Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение



Сообщение: 10
Совась мелькужос: 05.01.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 09.02.11 21:24. Заголовок: ГАЗЕТА "ЭМ" СИЛЬНО РАБОТАЕТ НА МОРДОВСКУЮ ВЛАСТЬ ПРОТИВ ЭРЗЯНЬ -РАСЬКЕ



ГАЗЕТА "ЭМ" СИЛЬНО РАБОТАЕТ НА МОРДОВСКУЮ ВЛАСТЬ ПРОТИВ ЭРЗЯНЬ -РАСЬКЕ



Меркушкину Н.И., Главе Республики Мордовия

Меркушкину Н.И., Главе Республики Мордовия,

Конакову В.В., Председателю Госсобрания РМ,

Волкову В.Д., Председателю Правительства РМ,

Тултаеву П.Н., Заместителю Председателя правительства,

Министру культуры Республики Мордовия,

Лузгину А.С., Министру по национальной политике РМ,

Бычкову Н.В., Министру образования РМ,

Пыкову А.М., Главному Федеральному инспектору по РМ

Уважаемые товарищи!

Направляем Вам статью «Пургаз – достояние народов Республики» для рассмотрения вопроса об установлении памятника Пургазу и героическим предкам народов Республики.

Историческая справка о Пургазе и Пургасовой Руси главного научного сотрудника НИИГН Бикейкина Е.Н. далеко не полностью раскрывает деятельность Пургаза как руководителя государства. Её содержание в основном сводится к изложению записей русских летописей, описанию военных событий до 1229 г. Военные действия 1232 г. не анализируется. О дальнейшей деятельности Пургаза после 1229 г. в справке вообще не сообщается. Она не опирается на труды учёных историков, изучавших жизнь Пургаза, на рассказы и народные предания.

Считаем, что в совокупности справка Бикейкина Е.Н. и статья «Пургаз – достояние народов Республики» в полной мере раскрывают личность Пургаза как выдающегося государственного деятеля, достойного памяти и уважения народов Республики.

В ответе на обращение участников фонда «Пургаз» (исх.№ 25/19-64 от 13.11.2010 г.) сообщается: «Правительство РМ по поручению Главы РМ Меркушкина Н.И. рассмотрело Ваше обращение об установлении в г.Саранске памятника эрзянскому князю Пургазу…» Нет, речь идёт об установлении памятника не только эрзянскому князю, речь идёт об эрзянах, мокшанах, русских и других народах, князю, а в переводе на современное название «Главе» народов, населявших его земли, ибо он защищал их интересы, свободу и независимость. Нынешний Глава республики, точно так же, - руководитель всех народов республики, а не только одного народа. Этническая принадлежность к данному памятнику не имеет отношения.

В связи с предстоящим празднованием 1000 летия единения эрзянского и мокшанского народов с народами России у многих естественно возникает вопрос: кто начинал, проводил и способствовал этому единению? Кто был первым? Можно ли назвать известных выдающихся эрзянских и мокшанских деятелей начала 1000-летия, проводивших политику дружбы, братва и единения народов? Известно ли широко о них жителям Республики? Каким образом их имена увековечены? Что необходимо для их популяризации?

Ответ на один из этих вопросов есть: первый среди всех известных личностей – Пургаз, глава государства Пургасова Русь. Но где, в чём и как проявляется любовь, уважение к этому национальному герою, гордости народов Республики?

Приложение: статья «Пургаз – достояние народов Республики» на 6 листах.

С уважением от участников Фонда «Пургаз»

Мусалев Г.Д., Четвергов Е.В., Шаронов А.М.

27.01.2011 г.


Пургаз—достояние народов Республики


<\/u><\/a>

В газете «Эрзянь Мастор»(№ 23 2010 г.) давалась историческая справка о Пургасе и Пургасовой Руси, составленная главным научным сотрудником Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве РМ Бикейкиным Е.Н. Правительству Республики Мордовия для принятия решения о возведении памятника Пургазу – выдающемуся Главе нашего государства первой половины 13 века и героическим предкам народов Республики.

Из содержания этой справки можно сделать следующие выводы:

1. Наряду с русскими княжествами и Булгарским государством существовали государственные образования и наших предков, называемые Пургасова Русь, во главе с Пургазом, и Пуресова волость во главе с Пурешом.

2. Заслуга Пургаза в том, что он создал мощное государство, которое во времена многочисленных войн сохранило до монгольского порабощения свою независимость. Оно было настолько сильным, что на него совершались нападения только объединенными силами русских князей.

3. Умело защищая свои земли, Пургаз тем самым спас её население от физического уничтожения, которое могло произойти ещё задолго до монголо-татарского нашествия.

4. Пургаз имел союзнические отношения с Булгарским государством. По преданиям и об этом написано в романе-сказании «Пургаз» К.Абрамова.

Справка Бикейкина Е.Н. не раскрывает личность Пургаза как мудрого и умелого руководителя своей страны. В ней описываются военные действия только до 1229 г. Военный 1232 г. не проанализирован, дальнейшая жизнь Пургаса не показана. Поэтому её следует дополнить описанием его деятельности, заслуг, записанных в трудах историков, а также дошедших до нас сведений из исторической памяти народов.

Историческая роль Пургаза

Разногласия между руководителями эрзянских и мокшанских племён по вопросам защиты своих земель были кратковременны и к 1232 г. были полностью разрешены. В частности, об этом пишет историк, учёный, писатель В.Абрамов в своей книге «По следу времени» (Саранск, 1991 г.).

В очерке о Пургазе на стр.37 написано, что в походе русских князей на Пургасову Русь в 1232 г. Пуреш, мокшанский князь, не упомянут в числе их союзников, а объектом нападения стала вся эрзяно-мокшанская земля. «В 1232 году монголы предприняли большой поход против волжско-камских булгар… Возможно, что Пургаз с дружиной помогал своему союзнику, так как его имя не упоминается в документах, описывающих поход владимиро-суздальских, рязанских и муромских князей против мордвы, предпринятых в это же время…» По преданиям это предположение верно. Не исключено, что и Пуреш в это же время оказывал помощь Булгарскому государству.

«В совокупности эти обстоятельства позволяют предположить улучшение отношений между эрзянскими и мокшанскими княжествами накануне монголо-татарского нашествия». В дальнейшем подобные разногласия не наблюдались. К этому необходимо добавить, что с угрозой монгольского нападения началось переселение части мокшан в северные районы Пургасовой Руси под защиту лесов, под защиту Пургаза, который был тонким политиком, что способствовало установлению добрососедских отношений отношений между двумя народами. В этом имеется его большая заслуга. Народы за это ему благодарны: имя Пургаза увековечено в названии населенного пункта «Пургас», что находится в 18 км. от села Теньгушева.

Далее В.Абрамов (стр.40-41) пишет: «В то же время не вызывает сомнения тот факт, что нахождение в эти трагические годы во главе крупнейшего мордовского княжества такого незаурядного деятеля как Пургаз, в немалой степени способствовало выживанию народа. Пургаз является первым исторически известным мордовским инязором — главой независимого и сильного мордовского государства. Прежде всего, он предстает как прекрасный организатор. Подготовка им края к длительной войне с Владимиро-Суздальскими князьями была осуществлена превосходно. На это указывает то обстоятельство, что только после трех походов могучей монгольской армии удалось покорить мордву. Для сравнения напомним, что такая же лесная, но несоизмеримо более сильная северовосточная Русь была сломлена за один зимний поход. Пургаз также является выдающимся полководцем. Об этом свидетельствует победа, одержанная им зимой 1228 года над объединенной армией северо-восточной Руси — по тем временам большого европейского государства. Причем он окружил и разбил войско такого талантливого полководца, как Ярослав Всеволодович — пожалуй, лучшего полководца тогдашней Руси. Являясь близким союзником Волжско-Камской Болгарии, он вполне мог принимать непосредственное участие в самых первых боях с монголами: зимой 1223 года, когда потерпел поражение их лучший полководец Субедей, и в 1232 году, когда им не удалось взять город Биляр.

Великие времена рождают великих людей. Это известное выражение в полной мере относится как к личности Пургаза, так и времени, в котором он действовал. Предводитель не очень многочисленного народа, он сумел с достоинством и на равных противостоять экспансии своих значительно более сильных соседей — объединенным силам князей северовосточной Руси и Волжско-Болгарскому ханству. Пургаз не склонился даже перед мощью Батыевых орд. Когда оборвалась его жизнь, неизвестно. Во всяком случае среди восточно-европейских правителей, приезжавших к Батыю за ярлыком на княжение, имя Пургаза не упоминается. Скорее всего, он погиб, защищая одну из последних крепостей— один из последних свободных клочков родной земли, за независимость и процветание которой боролся всю свою жизнь».

Пургаз в народной памяти

Много было руководителей у эрзянского и мокшанского народов, но из них только Тюштя и Пургаз остались в народной памяти. Любимый, незабываемый образ Тюшти – первого эрзянского и мокшанского царя дошел до нас из глубины веков в многочисленных легендах, песнях. Поэт, ученый А.М.Шаронов в эпосе «Масторава» систематизировал их в третьей части «Век Тюштяна», что даёт возможность познакомиться с этим легендарным предком каждому из нас.

Таким же образом народный писатель К.Г.Абрамов на основе рассказов, преданий, сказаний в 1985 г. написал роман-сказание «Пургаз», в котором он собирательно и полно показал образ Пургаза – мудрого государственного руководителя, выдающегося военноначальника, национального героя не только своего народа, но и всех народов Поволжья. В начале этого века Александром Кизаевым, автором, на сцене Мордовсокго музыкального театра им.И.М.Яушева была поставлена восторженно принятая публикой опера «Пургаз-цёрыне». В 2008 году в школе № 34 г.Саранска Атяниной Г.Н. и Дорониной А.Г. ставилась мини-пьеса «Пургаз».

Героическая жизнь Пургаза и наших предков живет в народной памяти. Рассказы и предания глубокой древности сохраняются и передаются мудрыми старцами, сказителями, учителями историками, краеведами, музеями.

В газете «Эрзянь Мастор» (№ 24 2009 г.) напечатана статья Николая Аношкина, директора Музея Эрзянской культуры, под названием «Неизвестная битва». В ней рассказывается о первой битве с монголами, которая принесла Пургазу «невиданную славу и корону арабского мира». «Это в русской истории не значится. Победоносного боя Пургаза, как бы и не было. По мнению ульяновского историка и краеведа Николая Михайлова, эта битва является примером стратегического мастерства…»

«Поздней осенью 1223 года, снявшись с лагеря, орда полководцев Джебе и Субедея двинулась по правому берегу Волги. Врага встретило пешее войско Пургаза и конные дружины булгарских феодалов. По преданию, дошедшего до нас, инязор Пургаз обстановку оценил примерно так: «Если это не сможем сделать мы, то пусть нам поможет родная земля» (Н.М.). Инязор выбрал удобное место для засады- по краям двух больших оврагов, которые находятся в районе современной станции Озерки и деревни Андреевка Чердаклинского района Ульяновской области. Бой начался с того, что конные дружины булгар спровоцировали конницу степняков— начать погоню за собой. Многоопытная монгольская конница, успешна воевавшая в открытой степи, не могла даже подумать, что Жигулёвская степь таит глубокие овражные каньоны. Она не остановилась у края, вслед булгарам втянулась в овраг протяженностью 1,5 км. Скорее всего, монголов погубила самоуверенность. Они были настолько уверены в своём превосходстве, что пренебрегли безопасностью. На неприятеля сверху посыпался град стрел. Западню захлопнули конные. Лишь с большим трудом дружины чингисидов вырвались в степь, оставив основное войско на полное уничтожение лучниками. Там же остались обозы с награбленным. Чингис-хан был в ярости,— потеряли славу непобедимости монгольского оружия».

Об этой же битве пишет Д.Ханин в областной ульяновской газете от 15.2.2006 г. в статье «Забытый герой. Родная земля помогла бить врага». Это о Пургазе и наших предках. Гость из Нижнего Новгорода, прочитав её, сказал, что на этом месте он был будучи студентом. Работая над рефератом, ездил специально посмотреть. Оставил подробное описание оврагов и маршрутов.

В газете «ЭМ» (№2 2010 г.) напечатано письмо скульптора Федора Мадурова из Чебоксар. О пишет: «В газете «Эрзянь Мастор», № 24, вышла статья Н.Аношкина «Неизвестная битва». Хочу сказать, эта битва известная, её не знают только те, кому не хочется знать о ней, кому же хочется знать, узнаете из статьи, напечатанной ещё в 2003 г. в газете «Столица». Более того, мы чуваши-сувары эти события ежегодно отмечаем, как «Героический день» Паттарлах Кунё 6-9 августа, с обязательным жертвоприношением барана. Имя Пургаза нам тоже хорошо известно, как одного из предводителей, входивших в состав Волжской Булгарии народов в качестве союзников. Я, как скульптор, горячо поддерживаю решение поставить памятник этому выдающемуся герою Эрзя». Пургаз со своим войском помог Волжской Булгарии в 1232 г. отстоять свою страну, что позволило задержать нашествие монгол на эрзянские, мокшанские, русские и другие земли Поволжья до 1237 года.

Имя Пургаза, как великого полководца, было известно в Поволжье и арабском мире. Об этом говорит следующий факт. В честь выдающихся военных заслуг Пургаза в битвах с монгольскими войсками в 13 веке в Арабском Халифате были выпущены памятные монеты с его изображением. Такая монета хранится у историка Галкина А.Д. из г.Орска Оренбургской обл.

Увеличенное изображение Пургаза с этой монеты были напечатаны в книге Федора Сетина «Мой 20 век» (2008 г.) и в газете «Эрзянь Мастор» (№ 25/2008 г.). В этой же газете (№ 11/2009 г.) дано подробное описание головного убора на изображении.

Пургаз во время монгольского нашествия

С нашествием монгол на эрзянские и мокшанские земли Пургаз возглавил национально-освободительную борьбу с захватчиками. Летом 1237 г., как полагают историки М.Г.Сафаргалиев, А.Е.Захаркина и др., ссылаясь на свидетельство Венгерского монаха Юлиана, Пургаз… «С немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил от монгольских орд во главе с Батыем». Не исключено, что Войско под командованием Пургаза принимало участие в грандиозном Золотарёвском сражении в 30 км. от Пензы. Только во время второго похода в Поволжье, с осени на зиму 1238/39 г., монголам удалось на время сломить сопротивление отрядов Пургаза, Уркасакана, как называет его персидский историк Рашид-Ад-Дин (Тизенгаузен В.Г.Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. В 2-х т. М., 1941, т.2, с.36).

В 1242 г. организованное восстание в Пургасовой Руси, возглавляемое Пургасом, и Булгарского государства, спасло западно-европейские государства от монгольского ига. Вот как об этом пишет В.А.Юрченков в своей статье «Историческая память». «В 1242 г. мордва вновь восстала, на этот раз совместно с другими народами Среднего Поволжья. Батый находился в это время в Западной Европе. Весть о восстании, видимо, повлияла на его дальнейшие планы. Монголо-татары повернули своих коней. На подавление восстания Батый направил своих прославленных полководцев Субедэя и Мункэ, и оно было подавлено, но Пургаз не сдался, ещё долго, вплоть до 1246, он вёл неравную ожесточенную войну с иноземцами».

Пургаз более чем 30-летним руководством своим государством показал пример свободолюбия, смелости, преданности и героического служения своему народу.

Как чтим память о Пургазе

Справка «О Пургасе и Пургасовой Руси Бикейкина Е.Н. и выше приведенные дополнения к ней раскрывают в полной мере личность Пургаза, как выдающегося государственного деятеля своего времени, оставившего глубокий след в истории нашего государства. Его помнят, уважают и чтят народы Республики и Поволжья. Каждый из нас обязан нашим предкам своей жизнью. Знание прошлого, своих предков, их почитание вселяют великую силу в каждого из нас, в наши народы. Не все, к сожалению, понимают эти простые истины и всеми путями отрекаются от своих великих предков.

В книге «Мордовский народ: что нас волнует» (1991 г.) помещена статья И.А.Ефимова—«Только в условиях свободы». Эта статья актуальна и в настоящее время, в ней даны ценные рекомендации о путях выхода эрзян и мокшан из пут национального нигилизма.

Он пишет: «Историческое беспамятство – самый страшный изъян в биографии моего народа. Он самый исторически необразованный в окружении народов Поволжья и Приуралья. Великие наши предки должны быть возвращены в историческую память народа, стать национальной гордостью и преградой на пути национального нигилизма». И.А.Ефимов приводит мудрое наставление, высказанное гением А.С.Пушкиным: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оное есть постыдное малодушие… Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Ярким примером проявления национального нигилизма в нашей Республике является, в частности, отношение к народному герою Пургазу: его выдающаяся роль в истории государства в общеобразовательных школах не изучается, его имя не встретишь в названиях улиц, площадей, театров, Домов культуры, спортивных сооружений, команд и т.д.

Имеющиеся, якобы, недостаточные сведения о роли личности Пургаза, его этнической принадлежности – есть не что иное как, отговорки, нежелания считаться с известными историческими фактами, народной памятью и его мнением. Для того, чтобы не быть национальными нигилистами и не иметь «историческое беспамятство», предлагается в других образовательных школах и учреждениях ввести полнообъемное изучение Эрьзя и Мокша языка, истории предков, их великих людей. Эпос «Масторава» А.М.Шаронова, роман-сказание «Пургаз» К.Г.Абрамова, книгу «По следу времени» В.К.Абрамова ввести в образовательные программы. Назвать улицы именами великих предков, установить в Саранске памятник Пургазу и героическим предкам народов республики.

К сожалению, имя Пургаза не так широко известно среди жителей Республики, России, как того оно заслуживает, а заслуживает оно быть известным каждому гражданину без исключения, ведь его заслуги огромны, он национальный герой – Достояние Республики.

Идея сооружения памятника близка по душе многим жителям Республики и России. Несмотря на то, что единственным агитатором в его установлении является малотиражная общественная газета «Эрзянь Мастор», к настоящему времени участниками Фонда стали 4304 человека. В их числе представители Правительства, Главы районов, депутаты Госсобрания, видные деятели России из 42 областей и Республик России, из 17 иностранных государств, десятки предприятий, организаций, учреждений, 52 общеобразовательные школы районов республики и г.Саранска, представители 64 национальностей. Число участников фонда постоянно растёт. Фамилии их печатаются в газете «Эрзянь Мастор».

На расчетном счете фонда «Пургаз» на 31.01.2011 г. сумма пожертвований составила 767 232 руб.

Поступающие денежные средства строго учитываются и хранятся на расчетном счете. Общая сумма пожертвований подводится 2 раза в месяц. Учет прозрачен и беспрепятственно доступен для ознакомления и проверки каждому участнику Фонда.

В 2012 году Республика готовится отметить 1000-летие единения эрзянского и мокшанского народов с народами России. Из древней истории мы знаем, что первым известным руководителем, кто стоял у истоков единения, являлся знаменитый Пургаз.

Данная статья отправлена руководству Республики для решения вопроса об установлении памятника Пургазу и нашим предкам.

Эрзяйкин И.Ф.,

г.Саранск, 31.01.2011 г.




А КТО ТАКОЙ ПУРГАЗ? ВОПРОС РЕБРОМ<\/u><\/a>



Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт - 3 [только новые]


Вирява.




Сообщение: 1376
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 09.02.11 21:55. Заголовок: Эрзяйкин И.Ф. сёрмад..


Эрзяйкин И.Ф. сёрмады:

 цитата:
В 2012 году Республика готовится отметить 1000-летие единения эрзянского и мокшанского народов с народами России. Из древней истории мы знаем, что первым известным руководителем, кто стоял у истоков единения, являлся знаменитый Пургаз.



1000-летняя годовщина "единения племен" неоднократно высмеивалась самой же газетой ЭМ, а теперь, оказывается, эта дата воспринимается этой же газетой на "ура" - я бы это назвала "железной мордовской логикой", брависсимо "независимая" газета ЭМ!
А Пургас, воевавший с русскими, сжигавший эрзянские села, теперь оказывается стоял у истоков единения - высший пилотаж, дальше идти некуда, мордву не переплюнешь, - ай да, ЭМ, ай да независимая газета!


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 13
Совась мелькужос: 05.01.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 11.02.11 18:54. Заголовок: КРАЙ МОЙ! ЛЮБИМАЯ РУ..



Показан источник, на который работает газета "Эрзянь Мастор"



КРАЙ МОЙ! ЛЮБИМАЯ РУСЬ И МОРДВА!

Мордовский народ тысячу лет назад стоял у истоков российской государственности и вместе со славянами создавал нашу страну. Уже тогда стали формироваться традиции взаимного уважения, дружбы, поддержи этносов, входящих в ее состав.

Первые мероприятия, посвященные 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, прошли в 2006 году. Тогда В. В. Путин принял участие в торжественном открытии памятника выдающемуся флотоводцу адмиралу Ф. Ф. Ушакову, Патриарх Алексий II освятил крупнейший в Поволжье Кафедральный собор и открыл памятник Патриарху Никону. В 2007 году состоялся Первый международный фестиваль национальных культур финно-угорских народов. Дни Республики Мордовия в Самаре, Ульяновске, Пензе, Санкт-Петербурге, Оренбурге и других городах проходили в 2009 – 2010 гг...............


В конце ноября 2010 года в Национальной библиотеке им. А. С. Пушкина состоялся Республиканский семинар-практикум «Библиотеки Республики Мордовия навстречу 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства», который объединил представителей исполнительной власти, образования и культуры. Открыли мероприятие ведущий специалист МК РМ по культурно-массовой работе Н. В. Алямкина и директор Национальной библиотеки заслуженный работник культуры РМ, член Союза журналистов России Л. Г. Меркушкина. В своем выступлении они обозначили важность и необходимость проведения подобных семинаров не только для работников библиотек, но и для всей культурно-образовательной сферы Республики Мордовия.

Особую актуальность представляли доклады А. М. Кочеваткина, главного специалиста Министерства по национальной политике РМ, Е. Н. Бикейкина, заведующего отделом истории НИИ Гуманитарных наук при Правительстве РМ, кандидата исторических наук, доцента К. А. Тангалычева, заслуженного писателя РМ, члена Общественной палаты РМ. Выступающие отметили, что начиная с IX – X вв. мордовский народ принимал активное участие в строительстве Российской государственности. В Х в. начался процесс тесного взаимодействия мордовского народа со славянами в рамках Древнерусского государства. В XI – XIII вв. шло развитие этих связей, стало формироваться единое политическое, экономическое, культурное пространство. В период становления Русского централизованного государства мордва одна из первых вошла в состав Московского княжества, что и позволяет говорить о 1000-летии единения мордовского народа с народами Российского государства.

Директор Поволжского центра культур финно-угорских народов, доктор филологических наук, профессор Ю. А. Мишанин рассказал, какая работа по празднованию 1000-летия единения ведется на территории компактного проживания мордвы – в республиках Башкортостан, Татарстан, Чувашской Республике, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Челябинской, Нижегородской областях и пр. Во многих регионах прошли Дни Республики Мордовия, в мероприятиях принимали участие и специалисты библиотек, обслуживающие мордовское население. Это были круглые столы и конференции, на которых рассматривались особенности работы с мордовской диаспорой, встречи с мордовскими писателями, презентации книг мордовских издательств и др.

Обзор методических изданий, подготовленных сотрудниками Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, сделала Л. А. Рассохина, главный библиотекарь научно-методического отдела. К этой знаменательной дате в истории мордовского края были разработаны информационные, методические и библиографические материалы: сборник материалов «Мордовский край и мордва: историко-культурный аспект», методические материалы «Как лечились народы Поволжья в старину», «Его величество Спорт», «Бессмертен тот, кто Отечество спас…» (об участниках Отечественной войны 1812 года), буклет «Древняя мордва: между Волгой и Окой», мультимедийный материал «Пушкин и Мордовия» и др. В них получили освящение исторические и культурные процессы, связывающие воедино русский и мордовский народ.

Заведующая отделом литературы на иностранных языках НБ им. А. С. Пушкина РМ Т. А. Кузнецова выступила с докладом «Мордовский край глазами зарубежных исследователей», в котором представила записи греческих, итальянских, немецких, английских и французских путешественников – монахов, купцов, дипломатов VI – XIX вв. о мордве и мордовской земле.

Большую работу в рамках празднования 1000-летия единения проводит библиотека-филиал № 8 им. П. С. Кириллова МУК «ЦГБС для взрослых ГО Саранск». Здесь проходят презентации новых книг Мордовского книжного издательства, ставятся театрализованные представления по произведениям мордовских авторов. Сотрудники библиотеки организуют встречи с учеными и писателями Мордовии, со специалистами Поволжского центра культур финно-угорских народов. Частый гость мероприятий – Министр по национальной политике РМ А. С. Лузгин. Об этом рассказала заведующая библиотекой-филиалом № 8 Н. М. Бояркина.

К 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства мордовскими издательствами в период с 2009 по 2010 год было выпущено более 50 наименований новых книг. Почти все они были представлены в презентации, подготовленной главным библиотекарем отдела национальной и краеведческой литературы НБ им. А. С. Пушкина В. И. Прониной.

Кульминацией Республиканского семинара-практикума стала демонстрация фрагментов массовых мероприятий, подготовленных к 1000-летию единения сотрудниками научно-методического отдела – виртуальная экскурсия «История России и Мордовии в памятниках Саранска» (ее представили главные библиотекари Т. А. Куцкая, Л. В. Волкова и методист Е. В. Кузякина), абонемента – мультимедийный материал «Пушкин и Мордовия», отдела естественнонаучной, медицинской и сельскохозяйственной литературы – электронная викторина «Как лечились народы Поволжья в старину» (ее представили заведующая отделом А. И. Аношкина, главный библиотекарь и ведущий библиотекарь отдела обслуживания Т. Н. Бардина и М. Г. Костина), отдела литературы по искусству – вечер-портрет Л. А. Руслановой «Жизнь моя – песня» (его представила библиотекарь А. А. Маланьчева).

Другая форма мероприятий в рамках празднования единения – конкурсы. Сотрудники библиотек принимали участие в Республиканском смотре-конкурсе муниципальных библиотек на лучший сценарий по работе с молодежью национальной и краеведческой тематики «Родники духовности» (2009 г.) и Республиканском смотре-конкурсе муниципальных библиотек, начально-профессионального, среднего специального образования на лучший методико-библиографический материал по работе с молодежью «Мы с тобой, Русь!» (2010 г.). Эти конкурсы объявлены МК РМ, Некоммерческой ассоциацией «Поволжский центр культур финно-угорских народов» и Мордовской Республиканской юношеской библиотекой.

В целях популяризации исторических знаний активизировали краеведческое направление информационной и массовой работы муниципальные библиотеки РМ. Краеведение органично вписывается в изначальную функцию библиотеки – сохранить и передать культурное наследие от поколения к поколению, что придает краеведческой работе особое социальное звучание, она воспринимается как средство воссоздания социальной памяти.

Для совершенствования работы по краеведению во всех муниципальных библиотеках созданы и уже ни один год работают отделы (сектора) краеведческой литературы, краеведческие уголки и мини-музеи. Формируются фактографические и полнотекстовые базы данных в форме картотек, памяток, дайджестов.

К 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства в муниципальных библиотеках республики оформлена постоянно действующая выставка «Край мой, Русь и Мордва», формируются папки и альбомы с аналогичным названием, отдельно собраны и выставлены книги о писателях, поэтах, художниках, полководцах, ученых, видных государственных и общественных деятелях Республики Мордовия.

В работе с читателями сотрудники библиотек используют традиционные и инновационные формы массовых мероприятий, посвященных важнейшим историческим событиям российско-мордовских отношений: диспуты, литературные путешествия и композиции, литературно-музыкальные часы, викторины, познавательные игры, виртуальные экскурсии и пр. – «По следу времени», «Край мой, любимая Русь и Мордва», «Обычаи и обряды мордвы», «Мордва и Русь: истоки единства», «Сказ о земле мордовской», «Мой дом – мой край, моя Родина – Россия», «Мордовский народ 1000 лет с народами России», «Навеки с Россией», «Мордва и Русь» и т. д.

Как показывает практика, проведение подобных мероприятий – важный этап на пути объединения представителей научной, культурной, образовательной сфер в отношении празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

Ольга Ивановна Чавкунькина, заведующая научно-методическим отделом Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина Республики Мордовия

[BR]http://www.library.saransk.ru/actions/index.php?ELEMENT_ID=146<\/u><\/a>


Показан источник, на который работает газета "Эрзянь Мастор"



Доп. сведения

МОРДОВСКО-ТЮРКСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ
СВЯЗИ ПО ДАННЫМ ИМЕННИКА

Мордовско-тюркские этнокультурные контакты, начавшись со второй половины I тысячелетия н. э., непрерывно продолжаются вплоть до настоящего времени. По подсчетам лингвистов, в современных мордовских языках имеется свыше двухсот тюркских заимствований, а также антропонимы.

Некоторые из имен, заимствованных от тюркс-ких народов, сохранились в качестве основ фа-милий, бытующих у мордвы и в настоящее время : Абайкин — от имени Абай, Акайкин — Акай, Акмаев — Акмай, Алямкин — Алям, Арапов — Арап, Арасланкин — Араслан, Аркайкин — Аркай, Асманкин — Асман, Аюшев — Аюш, Базаркин — Базар, Бабуров — Бабур, Башкай-кин — Башкай, Бекайкин — Бекай, Бектяш-кин — Бектяш, Бекшаев — Бекшай, Бикейкин — Бикей, Биляркин — Биляр..........

http://zubova-poliana.narod.ru/history-names.htm<\/u><\/a>

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1388
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 11.02.11 19:18. Заголовок: Чавкунькина сёрмады:..


Чавкунькина сёрмады:

 цитата:
Как показывает практика, проведение подобных мероприятий – важный этап на пути объединения представителей научной, культурной, образовательной сфер в отношении празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства



Вот это и есть мордовская политика очковтирательства, обмана и одурманивания. Стенды, конкурсы, массовые мероприятия...

Чавкунькина сёрмады:

 цитата:
К 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства мордовскими издательствами в период с 2009 по 2010 год было выпущено более 50 наименований новых книг. Почти все они были представлены в презентации, подготовленной главным библиотекарем отдела национальной и краеведческой литературы НБ им. А. С. Пушкина В. И. Прониной.



Видимо, и выпускались исключительно для презентации, а не для народа - для эрзян, которые не могут найти эти книги в книжных магазинах Мордовии. Да и книжные магазины скоро, вероятно, будут на перечет и исключительно в Саранске. В Чамзинском районе Мордовии книжный магазин остался только в Чамзинке, в Комсомольском нет ни одного - это при населении 14 тысяч человек. Книг на эрзянском языке в этом единственном магазине не было вообще.



эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 8
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась