Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 173
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 08.01.10 00:28. Заголовок: ЭРЗЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ.


ЭРЗЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ.

Наиболее полно освещены в эрзянской историографии исследования могильников среднецнинской эрзи.
Начало исследования эрзянских могильников в Тамбовском крае положил В. Н. Ястребов. Им был исследован древнейший могильник, открытый в 1869 году, близ реки Ляды. Томниковский. могильник был открыт в Моршанском районе в 1890 году. В. А. Городцов описал Кошибеевский могильник, обнаруженный близ устья реки Мокши.
Директором Моршанского краеведческого музея П. П. Ивановым были открыты и исследованы три могильника: Пановский (ныне Пензенской области), Елизавет-Михайловский - в 10 - 11 километрах от Моршанска и Крюковско-Кужновский - в 8 километрах от Моршанска к юго-востоку близ р. Цны. В последующие годы - раскопки Крюковско-Кужновского могильника продолжились. Всего на упомянутых трех могильниках открыто около тысячи погребений.
В археологических разведках в конце 30-х и в начале 40-х годов П. П. Иванов открыл еще несколько могильников в направлении от г. Тамбова до г. Моршанска и 12 эрзянских поселений в Тамбовском, Сосновском и Сампурском районах. Почти все они располагались на правом берегу реки Цны на высоких песчаных дюнах. Найдены очаги, зола, угли, шлаки и остатки полуземлянок. Везде найдена и эрзянская лепная керамика, много костей домашних животных, пряслица и металлические изделия, точильные бруски. Из металлических поделок наиболее характерные находки - ножи и наконечники копий. Упоминаются и некоторые украшения, известные по мордовским могильникам.
Эрзянские находки обнаружены и в раскопках трех поселений - в слоях холма Галдым, на «Крутой Горе» близ с. Горелое и в зоне холмов «Липунцы».
В настоящее время в нашей области известно более 30 эрзянских поселений, в том числе и временных «зимниц» скотоводческого характера и 14 эрзянских могильников.
Места жительства эрзян те же, что и у Городецких эрзян - высокие берега рек и их притоков, или лесные массивы.
Раскопки эрзянских поселений и, главным образом, могильников Тамбовщины, исследованных П. П. Ивановым, а позднее А. Е. Алиховой, М. Ф. Жигановым, позволяют воссоздать картину жизни эрзян в VIII - XI веках. О многих отраслях хозяйства можно судить по погребениям трех упомянутых могильников: Крюковско-Кужновского, Елизавет-Михайловского и Пановского, так как эрзяне не только обряжали умершего в лучшие одежды, но и клали в могилы предметы быта, орудия труда, оружие, украшения, соответственно его полу, возрасту и социальному положению, веря, что все эти вещи понадобятся ему в «загробной жизни».
Так, вполне определенно можно говорить о костерезном ремесле и обработке рога, а также и о распространении костяных изделий в быту.
По многим погребениям известны костяные бусы, пронизки, а также и фигурные подвески из косточек птиц или лесных зверьков, как амулеты-обереги от злых сил. Костяными орнаментированными пластинками украшали походные сумки охотников и воинов. Но чаще встречаются бытовые изделия или орудия труда с деталями из кости или вырезанные из костей лося, лошади, коровы. В нескольких мужских и мальчиковых погребениях были игольники, сделанные из трубчатых костей. Костяные гладила с резным орнаментом находили в погребениях обоего пола: они нужны были и для шитья одежды и в обработке меховых шкурок. В могилах находят и костяные частые гребни с птичьими или конскими головками, это были «обереги» добра. Попадаются шилья или долота с костяными рукоятками или в резных костяных пеналах - футлярах. Но более всего в том же Крюковско-Кужновском могильнике встречаются боевые ножи или кинжалы с костяными рукоятками, а обоймицы из кости украшали ножны мечей.
Костяные изделия применялись и как украшения, и в быту, и в ритуальном обиходе.
Шла в дело и кожа, как продукт животноводства и охоты. Из кожаных изделий известны сумочки - принадлежность мужской одежды. В них хранили кремни, предметы, необходимые в быту, на охоте, в походе. Сумочки украшали костяными или бронзовыми и серебряными пластинками, а иногда и лентами.
В мужских захоронениях могильников много широких ременных поясов, украшенных фигурными бляхами, наконечниками и пряжками из бронзы, иногда посеребренной или позолоченной, реже из железа и совсем редко из олова. Часть поясов, судя по очертаниям блях или сюжету орнамента, была привозной, но есть и немало изделий эрзянского производства. Уздечки, седла, упряжь, подпружные ремни и мелкие ремешки - все это изделия местного кожевника, необходимые земледельцу, и охотнику, и воину. Из кожи делали теменные шнуры для женских головных уборов, они обычны для женских и девичьих могил. Наиболее состоятельные женщины имели кожаные башмаки на войлочной подошве, расшитые бронзовыми подвесками и пластинками.
Так же, как и в среде эрзян городецкой культуры, у эрзян продолжалась обработка многих сортов глины.
Глина употреблялась в оборонительном и жилом строительстве, устройстве загонов для скота, постройке амбаров, хозяйственных ям, сыродутных горнов, производстве изделий для прядения, ткачества, литья металла. В Крюковско-Кужновском, Пановском и Елизавет-Михайловском могильниках найдено более сотни ткацких пряслиц, грузиков и глиняных предметов для мелкого литья, но более всего в поселениях и могильниках находят лепные сосуды.
В эрзянских женских и детских погребениях почти всегда находят сосуды, обнаруживают их и в некоторых мужских могилах. Находили разбитые сосуды и в засыпи могил: их разбивали при поминках. Почти все лепные горшки в могилах - со следами копоти, во многих из них - кости от мяса животных: следы напутственной пищи, положенной при погребении. Помещение в могилу сосуда как утвари или, в других случаях, с напутственной пищей было связано с культом предков и известно по скифским и сарматским захоронениям.
Формы лепной керамики эрзян разнообразны, но орнаменты однотипны. Это - зубчатая нарезка, крестовидные или рубчатые узоры по краям сосудов. Эрзянские сосуды кажутся очень будничными, но нельзя не заметить их пропорциональности.
Ни с чем несравнимое значение в жизни эрзянского народа имел лес и связанные с ним деревообделочное ремесло и лесные промыслы. Круг изделий из дерева широк и разнообразен. Из древесины - плах и жердей - строились жилища, оборонительные валы сохранили древесно-земляную конструкцию эпохи раннего железа, в случаях опасности устраивались засеки. Охота требовала устройства ловчих ям, капканов, «сильца» с применением плашек, прутьев, кольев. Гробовины делались из сосны, дуба или луба. Жизненные потребности повели к разнообразию в домашних поделках. В жилищах появились лавки, полки, скамейки, кади (для хранения домашних вещей), циновки, посуда (в том числе ковши и ложки). Нужны были прялки и веретена, деревянные кадки, берестяные или плетеные туески, ивовые корзины. В могильниках находят деревянные резные ковши, берестяные ведра и туалетные коробки, веретена. Из лыка плели лапти, из бересты делали сумочки и венчики, из дерева вытачивали бусы и гребни, тонкие, гибкие прутики служили стерженьками для различных мелких бронзовых украшений.
Круг изделий из дерева связан и с орудиями сельскохозяйственного и ремесленного труда, и промыслов, а также и с оружием: рукоятки, древки, ножны, колчаны и остатки луков - эти находки обычны для эрзянских могил.
Наличие в мужских могилах таких инструментов, как топоры, ножи, долота, тесла, скобели предполагают многие операции в деревообработке: вырубку леса, корчевку пней, обрубку, ошкуривание, обтеску, затеску, заточку, обстругивание, долбление, резку, подрубку, скобление, колку.
Развита, была резьба по дереву и особенно врезная техника.
Эрзяне работали с металлами: бронзой, железом, оловом, серебром. Металлические орудия труда, оружие, украшения, бытовые предметы находят во всех эрзянских могильниках. Подавляющая часть изделий из металла и украшений производилась местными мастерами и мастерицами.
В женских могилах находят слитки и заготовки металлов для домашнего литья. Женщины могли работать с серебром, бронзой и оловом. Находят и куски железа. Такие слитки, прутки или полоски найдены в десятках погребений Крюковско-Кужновского, Пановского и Елизавет-Михайловского могильников. Родственники, опуская в погребение металлы, верили, что и в «загробной жизни» хозяйка обновит украшения, поэтому клали тигли, льячки и формочки для изготовления украшений и пуговиц.
Восточно-Европейская равнина была богата железными рудами. В качестве сырья могли использовать болотные, дерновые и озерные руды. В эрзянских городищах находят крицы, шлаки, обломки горнов с соплами, остатки мастерских.
Некоторые мелкие изделия находили и в поселении Галдым и на Горельском городище. Среди находок была и сюльгама – эрзянское украшение одежды.
Среди изделий из металлов - железные иглы, шилья, вязальные крючки и спицы, ножницы, пешни, хозяйственные ножи. Разнообразны хозяйственные топоры, применявшиеся в быту, бортничестве, земледелии и ремеслах. Топор так же, как и нож - почти в каждой мужской могиле. Часто находят в погребениях конскую упряжь. Металл использовали не только на стремена и удила, но и на украшение подпружных ремней, уздечек и седел. Изредка попадаются серповидные ножи, ботала. Колчаны для стрел тоже отделывали железными бляшками, оковками, обоймицами, накладками с закрепками. Набор стрел хорошо виден по Крюковско-Кужновскому могильнику: там находили листовидные, шиловидные - типа маленьких рогаток, копьевидные, трехлопастные, ромбические и другие наконечники стрел. Кроме топоров и ножей, даже самых разнообразных, ремесленнику нужны были другие инструменты.
В мужских погребениях находят скобели, резцы, ложкарни (для выделки деревянных ложек, а возможно и ковшей), зубила, пробойники, клещи, тесла, долота, напильники, наковальни. Мастера по металлу обеспечивали изделиями и быт. Они украшали бронзовыми или серебряными аппликациями охотничьи и женские сумочки, срабатывали щипцы, бритвы, бронзовые зеркала, котлы, кресала и фитильные трубочки, украшали деревянные резные ковши серебряными и бронзовыми окладами. В эрзянских могильниках на Тамбовщине найдены все перечисленные предметы.
Обильны и разнообразны эрзянские украшения (особенно женские). Почти все они - бронзовые, реже - серебряные и еще реже - оловянные или железные.
В женских могилах находили теменные шнуры, отделанные серебряными обоймицами. Еще чаще обнаруживали венчики. Девушки вплетали в косы кисть ремешков с подвесками (косники) и серебряную проволоку. Женские серьги - это литые стержни, переходящие в конусовидные стрелки, были и ушковидные серьги, с шариками на концах. Их отливали из обычной или «белой» бронзы, имитируя серебро.
У эрзян сохранилась традиция украшать себя шейными витыми или гладкими обручами - гривнами. Они составлялись из тонких звенящих подвесок, бронзовые и серебряные обручи-гривны украшались накладками с орнаментом. Женским и девичьим украшением считалось ожерелье из бус, подвесок или речных раковинок - «жуковок». В ожерелья включали ажурные - тонкого узорного литья - привески, бубенчики, когти, кости, зубы лесных зверей или птиц, бусы из дерева, глины, кости, бронзы, олова (бисер).
В богатых могилах находили по несколько снизок бус с цветной инкрустацией. Попадались посеребренные и позолоченные ожерелья. Женщины, дети и мужчины носили кольца, перстни и браслеты.
В 405-м погребении Крюковско-Кужновского могильника на одной руке женщины все пальцы были унизаны кольцами, а всего лежало восемь колец.
В женских и мужских могилах находят перстни: бронзовые, серебряные, оловянные. Щитки перстней - литые гладкие или ажурные, с зубчиками, зернью, наколами, растительным орнаментом (листья), изображением животных (зайца). Некоторые украшены накладными пластинками из серебра, золота, олова, полудрагоценными камнями или простыми стеклянными вставочками.
Попадались перстни с арабскими надписями.
Излюбленным украшением были браслеты, главным образом, бронзовые и почти все – кованые. Их надевали по несколько, но на правую руку больше (как и колец).
В женских погребениях чаще попадаются спиральные или тонкие с расплющенными концами браслеты, а в мужских – много массивных, или с концами , похожими на шляпки гвоздя, так называемые «гвоздевидные». Самое популярное украшение – сюльгамы. Литые и кованые, ажурные или простые, как пряжки, бронзовые, или большие серебряные «крылатые» – с застежкой, напоминающей летящую птицу. Мужские украшения скромнее, в традиционный наряд входили серьги, немного сюльгам, браслеты, перстни, гривны.
Главное украшение – широкий ременный пояс, расшитый фигурными бронзовыми, серебряными и оловянными бляхами. Число и качество блях указывали на имущественное положение, а спущенные книзу концы пояса с наконечником и ремешки с мелкими бляхами или подвесками подчеркивали знатность погребенного. Некоторые поясные бляхи украшены филигранной вязью растительного орнамента – лепестками, листьями, цветками, ягодами, трилистниками, изображениями лисьих мордочек.
Почти во всех эрзянских мужских погребениях Тамбовщины - оружие. Воины с мечами, саблями и стилетами - наиболее богатая группа В таких погребениях - полный набор оружия: изящные узкие стилеты (несколько кинжалов
в богатых ножнах), боевые ножи с костяными рукоятками, топоры, копья, стрелы, меч или сабля в изукрашенной или серебряной оправе, пояс с серебряными бляхами, дорогие украшения. В одной из могил - пластинки в серебряной оправе, в другой - кольцо с. тремя трилистниками, видимо знаки воинского отличия.
У многих воинов боевые ножи с костяными рукоятками. Тут же - боевые топоры, иногда копья или стрелы, пояса с бронзовыми бляхами; эти украшения менее богаты. Очень много воинов-копьеносцев. Копья разные, есть и боевые топоры, ножи, иногда стрелы, иногда серебряные украшения, В других могилах есть стрелы, боевые ножи и топоры, но нет копий. И, наконец, встречаются могилы с боевыми топорами и очень немногими серебряными украшениями. В некоторых захоронениях сохранились остатки кольчатых панцирей, конской упряжи, стремена.
Эрзяне были искусны в ремеслах. Исследователи говорят о развитии кузнечного дела, мастера умели работать с оловом, бронзой, серебром: они занимались литьем, ковкой и пайкой, резкой и расплющиванием металлов.
Эрзянам были известны разные способы обработки железа: науглероживание, кузнечная сварка, виды, термообработки.
Женщины из семейств кузнецов умели отливать украшения и в каменных формах и с применением восковых моделей. В некоторых ремеслах, видимо, начиналась специализация.
Прядение, вязание и ткачество оставались домашними занятиями. В могильниках сохраняются остатки одежды: головные покрывала, ленты и шнуры, различные ткани от женских и мужских нарядов, полотняные сумочки, материя от онучей и оборов. В сырье для ткачества не было недостатка. Шерсть домашних животных получали в достаточном количестве, в дело шли конопля, лен и крапива. В могильниках Тамбовщины находили вязальные крючки, спицы, веретена; гребни для расчесывания пряжи, ткацкие грузики и пряслица, многие из них с лучевидным орнаментом.
Скотоводство долгое время (до X - XI веков) оставалось ведущей хозяйственной отраслью у эрзи. Это подтверждается находками, из могильников. В них обнаруживают шерстяные ткани, мотки ниток, сумочки, войлок от шапок и подстилок. Немало могил со следами напутственной пищи: кости коровы, лошади, свиньи, овцы лежали или возле погребенных, или в сосудах.
Свидетельством скотоводства является и тризна при захоронении, с употреблением мяса жертвенных животных. Приемы ухода за скотом у эрзян были сходны с древнерусскими, так же, как и магические обряды.
Животных, проходивших в ворота, окуривали, «очищали огнем», а пастбища при эпидемиях опахивали, проводя сохой границу вокруг деревьев на участке.
Почетное место в хозяйстве занимала охота, особенно лесная. Во многих могилах медвежий, беличий, куньий, лисий меха и в качестве амулетов - зубы, когти, кости медведя, лисы, ястреба, совы.
На поясных бляхах изображались личины животных. В мужских могилах находят охотничье снаряжение - лук, сумочку, копье, нож. Очень много шиловидных стрел: ими били пушных зверей. Пушной охотой занимались и в «зимницах» (зимних стоянках), но она еще не выделилась в самостоятельный промысел.
Наряду со скотоводством лесная охота обеспечивала питание, позволяла пополнять домашние запасы.
Для торговли, уже ставшей постоянной, охота предоставляла и товар и его стоимостный эквивалент в виде меха лесных и степных зверей. Охота сохраняла и исконное значение резерва для скотоводства. Обе эти отрасли вели к имущественному расслоению общества.
Водная охота представлена рыболовными принадлежностями: гарпунами, крючками, грузилами для сетей. В эрзянских городищах находят кости окуня, судака, плотвы, щуки, леща и сома, ожерелья из рыбьих позвонков. Для лова использовали бредень и пешни, в путинах с X века сооружали «езы» и «заколы», перегораживающие реку или ее затоны.
Один из исконных лесных промыслов, связанный с охотой - бортничество. Бортничеством занимались и в зимницах - на лесных хуторах. «Пасеки» бортевиков скрывались в лесной чащобе. Бортные деревья отмечали родовыми метами или «знаменами», а впоследствии общинными знаками собственности. В стволах и дуплах выдалбливали прямоугольные гнезда, внутри устраивали опоры для сот и закрывали, оставив отверстие для пчел. Дикий мед был и продуктом питания и лечащим средством. Воск употребляли для формочек при литье тонких украшений, из него же лепили ритуальные свечи. Рано испробовали целебное средство - пчелиный клей-прополис.
К концу IX столетия набирает силу пашенное земледелие постепенно, а к XII веку становится одним из ведущих занятий. У русских и эрзян - общие пахотные орудия, приемы уборки урожая, хранения зерна. Полевые культуры того времени - ячмень, рожь, полба, просо, горох, конопля. В эрзянских поселениях IX - XII веков находят железные сошники и серпы. Серповидный нож был и в одном из погребений Крюковско-Кужновского могильника.
Очень много в захоронениях топоров - кельтов, употребляемых в обработке почвы, и еще больше ножей и хозяйственных топоров, годных для подсечного земледелия.
Зона расселения эрзянского народа это - пространства, прежде заселенные эрзянами городецкой культуры: правобережье Волги, междуречье Волги, Оки, Мокши, Цны, лесостепные районы.
Эрзяне, расселившиеся на этих землях, являются потомками эрзян городецкой культуры.
Черты преемственности городецкой культуры и эрзян многочисленны: одни и те же территории, расположение городищ, система укреплений и наличие жертвенников. Та же преемственность и в хозяйственных занятиях.

Эрзянский народ никогда не был изолированным. Храня свои древние традиции, не чуждались контактов с ближними и дальними соседями.
У алан Подонья и воинов эрзян одинаковое оружие, богатые поясные наборы, массивные браслеты, ожерелья из ярких мозаичных бус, нарядные ткани.
В быту и погребальных обрядах эрзян видны некоторые аланские обычаи, особенно с той поры, когда земли аланов занял Хазарский каганат, и часть населения отошла на северо-восток.
Торговые связи с хазарами осуществлялись через Нижнее Поволжье. Соседями эрзян были болгарские племена (Волжско-Камская Болгария). Конская упряжь, удила, стремена с вогнутой подножкой, трубчатые подвески с резным круговым орнаментом, сабли с узкими клинками и небольшим изгибом - из эрзянских погребений сходны с такими же найденными на территории болгара.
Господство половцев в XII веке в южных степях не оборвало связей. Масштабы торговли уменьшились, торговля по Волжскому пути была под угрозой, но все же не прекращалась. В половецких погребениях, как и в эрзянских, находят бубенцы и маленькие туалетные копоушки, служившие украшением.
Исследователи замечают тесные связи эрзян, коми и марийцев, принадлежавших к угро-финскому племени. Сходство находят в высоких женских головных уборах, обуви, оборах и онучах, украшениях, обрядах, связанных с почитанием предков. Найдено много общих языковых элементов. Например, вода у эрзян - ведь, а у марийцев - вуд, огонь у эрзя- тол, у марийцев - тул, дом у эрзян и у марийцев - кудо.
Татаро-мордовское нашествие принесло эрзянской земле много бед. В устно-поэтическом творчестве эрзянского народа этот, период отразился очень ярко.
В эрзянском эпосе, бытуют предания об участии эрзян в борьбе за Казань. Такие сказания о патриотической борьбе эрзянского народа в фольклоре эрзян имеет целый цикл.

Разнообразные находки дают могильники Тамбовщины в отношении связей со славяно-русскими поселениями. Погребения и эрзянские селения в Тамбовском крае, где обнаруживают ранние «славянские» вещи, убеждают в том, что эрзяне с цнинских берегов имела контакты со славянами задолго до создания Киевского государства.
В эрзянских погребениях оказалось немало «древнерусских» украшений и сосудов. Еще больше «русских» вещей в могилах XI - XII веков.
В Крюковско-Кужновском могильнике были найдены славянские (?) шиферные пряслица, славянские украшения - семилучевые височные кольца, а также древнерусские (?) сосуды с волнообразными узорами. Такие же изделия: керамика, пряслица, витые браслеты, топоры, употребляемые в подсечном земледелии, есть среди, находок из Пановского и Елизавет-Михайловского могильников.
Эрзянские могильники, в том числе и Тамбовские, обнаруживают пережитки родового быта. Расположение погребений бывает «гнездовое», - традиция общеродовых кладбищ. Амулеты - подвески: кости или когти животных и птиц - приданы были тем, кто при жизни считал своими «родоначальниками» медведя, лису, сову, ястреба.
В женских погребениях находят оружие. Это остатки матриархата, когда и женщины были воительницами.
Пока производительные силы были слабо развиты, родовые устои еще сохранялись, но скотоводство и развитие ремесел изменили условия жизни. Труд, раньше казавшийся непосильным, не пугал людей: стали выделяться и обосабливаться экономически крепкие семьи, а это означало распад патриархальной общины.
Материал о социальном неравенстве представляют эрзянские могильники Тамбовщины. В половине женских захоронений Крюковско-Кужновского, Елизавет-Михайловского и Пановского могильников много серебряных украшений. Но наряду с богатыми есть и бедные женские и детские могилы. Среди мужчин наиболее богатыми были воины и особенно воинская верхушка. Их погребения отмечены редким оружием, нарядными поясами и знаками отличия.
У эрзян с древности бытовали ранние формы религии, свойственные доклассовому обществу: тотемизм, анимизм и магия. Их следы заметны и в погребальных обрядах и в находках из эрзянских могильников Тамбовщины. Родовой тотемизм выражался и в обожествлении животных, связанных, по представлениям древних народов, родством с той или иной группой людей.
В лесных краях почитали самого сильного зверя, «хозяина» леса - медведя. Во многих мужских и мальчиковых могилах есть амулеты, имитирующие медвежьи зубы или когти, натуральные зубы, когти, фаланги медвежьих лап, их подвешивали к поясам, браслетам, носили в ожерельях. Следы почитания медведя долго сохранялись в быту. Молодую жену, впервые вступающую в дом мужа, встречал «медведь» с кнутом. А. Н. Норцов писал о урочище, где стояло грубое каменное изваяние медведя, называемое «камень-медведь». В давние времена здесь устраивались праздники.
С жизнью охотника связан был и культ лося - сильного лесного зверя. Из рога лося делали подвески, на поясных бляхах и конской упряжи изображали звериные личины, и в этом таились традиции тотемных понятий.
Почитание коня, существовавшее и в аланском быту, тоже удерживалось в культах эрзян. Более чем в десяти погребениях Крюковско-Кужновского могильника нашли кресала в виде конька. Изображения конских головок украшали гребни и пояса.
Захоронение коня вместе с всадником, или принесение его в жертву в погребальном обряде - было почетной вековой традицией.
Амулеты из когтей бобра и ожерелья из бобровых косточек, обнаруживаемые в эрзянских могилах, связаны с культом бобра.
Почитали водоплавающих птиц. Обязательным и любимым украшением женской одежды считались подвески в виде утиных лапок (или лапок речной чайки). Эти украшения были почти в каждой женской могиле. Иногда встречается и огниво в виде уточки или лебедя. Лесные птицы тоже почитались эрзей.
В женских и мужских могилах много амулетов - подвесок из костей или когтей совы и ястреба.
В песнях мифологического характера восхваляется «птица хорошая - лебедь, птица прекрасная - лебедь, богом любимый лебедь, богом хранимая птица».
Эрзяне, считали солнце символом жизни и плодородия. Многие украшения и орнаменты связаны столярным (солнечным) культом - круглые монетовидные подвески, лучевидные орнаменты из серебряных накладок на сумочках, такие же, но врезные узоры на пряслицах, сюльгамах, поясных бляхах.
Следы поклонения воде, почитание колодцев, озер и рек надолго удерживались в быту у эрзян, проникая и в свадебные обряды. Невеста бросала в колодец монету (жертва Ведь-аве), а затем водой обливали гостей. При этом невеста должна испить воды из колодца. У источников устраивали «Озксы».


Леса и рощи эрзяне считали священным обиталищем богов. Эрзяне поклонялась лесу и многим деревьям, особенно березам, растущим близ селений или источников.
Березовая береста подкладывалась под погребальные венчики и косники. Неприкосновенны были не только «священные» растущие березы, но и их пни. К березе приходили на моление, купали детей в роднике, у дерева, на ветви вешали одежду, снятую с больной части тела, надеясь на исцеление. «Исцеляющими» считались также дуб, сосна, ива, бузина. Остатки их берегли и тайно чтили.
При патриархате развился и культ предков – почитание умерших предков, эрзяне считают, что они оказывают влияние на жизнь потомков. Они, по представлениям эрзян, приходили с «того света» помогать своим живым родственникам, если те заботятся об умерших, или наказывали, если их не почитали.
Надеясь на покровительство умерших предков, в могилы клали все необходимые орудия труда и жертвенные предметы. В мужских могилах у плеча или бедра похороненного лежат женские украшения - от свадебных венчиков до колец, но и во многих женских погребениях Крю.ков-ско-Кужновского могильника были жертвенные предметы, со стороны родственников. Это - пояса, бляхи, серьги, браслеты, кольца.
Магическими оберегами от злых сил были бубенчики и колокольчики в детских и женских могилах, пластинки, положенные на губы умершего, как предохраняющие его от действия злых духов. Колокольчики и бубенчики как «обереги» от злых сил находят и в сарматских могилах первых веков н. э. на Боспоре.
Они попадаются и в могилах славян(?). По-видимому, магическим является и трупосожжение - общая в язычестве первых веков н. э. традиция, как бы очищение огнем, и укладка женских украшений в могиле мужа - имитация лежащей рядом жены, памятные могилы, так называемые кенотафы, для тех, кто умер на чужбине, как обиталище для их «духа».
Кенотафы тоже общая традиция для многих эрзянских и для некоторых - далеких по времени - савроматских, меотских и северо-причерноморских могильников.
Наконец, переплетение тотемистических и магических представлений проявлялось в обладании различными амулетами, связанными с культами животных или определенных тотемных предметов. Эти украшения чаще подвешивались к мужским поясам.
Астральные представления эрзян и космология известны по эпосу «Масторава» и сохранившимся устным преданиям..
Именно эрзянские могильники (и тамбовские в том числе) дают возможность представить традиционную эрзянскую одежду. Мужские и женские рубахи - туники с длинными узкими рукавами шили из льняных тканей, холста грубого или тонкого, шерстяных тканей. Мужские кафтаны, так же, как и женские одеяния, украшались по разрезу или краям оловянными пуговицами, сюльгамами, цветными шнурками типа суташа. Поверх набрасывали плотную шерстяную или меховую одежду.
Женские кожаные башмачки на войлочной подошве особым образом украшали однотипными бляшками-подвесками. Вместо чулок употреблялись оборы и онучи, составляемые из шерстяных лент и полосок кожи. Венчики, накосники, теменные шнуры, головные покрывала, головной убор изобиловал разнообразными украшениями: подвесками, кисточками, височными кольцами, бубенчиками, пуговицами, бисером, обоймицами. Головные уборы считались магическими «оберегами» для волос.
Многочисленные украшения эрзян, оружие, бытовые предметы и некоторые орудия труда были орнаментированы. Виды орнаментов, особенно судя по женским могилам, очень разнообразны.
Мужские и женские гривны, подвески, поясные и дисковидные бляхи любили украшать крупной или мелкой зернью. Лучевидную врезку или накольчатый узор можно увидеть на ткацких прялицах, маленьких бронзовых зеркалах и бляхах от мужских поясов. Прием украшения изделий ямками, рубчиками, зубчиками был, видимо, очень древним и распространенным на большой территории. Так орнаментировали сосуды (венчики), браслеты, сюльгамы. Вариантов врезного орнамента немало: ромбический, линейный, зигзаговидный, елочный, крестовидный, кружковый, треугольный. Широко распространенным орнаментом для украшения мужских поясов и некоторых других изделий был растительный, причем особое место в этих узорах занимал трилистник.
Стебли, листья, цветы, ягоды, выполненные во врезной или рельефной технике, украшали бляхи, наконечники поясов, браслеты, эфесы оружия.
Тяготением красоте и разнообразию орнаментов, к искусному их выполнению являет определенный культурный уровень народа.
Материал подготовлен порталом «Эрзянь ки» по данным музея и археологии тамбовщины.


Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт арасть


Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 117
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась