата:
Планеты в МАРТЕ: Севернее ночного светила (Луна) в это время будет находиться Марс, который близок к противостоянию с Солнцем.



Что и требовалось доказать!!! Самой природой подтверждается то, что так точно раскодировано при помощи Шокшо-эрзянского языка.
ТУЗУР сёрмады:

 цитата:
Март=Ма+Арт — «приезд матери-земли», зарождение, пробуждение жизни.
АРТ = приезжай, проезжай!!
Наши предки тем самым и «указывали»:
1) когда прибывала Мать-ЗЕМЛЯ=Весна — в МАРТЕ,
и
2) что являлось предвестником Весны — Марс=Ма+Арс.
АРС=ПРИЕХАЛ, ПРОЕХАЛ.



эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2098
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 19.03.12 06:16. Заголовок: Древность эрзянского..


Древность эрзянского языка. Многозначное слово ЛЕМ

Наш язык несет много загадок. С Сергеем Туршатовым мы обсуждали многие вопросы: от современной военной терминологии, связанной с нашим языком, до терминов кузнечного и металлургического производства, названий сельскохозяйственных орудий и злаков, и многое другое. Мы пришли к мнению, что фундаментом современного русского языка является эрзянский язык. Сегодня, 18 марта, день рождения Сергея, хочется, чтобы этот день оставался в нашей памяти, в связи с этим и возник замысел этой заметки.

Л.Н. Гумилев в одной из своих книг мордовский язык назвал праязыком, на чем он основывал свое утверждение, и какой язык он имел в виду - эрзянский или мокшанский, неизвестно. Подтверждение правильности его мыслей мы ищем и находим в родном эрзянском языке.

В качестве доказательства древности эрзянского языка, на мой взгляд, интересно проанализировать и сопоставить смысл полностью схожих по произношению эрзянских слов: лем = имя и лем = жир.

По смыслу получается, что человек, имеющий имя, и жирный человек могут быть представлены исключительно одним и тем же лицом, то есть один без другого в природе существовать не могут. Кстати и в русском и эрзянском языках слова «паро» (хороший, добрый, полный) и «берянь» (элой, худой) связаны именно с физическим телесным состоянием человека.

По мнению ученых человеческая цивилизация перенесла очень трудный климатический период, непосредственно приведший к ограниченности пищевых ресурсов. Чем это было вызвано, вопрос спорный, но в результате этого популяция людей сократилась до 60-70 человек. По мнению генетиков именно в этой популяции берут своё начало корни праматери всех людей земли «Евы» - эрзянской Авы.

Чтобы исключить возможность самоистребления в результате внутренних конфликтов, верхушке сообщества необходимо было придумать способ собственного жизнеобеспечения и жизнеобеспечения своих близких. И такой простой и оригинальный способ сохранения жизни был найден путем ограничения доступа к пищевым ресурсам нежелательных элементов. Было установлено ограниченное количество имен для людей, населяющих территорию. Доступ к пищевым ресурсам, добываемым сообща, получили только лица, получившие имя. Безымянный человек становился изгоем, и, соответственно, не получал полноценного питания.

У некоторых африканских аборигенных народов до недавнего времени исследователи отмечали традиционное наличие ограниченного количества имен на отдельно взятой населенной территории. Член племени без имени должен был завоевать себе имя в бою, убив противника, и получить его имя, или ожидать смерти соплеменника и наследовать его имя.

Вот такая древняя непростая история у многозначного эрзянского слова ЛЕМ.

Михаил Репин, г. Нижний Новгород

http://www.erzan.ru/news/drevnost-jerzjanskogo-jazyka-mnogoznachnoe-slovo-lem


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2109
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 01.04.12 13:54. Заголовок: Открытое обращение д..


Открытое обращение директора Музея Эрзянской Культуры

В администрацию Лукояновского районного
Муниципального местного самоуправления
Главе района Аганину Виктору Константиновичу
В отдел культуры и спорта


Уважаемый Виктор Константинович! Мое обращение к Вам – это беспокойство за судьбу Музея эрзянской культуры. Вы, русский человек, впервые столкнулись с эрзянской национальной культурой летом 2011 года – при проведении регионального этнического праздника «Эрзянь лисьмапря». Народная культура пленила Вас красотой и мудростью обряда, а также мелодичностью эрзянской песни.

К моему большому сожалению, власть района, который Вы возглавляете, за насущными текущими делами редко вспоминает о Музее эрзянской культуры, и зачастую воспринимает его работу через призму политики соседней Мордовии. У Вас под боком, в РДК, единственный в своём роде на всю Россию, оригинальный национальный музей культуры, известный всем как «Эрзянь культурань музеесь». Его уникальность оценивают высоко не только в регионах страны, но и за рубежом.

Музей Эрзянской культуры был создан и функционирует по настоящее время на исторической родине эрзян. Лукояновский район Нижегородской области – это исконно эрзянские земли, давшие жизнь многим поколениям эрзян и их русским потомкам. К сожалению, многими из них сегодня забыты свои родовые корни. А, как известно, у забывших свои корни нет и будущего.

К сожалению, в настоящее время у меня сложилось впечатление, что подчиненные Вам чиновники, которые, по непонятным мне причинам, пытаются наложить вето на работу Музея, предпринимают попытку его уничтожения в юбилейный год – 20-летия работы, и планируют передать Лукояновскому краеведческому музею в качестве подчиняющегося ему подразделения.

С передачей фондов эрзянского музея краеведческому музею «Эрзянь культурань музеесь» теряет статус и самостоятельность. На мой взгляд, этого допустить нельзя. Единственный росток национальной эрзянской культуры на Лукояновской земле исчезнет в самом расцвете своей деятельности. Это не просто неуважение к коренному эрзянскому населению района, пренебрежительное отношение к древней культуре исконного населения Лукояновской земли – это своего рода преступление.

Музей не сможет заменить никакое иное новообразование, в том числе и НКА из хоровых коллективов. Среди районных краеведов нет специалистов по национальной культуре. Я знаю, что моя личность не устраивает некоторых Лукояновских чиновников. Однако речь идёт не о моём директорстве, и не о моей личности. Решается судьба Музея Эрзянской Культуры, который мне дорог как любимое детище, созданное и поднятое на ноги нелёгким трудом.

Музей – достояние эрзянского народа, и решать, быть или не быть ему, доверить его судьбу кучке шовинистически настроенных людей непозволительно. Если районная газета изначально, с момента образования музея, предвзято относится к его национально-патриотической деятельности и не освещает её, то это говорит лишь о непрофессионализме и узости взглядов редакционной коллегии, и, в частности, газетчицы Ф.Кедяркиной.

Музею Эрзянской Культуры принесли известность публикации в авторитетных изданиях Российской прессы, с музеем сотрудничают вузы и ученые, писатели, краеведы. В 2011 году за деятельность на посту директора Музея Эрзянской Культуры я награжден «Грамотой УЧЕНОГО СОВЕТА» Нижегородского государственного университета.

Однако в юбилейных докладах начальника районной культуры отсутствует даже упоминание Музея эрзянской культуры и его дел за 2010-2011 годы. Словно музея не существует на Лукояновской земле, деятельность его упорно не замечается, замалчивается лукояновскими чиновниками отдела культуры.
И это дает мне право на защиту Музея Эрзянской Культуры, объясняет моё обращение к Российской общественности.

Если Поволжский ЦФН Мордовии изымает из публикаций в местной печати малейшее упоминание о народе по имени ЭРЗЯ, а также диктует финно-угорской прессе именовать эрзян исключительно мордвой - это прямое нарушение Конституции РФ, а именно, нарушение права народа называться своим именем, возрождать родной язык и культуру. РОСГОСТАТ по итогам переписи народов РФ в 2002 и 2010 годах опубликовал список народов России, где под цифровом кодом 107 написано – ЭРЗЯ, эрзянский народ (без всяких приставок).

При принятии властных решений чиновниками различных административных уровней следует, в первую очередь, придерживаться законов РФ, а не личностных амбиций и частных желаний лиц, забывающих о своём первоочередном государственном долге – службе во благо своего родного народа.

Исходя из вышесказанного, Музей Эрзянской Культуры, как единственный очаг национальной самобытности исконного лукояновского народонаселения, следует беречь и финансировать, а не держать в аварийном состоянии, в котором он находится сегодня.

Именно Музею Эрзянской Культуры принадлежит неоценённая по достоинству заслуга в укреплении местных культурных традиций и национально-культурных связей с соседней Мордовией, а также в сотрудничестве с общественно-культурными организациями России. Надеюсь, эта традиция не будет прервана. От этого выиграют и Лукоянов, и Мордовия, и Российское государство в целом.

«Эрзянь культурань музеесь», сохраняя эрзянскую культуру, сохраняет одновременно и русскую культуру, так как является её истоком, её древнейшим пластом. Наука не стоит на месте, уже доказано, что Киевской и Византийской Православной Руси предшествовала Русь Эрзянская (Рязанская). Эрзянская культура – реликт, это древняя культура наших предков, задавшая импульс зарождению русского этноса. Именно поэтому она так созвучна русской душе.

Заранее благодарен за Ваш уважительный ответ,
С уважением, директор «Эрзянь культурань музеесь» Н.И. Аношкин


Культурно-образовательный портал «Эрзянь ки» поддерживает открытое обращение директора «Эрзянь культурань музеесь» Николая Ивановича Аношкина и призывает эрзян России и за её пределами собрать подписи в поддержку Музея Эрзянской Культуры как самостоятельного и независимого.

Подписи рекомендуем собирать под текстом данного обращения, предварительно распечатав его. Собранные подписи следует направить в адрес директора «Эрзянь культурань музеесь» Николая Ивановича Аношкина:
607832 Нижегородская область, Лукояновский район, с. Иванцево, ул. Труда, дом 52.
Аношкину Николаю Ивановичу

http://www.erzan.ru/news/otkrytoe-obrashhenie-direktora-muzeja-erzjanskoj-kultury


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
КВЕДОР
Мелькужонь ломань


Сообщение: 127
Совась мелькужос: 27.03.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.04.12 18:35. Заголовок: Н.И. Аношкин сёрмады..


Н.И. Аношкин сёрмады:

 цитата:
Если Поволжский ЦФН Мордовии изымает из публикаций в местной печати малейшее упоминание о народе по имени ЭРЗЯ, а также диктует финно-угорской прессе именовать эрзян исключительно мордвой - это прямое нарушение Конституции РФ, а именно, нарушение права народа называться своим именем, возрождать родной язык и культуру. РОСГОСТАТ по итогам переписи народов РФ в 2002 и 2010 годах опубликовал список народов России, где под цифровом кодом 107 написано – ЭРЗЯ, эрзянский народ (без всяких приставок).


Сегодня заходил на сайт Администрации Лукояновского муниципального района. На официальном сайте отдела культуры
и спорта представленная информация по "Музею Эрзянской Культуры" выглядит вполне достойно на фоне информации
скромного, в общем-то, районного портала. На форуме тема Музея эрзянской культуры отсутствует. Может, открыть?
Будем надеяться, что Глава администрации В.К. Аганин включит в бюджет муниципального района строчку о содержании
и ремонте "Эрзянь культурань музеенть". Это не такие большие деньги на одно помещение.
И надо, наверное, посылать деньги от эрзян на ремонт Музея. А то один мается Николай Иванович...

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2114
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.04.12 07:48. Заголовок: КВЕДОР сёрмады: На ..


КВЕДОР сёрмады:

 цитата:
На форуме тема Музея эрзянской культуры отсутствует. Может, открыть?



Обязательно откроем.

КВЕДОР сёрмады:

 цитата:
И надо, наверное, посылать деньги от эрзян на ремонт Музея.



Адрес Николая Ивановича мы указали, желающие помочь Музею могут присылать денежные средства непосредственно по этому адресу.




эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Верьгиз
Мелькужонь ломань




Сообщение: 133
Совась мелькужос: 27.03.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 06.04.12 20:42. Заголовок: Татарские сепаратисты приветствуют появление НАТО в Ульяновске


Татарские сепаратисты приветствуют появление НАТО в Ульяновске

По сообщениям газеты «Завтра» и «Независимой газеты», активисты радикального Союза татарской молодежи (СТМ) «Азатлык» планируют провести в Казани серию публичных акций в поддержку размещения перевалочного пункта НАТО под Ульяновском. Появление представителей военного блока в России татарские националисты воспринимают как исключительно благоприятную возможность для налаживания контактов с наиболее вероятным союзником Татарстана в его борьбе за обретение независимости.

Как считают лидеры организации, Россию в ближайшем будущем ждет распад. Это событие станет основанием для провозглашения независимости Татарстана, которому, как они не сомневаются, воспротивится Москва и захочет ввести в Татарстан войска. Но на пути российских военных встанут боевые соединения НАТО, которые к тому времени будут переброшены в Ульяновск. В благодарность за силовую поддержку независимости республики Татарстан вступит в Североатлантический альянс.

Как напоминает издание, в конце февраля националисты провели пикет напротив консульства Турции в центре Казани, в ходе которого были вывешены плакаты: «Турция! Окажи помощь тюркским народам России в сохранении своих прав и традиций! », «В России идет языковой, духовный, культурный и тихий геноцид тюркских народов! На грани вымирания шорцы, телеуты, ногайцы, кумыки и др. Турция, не молчи! », «Турция! SOS! » и другие.

Татарские националисты также хотят провести очередную серию публичных акций в поддержку «защитников татарского народа, угнетаемого российским империализмом».

И это публикует «Завтра»...
Источник: http://zavtra.ru/content/news/2012-4-5/tatarskie-separatistyi-privetstvuyut-poyavlenie-nato/

Сюконян: 0 
Профиль
КВЕДОР
Мелькужонь ломань


Сообщение: 133
Совась мелькужос: 27.03.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Кучозь: 07.04.12 14:46. Заголовок: Верьгиз сёрмады: Та..


Верьгиз сёрмады:

 цитата:
Татарские сепаратисты приветствуют появление НАТО в Ульяновске


Верьгиз, что-то я серьёзно не воспринимаю эти публичные акции. Верьгиз сёрмады:

 цитата:
В России идет языковой, духовный, культурный и тихий геноцид тюркских народов!


Если "тихий...", то не докажешь! И что может сделать Турция, даже тихой сапой?



Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2138
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 01.05.12 13:09. Заголовок: Всех с весенним праз..


Всех с весенним праздником Мира, Труда и Мая!!!

По этому замечательному случаю предлагаю Вашему вниманию:
Фоторепортаж с выставки эрзянских и мокшанских художников Москвы и художников из Мордовии



Наталья Морозова. Когда цветёт папортник



Кровь – жизнесодержащий поток жизни, материальное воплощение души человека.
Дети наследуют память жизненной силы рода.
Этот сакральный процесс – один из краеугольных камней, незримо влияющих на судьбу каждого человека.
Каждый в ответе за своих предков и потомков, являясь их естественной и неотъемлемой составляющей.
Анна Масейкина. «Забытые следы чьей-то глубины. Мордовский орнамент. Метаморфозы 2», 2009 г.


http://www.erzan.ru/news/fotoreportazh-s-vystavki-jerzjanskih-i-mokshanskih-hudozhnikov-moskvy-i-hudozhnikov-iz-mordovii


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2140
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 06.05.12 16:32. Заголовок: Посвящается Дню Побе..


Посвящается Дню Победы, Дню Памяти - 9 мая

ВОЛНУЮЩИЕ ВСТРЕЧИ: http://www.erzan.ru/news/posvjashhaetsja-dnju-pobedy-dnju-pamjati-9-maja




СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ, КТО ПОТОМ И КРОВЬЮ ОТСТОЯЛ НАШУ ЗЕМЛЮ, НАШУ РОДИНУ!


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2142
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 10.05.12 12:37. Заголовок: Успеть до выборов: К..


Успеть до выборов: Кремль спешно расставляет своих губернаторов

Президент России Владимир Путин 10 мая подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Самарской области. Об этом сообщает пресс-служба Кремля. В связи с заявлением главы региона Владимира Артякова о досрочном прекращении полномочий принята его отставка по собственному желанию.

Временно исполняющим обязанности губернатора Самарской области назначен глава Республики Мордовия Николай Меркушкин.

Для этого сегодня был также подписан указ о досрочном прекращении полномочий Н.Меркушкина по собственному желанию. Врио главы Республики Мордовия назначен Владимир Волков, председатель правительства региона.

Доктор экономических наук В.Артяков стал губернатором Самарской области в 2007г. Ранее он работал в Управлении делами президента РФ, а также занимал пост замгендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт". Свою деятельность на посту главы региона В.Артяков совмещал с работой на должности зампредседателя совета директоров ОАО "АВТОВАЗ". Губернаторские полномочия В.Артякова истекали в нынешнем году, а потому он считался одним из кандидатов на выбывание.

Н.Меркушкин в 1995г. стал первым главой Республики Мордовия. До него (в 1991-1993гг.) высшим должностным лицом этого субъекта РФ являлся президент. Затем Н.Меркушкин выигрывал выборы в 1998 и 2003гг., а в 2005 и 2010гг. его по представлению президента России утверждало на посту главы Мордовии госсобрание республики. Кроме того, Н.Меркушкин избирался в Совет Федерации и Госдуму. От депутатского мандата он, впрочем, отказался.

Напомним, 2 мая Д.Медведев подписал федеральный закон о возвращении прямых выборов губернаторов регионов РФ. Закон вступит в силу 1 июня, а первые выборы глав субъектов РФ состоятся в октябре нынешнего года. Голосование будет назначено в регионах, где срок полномочий действующих губернаторов истекает до 1 января 2013г. Эксперты считают, что до вступления в силу закона о выборах таких губернаторов в России уже может не остаться.


Россияне, возможно, будут вынуждены ждать возвращения к прямым выборам губернаторов до 2013г. Президент РФ Дмитрий Медведев обещал, что соответствующий закон должен вступить в силу еще до его ухода с поста главы государства, однако к 7 мая в стране может просто не остаться губернаторов, чей срок полномочий истекает в этом году.

С января 2012г. Кремль отправил в отставку губернаторов, в чьих регионах "Единая Россия" показала неудовлетворительные результаты на декабрьских выборах в парламент, – Илью Михальчука (Архангельская область, 31,90%), Анатолия Бровко (Волгоградская область, 36,2%), Сергея Дарькина (Приморский край, 33,43%), Виктора Кресса (Томская область, 37,5%), Бориса Громова (Подмосковье, 32,5%), Леонида Полежаева (Омская область, 39,6%).

Кроме того, накануне по собственному желанию был уволен глава Мурманской области Дмитрий Дмитриенко. Ранее источники в Кремле объясняли вал отставок необходимостью "зачисток" среди губернаторов-старожилов: власти якобы опасались, что в случае возвращения к выборам эти региональные лидеры могут автоматически переизбраться.

Однако эксперты считают, что прямые выборы губернаторов Кремль негласно решил отложить на 2013 год, пишет 5 апреля газета "РБК daily". Именно по этой причине до мая 2012г. могут продолжиться отставки в тех субъектах РФ, где сроки полномочия глав регионов истекают в этом или следующем году. В частности, в отставку отправляются те губернаторы, в чьих регионах существует опасность протестного голосования. Такую форму политической активности, например, продемонстрировало население Ярославля, где выборы мэра города выиграл оппозиционер Евгений Урлашов.

До конца 2012г. полномочия истекают у 8 российских губернаторов. Как отмечает издание, увольнение грозит не всем: некоторые из них, возможно, будут просто переназначены. Это Вячеслав Наговицын (Республика Бурятия), Евгений Савченко (Белгородская обл.), Сергей Митин (Новгородская обл.), Владимир Артяков (Самарская обл.), Игорь Слюняев (Костромская обл.), Николай Денин (Брянская обл.), Сергей Антуфьев (Смоленская обл.) и Сергей Вахруков (Ярославская обл.). Кроме того, эксперты напоминают о слабых позициях главы Владимирской области Николая Виноградова, срок полномочий которого истекает в марте 2013г.

При этом первый вице-президент Центра политической конъюнктуры Алексей Макаркин отмечает, что очевидной тенденции в поведении Кремля нет. "Есть желание поскорее переназначить, как в случае с Подмосковьем, есть губернаторы со слабым личным рейтингом, есть регионы, в которых сильная внутренняя конкуренция и бизнес имеет свои лоббистские интересы", - отметил эксперт. По его словам, "если в октябре, когда ожидается очередной единый день голосования, не пройдут первые прямые выборы, может случиться очень сильный скандал".

Читать полностью: http://top.rbc.ru/politics/05/04/2012/644926.shtml


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Надя
журналистка


Сообщение: 20
Совась мелькужос: 06.11.10
Косто: Ярославль
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 10.05.12 16:02. Заголовок: Танюш сёрмады: До к..


Танюш сёрмады:

 цитата:
До конца 2012г. полномочия истекают у 8 российских губернаторов. Как отмечает издание, увольнение грозит не всем: некоторые из них, возможно, будут просто переназначены. Это Вячеслав Наговицын (Республика Бурятия), Евгений Савченко (Белгородская обл.), Сергей Митин (Новгородская обл.), Владимир Артяков (Самарская обл.), Игорь Слюняев (Костромская обл.), Николай Денин (Брянская обл.), Сергей Антуфьев (Смоленская обл.) и Сергей Вахруков (Ярославская обл.). Кроме того, эксперты напоминают о слабых позициях главы Владимирской области Николая Виноградова, срок полномочий которого истекает в марте 2013г.



28 апреля 2012 года Сергей Вахруков досрочно отправлен президентом Д. А. Медведевым в отставку за провал «единороссов» в Яро-Славле, губернатором Ярославской области стал Сергей Ястребова.
http://ria.ru/politics/20120428/637383919.html

13 апреля 2012 года Игорь Слюняев, губернатор Костромской области, освобождён от должности «по собственному желанию».
http://www.ria.ru/politics/20120413/625371543.html

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2148
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 20.05.12 10:12. Заголовок: Исчезнувшими дорогам..


Исчезнувшими дорогами древней Мещеры

Россия – уникальная страна, не имеющая равных себе ни по протяженности, ни по климатическим условиям. Говорят (и во многом справедливо), что извечные российские беды – дураки и дороги. Автобаны, построенные на европейский манер, в нашем климате никогда не будут долговечными...



Ловномс отором = читать полностью: http://www.erzan.ru/news/ischeznuvshimi-dorogami-drevnej-meshhery




эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Каршо валт - 217 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 13
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась