Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 44
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 11.12.09 21:26. Заголовок: ГОРОДЕЦКАЯ КУЛЬТУРА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ


<\/u><\/a>

Городецкая культура, культура городищ "рогожной керамики", археологическая культура, распространённая в 7 в. до н. э. — 5 в. н. э. в среднем и нижнем течении Оки, в бассейне рр. Мокша и Цна и Среднего Поволжье. Названа по раскопанному (1898) В. А. Городцовым Городецкому городищу близ г. Спасск-Рязанский. Г. к. сложилась на основе местных культур эпохи бронзы при участии племён абашевской культуры (См. Абашевская культура) и срубной культуры (См. Срубная культура). Представлена небольшими укрепленными родовыми поселениями, реже — селищами, жертвенниками, на позднем этапе — и могильниками (преимущественно с трупоположениями). На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища; керамика с отпечатками рогожи и ткани, гладкая грубая, в позднее время — лощёная. Население занималось охотой, скотоводством, земледелием; поддерживало связи со скифами, племенами дьяковской культуры (См. Дьяковская культура), с Прикамьем. Племена Г. к. были предками финно-угорских народов Среднего Поволжья.
Лит.: Смирнов А. П., Трубникова Н. В., Городецкая культура, в кн.: Археология СССР. Свод археологических источников, в. 11—14, М., 1965.
И. Г. Розенфельдт.

ГОРОДЕЦКАЯ КУЛЬТУРА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ<\/u><\/a>


Городецкая культура

Изгиб оврага – ров да вал –
Так городецкая культура
Рельеф природный подчеркнула,
Сим обозначив ареал
Эрзянских древних городищ,
Руси исконных поселений.
Нам не найти земли священней,
Чем та, где взмахом топорищ
Сооружались города,
Где укреплялись волей стены,
Мечом карался грех измены,
Где был в чести закон труда.

На Волго-Окских берегах
Далеким эхом Аркаима –
Преемственность здесь свято чтима,
Старинных городов размах.
Страна эрзянских городищ
С верховья Волги до низовий
Раскинулась, и долг сыновий
Огнивом жертвенных кострищ
Благословила, справив тризну,
Священных рощ наполнив храм
Молитвой не чужим богам,
А предкам, зиждящим отчизну.

Потомки доблестных племен
К ремеслам навык сохранили,
В скитаньях долгих не забыли
Гончарный круг, кузнечный горн.
Рудой железной край богат.
Грязь в Волго-Окском междуречье
(Запомним: «рудаз» в просторечье)
Добыть не требует затрат.
Обогащенную руду
Для плавки ковкого железа
Знал житель пойменного леса,
И отвращал мечом беду.
Сарматских воинов мечи
В эрзянских кованы горнилах,
И оттого двойная сила –
Истока одного ручьи!

Кто наконечники искал
Сарматских стрел на городищах,
Тот вам ответит: «Здесь их тыщи! -
Эрзянской кузницы закал».
И украшений карнавал:
Булавок, бляшек и подвесок
Эрзянский мастер из железа
С душою в тиглях отливал.
У женских праздничных сюлгам
Поклонниц и сегодня много,
Пусть на груди сверкают строго
И застят свет лихим врагам.

Свинцово-оловянный сплав
Умельцы отливали в бисер,
И магию волшебных чисел
На рукоятях жгли булав.
Узор спиралей и кругов –
Родной орнамент городецкий,
Как аргумент довольно веский,
Астрономических азов
Он подтверждает, - был задел! -
Цикл календарный был известен,
И в эпосе эрзянских песен
Народ простой его воспел.

Таинственные племена
Встарь заселяли эти веси,
С сих мест куда они исчезли?!
Лишь топонимика честна,
Санскрит эрзянский сохранив
В названьях рек, в волненье нив…

…Изгиб оврага – ров да вал –
Здесь городецкая культура
Эпох воссоздала структуру,
Связав в единый интеграл.


Вирява
Питер Ашо, 21.04.2010


Эрзянский форум АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт - 2 [только новые]


эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 76
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 14.12.09 08:36. Заголовок: В районе городка Спа..


В районе городка Спасск-Рязанского, у северного притока Оки под названием Проня, расположены остатки села Старая Рязань. Именно здесь археологи обнаружили старинные захоронения, принадлежавшие цивилизации, жившей в этих краях полторы тысячи лет назад, задолго до славянского населения.

Сотрудники Государственного исторического музея называют эти племена рязано-окскими и относят их к волжско-финской ветви финно-угорских народов. По словам исследователей, они поселились в этих местах незадолго до начала нашей эры, предположительно явившись с востока.

Однако следы материальной культуры рязано-окцев свидетельствуют об их связи с германскими племенами готов, в начале I тысячелетия мигрировавших через Дон в Западную Европу. Это и сходство в деталях национального костюма, и в оружии…

Кроме того, главы рязано-окских родов носили почти такие же короны, как и ранние готские короли. Ученые считают, что, возможно, здешние племена состояли с готами в военном союзе, позволявшем им захватывать восточноевропейские земли.

На берегу Оки встречаются массовые захоронения так называемой Городецкой культуры, от которой пошли мордовские племена. Варварски изрубленные останки тел и слой золы указывают на то, что местные жители были жестоко истреблены, а поселения – сожжены дотла.

Судя по всему, пришельцы «оккупировали» всю территорию Поочья – от современных границ Подмосковья до Касимова. Выпасы для скота и охотничьи угодья простирались на юг и север от Оки на десятки километров.

Выбор мест для «оккупации» был не случаен. Во-первых, по Оке с востока на запад пролегал большой торговый путь. Во-вторых, река граничила с зоной сплошных лесов и лесостепи, что создавало прекрасные условия для охоты и скотоводства.

Скорее всего, рязано-окское государство не было централизованным. Раскопки свидетельствуют о том, что каждый участок реки был закреплен за отдельной общиной, у которой имелись свое родовое кладбище и святилище. Странно, что до сих пор нигде не обнаружено останков самих жилищ. Возможно, рязано-окцы вели кочевой образ жизни и потому не строили долговременного жилья.

Капища и могильники располагались, как правило, на открытых участках берега, откуда открывался прекрасный вид. Видимо, завоеватели древней Рязанщины проводили здесь родовые языческие обряды, сопровождавшиеся ритуальными трапезами – на местах святилищ археологи обнаружили черепки глиняной посуды.

В отличие от древнерусских племен, рязано-окцы хоронили своих мертвых в песчаных дюнах. До наших дней останки не сохранились, лишь на песке кое-где остались продолговатые серые следы. Еще при раскопках на местах погребений находили артефакты – обломки ржавых мечей, фрагменты кольчуг… А рядом – лошадиные кости и длинные, темные женские косы… Здесь были захоронены женщины-воительницы!

По словам историков, рязано-окские амазонки сражались в боях наравне с мужчинами начиная с IV - V вв. н.э. Их погребали вместе с оружием и конями (или конской уздой). Возраст таких захоронений датируется только до конца VII в. – после этого воительницы, очевидно, вернулись к традиционным женским занятиям. Не исключено, что амазонки жили отдельными общинами и рожали детей от мужчин из соседних племен, куда отдавали затем на воспитание сыновей. Ведь трудно представить, чтобы женщина, имеющая маленького ребенка, отправилась воевать.

В истории рязано-окской цивилизации есть загадочные моменты. Так, однажды она просто… исчезла. Ушли отсюда эти племена или с ними что-то случилось – неизвестно.

Любопытно, что уже в относительно недавние времена местные жители устраивали погосты на берегах Оки, хотя традиционно на Руси принято было хоронить у церквей. Кроме того, существовали семейные кладбища, где хоронили выходцев из этих мест, где бы они ни отыскали свой конец. Одно из таких кладбищ расположено на мысу у старого Рязанского городища, где археологи раскопали рязано-окское святилище. Интересно, что оттуда и пошла нынешняя Рязань…

Ирина Шлионская, http://www.pravda.ru/science/mysterious/293525-Amason-0


Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 108
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 18.12.09 10:28. Заголовок: Глава III. РАНН..






Глава III. РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК.

Из обитателей раннего железного века на Тамбовщине более или менее известны племена городецкой культуры, впервые открытые В. А. Городцовым в прошлом веке, в быв. Рязанской губернии, близ с. Городец.

Ныне в Волго-Окском междуречье локализовали уже несколько сотен городищ и селищ городецкой культуры VII века до н. э. - IV столетия н. э. Однако некоторые исследователи относят верхнюю границу городецких племен к I - II векам н. э.

А. Н. Норцовым упоминаются: старые городища, городки, земляные валы и окружающие их рвы. По-видимому, многие из них относились к городецкой культуре.

В тридцатые годы П. П. Иванов - директор Моршанского музея, выявил некоторые городища по побережьям р. Цны. Н. В. Трубникова, исследуя городецкий материал из коллекций Моршанского музея, отнесла его к группе памятников Волго-Окского междуречья, где к тому времени было уже известно более 200 поселений этих племен (см. Смирнов А. Н., Трубникова Н. В. - «Городецкая культура», М., 1965 г.). Но раскопок этих городищ на Тамбовщине не велось.

На землях Тамбовщины поселений раннего железного века локализовано более 40, многие из них расположены на высоких лесных берегах рек и укреплены валами и рвами.

В настоящее время можно говорить, что в раннем железном веке были заселены северные и центральные районы так же густо, как и в предыдущую эпоху и почти на тех же местах, уже «проверенных» веками. Не случайно, видимо, на многих городищах, подстилающие их культурные слои, относятся к эпохе бронзы.

В 1970 - 1971 годах экспедицией ТГПИ, а в 1972 - 1973 гг. совместно с областным краеведческим музеем было выявлено 10 поселений на территории Тамбовского и Сосновского районов. Не все поселения сохранились: о местоположении некоторых приходилось судить лишь по наличию керамики и по скудным остаткам оборонительных сооружений. Но в то же время большинство древних городищ имело черты, характерные для эпохи раннего металла. К наиболее сохранившимся слоям и городищам относились холм Галдым, «Крутая гора» в с. Горелом и 3 холма обрывистых выбегов в Пчеляевской гряде.

Городища племен раннего железного века чаще располагались на возвышенности. Такое устройство на хорошо защищенных природой местах - историческая закономерность, порожденная эпохой войн . Это характерно и для городищ Тамбовщины. Интересы хозяйства заставляли искать лесные угодья, речные затоны и дороги. Человеческий коллектив использовал природные условия, приспосабливаясь к ним, и ощущал потребность в освоении водных путей, устраивая свои поселения у рек и притоков. По форме городища Тамбовщины полукольцевые с площадью средней величины от 1,5 тыс. м2 и до 2-х или более тысяч квадратных метров. И форма, и различие в площади обусловлены и природным рельефом и демографическим фактором (численность населения).

Многие городецкие поселения укреплены рвами и валами. Валы следуют по очертаниям городищ, охватывая их с напольной уязвимой стороны, так как противоположная территория имела естественную защиту - крутой склон. Наиболее сохраниились укрепления на городище Пчеляй-1, на холмистом выбеге гряды, высотой до 23 м. На северо-восточной оконечности городища - источник питьевой воды. Площадь городища со всех сторон, кроме западного склона, ограничена двумя валами. Это место Пчеляй впервые было упомянуто А. Н. Нордовым, как «жилище разбойников, окопанное вокруг канавой».

Первый вал - дуговидный, концы его лежат на обрывистых краях поселения. Длина его 93 м, ширина до 10,7 м, высота до 1,5 м. За валом следует ров шириной до 3 м и глубиной в 1 м. За рвом - междуваловая зона с наибольшей шириной до 32 м. Все городище окаймляется вторым валом - внешним, менее высоким и широким, чем первый. В юго-восточной оконечности городища, там, где вал оканчивается естественным всхолмлением, он вплотную примыкает ко рву первого вала, повторяя его изгиб. Холм и междуваловая зона сообщались через ложбину, оставленную при строительстве первого вала в северном секторе городища.

Оба вала представляли собой древесно-земляную конструкцию с забутовкой у основания. В толще вала видно чередование почвенных слоев с древесными настилами, последовательно прокаливаемыми (обожженными) - для прочности. В центре первого - внутреннего вала, в материковой траншее, на его поду устроено подобие «замка» - древесной клетки - для большей крепости насыпи. Междуваловая территория, где нет культурного слоя, а попадаются случайные находки, могла, служить в качестве наблюдательной или оборонительной, при нападении на городище.

Соседний холм (средний выбег гряды) укреплений не имел, а на третьем холме (к северо-востоку от оконечности гряды) - прослежены остатки вала. Следы валов и на холме Галдым и в Кулеватовских Песках, невдалеке от реки.

Подобные укрепления отмечены и на поселении «Крутая гора» близ с. Горелое, тоже упомянутом в свое время А. Н. Норцовым как «старое городище». Западный склон его высотой 43 м. и спускается к р. Цне. Длина основания городища у реки была 250 м, в его толще скрыт источник воды. Площадь плато на холме 54 x 33 м имеет почти полукольцевую форму. С напольной стороны городище защищалось несколькими валами и рвами, в систему которых включались естественные овражки и насыпи с внешней стороны, служившие своеобразными контрфорсами, усиливающими оборонительные сооружения.

Укрепления строились с учетом почв, древесины, камня для подсыпки, с использованием рельефа местности. Но, возводя укрепления, углубляя или засыпая естественные овраги, устраивая рвы, проходы, соединяя концы валов (Пчеляй-1), человек планомерно творил искусственный ландшафт, изменяя природный рельеф и последовательно проводил работы (прокопка траншеи - основания вала в материке, постепенная прослойка почвенных и древесных слоев). Человеческий коллектив закреплял трудовые навыки, традиции, активно наступая на географическую среду.

Среди городищ, известных в Волго-Окском междуречье, были и групповые, иногда между ними попадаются и неукрепленные селища. Такими можно считать холмы в Липунцах близ озера и Пчеляевские городища. Это комплексы древних селений, возможно, принадлежавшие близким по племени родовым группам.

Остатки от жилых помещений того времени - полуземлянок или наземных построек сохраняются очень редко, но разнообразные формы жилищ известны по другим поселениям Волго-Окского междуречья: квадратные, вытянутые или округлые в плане полуземлянки и наземные строения, площадью от 16 до 78 квадратных метров. Полы в них плотно утрамбованные, стены обмазаны глиной по деревянному или плетеному каркасу, каменный очаг в центре жилья, а вдоль стен нары из толстых жердей, кровли односкатные из плах или бревен, присыпанных землей. Жилые постройки на городищах располагались или по полукругу под валом (древнейшая «круговая» планировка) или группами («гнездами»), это связано с родоплеменными обычаями и, наконец, двумя параллельными линиями вдоль городища с проходом посередине. Эти традиционные и различные черты показывают определенный уровень жилого строительства.

Судя по памятникам городецкой культуры, эти племена умели обрабатывать глину, камень, дерево, кость и рог, кожу. Они занимались плавкой и обработкой металла, охотой, бортничеством, животноводством, рыболовством, подсечным земледелием, прядением, ткачеством, плетением, жилым, оборонительным и культовым строительством. Производились: орудия труда, керамика, оружие, бытовые и культовые поделки, украшения. Круг занятий со времени эпохи бронзы значительно расширился, в быт прочно, входил металл и особенно широко использовались глина, древесина и камень разных видов.

Обработка глины. Как и в предыдущие эпохи на самые необходимые нужды употреблялись различные сорта глины, она шла на выделку бытовой и ритуальной посуды, и на культовые поделки, широко употреблялась и в жилом строительстве (обмазка стен, очагов), и в устройстве укреплений (в слоях валов) святилищ (их глинобитных площадок).

Из глины выделывались бусы, ткацкие пряслица и грузики или пирамидальные и овальные рыболовные грузила, метательные ядрышки для пращи, тигельки, льячки, литейные формочки.

Но более всего, глина служила сырьем для керамиста. Об уровне керамического дела можно судить по городецким сосудам.

Городецкая лепная керамика так же, как и во всех других слоях древних поселений (начиная с неолита), является самым массовым материалом.

Виды керамики во всех поселениях: кухонные горшки и мелкие столовые, сосуды: миски, плошки, реже - цедилки. Форма сосудов - баночная или почти баночная с плоским дном и тонкими стенками. Большая часть сосудов из пчеляевских городищ покрыта орнаментом, а среди галдымской и горельской - неорнаментированной посуды встречается тщательно заглаженная – почти лощеная, что связывается, обычно, с более поздними городецкими поселениями.

Основные виды орнамента, обнаруженные на керамике из наших поселений: сетчатый, ячеистый и рогожный. Пчеляевские городища и городецкие слои Галдыма-1 дали разнообразные и многие варианты орнаментов.

Так сетчатый (извилистый), «текстильный» орнамент представлен в четырех вариантах (извилины легкие, тонкие, грубо прочерченные, прерывистые - короткие). Такой же орнамент расположен и на венчиках сосудов, но в уменьшенном виде, продолжая декорировку. Общее, для вариантов орнамента это то, что узоры, покрывающие сосуд до дна, следуют за его изгибами, как бы повторяя форму. Слияние формы и орнамента, по-видимому, техническое достижение мастера. Подобный орнамент, встречающийся в рязанских и во многих других городищах, археологи связывают с эпохой раннего металла, т. е. с первым периодом городецкой культуры.

Второй вид орнамента - ячеистый, тоже выражен в нескольких вариантах. Это мелкие или крупные овальные ячейки, образующие цепочки, расположенные отдельно одна от другой или слитно, или же служащие как бы фоном, на котором врезаны добавочные узоры. Такая керамика известна по Рязанским, Мордовским и Чувашским городищам ранней поры. И, наконец, третий вид орнамента - так называемый «рогожный», самый характерный для городецких поселений (Рязанских, Поволжских, примокшанских и наших - цнинских) состоит из разного вида прямоугольников: мелких или крупных, расположенных рядами, и из «фигурных» с овальными перекрестиями - этот вариант встречается только в наших городищах.

Рогожный орнамент - более поздний, он удерживается и в первых веках н. э. и встречается в мордовских, верхне-донских, (по р. Матыре), рязанских и дьяковских поселениях.

В Горельском поселении «Крутая гора» встречалась керамика с крупными вмятинами, создающими «бугристость» сосудов. Возможно, что такие сосуды, как и украшенные «фигурными» прямоугольниками, дают местные варианты орнамента, так как они аналогий не имеют. Это позволяет предположить наличие местной культуры в среде городецких племен. Орнаментация сосудов, зародившаяся в период возникновения керамического дела, с эпохи неолита, была вызвана жизненной необходимостью. И на протяжении веков орнамент совершенствовался и нес технические, смысловые и декоративные функции.

Обработка камня по-прежнему имела в хозяйстве немалое значение, но это зависело от природных ресурсов. В городищах раннего железного века, обычно, находят каменные зернотерки, песты и мотыжки, грузики и пряслица, молоты для дробления руды. В городищах Тамбовщины тоже найдены каменные изделия различного назначения, в Галдыме нашли гранитный точильный брусок подпирамидальной формы, с хорошо отшлифованными гранями, напоминающий скифские бруски второй половины I тыс. до н. э. Там же были формочки для отливки трехгранных стрел, каменный пест и каменный штамп. В Пчеляевских городищах, в подножьях валов, оказались скопления необработанных камней, для забутовки. В слоях этих поселений были зернотерка и небольшие круглые камни. В горельском поселении «Крутая гора», кроме нескольких камней со следами обработки - нашли каменные прямоугольные плитки для заточки металлических изделий, маленький каменный тигелек, листовидную стрелу, напоминающую сарматскую. Там же была полуобработанная каменная поделка, напоминающая голову зверя. Выпуклостями и подтеской намечены глаз, ухо, нос. Высота поделки - 7 см.

Каменные изделия в городецких слоях наших поселений представлены в довольно разнообразном ассортименте. Необработанный камень использовался в строительстве, песты и зернотерки в быту и, возможно, в земледелии, точильные бруски, плитки, формочки и тигельки в обработке металла и направке металлического инструмента, штампы в орнаментировке сосудов, стрелы и круглые камни в охоте или в бою, некоторые каменные поделки являлись, возможно, культовыми.

Судя по поселениям Тамбовщины, применялась обработка дерева (обкорка, обрубка, обсушка, обтеска) при строительстве укреплений для простилки стволов в толще вала, для устройства «клеток» или «замков» из древесины - укрепляющих центральную подовую часть вала (Пчеляевское городище).

Из дерева вытачивались идолы и мелкие культовые изображения, делались челны, плоты, шесты, ткацкие станы, прялки, веретена, лари для одежды, скамьи, посуда, туески, силки, луки, капканы, плетеные кошелки, кошели для рыбы, рукояти для инструментов, оружия и бытовых изделий, части земледельческих орудий, рукояти для пастушеских посохов и кнутов, конских ногаек. Дерево же шло в первую очередь и для постройки жилья и укреплений. В лесном краю древесина использовалась в ремеслах, промыслах, в развивающихся строительном и изобразительном искусствах.

Обработка кожи редко упоминается исследователями, т. к. кожа сохраняется так же плохо, как дерево, и редко попадается в культурных слоях. Но обработка кожи неотъемлема от скотоводства, необходима в процессах охоты, рыболовства, производства оружия, упряжи, обуви, одежды, головных уборов, бытовых поделок, плетения.

Обработка кости и рога. В поселениях племен городецкой культуры находят костяные долота, ножи, наконечники гарпунов, иглы, шилья и рукоятки разнообразных изделий - скобели, гладила из кости.

Многими исследователями описываются астрагалы (кости для игры), подобные скифским стрелы, костяные проколки, псалии из кабаньих клыков, штампы для орнаментации сосудов. Мастерская костяных изделий найдена на Теньгушевском городище. В Тамбовских городецких поселениях найдены некоторые костяные поделки.

В Горельском городище «Крутая гора» найдены костяные полированные пластинки с проколами по краям. Возможно, они применялись как нашивки на кожаную обувь или конскую упряжь. Такие же пластинки обнаружили и в поселении Пчеляй, где найдена была и костяная проколка длиной около 10 см, а в слоях Галдыма - костяная бусинка. В Горельском поселении нашли костяную поделку, не законченную в обработке. Высота ее 8 см, наибольшая ширина 5 см. Возможно, изделие имитирует изображение женщины. Срезами и подпиливанием выделены голова и шея. В очертаниях угадываются остроконечный головной убор, курчавые волосы, плечи. В наибольшем количестве в наших поселениях найдены астрагалы - бабки от костей крупных, и мелких животных, аккуратно отшлифованные. Встречаются распиленные вдоль и отшлифованные половинки трубчатых костей (Горельское поселение). Они могли служить для оттискивания несложных узоров на сырой глине сосудов.

Обработка металла.
Металл, известный еще со времен энеолита в виде самородных обломков, входил в жизнь медленно. «Человеку стало служить железо, последний и важнейший из всех видов сырья, игравший революционную роль в истории» . Появившись, оно все больше завоевывало прочное место в жизни городецких племен. Выплавка железа происходила сыродутным способом, а обточка и отделка изделий - на каменных плитках. Известно кузнечное ремесло: в некоторых городищах нашли мастерские железных изделий и железные шлаки.
В наших геродецких поселениях или в культурных слоях обнаружены многие находки хозяйственного значения, свидетельствующие об обработке металла.

На холме Галдым у кострища найдено около сотни кусков шлака, В Пчеляевском и Горельском городищах шлак обнаружен во всех городецких слоях. Найдены и глиняные тигли (Галдым) полусферические - круглодонные, характерные для лесной полосы Верхнеокских и Верхнеднепровских городищ. Тигельки из Горелъского городища несколько другие - конусовидные.
Другой группой находок, связанных с розливом металла, были льячки: из Галдымского, Пчеляевского и Горельского поселений; формы их: ковшевидная и ложковидная. Маленькие трубчатые концы их украшены точками или стрелками (возможно, родовыми знаками). Форма их утолщенная, вместилища круглые или овальные, есть, неглубокие (ложковидные) льячки, некоторые с длинными втулками. Такие же находят повсеместно в городецких поселениях.

В Галдымском поселении был железный нож Длиной в 18,5 см, такой же, как в позднегородецких слоях Чувашии и Рязанщины. Железное шило из Горельского поселения - двухконечное, четырехгранное. Такие шилья известны по Рязанщине и Поволжью.
На холме Пчеляй найдено небольшое железное орудие труда, называемое пешней (цапкой). Длина его 8 см, лопатковидный рабочий конец заточен. Его можно применять и в обработке дерева, и в подледной ловле, и при сборе дикого меда из дупл деревьев, а, возможно, и в качестве долота.

Ассортимент наших металлических изделий невелик, но разнообразен: шлаки, тигли, льячки, формочки, что свидетельствует о местном литье металла. Возможно, что это занятие характерно для позднего периода городецкой культуры, а в ранних городищах использовали привозное сырье. Но некоторые городища часто образовывались близ районов, богатых болотными рудами. И судя по разнообразию металлических изделий и предметов, связанных с литьем и обработкой металлов, металлические орудия труда и инструменты обслуживали многие отрасли хозяйства, ремесла и промыслы, Но процесс этот был длительным среди городецких племен Тамбовщины. Разнообразны были не только ремесленные, но и другие хозяйственные занятия племен городецкой культуры. Рыболовство исстари занимало большое место в жизни племен, в том числе и городецких. Обычны находки, связанные с рыболовством, гарпуны, грузила для сетей, крючки, иглы для плетения и, наконец, кости рыб.

Бортничество - занятие, немыслимое без леса, важный промысел в эпоху железа. В городецких поселениях находят долота, ножи, пешни для выемки меда из бортных деревьев. Бортничество косвенно связано с охотой: охотнику, хорошо знавшему лес, легче обнаружить места роения диких пчел. Впоследствии бортные деревья помечались родовыми знаками собственности.
Земледелие связано с эпохой раннего железа. У городецких племен нашего лесного края можно предположить подсобный характер земледелия при ведущей роли скотоводства. В городецких слоях не часто находят каменные и металлические мотыжки, песты, зернотерки, жернова, серпы.

Охота могла и должна была иметь особое значение. Охотники обеспечивали население продуктами питания, в меньшей степени, в связи с развитием скотоводства, но охота не переставала быть и резервом для него, так как одомашнивание животных и птиц было длительным, охота постепенно становилась промыслом на пушного зверя, обеспечивающим обмен. Хорошо выделанный мех становился эквивалентом стоимости и объектом купли-продажи. Одежду или кожу для обуви и других нужд тоже обеспечивала охота.
В городищах Тамбовщины находят кости лося, бобра, зайца, барсука, оленя, кабана, лесных птиц. В галдымских городецких слоях встречались кости и рога молодых лосей, кости косуль. Немало костей диких животных найдено в Пчеляевском и Горельском поселениях. Свидетельством развития охоты являются различного вида стрелы, находимые в городецких поселениях, в том числе и в наших, и формочки для их отливки.

Животноводство - одно из главных занятий городецких, как впрочем, и дьяковских племенных групп. Еще со времени срубной культуры в хозяйстве племен Европейской части СССР сформировалось в полном составе стадо. Особенное значение имело разведение лошадей, обеспечивающих пищу, а также кости и кожу для хозяйственных поделок, со временем и передвижение в мирное и военное время. Судя по костным остаткам, в стадах были овцы, свиньи и лошади еще довольно низкорослые, как и в эпоху бронзы, коровы уже средней величины и в большем количестве. Немало костей домашних животных найдено в городищах Мордовии, Рязанщины, Тамбовщины.

В слоях Галдымского поселения найдены тысячи костей коров, свиней, лошадей, собак. В Горельском городище - кости жеребенка и овцы, в Отъяссах - кости свиньи. В Пчеляевском и Горельском городищах кости домашних животных найдены во всех городецких слоях.

О большом значении животноводства свидетельствуют изделия из кости и рога, обнаруживаемые повсеместно, в том числе и во многих наших городищах.

Разведение скота связано с постепенно развивающимся земледелием (подготовка участков для лугов, скашивание трав и заготовка кормов, использование скота как тягловой силы) и с обработкой кожи, прядением, ткачеством, плетением. Большое значение скотоводство имело и в развитии обмена, а значит и в социально-экономическом процессе - в межплеменных связях. Скотоводство влияло на вынужденную миграцию племенных групп в поисках пастбищ, кормовых участков.

Прядение и ткачество. В древнейших поселениях, начиная с эпохи ранней бронзы, находят глиняные, костяные и каменные пряслица.
Наиболее характерными для раннего железного века являются пчеляевские и горельские пряслица.

В Пчеляевском поселении пряслица биконической формы - глиняные, высотой до 2,6 см и одно - дисковидное тех же размеров. Почти все они орнаментированы: от отверстия на верхней половине во все стороны отходят желобчатые, точечные или узкие врезанные линии - «лучи».

Горельские пряслица такой же формы, как и пчеляевские, но с более разнообразными орнаментами, покрывающими все изделие. Иногда «лучи» расположены на пряслицах снопиками или же между ними точечные узоры.

Галдымские пряслица также биконические с точечными накольчатыми узорами - «лучами» или же лучевидными узкими врезками. Кроме пряслиц были найдены глиняные ткацкие грузики разнообразных форм. Одни похожи на маленькие катушки (Галдым), с перехватом посередине. Такие грузики высотой до 2-х см находят преимущественно в слоях раннего железа в городищах по побережьям Оки и Дона. В городецких же поселениях находят и пирамидальные грузики той же величины, подобные нашим из Галдымского поселения, Пчеляевского и Горельского городищ. Эти грузики украшены «рогожным» орнаментом или же беспорядочно разбросанными ямками. В Горельском городище найден бипирамидальный грузик высотой в 3 см, обе грани на нем покрыты лучевыми бороздками от отверстия и до середины. Форма этих грузиков обычна для городепких поселений от Саратовской области до Пензы, Средней и Нижней Оки, Тамбовщины.

Что касается пряслиц, то изделия с маленькими отверстиями (биконические и дисковидные, найденные и в Галдыме, и в Пчеляевских городищах) - более ранние, а пряслица с большими отверстиями - более поздние (Горельское поселение). Это дает возможность разграничить первый и второй этапы городецкой культуры по находкам из наших городищ. Лучевидный орнамент на пряслицах и грузиках тоже не случаен. Это - солярный знак, символ солнца, выраженный в розетках с лучами, расположенными в вихревом направлении. Этот символ - жил до начала XX века. На прялках Центральной России (ручках, стояках, донцах) Горьковской, Вологодской, Калининской областей - тоже изображались лучевые розетки именно как символ солнца.

Все отрасли хозяйства городецких племен имели между собой связь. Не было отраслей хозяйства, не взаимосвязанных между собой. По их взаимозависимости можно судить о степени большей или меньшей необходимости занятий, т. е. выделить более или менее ведущие. Такими отраслями труда были, вероятно, скотоводство, охота, а среди ремесел - обработка глины, дерева, камня и металла, так как трудно найти какую-либо область хозяйства, где не понадобились бы орудия труда, предметы быта и детали из этих материалов. По степени необходимости и значимости на второе место можно поставить обработку кожи и кости. Не было отраслей хозяйства, промыслов или ремесел, не связанных с географической средой, остающейся и в эпоху раннего железа естественной основой производства для общественного коллектива.

Связь с географической средой, ее воздействие на городецкие племена и эволюция обратного влияния достаточно ясно видна по материалам, предоставляемым очень многими городищами, в, том числе и нашими. Расположение поселений обусловливается факторами физической географии: наличием защищенных природных мест, леса, реки, лугов. Укрепления этих поселений строились с учетом природных условий - почв, древесины, камня при использовании рельефа. Возводя укрепления, углубляя или засыпая овраги, устраивая рвы, человек творил искусственный рельеф, изменяя ландшафт, т. е. условия физической географии.

Устройство поселений у рек, прямое использование географических условий являются началом создания будущих путей сообщения и средств сближения между племенами.

Охота, обусловленная дремучими лесами древней Тамбовщины и ее разнотравными степями, в то же время постепенно приводила к уничтожению некоторых видов фауны и, в конечном счете, к изменению зон их распространения и самого ландшафта.

Но скотоводство, требовавшее своих географических условий, давало возможность выращивать новые виды животных. Разведение скота влияло на перемену растительности, на изменение условий обитания животных и на эволюцию их видов. В области животноводства зарождалась возможность будущего стихийного экономико-географического районирования.

В связи с подсечным земледелием, требующим выбора плодородных почв, изменялась флора. Происходило географическое перераспределение растений, в целом постепенно менялся ландшафт.

Оказывало влияние широкое употребление древесины для строительства и в быту. Вырубка или насаждение леса изменяли микроклимат и почвы.

Обработка металла в раннем железном веке постепенно обеспечивала процесс экономики в целом, развивались связи с географической средой, росло влияние человеческого коллектива на нее, в орбиту материального производства вовлекалось все больше предметов из природной среды, учитывалось все больше явлений, раздвигались рамки географической среды. Городецкие племена развивались в конкретной природной среде и находились с ней во взаимодействии, которое отражалось в процессе производства материальных благ на всей экономике.

Во всех городецких поселениях слои эпохи поздней бронзы подстилают пласты времени раннего железа (городецкие), либо смешаны с ними в Мордовской АССР, на Рязанщине в Саратовском Поволжье и в наших городищах.

Со второй половины II тыс. до н. э. расселяются на Тамбовщине и поздняковские племена., В пределах I тыс. до н. э. на многих поселениях эпохи поздней бронзы появляется городецкая керамика. Возможно, что к середине I тыс. до н. э. из племенной среды, связанной на Тамбовщине, в Прицнинских районах - и с поздняковской, выделилась какая-то часть, объединяемая этническими особенностями, которая составила раннегородецкие племена. Племена городецкой культуры - это пока еще широкое собирательное понятие, хотя исследователи видят в них предков мордвы и, отчасти, марийцев. На Тамбовщине они еще недостаточно исследованы. Поэтому в вопросах их этноса следует учитывать зональные признаки их размещения.

Поселения и городища, обследованные или раскопанные нами, относятся к разным периодам городецкой культуры.

Обилие сетчатой и ячеистой (орнамент в виде цепочек) керамики во всех вариантах в наших поселениях и городищах Галдым, Пчеляевские холмы, Сосновый Угол, Липунцы и Кулеватовские Пески убеждают в том, что в перечисленных поселениях присутствуют слои, относящиеся к раннему этапу городецкой культуры. Пчеляевские городища (холм II) дали нам остатки глинобитного круглого жертвенника, изделия из камня и кости, небольшое количество металлических поделок и находки эпохи бронзы. Все это - известные признаки ранних городецких поселений первого этапа (VIII - VII вв. до н. э. - I в. до н. э.).

Но Горельское и Пчеляевское поселения имеют резкие различия. В Пчеляевских поселениях орнаментированная керамика («рогожная» и «текстильная» - сетчатая) составляет около 70 проц., а на Горельском городище она исчисляется в 2 проц. Горельская «рогожная» керамика попадается вместе с неорнаментированной лощеной с характерными гладкими венчиками, подчеркнутыми кольцевой бороздкой. Все это свидетельствует о том, что Горельское поселение можно отнести ко второму этапу городецкой культуры, тем более, что там найдены стрела сарматского типа и железная трубчатая подвеска раннемордовского времени.

Поселение Галдым-1, где найдена стоянка неолита и слои эпохи бронзы, сетчатая керамика с легкой штриховкой и рогожная керамика во всех вариантах, гладкая лощеная, ходная с горельской и, наконец, явно мордовские находки, а также и некоторое количество древнерусской керамики, является многослойным, существовавшим с конца III тыс. до н. э. и вплоть до расселения мордовских племен.

Современниками городецких племен были скифы и сарматы. В очень многих, и в наших в том числе, городецких поселениях находят сосуды с характерными скифскими орнаментами: защипами, фестонами, налепами, врезками или вдавлинками на венчиках. Такая керамика попадалась в Галдымском и в Пчеляевских поселениях. Скифские традиции видны и в употреблении трехгранных стрел, для литья которых служила двухсторонняя формочка из Галдыма. В Тамбове был найден скифский меч - акинак длиной 26,5 см. Меч - кованый, прямая брусковидная рукоятка вверху заканчивается горизонтальным набалдашником, над лезвием -навершие, похожее на крылья бабочки. Лезвие меча - короткое, колющее, рассчитанное на рукопашный бой. Такими мечами скифские воины вооружались в VI - V веках до н. э. Есть в фондах областного краеведческого музея еще один скифский меч с кольцевидным навершием. Его нашли в Жердевском районе. Сходны со скифскими брусковидные точильные камни, найденные в наших городецких поселениях.
В городецких слоях Галдыма и в Горельском поселении найдены фрагменты лощеных сосудов. В одном из курганов (Сосновский район) нашли лощеный кувшин. В Приволжских и Приокских городецких поселениях обнаруживали лощеную керамику сарматского типа. В Горельском поселении найдена листовидная сарматская стрела, а близ с. Кулябовка (Мучкапский р-он) - наконечник стрелы с овальным, отверстием. Такие стрелы при полете издавали свист.

Находят на Тамбовщине кинжалы и сарматские мечи. Один из них был обнаружен в зоне колхоза «Гигант», другой найден в черте города. Рукоятка этого меча оканчивается кольцевидной петлей в виде сведенных птичьих клювов. У сарматов было принято делать навершие мечей с изображением животных или хищных птиц.

Отмечен контакт племен Волго-Окского междуречья с балтами в первой половине I тыс. н. э. В Галдыме найден бронзовый браслет с утолщенными концами, на одном из них схематично изображена змеиная головка. Такие браслеты типичны для балтов и связаны с культом змей, их неоднократно находили по течению р. Оки с ее притоками к северо-западу и западу от древних цнинских поселений. Более разносторонняя общность, начиная с планировки городищ и кончая традициями культуры, подмечена археологами между городецкими и камскими - ананьинскими племенами. И у тех и у других поселения расположены на мысах, валы - дуговидные, форма и вид костяных изделий (стрел, гарпунов) - сходные. Эти черты общности относятся и к городецким племенам нашего края.
Разнообразные связи были у городецких племен с дьяковцами - близкими северо-западными соседями. Эти связи подчеркиваются сходством сетчатой керамики и сосудов без орнамента, расположением, поселений, наличием земляных укреплений и глинобитных жертвенников (на Пчеляе-II), пряслиц с точечным орнаментом, находками сходных костяных изделий. Эти черты сходства с дьяковскими находками характерны для Тамбовских поселений. Межплеменные связи городецких племен с другими этническими образованиями (скифами, сарматами, дьяковцами, ананьинцами, балтами) раздвигали рамки познаваемой среды, способствуя обоюдным знаниям, устанавливали экономическое и культурное взаимовлияние.

Расположение и состав вещевых комплексов городецких поселений позволяют уловить общие и различные их черты.

Местоположение наших поселений характерно для городищ междуречья Оки и Волги. Одни располагаются группами в глухой лесной чаще (Пчеляевские холмы), другие размещаются на водных путях (Галдым-1, Кулеватовские Пески, Горельское поселение). Но все они пользуются водными источниками (родник, река, озеро). Формы поселений (Пчеляевский холм и с. Горелое) типичны для городецких племен: полукруглая или овальная. Также характерно для городецких поселений, в том числе и для наших - наличие дуговидных валов и рвов. Типичны их размеры. На Пчеляевском городище отмечено последовательное построение внешнего, а затем и внутреннего вала и использование междуваловой зоны, сообщающейся с «центром» поселения через проход во внутреннем валу. По-видимому, следует поставить вопрос об определенной оборонительной системе. Элементы этой системы: а) дуговидная форма валов и рвов «удерживающая» противоположные концы поселений, б) большая высота «главного», внутреннего вала и его укрепление в центре толщи, в) заметное приспособление оборонительных сооружений к рельефу местности, г) древесно-земляная структура толщи валов (типичная для всех городецких креплений). Это требовало последовательности и планомерности в строительстве.

Вещевые комплексы из наших поселений выявляют многообразную производственную базу этих племен - обработку и литье металлов, использование естественных материалов: кости, рога, камня, глины, дерева; прядение, плетение и ткачество. Городецкие племена Тамбовщины занимались охотой, скотоводством, рыболовством, земледелием. Особого искусства жители Пчеляевских городищ достигли в производстве и декорировке керамики. Устойчивость, традиционность и типизация - свойственны декорировке сосудов. Орнаменты несут определенные функции. Основные виды орнаментов - «текстильный», ячеистый и «рогожный». Но есть много различных и нередко художественно выполняемых вариантов, среди которых и локальные.

Вещевой комплекс позволяет отметить и черты быта: игру в кости, распространенную и в наших городецких поселениях. Элементы искусства отмечены по наличию каменных или костяных поделок. Черты ранних форм религии отражены в элементах солярного культа (орнамент пряслиц).

Пчеляевский и Галдымский вещевые комплексы в особенности, и в некоторой степени все остальные, свидетельствуют о том, что городецкая культура на Тамбовщине сложилась на основе предшествующих (возможно, здесь заметно влияние и поздняковской - одной из самых поздних культур эпохи бронзы). Групповые поселения доказывают устойчивость союза этнических групп и этническую их общность (Пчеляй), другие поселения (Галдым) свидетельствуют о длительности их существования.

http://2.letops.peterhost.ru/tambov/library/chuistova/ch3.htm

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 10
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась