Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 897
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.07.10 23:20. Заголовок: Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)


EKN=ESN.ERZINFORM.
ЭКН=ЭСН.
Эрзянь кулянь невтемакурось
Эрзянская служба новостей.


начало
продолжение



ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ

Андрей Волгин

Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры.
Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях.
Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов.
Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!).
Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов.
Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина.
Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?!
Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им.
Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ.
Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений.
Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого.
Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию.
Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться.
Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! К Вам обращаюсь. В первую неделю июля 2010 года под Тольятти на Мастрюковских озерах пройдет очередной фестиваль бардовской песни (Грушинский фестиваль). Люди приедут со всех концов страны и мира. Уверен будут и эрзя. (Кстати, среди исполнителей авторской песни есть и эрзянского происхождения. Панюшкин, например.) Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше!


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 2 
Профиль
Каршо валт - 217 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]


Танюш
Вирява.




Сообщение: 2158
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 08.06.12 16:04. Заголовок: Требуется помощь! Сп..


Требуется помощь! Спасите жизнь Ванечке Егорову, диагноз - лейкоз.

КАРТА СБЕРБАНК
ИНН 7707083893
КПП 775001001
Получатель Лукояновское отделение
4354 Сбербанка России
Банк Волго-Вятский банк Сбербанка
России г Нижний Новгород
БИК 042202603
Счет 30301810142006004224
Корсчет 30101810900000000603
Счет карты 40817810142240002867/54 зарегистрирована на Егорова Ивана Николаевича

QIWI кошелек
+79506029645 зарегистрирован на Егорову Юлию Николаевну

для пополнения баланса на моб.номера:
Билайн 89063619049. МТС 89103975886.

web money
RWM-R196316348120 рубли
WMZ-Z882777732813 доллары
WME-E143285808812 евро

Контактный телефон мамы( Юлия) 89506029645
Контактный телефон папы (Иван) 89081591694
Контактный телефон тети(Мария)89081685650

http://www.erzan.ru/news/trebuetsja-pomoshh-spasite-zhizn-vanechke-egorovu-diagnoz-lejkoz


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2160
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 15.06.12 23:26. Заголовок: Эрзянско-мокшанское ..


Таллинскому культурному обществу "Сятко" 15 лет

Эрзянско-мокшанское кульутрное обществао "Сятко" было создано в 1997 году в г. Таллин по инициативе Раисы Клиновой. Всего в общетсве насчитывается около 100 человек из г. Таллин, Хапсалу, Пярну и других регионов Эстонии. На сегодняшний день общество "Сятко" является одной из самых активных общественных организаций, официально зарегистрированных в Эстонской Республик. На протяжении 15 лет обществом "Сятко" было реализовано более сотни проектов и проведено огромное количество мероприятий, среди которых главными являются День эрзянского языка и Дни родственных народов. Об обществе "Сятко" неоднократно готовились передачи и различные видеорепортажи, которые транслировались на телеканалах Эстонии и Мордовии. Следует также отметить, что интерес к деятельности культурного общества "Сятко" в Эстонии достаточно велик. С 1997 года при обществе "Сятко" ведет активную работу фольклорный коллектив "Килейне" - всегда желанный гость на фестивалях и концертах народной музыки в Эстонии и за ее пределами. В репертуаре ансамбля есть песни на эрзянском, мокшанском, финском, эстонском и сетусском языках.

Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/tallinskomu-kulturnomu-obshhestvu-sjatko-15-let


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2164
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 23.06.12 12:30. Заголовок: Кто на Русь с мечом ..


Кто на Русь с мечом придёт - от меча и погибнет…
Ки Масторавань лангс тор марто сы – торстэ ды кулы…


В конце мая на форуме «Мелькужо» были даны ссылки на новый фильм „Искатели: «Рязанский интерес» Третьего рейха“, показанный в урезанном виде на телевизионном канале «Культура».

В отличие от фильма, снятого в 2010 году, в этой версии приведены новые, ранее не упомянутые факты, а главное (по крайней мере, на мой взгляд) – не было преднамеренной путаницы и подмены понятий. Народ эрзя был неоднократно упомянут и названы его наиболее яркие представители. Немецкие захватчики ни разу в фильме не были названы фашистами, только нацистами. (Между фашизмом и национал-социализмом существует принципиальная разница, но это тема отдельного исследования).

Но вернёмся к главной теме. Каков же был интерес нацистов на рязанской - древней эрзянской, земле? Ответив на этот вопрос, мы, может, узнаем что-то новое и о величайшей драме XX века, и о драме нашего народа...

Авардень Сандра,
22.06.12


Читайте полностью здесь: http://www.erzan.ru/news/kto-na-rus-s-mechom-pridet-ot-mecha-i-pogibnet%E2%80%A6-ki-mastoravan-langs-tor-marto-sy-%E2%80%93-torstje-dy-k


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
ТУЗУР
moderator


Сообщение: 65
Совась мелькужос: 16.05.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.06.12 08:10. Заголовок: Танюш сёрмады: "..


Танюш сёрмады:
 цитата:
"Но вернёмся к главной теме. Каков же был интерес нацистов на рязанской - древней эрзянской, земле? Ответив на этот вопрос, мы, может, узнаем что-то новое и о величайшей драме XX века, и о драме нашего народа...
Авардень Сандра,
22.06.12"


Спасибо за статью, читается с интересом ....
Хотел бы обратить Ваше внимание на следующее: года полтора назад на форуме "Мелькужо" было дано такое объяснение слова "МЕЩЕРА" на основе языка "Шокша" - "МЕЩЕРА"= МЕЩЕ=ГРУДЬ!+РА т.е. это место "обитания", там где находится ДУША бога РА! Это одно из причин, если не основная, интереса АНЕНЕРБЭ к МЕЩЕРЕ!

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2189
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 01.09.12 09:17. Заголовок: Печальные известия ..


Печальные известия

Кулось эрзянь скульпторось Григорий Филатов.Седейризкс малавиксэнзэ туртов.
Известный скульптор, заслуженный художник Мордовии, лауреат Государственной премии Григорий Филатов умер, а его работы будут продолжать украшать Саранск и радовать горожан и гостей города...
О работах Григория Филатова можно прочитать тестэ: click herewww.erzan.ru/news/kulos-jerzjan-skulptoros-grigorij-filatovsedejrizks-malaviksjenzje-turtov

На 95-м году жизни сегодня, 30 августа 2012 года, в 4 утра скончался член Союза писателей России, писатель – фронтовик, яркий представитель эрзянского народа Тимофей Назарович Митряшкин (Тимофей Тимин). Седейризкс явдано... http://www.erzan.ru/news/30-avgusta-na-95-m-godu-zhizni-skonchalsja-timofej-timin-sedejrizks-javdano
С творчеством Тимофея Назаровича можно познакомиться на литературном сайте Эрзиана:
click hereerziana.my1.ru/publ/timofej_timin_timofej_nazarovich_mitrjashkin/1-1-0-561
Тимофей Тимин. АРМИЯ УЧИТЕЛЯ КУМАНЕВА:
click hereerziana.my1.ru/publ/timofej_timin_armija_uchitelja_kumaneva/1-1-0-563


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2190
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 01.09.12 09:38. Заголовок: Шумбрат, школа! Шумб..


Шумбрат, школа! Шумбрачи! Сегодня 1 Сентября - поздравляем всех с Днём Знаний!

Сентябрянь васенце чи

Течи праздник, валдо праздник —
Сентябрянь васенце чи!
Колмо ковт эзинек вастневть…
Шумбрат, школа! Шумбрачи!

Цецянь мазый пусмо марто
Таго сынек минь тонь ваксс.
Ёвтак, кода эрят, парта?
Ёвтак, кодат тевтне, класс?

Кизна парсте минь оймсинек
Ды ветинек паксянь тевть.
Ней вейке арсемась минек —
Иень перть пурнамс од превть.

Кецни покшось ды вишкинесь:
Сентябрянь васенце чи!
Гайгезь гайги баягинесь —
Поздоровт тенек кучи.
Александр Арапов. Сентябрянь васенце чи


Тимофей Тимин. АРМИЯ УЧИТЕЛЯ КУМАНЕВА:
erziana.my1.ru/publ/timofej_timin_armija_uchitelja_kumaneva/1-1-0-563


Подборка рассказов, очерков и стихов: http://erziana.my1.ru/news/s_nastupajushhim_dnjom_znanij/2010-08-29-55


http://www.erzan.ru/news/shumbrat-shkola-shumbrachi-segodnja-1-sentjabrja-pozdravljaem-vseh-s-dnem-znanij

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2197
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.09.12 16:49. Заголовок: КАК ЗАРОЖДАЕТСЯ ЭР..


КАК ЗАРОЖДАЕТСЯ ЭРЗЯНСКИЙ ЭТНОПАРК

Идея его создания пришла нам, работникам Лукояновского музея эрзянской культуры, несколько лет назад. Родник с длинным эрзянским названием «Кельме-лисьма-леень лисьмапря», что неподалёку от шоссе Лукоянов-Пичингуши, приглянулся людям, стал популярным не только для сельчан, но и для проезжих горожан. Воду они из родника черпают бидонами. Действительно, вода исключительно чистая и вкусная, при хранении не портится...

Ловнадо весе тестэ: http://www.erzan.ru/news/kak-zarozhdaetsya-erzyanskii-etnopark






эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2201
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.10.12 20:18. Заголовок: Те масторсонть мон ансяк ютыця... 03 октября - День Рождения Сергея Есенина.


Они навсегда запечатлены в памяти людей — высокие даты календаря мировой поэзии. Среди них — 3 октября. Утром этого осеннего ветреного дня в 1895 году родился Сергей Александрович Есенин. Произошло это в старинном селе Константинове, что протянулось по правому берегу Оки, неподалеку от Рязани.Сколько критиков толковало о загадке редчайшей популярности Есенина, а, собственно, загадки-то и не было. Талант душевной распахнутости, искренности, обаяния природа соединила в одном человеке с поразительным даром слышать музыку времени, чувствовать красоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом». Такое случается, может, раз в столетие, а то и реже.
Ему на роду была написана судьба поэта. Чуткие к песенному слову люди понимали это с первого же знакомства с его стихами. Так, Александр Блок после встречи с молодым рязанцем говорил петроградскому литератору: "Если хотите увидеть подлинного поэта, заходите завтра вечером ко мне. У меня будет читать стихи Сергей Есенин."
Вспоминает Сергей Городецкий: «С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию»
Максим Горький заметил: «Сергей Есенин не столько человек. сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии...»
Сам Есенин хороню понимал, какой чудесный дар носил он в себе, знал, что такое — быть поэтом. «...Жизнь моя за песню продана», — сказал он однажды, и это не было только красивой фразой.
Время неумолимо, его суд над словом художника не дано смягчить никакому защитнику. Сколько книг, поначалу имев-ших успех у читателей, а то и отмеченных — казалось, по достоинству — наградами, ушло и уходит в небытие. Книгам Есенина выпал иной жребий.
«Эта песня в сердце отзовется», — написал он о своих стихах и поэмах. Так оно и получилось. Песня Есенина всег-да находила живой отклик в людских душах, была их доброй спутницей и в радости и в печали. С годами она не только не старилась и не увядала, а словно бы молодела, открывала свои заветные тайники, обретала новые краски, новые оттен-ки. В наши дни мы являемся свидетелями всенародной люб-ви к Есенину, его мировой славы.

Стихи Сергея Есенина в переводе на эрзянский язык Маризь Кемаль: http://www.erzan.ru/news/te-mastorsont-mon-ansjak-jutycja-03-oktjabrja-den-rozhdenija-sergeja-esenina

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2204
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 19.10.12 22:45. Заголовок: «Да и – что греха та..


«Да и – что греха таить – были и среди наших тоже собаки, уж приняли их веру»
Неизвестный казак

Обрань ошонь делегат

Пуромсьть Обрань ошонь эрзятьне, лемеск Четверть Пурень, Сулика Ченьксынь, Кече Пивань, Рюмка Водкань, Бакал Шампанскоинь. Озасть эземс и мелявтыть кинь кучомкс Венгрияв финнень да угрань конгрессев. Те шкасто совась тениск инжекс ище вейке эрзя , сыниск пек покш ялгаск, лемзе Содыця Атя. Евтызь эрзятне сонденде покш пря середиск , а сон тениск мери – «Ки монесте седе ламо эрзятнене лездась да ерзянь тевть тейсь, не мее пря яжамкс, кочкимизь монь».
Вал сайсь Четверть Пурень – «Мон эрзят истя евтан. Содыця Атясь покш тев теи, комсь иеть сон Обрань ошнэ ковкаг эрзянь келинть эизе оргате, а шопачань телевизорыньте , а сатанань газетас. Сонде вийсе вейкеяк эрзянь кельсе книга эзь понго ошов. Тень кис кочкасынек сонде делегатокс, кадык содасызь мирсе кеме эрзянь церанть. Эрзятне кедиск цяпизь.

Вал сайсь Сулика Ченьксынь – «Эрзят Содыця Атясь ламо парт тевть теи. Сондэ кедьзе пек шождыне, эрзятнень пельде любой конев стряпи, только бу кшнаулизь сондэ покш ломатне. Содан сон баславиндэ(благословил) эрзятнень пельде районынь прявтнень покш тевс , сынь пекстызь эрзянь велесэ вейкс школатнень. Ней рузынь келесь эрзянь эйкакшнень школа пачк а кольтясындэ. Те тевиньть кис кучсынек Содыця Атянть Венгрияв. Эрзятне кедиск цяпизь.

Вал сайсь Кече Пивань – «Эрзят илядо истувто Содыця Атясь баславиндэ эрзятнень пельде районынь прявтнень ище вейке покш тевс , сынь пекстызь эрзянь велесэ вейкс администрациятнень , аравлизь вейкс рузынь велев. Ней рузынь келесь прявтнень пельде эрзятнень а карми кольтямо и эрзянь пряс а эци. Те тевиньть кис кучсынек Содыця Атянть Венгрияв. Эрзятне кедиск цяпизь.

Вал сайсь Рюмка Водкань – «Эрзят самой покш тев конанть теи Содыця Атясь эте Лукояновань эрзянь музеень калавтомка. Комсь иеть калавты, а превезынде Содыця Атяньте музеиньть тевиндэ келесе, содасызь только областне. Эряви музееньть калавтомкс и сестэ уж Содыця Атясь теи истямо музей конаньть карми содамо вейкс маней алксось. Те тевиньть кис кучсынек Содыця Атянть Венгрияв. Эрзятне кедиск цяпизь.

Вал сайсь Бакал Шампанскоинь - «Мон хоть и эрзя а коренинь франциясто секс ванан келейсте. Содыця Атянть тевинде а кельгинить Россиянь забор ютков, эряви сонденде лисмекс иной масторс. Эрзянь келинть марто да эрзянь народынть марто аламо тевть эйкадовить. Шкась сась кармамо кундамкс рузынь народынть эйсь да рузынь келинть эйс. Кундатам вейсэ, минь лездатам Содыця Атянте рузынь тевтнень тейме, да иной масторсто лездыть ванат и рузынь тевтне теивить. Кучсынек Содыця Атянть Венгрияв. Эрзятне кедиск цяпизь.

Содыця Атясь каршозуск вал шкадсь-«Эрзят мон тыник пек вечктадызь, тынь монь тожо парсте содасамизь, вейсе важодтям эрзянь тев лангсо. Мон исняро вий путан те тевинте, седеем сезни. Врачтне полавтызь эрзянь седеем, пуцть тень кшинень седей. Ней кшинень седеинть как а жалияса, карман ище седе виевсте эрзянь тевтнень тейме. Шкась сы пачкудян и рузтнене, кшинень седеесь а середи.»
И тусь Содыця Атясь Венгрияв. Сась эзь тосто кияк азды. Ялгандо чатьмунить, сонсь прянзо кинеяк а невли.

Сермадызе Мариця Атя


http://www.erzan.ru/news/obran-oshon-delegat


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2206
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 21.10.12 16:52. Заголовок: VI Конгресс финно-уг..


VI Конгресс финно-угорских народов. Личное и общественное. Записки наблюдателя.

Сёрмадовксозь саязь тестэ:
click herewww.goloserzi.ru/ru/etnos/geografiya/vi-kongress-finno-ugorskix-narodov.-lichnoe-i-obshhestvennoe.-zapiski-nablyudatelya.html


...Разные выступления, но все об одном и том же. Какие проблемы, какие победы, что сделано, что планируют сделать - и все это близко по стилю к партийным выступлениям на коммунистических Съездах СССР.

Выступление делегата от эрзян в лице Мосина М.В. было почти в самом конце первого дня и все к этому моменту уже изрядно устали от монотонных речей, перевода в наушниках и жары. Сенсационного мы ничего не услышали, впрочем, как и от всех предыдущих ораторов. Презентация была на уровне других, доклад читался на эрзянском языке.

В итоге, целый день слушая доклады, я сделал вывод, что либо их формат, либо традиции предыдущих конгрессов наложили отпечаток ущербности на вид и смысловое наполнение данной регламентной процедуры и сделали этот день слишком формальным и пустым. Ничего интересного, кроме кулуарных знакомств, бесед и рассуждений...

...Все, что показала делегат от саамов Финляндии –это не отдельные издания, а проекты внутри официальных государственных СМИ, а значит и сравнивать это уже нельзя с нашими общественными сайтами или региональными телекомпаниями, а только с Первым каналом, например, который делает передачу о коренных народах. Но ряд проектов, как например, озвученный словарь или интернет -радио на саамском языке они делали на общественных началах, но опять же с привлечением профессионалов и за деньги, а не энтузиастов, как у нас, и за гроши или даже без них. Меня заинтересовали источники финансирования их деятельности, помогает ли бизнес, как убеждают и т.д. Ответ меня озадачил – бизнес в их стране платит большие налоги и не занимается финансированием таких проектов, а вот государство на местных уровнях на эти налоги охотно и существенно оказывает поддержку проектам, направленным на сохранение народов, их языков и культур.

Двоякие ощущения посетили меня, но в эту минуту я был горд за наш бизнес, который, как мне кажется, является наиболее социально ответственным и у многих народов России делает большую работу по сохранению и развитию культур.

В нашей делегации я познакомился с руководителями нескольких НКА мордвы, эрзянами и мокшанами, которые занимаясь своим бизнесом, вкладывают заработанные деньги в общественную работу и считают это своим долгом. Всем Вам я кланяюсь за Ваш труд и личную заботу о своем народе. Критика всегда есть и должна быть, когда есть любая деятельность, но видеть и не замечать труда, который вкладывают люди по зову своего сердца, преступно и не достойно общества.

После перерыва были выступления наших делегатов. Первым выступил с докладом делегат- эрзя Олег Александрович Каштанов - главный редактор газеты «Известия Мордовии», председатель комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ общественной палаты Республики Мордовия. Я был горд, что мой соплеменник добился в карьере таких высоких результатов и достойно на высоком медийном уровне провел презентацию работы своей и своих коллег в Республике Мордовия. Хотелось ему задать много вопросов, в том числе и о свободе слова и о состоянии газеты «Эрзянь правда», которая печатается для эрзян всей страны, а её все меньше читают даже в Мордовии, а за её пределами даже нет возможности физической её выписывать. Но не смог об этом спросить на чужбине. Там это казалось равным «выносу сора из избы». Поэтому спрашиваю сейчас уже у Министра печати Мордовии и от имени организации «Эрзянь вайгель» прошу сделать возможной подписку всех национальных печатных СМИ не только в Республике Мордовия, но и за её пределами, ведь люди, из-за которых и для которых есть Мордовия, живут по территории всей нашей страны, и долг республики обеспечить их национальные запросы в том числе через высокое качество и доступность национальных СМИ. Наша организация готова помогать в распространении подписки на такие издания через наш сайт и наши мероприятия. Пример с детским журналом на эрзянском языке «Чилисема» говорит о том, что в Мордовии есть СМИ высшего федерального уровня, но их нужно продвигать. Может быть, даже создавать двойники на русском языке, чтобы выйти на более широкий круг подписчиков, чтобы дать возможность выбора языка, чтобы дать возможность выписывать оба варианта и, сравнивая их, учить язык и ненавязчиво приобщать детей к культуре своих родителей. Пора это делать активно. 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства, которое Мордовия подготовила в этом году, по масштабам, степени организованности доказывает, что потенциал очень велик.

Вторым выступал шеф - редактор редакции национального вещания «Сияжар» ГТРК «Мордовия» Николай Михайлович Лобанов, делегат мокша. Он в своем докладе большее внимание уделил телевизионным СМИ и их влиянию на общество. Рассказывая о телеканале на национальных языках вызвал заинтересованность аудитории и лично меня заставил задать вопрос о возможности просмотра такого канала за пределами Мордовии по аналогии с телеканалами на татарском языке. Он объяснил, что это очень дорогостоящие проекты и на федеральном уровне сложно их реализовывать. Все так, но другие же могут? Может быть, заключить договор со спутниковыми телеканалами, с компанией ТРИ-колор, например? Это даст серьезный толчок в направлении развития своего национального телевидения. Передачи для детей, документальное кино, мультипликация на эрзянском и мокшанском с субтитрами на русском языке. Считаю, что все это по силам нашим специалистам. Николай Михайлович, понимаю, что этот вопрос Вам не решить одному, но уверен, если начнете, то многие помогут.
На секции обратил внимание всех присутствующих и в этой отчетной статье наблюдателя, хочу выразить свою гордость и восхищение работой наших(из Мордовии) телеоператоров и корреспондентов, которые на Конгрессе занимали лучшие позиции для съемки, были первыми и профессиональными в каждом действии. Так держать! Что из этого показали Вам, дорогие читатели, не знаю, так как пока в Москве не доступно национальное телевидение Мордовии.

...суть у всех была позитивна – Конгресс сближает людей разных национальностей, укрепляет взаимопонимание и позволяет перенимать опыт более успешных начинаний.

Я видел и слышал через доклады делегатов о действиях субъектов РФ и других государств во благо сохранения своих малочисленных и многочисленных народов и их культур. И утвердился во мнении, что Республика Мордовия среди субъектов России и Российская Федерация среди других финно-угорских государств на сегодня занимает лидирующие позиции в данной работе, и я, как гражданин своей страны, это с гордостью отмечаю и доношу свое впечатление наблюдателя до вас, терпеливые читатели. Но это не значит, что у нас все хорошо, а только то, что у других слабее, на мой взгляд. Об этом тоже надо знать, а то в новой России мы привыкли думать, что у нас всегда все хуже, чем у других. У нас лучше, но тенденция сокращения нашего народа звенящим голосом нам твердит, что этого недостаточно. Тенденции глобализации по всему миру съедают народы, языки, культуры и эти процессы идут испокон веков. Сколько времени мы еще сохранимся, зависит только от каждого из нас.

Евгений Ледяйкин, председатель правления Региональной общественной организации «Эрзянское культурно-просветительное общество «Голос Эрзи»

http://www.erzan.ru/news/vi-kongress-finno-ugorskih-narodov-lichnoe-i-obshhestvennoe-zapiski-nabljudatelja


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2209
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 23.10.12 23:30. Заголовок: Кереметь Вяза. Зимов..


Кереметь Вяза. Зимовье. Олег Ракшин.

...Из отрывочных летописных свидетельств, записей, оставленных первыми исследователями Ошпандо и легенд жителей Шелехмети мы знаем, что где-то в Шелехметских горах зимовали купеческие, посольские караваны, хранилась государева казна, останавливались у пристани корабли. На всем участке Шелехметких гор археологами обнаружено несколько весьма крупных городищ, но вся совокупность информации указывает на Ошпандо-Нерь (считаю, что на самом деле, название крепости в последствии спроецированное на гору) вероятно, еще в XVI веке действовавшего по прямому назначению – охрана, защита торгового Волжского пути, крупная международная ярмарка, зимовье для кораблей и корабельной команды. Легенда о якобы стоявшем лагерем в крепости на Ошпандо-Нерь казаке Ермаке, косвенно подтверждает мою версию. Ибо Ермак - Ярмак по-эрзянски переводится просто, «деньги». Со временем факт хранения денег, рассказанный по-эрзянски, в устной трансформации превратился в «древнюю легенду». «Казак Ермак» это «казнань ярмакт», что означает ни много ни мало – «государевы деньги».

http://www.erzan.ru/news/keremet-vjaza-zimove-oleg-rakshin

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2210
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.10.12 22:22. Заголовок: Яблоня-Умарина


ЯБЛОНЯ–УМАРИНА
Денис ОСОКИН, прозаик, поэт, автор сценария к филму «Овсянки», Казань

Мы* забыли о сигаретах и спичках в карманах; о франкфуртском апфельвай-не в трёх тяжелых бутылях, китайской пастиле и турецком хлебе, о кроссвордах для поездов и автобусов, о книжке своих стихов в сумке. Мы долго шли по дунайскому правому берегу туда, где знали, что яблонь там очень много. Мы уселись под ними – тёпло-осен-ними. Мы пришли сюда поговорить о них и погрустить. Для этого можно и было б сюда не таскаться – а посидеть в своём родном городе на лавочке или в закусочной «кабымлык» или лучше всего полежать на кровати. Значит – ещё мы хотели и поклониться саду из яблонь.
***
Мы стали думать прежде всего о том – кого называли яблоней в жизни. Девочку, длинную, тёмную, на яблоню не похожую. Которую очень любили, могли жениться, но свадьба не случилась. Мы почти сразу стали тогда звать её умарина. Это «яблоня» на мордовском-эрзя. Она нам смеялась – не понимала за что – но слово ей очень нрави-лось. Это будет твоё тайное имя – приучали девочку мы. Мы говорили ей: Умарина! Давай-ка теперь ты во всём нас слушайся. Наша Яблоня отвечала нам: ладно.
Мы пересказывали ей сюжет о мордов-ской яблоне посреди поля, на которой рассе-лись боги, чтобы непрерывно делить счастье людям, живущим вокруг неё. Учили немного тому языку – хотя бы в пределах мира умари-ны. Что август будет умарьков. А умарь – как раз яблоко. Умарев – это значит весь в ябло-ках. Умаринань – её ветка. Умарень – яблоч-ное варенье.
Мы говорили, что яблоня-умарина похожа на нее, на любимую, только лишь потому – что нежнее роднее яблони нет.
Мы говорили: отбросим-ка всю эту ума-ринскую магию. И без неё обойдёмся. Зачем нам-то – нам-то! – с тобой ещё и любовные яблоки мастерить и катать? Ни одной настоя-щей яблони в нашей короткой жизни не было. Даже дач у нас не было – ни родительских, ни ничьих.
Мы боялись, что быстро искривятся наши пути – как кривятся яблоневые стволы и ветви. Так и вышло – и очень скоро.
Яблоня – это невеста, которую в жёны едва ли возможно взять. Поэтому яблоня – просто лучшее воспоминание. Это наша память номер один. Упиться под яблоней до смерти – святое дело. Но у нас есть жёны и дети – которых мы любим, которые любят яблоки и нас. Поэтому и взяли-то мы сюда апфельвайн, а не спирт с водой – и немного.
Мы очень хотим назвать тебя здесь по имени. И называем: и кричим над Дунаем – и утки от нас шарахаются. И хозяева сада бегут к нам, грозя полицией. А мы им: «Мы больше не будем орать. Давайте мы лучше вам что-нибудь почитаем?» «Ну читайте...», – говорят они недоверчиво. И мы открываем книгу.
***
Когда я думаю об августе – сердце моё сжима-ется. В августе мир наполнен, как корзина с грибами – всё сущее в нём становится явным, видимым. Пройдёт ещё немного времени – и корзина опрокинется. Многое из того, что накопилось в мире к августу и стало таким острым, очевидным, пахнущим – начнёт исче-зать. Поздней осенью и зимой в мире пусто. Я люблю эту пустоту. В зимней пустоте ничто не мешает видеть человека. Вот он один – хо-дит – скрипит снегом. Есть ещё архитекту-ра – но ведь она тоже человек. Но в августе! Это дрожь во всем теле. Это сильнейшая пружинность ног. Ноги-пружины, щёки-ряби-ны, глаза-родники. Это город Гороховец, где раскричались птицы – а вода в реке посинела. Кажется – купи яблоко у любой старухи или подбери его под любой из яблонь, покати посильнее – оно не остановится, а ты сможешь идти за ним. Даже если это яблоко чуть черви-вое – с земли. Где-то плещется море – в августе его плеск слышен и в Гороховце. Возможно, яблоко приведёт тебя к морю. Только в августе стоит на это рассчитывать.

http://www.erzan.ru/news/yablonja-umarina



эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2214
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.11.12 13:09. Заголовок: ЭРЗЯНО-ОКСКИЙ РОД и о загадке народа мещера


В предлагаемом Вашему вниманию интервью со старшим научным сотрудником Государственного исторического музея (г. Москва), руководителем Окско-рязанской археологической экспедиции ГИМ И.Р.Ахмедовым, на наш взгляд, есть некоторые ошибочные термины, к которым за многие годы фальсификации российской истории привыкли, но это плохая привычка, от которой необходимо избавляться. Речь идёт о неверном трактовании мордовских народов как волжских финов.

МЫ - ЭРЗЯНО-ОКСКИЙ РОД. Фины по отношению к нам вторичны.

Что касается названия МЕЩЕРА, то это название местности, а не народа.
Мещера - это территория проживания древнемордовского этноса - ЭРЗЯНО-ОКСКОГО РОДА.
В переводе на русский язык с эрзянского и шокшинского языков оно означает:
МЕЩЕ + РА = грудь Бога РА

Мещера являлась духовным центром РАСЬСИИ, образно говоря - её сердцем.
Именно поэтому немецкие оккультисты из общества "Аненербе" ("Наследие предков") и предприняли десантную высадку на Рязанщину - в самое сердце РАСЬСИИ.

А теперь несколько слов о народе ШОКША: действительный член Русского географического общества А.И.Рыжиков (проживал в Темникове и преподавал в техникуме - прим. моё) указывал на то, что в дореволюционных научных трудах по этнографии, посвященных изучению народностей угро-финской языковой группы, упоминался и народ шокша, - одно из названий этнических групп мордвы. Ныне этим термином, который стал использоваться в научной литературе с 50-х годов ХХ века, обозначается эрзянское население Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия, живущее преимущественно в мокшанском окружении.

Именно народ ШОКША дал название и одноименным рекам, и селам в Мордовии и Карелии - тем местам, где жил, - своей исконной земле, родине - столбил так СВОЁ. И границ никаких не надо было - до сих пор застолбили, и правильно сделали! Шокша - молодцы! так и надо делать - от своего не отступаться ни на шаг, ни на полшага!

И именно народ Шокша наглядно доказывает, что Эрзяно-Окцы некогда заселяли всё Расьсийское пространство с северо-западных регионов до Волжско-Окского бассейна включительно:
Реки
Шокша - река в Теньгушевском районе Мордовии, впадающая в Мокшу
Шокша — река, приток Ояти, протекает в Ленинградской и Вологодской областях
Шокша — река, приток Северной Двины, протекает в Красноборском районе Архангельской области

Населённые пункты:
Шокша — в Вельском районе Архангельской области
Шокша — в Сямженском районе Вологодской области
Шокша — в Прионежском районе Карелии
Шокша — в Теньгушевском районе Мордовии
Шокша — деревня в Костромской области, ныне микрорайон города Галич.

А теперь, после вышесказанного, можно приступать и к чтению интервью.
Приятного и, главное, полезного прочтения!

Интервью можно прочитать здесь:
http://www.erzan.ru/news/erzyano-okskii-rod "О загадке народа мещера"


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2226
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 20.11.12 06:12. Заголовок: 19.11.2012 г. сконча..


19.11.2012 г. скончался писатель Борис Стругацкий
Соболезнования родным и близким классика отечественной литературы.

Одно из последних интервью Бориса Стругацкого. Фантаст рассказал, почему больше не хочет писать книги.

Знаменитый российский писатель Борис Стругацкий, в отличие от экранизаций его произведений, нечастый гость на телеэкранах, что ему, похоже, нисколько не мешает вести активную общественную жизнь: он возглавляет главный журнал российской фантастики, общается с поклонниками в Интернете, публикует статьи и переписывается с Михаилом Ходорковским.

Во время приступов здоровья мой рабочий день проходит совершенно обычно. Встаю в семь. Пью крепкий чай с бутербродами. Заедаю несметным количеством пилюль и сажусь за ноутбук. И весь день до двух ночи этого рабочего места не покидаю, за исключением случаев крайней необходимости.

78-летний классик рассказал в интервью РБК, почему больше не пишет книги, какую Россию строит В.Путин, есть ли жизнь на других планетах и чем так хорош "Обитаемый остров" Федора Бондарчука.

Мне стало не интересно выдумывать, "понта нет, начальник"

Наверное, это возрастное, но я совсем потерял интерес к тому, что называется "фикшн" (выдумка). Стало не интересно выдумывать. И не только выдумывать что-нибудь свое, но и вообще читать выдумки, в том числе и чужие. Читать хочется публицистику, информативную литературу, мемуары (даже если от них так и разит выдумкой). И когда в голову забредает вдруг какой-нибудь новый сюжет (иногда вроде бы даже приличный), не хочется записывать его в свои анналы (как это обязательно было бы сделано еще 10 лет назад). Зачем? Разрабатывать, выдумывать героя, строить для него декорации, искать повороты сюжета: зачем? "Понта нет, начальник".

Я уже несколько лет почти ничего не читаю (а уж тем более не перечитываю) для удовольствия. Но кое за кем следить удается. Стараюсь не пропускать новых вещей Людмилы Улицкой, Дмитрия Быкова, Михаила Веллера. Недавно вот познакомился с Захаром Прилепиным. Но в общем - не успеваю.

"Обитаемый остров" - лучшая из наших экранизаций всех времен

По-моему, любая из наших повестей годится для экранизации, "готовые сценарии". Режиссеры, разумеется, думают иначе. Это их право. Каждый из них в своем кино хозяин. Любимого режиссера у меня нет. Лучше всего работалось в конце 60-х с Алексеем Германом. Труднее всего - с Андреем Тарковским. Сегодня я, пожалуй, староват для работы в кино. Это работа жесткая, бескомпромиссная, на износ.

Как правило, ничего, кроме разочарования, от экранизаций не испытываешь. Самая лучшая экранизация - "Обитаемый остров", первая серия. Самый лучший фильм по мотивам - "Сталкер" Тарковского.

Первая серия "Обитаемого острова" превосходна. Точный, бережный сценарий. Отличный главный герой. Вообще очень хороший подбор актерской команды. Безукоризненно достоверный "чужой" мир. А вот вторая серия не получилась. Какое-то важное равновесие в построении сюжета оказалось нарушено. Неубедительная торопливость появилась, чрезмерная плотность материала, а в конце вообще пошел "российский Голливуд" - с надрывом и пережимом. И тем не менее общее впечатление от фильма - удача. Безусловно, лучшая из наших экранизаций всех времен.

Когда будет закончен долгожданный фильм Алексея Германа "История арканарской резни" по мотивам "Трудно быть богом", не знаю. По-моему, фильм должен получиться мощный. По самым последним слухам, финиш ожидается в конце 2012г.

Вселенная пуста и свободна от Разума

Самый известный российский фантаст не верит в инопланетян и дает человечеству достаточно пессимистичный прогноз на ближайшие 40 лет. "Вселенная, скорее, пуста и свободна от Разума. Разум (и вообще Жизнь) есть большая редкость", - говорит он.

Боюсь, через 15 лет наступит энергетический кризис, и не только Россия, весь мир изменится: цивилизация вернется в век пара и электричества, мир потребления прекратит существование, демократии везде уступят место тоталитарным режимам. Жить будет трудно, но можно. Впрочем, Россия при этом пострадает сравнительно мало (а страны третьего мира вообще ничего не заметят). Главный удар примут на себя страны "золотого миллиарда".

Путин хотел бы построить Россию 1913г.

О советской жизни Б.Стругацкий вспоминает с отвращением: "Это был мир лжи и несвободы, будь он неладен". Но и в отношении нынешней власти он настроен не очень позитивно.

Сейчас страна сделала выбор, самый естественный и единственно возможный при нашем полуфеодальном менталитете: она вернулась в "совок". Как известно, "всякая деформация остаточна", поэтому возвращение получилось неполным и оставляет вполне реальную надежду на новую попытку прорваться, наконец, в будущее (распрощаться с феодализмом).

Мне кажется иногда, что Владимир Путин хотел бы построить Россию 1913г. И ему это, пожалуй, удалось. Если отвлечься от ужасающей зажатости и несвободы наших олигархов и среднего класса, то очень похоже.

Мне не нравится, что огосударствление всего и вся продолжается. Что СМИ абсолютно подконтрольны исполнительной власти. Что власть бюрократии все время усиливается.

В преддверии президентских выборов мы поинтересовались у писателя, кого он хотел бы видеть новым главой России.

Никаких фамилий! Еще чего! Можно так подвести человека, что мало не покажется. А качества очевидны: личная порядочность, ясное понимание экономических проблем, ясное понимание, что политически возможен только путь европеизации, демократии и свободного рынка, категорическое неприятие всякой ксенофобии и стремления к мировому господству. Его первостепенные задачи - это ограничение власти бюрократии и предоставление самых широких возможностей для малого и среднего бизнеса (создание среднего класса).

Шестидесятники - поколение, вообразившее, что светлое будущее наступило, а поганое прошлое ушло навсегда

Это было, по сути, поколение, глотнувшее свободы. Поколение, вообразившее, что светлое будущее наступило, а поганое прошлое ушло навсегда. Поколение, осознавшее потом свою ошибку и смирившееся с неизбежным. В конце 80-х этим людям было едва за 50. История подарила им второй глоток свободы, и они снова поверили, что поганое прошлое ушло навсегда. Они были полны самых добрых намерений и в большинстве своем совершенно бескорыстны и честны, но они ничего не понимали в искусстве управления и искренне воображали, что можно оставаться безукоризненно честным, занимаясь серьезной политикой. И произошло неизбежное. Те из них, кто не сумел переломить себя и научиться врать и приспосабливаться, ушли из процесса и стали новыми диссидентами. Те, кто сумел, сделались бюрократами различного ранга, ибо никем другим они в этой реальности стать не могли.

"Постсоветская Россия вовсе не отворачивалась" ни от тех, ни от других. От них отвернулась старая бюрократия, советская номенклатура, ненавидевшая их так, как только "честный битый вор" может ненавидеть "небитого фрайерка на понтах". Именно эти "битые" пустили в ход словечки о чикагских мальчиках в розовых штанишках, не знающих ни реальной жизни, ни реального производства. И именно их мнение принято было толпой, уверенной, что их ограбили эти самые "в розовых штанишках".

Сегодняшняя молодежь более свободна. Она более практична, намного щедрее нас одарена развлечениями. У нас были два новых кинофильма в год, две программы на ТВ, танцы в ближайшем ДК. Все. Домашних магнитофонов не существовало в природе. Проигрыватели крутили рентгеновские джазы "на костях". Выпивать было как-то не принято. Мы читали. Нынешние этого не понимают. По-моему, им вообще недоступна мысль, что читать - это здорово! Что читать - это кайфово. Что первым найти в букинистическом неизвестный роман Кэрвуда - это по-настоящему круто. Мы читали, а нынешние просаживают свое время с помощью стрелялок и гонялок. Мы сравнивали Луи Жаколио с Луи Буссенаром, а они знают все про айфоны и Интернет. Интересно, если бы они вдруг встретились, двое - вчерашний и сегодняшний - в межвременье, то сумели бы понять друг друга? Не знаю.

О героях и прогрессорах

Необходимость в героизме возникает, когда дело организовано плохо и люди не способны правильно и точно исполнять свои обязанности. В современной России все обстоит в точности так же. Конечно, можно (и должно) восхищаться человеком, который рискуя собой, совершает некий героический поступок, но одновременно хорошо бы влепить по первое число тому начальнику, который должен был обеспечить в этом пункте безопасность, но не обеспечил.

Что касается прогрессоров (людей, которые предпринимают усилия, чтобы "спрямить историю", сделать ее менее жестокой и кровавой), я отношусь к их деятельности с большим скептицизмом. Подозреваю, что любые силовые вторжения в ход истории, любые попытки сломать ее естественный ход должны приводить лишь к ухудшению ситуации. Всякая виртуальная, искусственная история окажется более жестокой и кровавой, чем естественная. Доказать это я, конечно, не взялся бы, но вполне ясный намек на справедливость этой теоремы дают обстоятельства всех известных нам бунтов и революций.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/20/09/2011/616309.shtml


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
AvarS
Авардень Сандра




Сообщение: 142
Совась мелькужос: 05.12.10
Косто: Мерянь мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 20.11.12 09:59. Заголовок: Из интервью Б. Струг..


Из интервью Б. Стругацкого:

 цитата:
Боюсь, через 15 лет наступит энергетический кризис, и не только Россия, весь мир изменится: цивилизация вернется в век пара и электричества, мир потребления прекратит существование, демократии везде уступят место тоталитарным режимам. Жить будет трудно, но можно. Впрочем, Россия при этом пострадает сравнительно мало (а страны третьего мира вообще ничего не заметят). Главный удар примут на себя страны "золотого миллиарда".

Очень многие учёные и писатели во всём мире пришли к этому выводу. Человечество ждут суровые испытания...

Известные талантливые люди покидают этот мир. Кто придёт им на смену?


Сюконян: 1 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 2228
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.11.12 23:36. Заголовок: ЮБИЛЕЙ МУЗЕЯ ЭРЗЯНС..


ЮБИЛЕЙ МУЗЕЯ ЭРЗЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ



В 1934 году с образованием мордовского автономного округа лучшие кадры, руководители, педагоги были приглашены в город Саранск строить национальную республику. В Лукоянове с этого момента наблюдается значительное сокращение эрзянского населения, особенно после административного разделения на районы уезда. Многие эрзянские сёла ушли из-под влияния Лукоянова. В 1992 году нами краеведами-общественниками при районном Доме культуры создан и открыт необычный музей. Музей культуры эрзянского народа. Этому способствовала программа министерства культуры РФ направленная на «Возрождение культуры, языка и традиций малых народов Поволжья». Начинали с нуля. В городских библиотеках отсутствовала всякая литература, которая могла бы помочь в этой не простой работе. Помогли учёные и руководители национальных общественных организаций г. Саранска. За годы работы, мне, с сентября 1994 годы уже как директору этого музея, пришлось многое изменить в работе, в том числе добиться, чтобы музею присвоили статус «Эрзянь культурань музеесь». Согласно государственной программе усилия были направлены, в первую очередь, на возрождение эрзянского языка как основу культуры.


МУЗЕЙ ЭРЗЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Здесь собрано всё с трепетом, с любовью:
Костюмы, вышивка, по дереву резьба,
Предметы быта, канувшие в лету,
А в них - народа целого судьба.
Заботой Савлева, Аношкина-Тумая
Открыт музей культуры всех эрзян.
И мы идём и с болью, и с любовью
Туда, где возвращаемся к корням .
Здесь руки добрые оберегают
Богов забытых статуи и лик.
Здесь дух великих предков обитает
И память прошлое так бережно хранит.
Марина Лазарева


Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/yubilei-muzeya-erzyanskoi-kultury


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
ТУЗУР
moderator


Сообщение: 75
Совась мелькужос: 16.05.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 23.11.12 08:11. Заголовок: Марина Лазареве: А в..


Марина Лазареве:

 цитата:
А в них - народа целого судьба.
Заботой Савлева, Аношкина-Тумая
Открыт музей культуры всех эрзян.


Спасибо Николай Иванович Вам , как одному из основателей музея, за Вашу неравнодушную работу.
Пусть Ваш музей будет одной из отправных точек по самоосознанию и поднятию духа НАРОДА!!
Удачи и здоровья. С ув. Тузур

Сюконян: 0 
Профиль
Каршо валт - 217 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 8
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась