Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 897
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.07.10 23:20. Заголовок: Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро (продолжение)


EKN=ESN.ERZINFORM.
ЭКН=ЭСН.
Эрзянь кулянь невтемакурось
Эрзянская служба новостей.


начало<\/u><\/a>
продолжение <\/u><\/a>

<\/u><\/a>

ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ

Андрей Волгин

Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры.
Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях.
Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов.
Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!).
Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов.
Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина.
Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?!
Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им.
Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ.
Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений.
Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого.
Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию.
Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться.
Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! К Вам обращаюсь. В первую неделю июля 2010 года под Тольятти на Мастрюковских озерах пройдет очередной фестиваль бардовской песни (Грушинский фестиваль). Люди приедут со всех концов страны и мира. Уверен будут и эрзя. (Кстати, среди исполнителей авторской песни есть и эрзянского происхождения. Панюшкин, например.) Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше!



портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 1 
Профиль
Каршо валт - 122 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


Танюш
Вирява.




Сообщение: 1356
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.02.11 10:44. Заголовок: В этой роковой для с..


В этой роковой для страны ситуации, которая повторялась не раз и не два, патриотические силы вновь поставлены перед жестоким выбором: либо идти вслед за тотальными нигилистами, готовыми снести с лица земли ненавистное государство, как это было в семнадцатом и девяносто первом. Либо, стиснув зубы, набрасывая узду на бушующее в душе негодование, спасать государство российское, предлагая обессиленной растерянной власти ресурс своих государственных представлений, запасы интеллектуальных и моральных ценностей, сбережённых в эти проклятые годы. Чтобы на их основе преобразить российскую власть у последней, грозящей крахом, черты.

Отличная статья. Я бы только не назвала власть обессиленной и растерянной - в моем представлении она зарвавшаяся, до государственных интересов, а тем более положения народа, ей, судя по финансово-хозяйственному состоянию государства и уровню жизни простых граждан , дела нет.

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 1359
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.02.11 13:53. Заголовок: Подборка такая интер..


Подборка такая интересная к "знаменательной" дате мордовского вождя:

На Раськень Озксе избран Инязор
На Озксе, бесспорно, светлого, морально здорового, чистого было куда больше, чем сумрачного. В череде дней, заполненных заботами, он был пучком света, посланный утренней звездой. На заседании Атянь Эзем (Совета Старейшин) перед началом моления тайным голосованием был избран Инязор Эрзянь Мастор (дословно Великий Хозяин, Князь Земли эрзян). Им снова стал Кшуманцянь Пиргуж, по-светски Мусалев Григорий Дмитриевич. Он поклялся на «Мастораве», на Эрзянском флаге честно служить своему народу, служить силой разума и совести!
Решение старцев было объявлено после ритуала моления всему народу.
http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3283&nom11=336<\/u><\/a>

Глава Мордовии встретился с представителями национальных общественных организаций
Проблемы проходящей в стране переписи населения, сохранения национальной культуры, преподавания родного языка в школах и детских садах рассматривались сегодня во время встречи Главы Мордовии Николая Меркушкина с представителями национальных общественных организаций Григорием Мусалевым, Евгением Четверговым, Александром Шароновым и Петром Рябовым.
Как сообщили РИА «Инфо-РМ» в Администрации Главы РМ, в ходе беседы, переходившей иногда в острую дискуссию, были конструктивно обсуждены подходы к пониманию национального самосознания.
В Доме Республики обсуждены некоторые аспекты издания национального эпоса «Масторава», развития школы Тавлинской деревянной скульптуры, а также вопросы формирования положительного имиджа республики, подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
РИА «Инфо-РМ»
http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3336&nom11=339<\/u><\/a>

«Великий гражданин Мордовии»
******
Эти высокие слова сказаны были о Григории Дмитриевиче Мусалёве на юбилее Общества «Масторова» 27 сентября 2010 года в национальном драматическом театре. И они соответствуют действительности, ибо верно определяют тот огромный вклад в дело возрождения народа Эрзя, который своей подвижнической деятельностью несгибаемого патриота вносит этот незаурядный человек. С 1989 года по сегодняшний день он борется за честь и достоинство родного народа, делая достоянием мировой общественности правду о его истории, культуре, великих личностях, составивших славу России. Как у каждого выдающегося человека у Г.Д.Мусалёва много врагов – это этнопаразиты, осыпанные многочисленными наградами за то, что они воюют против своего народа, в превратном свете преподносят его историю и культуру. Грудь Г.Д.Мусалёва не сверкает регалиями. И это потому, что он служит народу, Родине, а не власти. Власть в России, к сожалению, звёзд с неба не хватает и, не разумея истины, рубит сук, на котором сидит. Именно поэтому великая страна по территории, по природным ресурсам и человеческому потенциалу прозябает в отсталости и в нищете, стоит на коленях перед странами-карликами, позволяя им бить себя ниже пояса.
Г.Д.Мусалёв – один из основателей движения «Масторава», организаторов его 1-го Съезда. Он один из создателей движения «Съезд эрзянского и мокшанского народов». При непосредственном участии Г.Д.Мусалева в 1993 г. был создан Фонд Спасения Эрзянского Языка, учреждена газета «Эрзянь Мастор» — газета-просветительница, проливающая свет на историю и культуру эрзянского народа. Г.Д.Мусалев – один из создателей праздника День Эрзянского Языка, который проводится 16 апреля каждого года в Саранске, во многих регионах России, за пределами нашей страны; Г.Д.Мусалёв создатель Велень Озкс и Всеэрзянского праздника Раскень Озкс, который в каждые три года проводится в каждую вторую субботу июля; Г.Д.Мусалев —автор многих плодотворных идей в сфере образования и культуры; его настойчивость и инициатива помогли сохранению преподавания в школах и вузах эрзянского языка, литературы, культуры, истории. Благодаря Фонду спасения эрзянского языка, газеты «Эрзянь Мастор», государственному празднику Раськень Озкс, международному празднику День Эрзянского Языка и лично Г.Д.Мусалеву, возрос авторитет эрзянского народа в мире , самосознание которого за последние два десятилетия получило довольно высокое развитие.
Г.Д.Мусалев – Эрзянь Инязор, Народный Царь, трижды избранный на эту авторитетную должность на Раськень Озкс в 2004, 2007 и 2010 гг.
Г.Д.Мусалёв – один из самых активных, известных и авторитетных общественных деятелей Мордовии, бескорыстный труд которого на благо служения родному народу приносит самые положительные результаты, разносит добрую славу о народе Эрзя по всему миру.
Родился Г.Д.Мусалёв 19 ноября 1940 года в с. Ташто Кшуманця Большеигнатовского района Мордовской АССР, закончил физико-математический факультет МГУ им. Н.П.Огарёва, где много лет работал математиком.
Здоровья тебе, Инязор, неиссякаемой энергии, мужества и благословения Инешкипаза в твоих добрых и светлых делах! Будь в свои 70 лет как непобедимый Илья Муромец, великий богатырь-эрзянин!
А.М.Шаронов
http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php<\/u><\/a>

Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Россия населена многими народами. Эрзяне занимают среди них особое место, ибо от них «пошла и есть» великая Русь. Именно поэтому и главные защитники русской земли (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко) произошли от эрзяноязычных племён; из эрзян вышли Козьма Минин, патриарх Никон, протопоп Аввакум и многие другие великие люди (Ленин, Горький, Шаляпин, Есенин, Русланова, Чапаев и т.д). Эрзянин Минин вместе с князем Пожарским организовал в 1612 году освобождение Москвы от польских интервентов и спас Россию. Эрзяне не только участвовали в создании русского государства и в формировании его народа, но и были государство образующим субъектом. Об этом свидетельствует Пургасова Русь, мощное эрзянское государство начала 13 века, которое возглавлял эрзянский князь Пургаз. Пургасова Русь свидетельствует, что эрзянский и русский миры 8-13 веков были единым равноценным целым, на основе которого в 14-16 веках сложилась Великая Россия. Пургаз, в 1239 году организовав восстание в тылу войск Батыя, вынудил монголов остановить поход на Европу и тем самым спас её от закабаления, поднял престиж России в глазах Запада.
Мы считаем: настало время поставить в центре Саранска памятник князю Пургазу, который будет символом извечного единения эрзян и русских. Воздвигнув памятник Пургазу, мы признаем выдающуюся роль наших народов в истории Великой России.
Поставив памятник Пургазу в ознаменование тысячилетнего единства Мордовии и Руси, мы покажем, что эрзяне находились не в «даннических» отношениях с Русью, а были составной её частью, о чём свидетельствует Пургасова Русь, которая была равноценна по политическому статусу Новгородскому, Рязанскому, Владимирскому, Московскому княжествам, в то время населённым главным образом эрзянами и эрзяязычными Мерей, Мещёрой, Муромой.
Фондом с 2008 года ведется сбор средств, добровольных пожертвований на сооружение монумента Пургазу. В настоящее время приняли участие в этом благородном почине 4300 граждан России разных национальностей из разных регионов. Ими пожертвовано около 800 тысяч рублей.
Просим оказать содействие в принятии решения о воздвижении в Саранске памятника Пургазу и в финансировании проекта.
Прилагаются: ксерокопии с газеты «Эрзянь Мастор», в которой ведется учет поступлений от граждан и историческая справка о Пургасе и Пургасовой Руси.
Председатель правления Г.Д.Мусалёв
Члены правления:Аношкин Н.И., Заварюхин Н.В., Рябов П.В., Шаронов А.М., Четвергов Е.В., Кузоваткина О.В.
http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3381&nom11=341<\/u><\/a>


Эрзянь келень идема Фондонь ветямкуронь промксонь 36 № Протоколозо
****

Сакшность: Калаганонь Керяз, Шарононь Сандра,
Кшуманцянь Пиргуж, Кузоватонь Оля,
Аношонь Тумай, Нуянь Видяз
Саран Ош, 2010.11.02 (В Киргизии есть город ОШ, это значит " Саран Ош" не имеет эрзянского происхождения ?)
****
Кортамотне:
1. Пургазнэнь кеврунгонь путомадо.
2. «Эрзянь Мастор» газетас сермадстомадо.
Кортасть, ёвтызь мелест:
1. Кшуманцянь Пиргуж. Ошонь кирдийтне молить путоманть каршо. Секс, койсэнь, путомс сонзэ таркантень, косо ютавтневи Раськень Озксось. А эряви стувтомс теньгак: банконь процентнэ марто пурнавсть тенек кавто иень перть сисемьсядот ведькемень тёжа целковойть (750 000 руб.). Те вельть аламо. Кода улемс? Эрдt арсесынек.
2. Калаганонь Керяз. Мелесь, виевгавтомс Раськень Озксонть питнечинзэ кеврунгосо, а берянь. Ялатеке стявтомс… паксяс – ковгак а маштови. Питнезэ ледстнемрунгонть вишкалгады. Тарказо Пургазонь—Саран ош.
3. Шарононь Сандра. Чарькодеви, кирдийтневтеме Пургазнэнь кеврунгось а тееви. Ярмакт пурназь аламо. Кирдийтне – каршо. Пшкалинек Н.И.Меркушикннэнь, А.М.Пыковнень. Лезэ арась. Монь койсэ, эряви сермадомс серма-энялдома Д.А.Медведевнень, президентэнтень, ды В.В.Путинннэнь, премьерэнтень. Сынст каршо валост мейле пурнавома одс ды арсема, само кодамояк лия мельс.
Мельспрамо.
1.Кучомс серма-энялдома – лездамс путомс кеврунго Пургазнэнь Саран ошсо – Президентэнтень Д.А.Медведевнень ды премьерэнтень В.В.Путиннэнь. Ёвтазь мельдест мейле пурнавома одс ды арсема кода улемс седе тов.
Мельспрамонть кис максызь вайгелест (кепедизь кедест) ветямкуронь кото ломантне.
2. Виевгавтомс сермадостоманть «Эрзянь Мастор» газетанть лангс.
Меленть кис кепедизь кедест весе (кото ломанть).
Промксонь ветицясь Кшуманцянь Пиргуж
Сермалицясь Кузоватонь Оля
http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3382&nom11=341<\/u><\/a>

Инаугурация Главы Мордовии
От всей души поздравляем Вас, Николай Иванович, с избранием на новый срок Главой Республики Мордовия. Желаем здоровья и успехов на ниве национального возрождения. Надеемся, эрзянский и мокшанский языки станут родными языками в детских садах, «сядут» они за парты в школах и других образовательных учреждениях. Уверены, эти певучие языки будут чаще звучать на улицах городов.
Члены правления Фонда
Г.Д.Мусалев, П.В.Рябов, Н.В.Заварюхин, Н.И.Аношкин,
О.В.Кузоваткина, А.М.Шаронов, Е.В.Четвергов
**************************
10 ноября состоялась церемония вступления Николая Меркушкина на должность Главы Республики. Приезжали чествовать его губернаторы ряда регионов, главы парламентаов, бизнесмены, представители спортивных состязаний и т.д.
На сцену после внесения флагов Мордовии и России, под бой барабанов были внесены Конституции России и Мордовии.
Николай Иванович, положив руку на основные законы, оформленные в виде фолиантов, произнес на русском языке клятву на верность народу и Конституции.
Но возникает вопрос. Почему Глава дал клятву только на русском языке? Что, Эрзя и Мокша языки не государственные?
Уважение и соблюдение прав народов, человека – это индикатор и эталон культуры и демократичности любого государства, это показатель развитости общества.
Не есть ли это нарушение Европейской Хартии и Конституции государства и международного права?
Мы уверены, Глава намеревался дать слово перед народами Эрзя и Мокша. Мы надеемся на это.
Отметим: все выступающие желали всего наилучшего только на русском языке. Чуть-чуть испортил настрой Полномочный представитель Президента по Приволжскому округу Григорий Рапота. Он сказал: «Николай Иванович, все пять лет Вы меня называете мордвином, а я все-таки похож на эрзянина, а поэтому скажу по-эрзянски: «Улиде шумбрат, Николай Иванович!»
Мы надеемся, что в 2014 году на торжественном собрании по случаю вступления на должность Главы Николай Иванович даст клятву служить народу Мокша, народу Эрзя, народу Русь, ибо в 1928 году Республика Мордовия была рождена для сохранения и расцвета языков, культуры этих народов, для воспитания патриотов.
Е.Четвергов
http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3385&nom11=342<\/u><\/a>


-Дружба мордовского вождя и "Эрзянь Инязора, Народного Царя" умиляет, они прямо как близнецы-братья в своих сметанных белыми нитками мантиях величия. А, может, одним им и невдомек, что "короли"-то давно голые!
Читайте:
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, О ВОЖДЬ!<\/u><\/a>

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
Профиль
Каршо валт - 122 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 14
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась