Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 53
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.12.09 02:51. Заголовок: Археология

Эрзянский форум АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт - 21 [только новые]


эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 54
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.12.09 11:52. Заголовок: Симбирская губерния..

Эрзянский форум АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.12.09 13:40. Заголовок: Сейчас прсосматриваю..



Сейчас прсосматриваю книгу: Памятники истории и культуры РМ, естественно в первую очередь раскрыла свой Атяшевский район, где проживало не одно поколение моих пра-пра. Среди памятников археологии:
1. Поселение Атяшевское. Эпоха позднего средневековья. Расположено у рп Атяшево, в урочище "Ташто урлей". Открыто П.Д.Степановым 1945 г.
2. Поселение Аловское. Эпоха средневековья. Расположено к ЮЗ от с. Алово, в урочище "Ташто юрт". Открыто П.Д.Степановым 1945 г.
3. Поселение Дадское. Эпоха позднего средневековья. Расположено у с. Дады, в урочище "Базарлей". Открыто П.Д.Степановым 1946 г.
4. Поселение Дюркинское. Эпоха бронзы. Расположено к ЗСЗ от с. Дюрки, на левом берегу р. Большая Сарка. Открыто В.Н.Шитовым в 1981 г.
5. Поселение Киржеманское 1. Эпоха бронзы. Расположено к СВ от с. Киржеманы. Открыто П.Д.Степановым 1968 г.
6. Поселение Киржеманское 2. Эпоха бронзы. Расположено к СВ от с. Киржеманы, в урочище "Калмолей". Открыто П.Д.Степановым 1946 г.
7. Поселение Манадышское 1. Эпоха бронзы. Расположено к СВ от с. Манадыши, на левом берегу р. "Лепелей". Открыто В.Н.Шитовым в 1981 г.
8. Поселение Манадышское 2. Эпоха средневековья. Расположено к СВ от с. Манадыши, на правом берегу р. "Лепелей". Открыто В.Н.Шитовым в 1981 г.
9. Поселение Мордсыресевское, не датировано. Расположено на берегу р. Хмелевки, в урочище "Ташто юрт". Открыто П.Д.Степановым 1945 г.
10. Поселение "Ташто юрт", не датировано. Расположено в с. Мордовские Сыреси, в урочище "Покштянь луга". Открыто П.Д.Степановым 1945 г.



Пока книга на руках (она библиотечная), спрашивайте, какие районы интересуют, постараюсь информацию здесь выложить.



Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 3
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.12.09 14:09. Заголовок: Атяшевский район, ку..


Атяшевский район, курганы:

1. Курган Атяшевский 1. Эпоха бронзы. Расположен к СВ от рп Атяшево. Открыт П.Д.Степановым 1963 г.
2. Курган Атяшевский 2. Эпоха бронзы. Расположен к ЗЮЗ от кургана Атяшевский 1. Открыт В.Н.Шитовым 1979 г.
3. Курган Атяшевский 3. не датирован. Расположен к СЗ от рп.Атяшево. Открыт В.Н.Шитовым 1979 г.
4. Курганы Лобаскинские. Расположен к В. от с. Лобаски, в урочище "Орлатко". Открыт П.Д.Степановым 1940 г.
5. Курган Наборносыресевский , не датирован. Расположен у с. Наборные Сыреси. Открыт П.Д.Степановым 1940 Г.
6. Курган Пашинский, не датирован. Расположен к З. от пос. Пашино. Открыт В.А.Ломшиным в 1985 Г.
7. Курган Покровский, не датирован. Расположен у с.Покровского. Открыт П.Д.Степановым 1945 г.
8. Курган Русскодубровский, не датирован. Расположен к З от с. Русские Дубровки. Открыт В.Н.Мартьяновым 1974 г.
9. Курганная группа Аловская 1. Эпоха бронзы. Расположено к СЗ от с. Алово. Открыта П.Д.Степановым 1945 г.
10. Курганная группа Аловская 2. Эпоха бронзы. Расположено к ЮВ от с. Алово. Открыта П.Д.Степановым 1945 г.
11. Курганная группа Аловская 3. Эпоха бронзы. Расположено к С от с. Алово. Открыта В.Н.Шитовым в 1981 г.
12. Курганная группа Андреевская. не датирована. Расположено к С от с. Андреевка. Открыта П.Д.Степановым 1946 г.
13. Курганная группа Дадская. не датирована. Расположено к ССВ от с. Дады. Открыта П.Д.Степановым 1946 г.
14. Курганная группа Козловская. не датирована. Расположено к С от с. Козловка. Открыта П.Д.Степановым 1946 г.
15. Курганная группа Тарасовская. Эпоха бронзы. Расположено к С от с. Тарасова. Открыта В.Н.Шитовым в 1979 г.

Могильники Атяшевского р-на размещу попозже.

Что бросилось в глаза - огромное количество поселений, курганов, могильников, причем находятся они и в местах русских поселений, например - Русские Дубровки, Манадыши. Это подтверждает, что земли на местах ныне русских поселений изначально были эрзянские. В ходе национально-освободительного движения эрзян, а вернее варварского подавления этого движения, эрзянские села сжигались и на их местах образовывались русские поселения, таким образом эрзян пытались разобщить, отделить друг от друга, вырвать из памяти эрзян тот пласт истории.
Принцип "слоенного пирога" ярко представлен на границе Атяшевского и Чамзинского районов, именно здесь и находятся села Манадыши, Русские Дубровки, Мачкассы - это русские села. Меня всегда удивляло, почему среди эрзянских сел вдруг возникли русские поселения. Теперь всё понятно, и вновь и вновь я нахожу для себя новые доказательства неопровержимости этого факта. Эрзяне Атяшевского района принимали прямое участие в национально-освободительном движении 1743-1745 гг.
Буду рада дополнительным сведениям. Танюш

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 5
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.12.09 03:34. Заголовок: Могильники Атяшевско..


Могильники Атяшевского р-на:

1. Могильник Аловский 1. Не датирован. Расположен к ЮВ от с.Алова, в урочище "Пенчень-ваканонь чулгома латкопря". Открыт П.Д.Степановым 1945 г.
2. Могильник Аловский 2. Не датирован. Расположен у с.Алова, в урочище "Вирьгалей". Открыт П.Д.Степановым 1945 г.
3. Могильник Атяшевский. Эпоха позднего средневековья. Расположен у с.Атяшево, в урочище "Церква Пандо". Открыт П.Д.Степановым 1945 г.
4. Могильник Дадский. Эпоха позднего средневековья. Расположен у с.Дады. Открыт П.Д.Степановым 1945 г.
5. Могильник Дюркинский. Эпоха позднего средневековья. Расположен у с.Дюрки, на месте нового кладбища. Открыт П.Д.Степановым 1945 г.
6. Могильник "Калмазырь". Эпоха позднего средневековья. Расположен в с.Атяшево, слева от дороги на с.Тарасово. Открыт П.Д.Степановым 1945 г.
7. Могильник Киржеманский. Эпоха позднего средневековья. Расположен к ЮВ от с.Киржеманы, в урочище "Резвелатко". Открыт В.И.Ледяйкиным в 1970 г.
8. Могильник Козловский 1. Эпоха позднего средневековья. Расположен в с.Козловка, у р.Вежной. Открыт П.Д.Степановым 1945 г.
9. Могильник Козловский 2. Эпоха позднего средневековья. Расположен у с.Козловка, у р.Вежной. Открыт П.Д.Степановым 1946 г.
10. Могильник Манадышский. Эпоха средневековья. Расположен к СВ от с. Манадыши, на высоком плато левого берега р. Большая Сарка. Открыт В.Н.Шитовым в 1981.
11. Могильник Мордовскодубровский. Эпоха позднего средневековья. Расположен к СЗ от д.Мордовские Дубровки. Открыт П.Д.Степановым 1945 г.
12. Могильник Наборносыресевский. Эпоха позднего средневековья. Расположен к С от с. Наборные Сыреси. Открыт В.А.Ломшиным 1985 г.
13. Могильник Сабанчеевский. Эпоха позднего средневековья. Расположен у с. Сабанчеева. Впервые исследован В.Н.Поливановым в 1896 г.
14. Могильник Селищенский. Эпоха позднего средневековья. Расположен к С от с.Селищи, за оврагом "Исколатко". Открыт П.Д.Степановым 1945 г.
15. Могильник Тарасовский. Не датирован. Расположен в с.Тарасово. Открыт П.Д.Степановым 1940 г.
16. Могильник Чукальский. Не датирован. Расположен у с.Чукалы-на-Вежне. Открыт П.Д.Степановым 1946 г.


Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 81
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 14.12.09 15:09. Заголовок: Археология Н.Новгоро..

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 82
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 14.12.09 15:29. Заголовок: А.М.АВДЕЕВ, А.Ф.БОГА..


А.М.АВДЕЕВ, А.Ф.БОГАЧЕВ, М.Ф.ЖИГАНОВ, Ю.А.ЗЕЛЕНЕЕВ.
РАСКОПКИ В ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ 1974 ГОДА. М.:НАУКА, 1975.
ПОВОЛЖЬЕ и УРАЛ С. 132-133.

Экспедиция Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева вела раскопки средневековых памятников в северных районах междуречья Оки и Волги. Основное внимание было уделено исследованию могильников, расположенных на стыке древней территории расселения мордовских племен и летописной Муромы. Продолжены раскопки Абрамовского могильника в Арзамасском р-не Горьковской обл. Вскрыто 58 погребений (172 Х 230). Захоронения совершены в грунтовых ямах подпрямоугольной формы, на спине, зачастую со сложенными на груди руками и ориентированы на север, северо-запад, северо-восток. Характерными находками для женских погребений являются бусы, височные привески с грузиком, кольцевые застежки, нагрудные бляхи, браслеты. В некоторых женских могилах встречаются глиняные сосуды (обычно стоящие в головах). Инвентарь мужских погребений составляют железные наконечники копий и стрел, топоры, удила, в том числе с бронзовыми стержневидными псалиями, пряжки и поясные наборы. В двух погребениях найдены мечи. Большинство погребений по застежкам с чуть выступающими «усами», бляхам с круглой крышечкой и некоторым другим вещам датируется V—VI вв. Характерно отсутствие позолоченного бисера, который встречался в ранее изученных погребениях. Это дает основание говорить о том, что могильник функционировал довольно продолжительное время начиная с IV в. н.э. На правобережье Оки, в пределах Вачского р-на Горьковской обл. изучались могильники у с. Чулково и дер. Михалец. Погребения Чулковского могильника (исследовано девять погребений) совершены по обряду трупоположения на спине, с северной, северо-восточной и северо-западной ориентацией. Все захоронения содержали лепные сосуды (иногда до трех). Особый интерес представляет погребение молодой женщины, где найдено несколько сот бронзовых украшений. Во многих деталях реконструируется головной убор, платье, обувь. В одном из мужских погребений обнаружен клад бронзовых украшений, лежавших в двух берестяных бурачках. Этот могильник относится к группе памятников летописной Муромы. Характерны муромские головные уборы из жгутов и различных // (С.133) привесок, височные кольца и другие украшения. Могильник близок к известным муромским могильникам второй половины 1 тысячелетия н.э. На Михалецком могильнике вскрыто одно мужское погребение с северной ориентировкой, содержавшее типичные для конца 1 тысячелетия н.э. наконечник копья, нож, круглую железную застежку и другие вещи.

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 83
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 14.12.09 17:47. Заголовок: АРХЕОЛОГ, ЗАЧАРОВАНН..

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 84
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 15.12.09 16:06. Заголовок: Археология Средней и..

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 103
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.12.09 10:30. Заголовок: Скифская эпоха Мог..

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 104
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.12.09 10:48. Заголовок: Кудашевский могильни..


Кудашевский могильник - памятник эпохи
Великого переселения народов в Среднем Прикамье (южное направление)

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 105
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.12.09 11:45. Заголовок: Всемирную славу кург..


Всемирную славу кургану Аржаан-2 принесли, конечно же, сенсационные находки, сделанные при раскопках главного погребения в 2001 году.

Блеск золота затмил другие не менее интересные открытия экспедиции Константина Чугунова, работа которой продолжалась еще три полевых сезона – в 2002, 2003 и 2004 годах.

Обнаружено было много удивительного, загадочного, а подчас – интригующего. Погребения, жертвоприношения, клады…

В залах Национального музея Республики Тыва выставлена часть находок этих лет, и о них есть что порассказать.

Курган Аржаан-2 – не просто посмертное жилище царя и его супруги, памятник усопшему владыке.

Это сложный погребально-поминальный комплекс, строившийся не в одночасье и функционировавший более или менее продолжительное время. Великое множество кольцеобразных каменных выкладок разбросано вокруг кургана.

Судя по находкам обгорелых костей животных, на этих кольцах совершались поминальные тризны, возможно, в течение многих лет после погребения царя.

О сложности заупокойных ритуалов свидетельствует структура кургана, тщательно исследованная археологами.

Аржаан-2 – вовсе не груда камней над царской могилой. Его основу составляло каменное кольцо диаметром 75 метров – нечто вроде стены, сложенной из массивных, плотно подогнанных каменных плит.

С внешней стороны этой стены на расстоянии метра-полутора – еще одно кольцо, тоже из плит, врытых в землю вертикально (так называемый кромлех).

Кромлех и стена ограничивали внутренне пространство кургана, отделяя мир мертвых от мира внешнего, мира живых.

Граница эта играла особую роль. Здесь оставляли свои приношения те, кто по каким-то причинам не мог или не имел права войти внутрь ограды.

Между плитами южной части кромлеха было обнаружено несколько таких «кладов»: два уздечных набора, наконечники стрел и… отрубленный человеческий палец (три костных фаланги). Эта зловещая находка, скорее всего – след тех кровавых обрядов, которыми сопровождали древние скифы своих знатных усопших в загробный мир.

Что же касается бескровных приношений, то они представляют собой замечательные Коршуны четырёх сторон светапроизведения древней металлургии. Особенно интересен уздечный набор, представленный в одной из витрин первого аржаанского зала. Это бронзовые удила, псалии и украшения ремней.

Многочисленные бляшки в виде кошачьих хищников, которые когда-то были надеты на узду, точно копируют пантер с царского наряда, только те сделаны из золота, а эти – из высококачественной бронзы. В дополнение к ним – тонко стилизованные головы верблюдов. Надо полагать, такое приношение ценилось дорого, немногим дешевле золота.

Сооружение всего комплекса начиналось с возведения стены и ограды. Одновременно с этим в северо-западной части кургана была выкопана яма для царского погребения. По обе стороны от нее двумя полукружиями сложены невысокие валы из красноватой глины, добытой неподалеку.

Глиной была выложена «дорожка» от южного края кургана к центру. В южной части ограды был оставлен проход, как бы ворота из одного мира в другой.

Ориентация по сторонам света – характерная особенность аржаанского комплекса. Его можно сравнить с компасом или солнечными часами.

Три каменных стелы, установленных когда-то в насыпи кургана вертикально (потом они упали, и их положение было восстановлено археологами) образовывали прямую линию, ориентированную строго на север, на Полярную звезду.

На площади кургана, помимо главной могилы, было обнаружено полтора десятка захоронений, совершенных, как можно судить по слоям почвы и характеру сопроводительного инвентаря, в одно время с погребением царя и царицы.

Всего, как оказалось, вместе с царственной парой было погребено 17 человек и 14 лошадей. На некоторых скелетах – следы насильственной смерти. Эти люди и животные последовали за священным царем в загробный мир: люди, по-видимому, добровольно, а лошади – повинуясь воле людей.

Любопытно, что мужские погребения расположены налево от «входа» и глиняной «дорожки», а женские – направо. Как в современной тувинской юрте: женская половина – направо от двери. Возможно, тувинские обычаи восходят к тем загадочным древнескифским временам.

Сопроводительные захоронения полны интригующих сюжетов и загадок.

Например, в трех непотревоженных могилах были обнаружены скелеты с неестественно расположенными костями или с неполным набором костей, а в одном случае золотая серьга была надета прямо на скуловую кость погребенной.

Очевидно, эти люди были помещены в свои посмертные жилища уже тогда, когда их останки истлели и частично распались. Откуда они были перезахоронены и почему? Вопрос без ответа.

В одной из могил рядом со скелетом погребенного воина была обнаружена кисть руки, принадлежавшая другому человеку.

В могильной яме, расположенной в полусотне метров к северу от ограды кургана, оказались перемешанные и перерубленные кости восьми молодых мужчин и нескольких лошадей, причем из них невозможно было составить ни одного целого скелета: примерно половины костей недоставало.

Что это? Свидетельство массовых человеческих жертвоприношений? Следы каннибальских пиршеств? Можно только гадать.

Но особенно будоражат воображение останки, обнаруженные в западной части ограды кургана, между стеной и кромлехом.

Темное пятно прокаленной почвы свидетельствовало о том, что на этом месте когда-то горел большой поминальный костер. Под ним в неглубокой яме было обнаружено необычное захоронение.

Слово Константину Владимировичу Чугунову.

«Под перекрытием находился каменный ящик из плит, ориентированный по оси север – юг. Скелет женщины двадцати-двадцати пяти лет лежал на левом боку с согнутыми ногами, головой на север.

В лобной и теменной костях черепа – четыре пробоины от удара чеканом. За черепом обнаружена литая золотая бляха в виде фигуры барана с подогнутыми ногами. Вероятно, бляха украшала головной убор погребенной.

Рядом с черепом найдены две золотые серьги. На костях грудной клетки скелета – большое количество бус».

Пробоины в черепе не оставляли сомнений: женщина была убита.

Впоследствии, в ходе исследований, выяснилось, что смерть ей принесли одновременные удары пяти разных чеканов. Четыре из них пробили в черепе страшные зияющие дыры, а пятый соскользнул, оставив глубокий след в теменной кости.

В то же время, золотой баранчик на шапке, золотые серьги, похожие на серьги царицы, многочисленные бусы – все это свидетельствовало о каком-то особом и, по-видимому, довольно высоком положении, которое убитая занимала в окружении старика-царя, погребенного в главной могиле.

Похоже на то, что в загробных странствиях, наряду с царицей, его должна была сопровождать еще одна молодая спутница. Она была умерщвлена в ходе какого-то мрачно-величественного ритуала и отправлена вслед за царственными супругами.

Вот тут-то, напоследок, очень хочется пофантазировать. Попытаться хоть краешком глаза увидеть, как происходило все это многосложное и торжественное погребальное таинство.

Правда, мы не знаем, каким богам поклонялись создатели Аржаана-2 и на каком языке они говорили. Ученые предполагают, что он принадлежал к иранской группе и, возможно, был близок к современному таджикскому. Но это только предположения.

Поэтому имена и названия приходится выдумывать по аналогии с древнеиранскими, известными нам из ближневосточных источников.

Может быть, все происходило примерно так…

Он умер, его приготовили к великому пути. Вынули внутренности, заполнили грудь и живот шаманскими травами. Натерли кожу животворной смолой. Посадили на колесницу, отвезли к вершине каменистой гряды.

Скоро долина под холмом наполнилась кибитками и шатрами. Тысячи подвластных ему семейств съехались участвовать в проводах. Десятки мастеров занялись редкостным делом: изготовлением погребальных одежд для царя и царицы.

Да, царица отправится на берег реки забвения вместе с ним. Ее шатер из белого войлока, украшенный цветными узорами, стоит ближе других к каменной ограде будущего кургана. Молодая царица отправится с ним. «Так угодно Агни, Мазде, Митре и Киштне», – сказал священный огонь.

Последние годы ахуры-родоначальники, боги, неблагосклонны к царству Аш-Киту: степь плохо родит траву, старший сын, первенец усопшего царя, бежал в степи Ордоса, и, совершая оттуда набеги, много отогнал табунов.

Другой изменник, сын царя от наложницы – Франграсья – взбунтовал и увел с собой на запад, в землю Арьйо, несколько тысяч юношей рода Тура. Царство слабеет: всего лишь четырнадцать племен пригнали жертвенных коней для погребения Кшатри. Всего четырнадцать!

Двадцатитрехлетняя вдова, сидела, поджав ноги, на барсовой шкуре под войлочным сводом шатра. Перед ней склонились старики и первый среди них, Мади, молочный брат умершего царя.

– Хаома будет готова завтра, дочь бога, – произнес он медленно. – Ты должна быть готова к великому пути.

– Завтра? Что ж, завтра.

Коршуны четырёх сторон светаЕе узкое смуглое лицо оставалось как бы бесчувственным. Под черными, подведенными бровями лучились неожиданно светлые, почти голубые глаза.

Не за эту ли удивительную сиятельную голубизну полюбил ее властный, могущественный старик: тот, чей царственный облик созерцает даль с холма над каменоломней?

На иссеченном шрамами морщинистом лице Мади проступило что-то вроде улыбки.

– Молодец девчонка, – прошептал он сам себе, – не кричит, не льет слезы, не цепляется за жизнь. Потому вот Кшатри доверял ей и брал с собой в походы. Потому позволил носить акинак и пояс – как мужчины носят. Жаль, что не довелось ей родить царю сына. Теперь только подземные боги смогут снять печать с ее чрева.

– Мади и старцы! – вдруг сказала она, и в ее голосе бронза ударилась о железо. – Я с радостью сойду завтра в подземный дом пить хаому с моим мужем. Но есть нечто, что должно быть исполнено, слышите вы?

Старцы замерли в полупоклоне. Она помолчала. Обвела глазами шатер.

– Сядьте. Та, кого я не хочу называть по имени, должна последовать за нами. Коршуны четырех сторон света должны взять ее и понести вослед нашим коням.

Они переглянулись, они поняли. Все пятеро одновременно подняли глаза на нее. В глазах темнело согласие.

Всю ночь горели костры. Перед рассветом знатные воины и старцы отправились на холм.

Колесница с царственным седоком спустилась в долину, приблизилась к каменной ограде. Его окаменевшее тело взяли четверо сыновей, внесли в белый царицын шатер.

Одежды, расшитые вереницами золотых зверей, высокие головные уборы, драгоценное оружие для царя и царицы – все было готово, все уложено вокруг ложа вдовы. Эту ночь она провела в шатре одна, и никто не знал – как. Духи предков, а может быть, сами ахуры беседовали с ней.

Воины и предводители племен молчаливым кругом выстроились вокруг шатра. Женщины, дети, мастера, работники – все они в полном безмолвии столпились поодаль. Храп лошадей да далекое блеяние стад окаймляли человеческую тишину.

Время воя и плача, время пиршественного дурмана и плясок еще не настало. Настало время молчания.

Мади и четверо старцев вошли в шатер. Пора царю и царице пить первый напиток, и присутствовать при этом могли только пятеро великих и знатных.

Внезапно полог шатра откинулся, Мади вышел, махнул рукой кому-то за спинами толпы. Толпа расступилась. Четыре всадника въехали в круг, ведя на веревках молодую женщину.

Она была одета в погребальную одежду, но голову не украшал обычный для смертницы высокий убор. Распущенные волосы покрывали ее лицо. Сквозь черное покрывало волос глаза блестели сухим блеском и казались огромными.

Всадники остановились. Мади воздел руки к небу, в это самый момент завыли и забили в бубны шаманы, и кто-то из молодых воинов поднес вечно дымящийся факел Агни-Митры к заранее сложенному костру.

Пламя вспыхнуло. Пятеро воздели руки к небу, пропели молитвенные слова, одновременно сняли с поясов боевые чеканы и одновременно короткими и точными ударами вогнали их острия в голову жертвы. Коршуны четырех сторон света подхватили душу, вылетевшую из кровавых дыр, и понесли к вершине дерева Бохди. Ударили бубны. Таинство погребения началось.

…Уже смеркалось, когда души царя и двух любимых им женщин в легком золотистом сиянии устало поднялись на последний перевал.

http://www.centerasia.ru/issue/2009/14/2589-korshuni-chetiryokh-storon-sveta.html

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 131
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.03.10 21:11. Заголовок: http://jpe.ru/1/sm/2..










САРМАТЫ. Город Танаис (р.Дон) - общее торговое место для азиатских и европейских кочевников. II век до н.э. - IIв.н.э.


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 132
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.03.10 21:14. Заголовок: http://jpe.ru/1/sm/2..



Карта говорит сама за себя, на ней отмечены могильники. А места, наверное, всем знакомые)))


Томниковский могильник

Томниковский могильник


Лядинский могильник

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 133
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.03.10 21:32. Заголовок: http://jpe.ru/1/sm/2..



Лядинский могильник





Под этими экспонатами была надпись: Финские племена на Оке. Только вот не финские, а самые настоящие эрзянские!!!


Сергачский могильник



эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 134
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.03.10 21:38. Заголовок: http://jpe.ru/1/sm/2..










Зуевский могильник - VII - III вв.до н.э. (территория совр. Удмуртии). Эпоха раннего железа. Прикамье.
По материалам Зуевского могильника восстановлен внешний облик воина-охотника прикамских (эрзянских?) племен VII - III вв.до н.э. Костюм воина состоит из шапки-башлыка, кафтана, перетянутого в талии поясом, узких штанов, мягких сапожек. На шее витая бронзовая гривна, к поясу прикреплена крестовидная бляха. Богатый набор оружия: копье с бронзовым наконечником, топор-кельт, стрелы с костяными и бронзовыми наконечниками скифского типа, железные короткие мечи скифского типа, необычной формы боевой топор с медной втулкой.
Прикамские племена VII - III вв.до н.э. можно отождествлять с племенем фиссагетов (тиссагетов) у Геродота. (Большинство исследователей отождествляют тиссагетов с носителями городецкой культуры - примеч.мое)




эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 135
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.03.10 21:50. Заголовок: Бурдюм, ничего интер..


Бурдюм, ничего интересного для Вас нет? я собственно ради темы "эрзянский воин" выложила здесь эти фото, может, что-то заинтересует

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 11
Совась мелькужос: 20.03.10
Косто: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.03.10 22:40. Заголовок: Танюш пишет: Бурдюм..


Танюш пишет:

 цитата:
Бурдюм, ничего интересного для Вас нет



Сюкпря ))) Я как раз уже неделю изучаю мат-лы по ЛЯДИНСКОМУ И ТОМНИКОВСКОМУ МОГИЛЬНИКАМ
Изучая их я думаю что это Эрзя, но вот это нужно точно определить.


Это эрзянские захоронения, мордвины выдают их за мокшанские мотивируя южным направлением головы. Хорош научный подход ????

Бурдюм Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 12
Совась мелькужос: 20.03.10
Косто: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.03.10 22:53. Заголовок: Танюш А есть фото с..


Танюш
А есть фото с вооружением?????

Бурдюм Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 137
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.03.10 23:40. Заголовок: Ахтиальский клад h..


Ахтиальский клад





Клад, найденный близ д.Ахтиал - Татарская АССР, состоял из двух больших эполетовидных застежек, пяти круглых блях, чаши и ковша римской работы II в. до н.э. - Iв.н.э.


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 139
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.03.10 00:32. Заголовок: Пьяноборская культур..


Пьяноборская культура III в.до н.э. - IV в.н.э.





эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 53
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.05.10 12:23. Заголовок: Бляха. Рязано-окская..


Бляха. Рязано-окская культура. IX в.
Серебро. Шокшинский могильник. Теньгушевский район. Республика Мордовия.



Известный археолог П.Д Степанов отождествлял Рязано-Окские племена и Мурома именно с эрзянами.

эрзя Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 15
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась