Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 1. Весе: 1 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 589
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.05.10 13:15. Заголовок: Ордос считается пpародиной тюрков.


Ордос — пустынное плато в Центpальной Азии (Китай). С севеpа, запада и востока пустыню окаймляет изгиб реки Хуанхэ. На юге переходит в Лёссовое плато.

Наибольшая высота 2535 м (г. Синьчжаошань). Климат умеренный, резко континентальный. Средняя темпеpатуpа января —10°С, июля 23°С, осадки от 100 мм до 400 мм в год от северо-запада к юго-востоку. Основная масса осадков выпадает в виде гроз. В регионе много соленых озер. Пески занимают около половины площади. При наличии значительных осадков барханные пески возникли в результате уничтожения pастительности людьми и скотом. По южной гpанице проходит Великая Китайская стена.


Просмотреть увеличенную карту

Флоpа и фауна

Растительность скудная: пустынная (полынь ордосская, копеечник, солянки, каpагана) на северо-западе, полупустынная (ива желтоватая, облепиха, полынь, ковыль) на юго-востоке. Начиная с высоты 1600 м в гоpах произpастают леса, с богатым животным миром, особенно птицами. На соляных озеpах также гнездятся редкие виды птиц, в частности около четверти популяции реликтовой чайки. Наличие крупных млекопитающих в настоящее время неясно, но в прошлом пустыню населяли дикий верблюд, лошадь Пржевальского, дзерен, снежный барс.

История

По одной из версий, Ордос считается пpародиной тюрков. В начале I тысячелетия регион был заселен хунну, постоянно воевавшими с китайцами, одним из результатов которых явилось строительство Великой китайской стены.
---------
Ордос - пустынное плато на С.-З. большой излучины р. Хуанхэ, в Китае. Площадь около 95 тыс. км2. На Ю. переходит в Лёссовое плато. Преобладающие высоты от 1100 до 1500 м, наибольшая высота 2535 м (г. Синьчжаошань на северо-западной окpаине О.). Сложено главным обpазом юрскими и меловыми песчаниками, реже аргиллитами. Поверхность представляет чередование слабо pасчленённых увалообpазных возвышенностей и депрессий, занятых солеными озёpами и солончаками, местами заболоченных. Около 1/2 территории занимают бугристые и грядово-бугристые частично незакреплённые пески; основной массив песков — Кузупчи — pасположен на С. Климат резко континентальный, умеренный. Средняя темпеpатуpа января —10°С, июля 23°С, осадков 100—150 мм в год на С.-З., 300—400 мм на Ю.-В. На С.-З. преобладают пустыни с участием зелёной полыни, каpаганы, копеечника; на Ю.-В. — злаково-pазнотpавные полупустыни и сухие степи. В понижениях рельефа — солончаковатые луга с зарослями мезофильных кустарников. Кочевое скотоводство. Месторождения каменного угля, нефти, соды.



портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитатаСермадомс каршо вал
Каршо валт - 6 [только новые]


эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 590
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.05.10 13:16. Заголовок: О СВЯЗЯХ НАСЕЛЕНИЯ С..


РЕЛИГИЯ ОТРАЖАЕТ ИСТОРИЮ И КУЛЬТУРУ НАРОДА

О ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРДВЫ-МОКШИ


О СВЯЗЯХ НАСЕЛЕНИЯ САЯНО-АЛТАЯ И ОРДОСА В V-III ВЕКАХ ДО Н.Э.


Жуны И Дунху. Первые Известия О Гуннах
В середине II — начале I тысячелетия до н. э. на востоке Евразии окончательно сформировались два отличных друг от друга хозяйственно-культурных региона: собственно китайский (в среднем и нижнем течении Хуанхэ) и центральноазиатский (охватывающий огромную территорию от Восточного Туркестана на западе до Южной Маньчжурии на востоке, от Гоби и Ордоса в излучине Хуанхэ на юге до Тувы и Забайкалья на севере). В большей части центральноазиатского региона основой хозяйственной деятельности стало кочевое и полукочевое скотоводство, сочетавшееся.с примитивным земледелием и охотой. В начале I тысячелетия до н. э. племена, населявшие Центральную Азию, создали кочевническую культуру скифского типа; они освоили металлургию бронзы и железа, металлообработку, колесные повозки и всадничество; жилищем им служила полусферическая с коническим верхом войлочная кибитка, которую при перекочевке укрепляли на большой повозке, влекомой быками. Свойственный скифам тип вооружения и конского убора, характерная «скифская» одежда, «звериный стиль» в искусстве засвидетельствованы раскопками на Алтае, в Туве, в Монголии так же хорошо, как и в Причерноморье. «Китайский Геродот», историк Сыма Цянь (145—87 гг. до н.э.), систематизировавший в своих «Исторических записках» ранние рассказы о северных соседях Китая, сообщает о них лишь отрывочные сведения. Примерно с VII—VI вв. до н. э. он именует кочевников Монголии жунами, а позднее — ху. В степях Внутренней Монголии, Южной Маньчжурии и в отрогах Большого Хингана жили шаньжуны («горные жуны») и дунху («восточные варвары»). Северные племена были постоянными участниками политической жизни древнекитайских государств, то сражаясь с ними, то вступая в коалиции воюющих друг с другом царств и получая за это вознаграждение. Сыма Цянь ярко описывает образ жизни «варваров» и их общественное устройство. Жуны и дунху не были политически объединены, «все они были рассеяны по горным долинам, имели собственных вождей, и, хотя нередко собиралось свыше ста племен жунов, они не сумели объединиться в одно целое». Источники отмечают у жунов и дунху посевы проса, но главным их занятием было скотоводство: «Переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разноцветных шерстяных тканей... Кто храбр, силен и способен разбирать спорные дела, тех поставляют старейшинами. Наследственного преемствия у них нет. Каждое стойбище имеет низшего начальника. От ста до тысячи юрт составляют общину... От старейшины до последнего подчиненного каждый сам пасет свой скот и печется о своем имуществе, а не употребляют друг друга в услужение... В каждом деле следуют мнению женщин, одни военные дела сами решают... Войну ставят важным делом...» Трудно нарисовать более выразительную картину родо-племенного общества, еще не знавшего классового расслоения и насильственного авторитета. По словам китайского наблюдателя VII в. до н. э., у жунов «высшие сохраняют простоту в отношении низших, а низшие служат высшим (т. е. выборным старейшинам и вождям.—С. К.), руководствуясь искренностью и преданностью». Война и набег с целью захвата добычи — важная сторона их жизни. Но даже во времена наибольшей слабости мелких китайских царств жуны никогда не угрожали им завоеванием. Отдельные набеги кочевников сдерживались или ограничивались военными мерами, дарами, подкупом вождей, торговлей. В ходе столкновений китайцы не раз убеждались в достоинствах «варварской» конницы и иногда перенимали одежду и оружие своих противников. Радикальное изменение общей ситуации в Центральной Азии произошло, согласно Сыма Цяню, в период «Воюющих царств» (403—221 гг. до н. э.). Вместо прежних жунов на севере и западе появляются сильные объединения кочевых племен сюнну (гуннов) и юэчжей, а про дунху сообщается, что они «достигли расцвета» и у них появился единый правитель. В IV в. до н. э. китайцы впервые называют гуннов среди своих противников; позднее те начинают ожесточенную борьбу за Ордос с царством Чжао. Война шла с переменным успехом; за это время в составе гуннского объединения оказались те жунские племена, которые прежде были независимыми. На западе соседями гуннов были юэчжи — восточноскифские (сакские) племена, занимавшие вместе с родственными им усунями огромную территорию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии. Тамги (геральдические знаки) вождей юэчжийских племен, недавно обнаруженные на черных скалах ущелья Цагангол в Гобийском Алтае, фиксируют южную границу юэчжийских земель. Благодаря работам советских и монгольских археологов оказалось возможным проверить, дополнить и конкретизировать сообщения письменных источников. Раскопками обнаружены два типа культур скифского круга (I тысячелетие до н. э.). Один тип Представлен «культурой плиточных могил» и «оленными камнями». Плиточные могилы сооружались из неглубоко погруженных в землю плоских каменных плит, образующих прямоугольный ящик. Погребенных клали головой на восток вместе с оружием, украшениями, сосудами. Специфическими предметами в захоронениях являются сосуды на трех полых ножках и бронзовые ножи с выемчатыми фигурками людей и животных, бронзовые удила, часто кости коня. Плиточные могилы располагаются на местности цепочками, образующими родовые кладбища. К сожалению, большинство плиточных могил начисто ограблено. «Оленные камни» — это каменные стелы, на которые нанесены изображения стилизованных оленей с вытянутыми вперед клювообразными мордами, закинутыми за спину длинными ветвистыми рогами и подогнутыми в летучем галопе ногами. Вместе с ними на камень нанесены изображения других предметов — боевых топоров, кинжалов, зеркал, круто изогнутых луков. Подлинные предметы, изображенные на «оленных камнях»,— бронзовые изделия и роговые обкладки луков — найдены в плиточных могилах. Находки железных предметов в них крайне редки. Культура плиточных могил распространена на огромной территории от Забайкалья до Северного Тибета, охватывает степную часть Маньчжурии, всю Внутреннюю, Восточную и Центральную Монголию, резко обрываясь здесь на западных склонах Хангайких гор. Тут начинается область другой культуры скифского типа: каменные ящики сменяются курганами, такими же, как раскопанные на Алтае знаменитые гробницы Пазырыка. Эта область охватывает Западную Монголию, Туву, Алтай, Восточный Казахстан. Антропологически погребенные различаются так же резко, как и тип захоронений. В плиточных могилах погребены монголоиды северной (палеосибирской) ветви этой расы, а в курганах — европеоиды. В III—II вв. до н. э. плиточные могилы и скифские курганы вытесняются иными по облику погребениями, в которых железный инвентарь сменяет бронзовый. Теперь, накладывая сведения письменных источников на археологическую карту, логично заключить, что носителями культуры плиточных могил были племена жунов и дунху. Культура курганных захоронений Западномонгольского и Саяно-Алтайского регионов, датируемая V—III вв. до н. э., принадлежала восточноскифским (сакским) племенам — юэчжам и усуням. Источники отмечают политическую зависимость ранних гуннов от юэчжей. Поразительным художественным свидетельством первых гунно-юэчжийских войн конца V—IV в. до н. э. является хранящаяся в Эрмитаже узда боевого коня из оледенелой гробницы юэчжийского вождя(Гробницы устраивались в слое вечной мерзлоты.) в Пазырыке. Украшающие узду деревянные подвески выполнены в виде уплощенных «моделей» отрубленных человеческих голов. Символика изображения очевидна и вполне соответствует военным обычаям скифов, сарматов, гуннов, описанным древними авторами:головы поверженных врагов победитель отрубал и как трофеи привозил царю. Подвески из Пазырыка мастерски изображают лица людей с ярко выраженными монголоидными чертами; они совсем не напоминают захороненных здесь юэчжей. Зато эти изображения почти портретно схожи с лицами гуннских воинов на каменных барельефах гробницы ханьского «военачальника сильной конницы» Хо Цюйбина (ум. в 119 г. до н. э.).




Юлиан. (13 век.) «Возвращаясь из упомянутой Венгрии (на реке Этиль) проехал по реке в пятнадцать дней царство Мордвинов (regnum Morduanorum).

Мордвины- язычники и до того жестоки, что у них считается не годным тот, кто не убил много людей.
Если кто-нибудь у них идет по дороге, несут перед ним головы всех людей, убитых им, и чем больше голов, тем лучше он сам.
Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому нельзя, кто не убил человека.


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитатаСермадомс каршо вал



Сообщение: 1
Совась мелькужос: 26.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.08.12 21:18. Заголовок: Добрый день,уважаемы..


Добрый день,уважаемые эрзяне.Интересная информация по Ордосу.Вобще то по тюрским сказаниям прародиной считается Алтай.У меня в Караганде есть несколько знакомых,относщих себе к мордве.Знаю, что это слово вы не любите,но так они записаны в документах.Как правило они не знают, кто они эрзя или мокша.Вопросы: Можете ли вы по фамилиям ответить кто они?Автайкин (считает себя просто мордвином),Муравьев (считает себя мокша),Кнестяпин (по мнению Муравьева эрзя),Тумаев (считает себя эрзя).Второй вопрос.Так вы считаете, что мокша-тюркский народ?

Сюконян: 0 
ПрофильЦитатаСермадомс каршо вал
moderator


Сообщение: 68
Совась мелькужос: 16.05.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.08.12 07:33. Заголовок: АВТАЙКИН - мокша. Ad..


АВТАЙКИН - мокша.
Adil сёрмады:

 цитата:
Так вы считаете, что мокша-тюркский народ?


Ошибочное мнение.... . но сколько людей столько мнений. Некоторым очень хочется "записать" Мокшу тюрками.
Почему? Это уже другой вопрос...

Сюконян: 0 
ПрофильЦитатаСермадомс каршо вал



Сообщение: 2
Совась мелькужос: 26.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.08.12 12:03. Заголовок: Спасибо за ответ!Ска..


Спасибо за ответ!Скажу Автайкину, что он мокша.А остальные мои знакомые?Муравьев,Кнестяпин,Тумаев?
Насчет Мокши =тюрок я нечего не говорю.Прочел об этом на этом сайте.Очень удивился!Сам имею татарскую и башкирскую крвоь.Бываю в Башкирии.Там всех, и эрзя и мокша, называют мукша в целом.Не относят к тюркам (кроме тяптярей чей этнический статус до конца не ясен).Да и у нас в Казахстане, эрзя и мокша относят себя скорее к русским, в отличие от татар и башкир,которые считают себя тюрками.Правда, чуваши Казахстана, в массе тоже ориентируются на русских и не сильно стремятся в тюрки на бытовом уровне.Чуваши может отюреченные финны?Читал мнение, что это отатарившиеся марийцы.

Сюконян: 0 
ПрофильЦитатаСермадомс каршо вал
moderator


Сообщение: 69
Совась мелькужос: 16.05.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.08.12 15:54. Заголовок: Adil сёрмады: Чуваш..


Adil сёрмады:

 цитата:
Чуваши может отюреченные финны?Читал мнение, что это отатарившиеся марийцы.


Наследники половцев... они и сами так считают.


Сюконян: 0 
ПрофильЦитатаСермадомс каршо вал



Сообщение: 4
Совась мелькужос: 26.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.08.12 17:51. Заголовок: Можно ссылку на мнен..


Можно ссылку на мнение чувашей о себе как на потомков кыпчаков-половцев?Татары многие считают даже себя потомками булгар волжских.Сколько я не видел чувашей у нас все они европеоиды внешне мало отличающиеся сейчас от эрзя,мокша,русских и марийцев.
Еще вот: "Формирование татарской народности произошло в Золотой Орде в ХIV — первой половине ХV в. из прибывших вместе с монголами центральноазиатских Татарских племен и появившихся в Hижнем Поволжье еще в ХI в. кыпчаков, с участием незначительного числа волжских болгар. Hа Болгарской земле имелись лишь незначительные группы татар, а на территории будущего Казанского ханства их было совсем мало. Hо в ходе событий 1438 — 1445 гг., связанных с образованием Казанского ханства, вместе с ханом Улук-Мухаммедом сюда прибывают сразу около 40 тыс. татар. В последующем в Казанское ханство переселяются татары из Астрахани, Азова, Саркела, Крыма и других мест. Tаким же образом татары, прибывшие из Саркела, основывают Касимовское ханство.Болгары правобережья Волги, а также переселившиеся сюда с левого берега их соплеменники существенного кыпчакского влияния не испытывали. В северных районах Чувашского Поволжья они смешались, уже вторично, с марийцами и ассимилировали их значительную часть. Болгары-мусульмане, переселившиеся с левобережья и из южных районов правобережья Волги в северные районы Чувашии, попадая в среду язычников, отходили от ислама и возвращались к язычеству. Этим и объясняется языческо-исламский синкретизм дохристианской религии чувашей, распространение среди них мусульманских имен.
До ХV в. землю восточнее рек Ветлуги и Суры, занятую чувашами, знали как «черемисскую» (марийскую). Первое упоминание названия этой территории под названием «Чувашия» также относится к началу ХVI в., т. е. ко времени появления в источниках этнонима «чуваши», что конечно же, не случайно (речь идет о записках З. Герберштейна, сделанных в 1517 и 1526 гг.)". Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. "Чуваши: этническая история и традиционная культура".Не вижу тут кыпчакомании у них.Вот у казахов,ногайцев,части башкир кыпчаки признаются одним из основных компонентов.

Сюконян: 0 
ПрофильЦитатаСермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 150
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась