Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
Вирява.




Сообщение: 1808
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.09.11 14:43. Заголовок: Эрзянский корень легендарного Кудеяра


КУДЕЯР
КУДО+ЯР
КУДО+ЮР = РОДНОЙ ДОМ, а если быть точнее - корень, основа дома - эрзянский язык


Что русскому хорошо, то немцу смерть
Невольно вспомнилась эта поговорка, так как легендарный Кудеяр выступает в дошедших до нас легендах в качестве разбойника. А кем же был он на самом деле? Как эрзянский сын на родной земле превратился в нелюбимого пасынка, которого все боятся? с чьей легкой руки? по чьему хотению-велению? И что же скрывается на самом деле за этим эрзянским именем Кудояр? На эти вопросы нам предстоит получить ответ, но прежде освежим в памяти дошедшие до наших дней легенды и реалии.





эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт - 5 [только новые]


Вирява.




Сообщение: 1809
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.09.11 14:44. Заголовок: Легенды




Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской. Годы его жизни как говорят — очень древние, предположительно до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка).
Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр — атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан...
Легенды Тульского края гласят, что он из этих мест, бывшего Белевского уезда.
Согласно распространенной легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии Сабуровой, рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие (см.). Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий Васильевич.
Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии. В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.
В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (ее призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).
Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).
Идентификация Кудеяра
Одна из версий гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в.) — сын боярский, родом из г. Белева. Современник Ивана Грозного, предатель. В мае 1571 г. показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами, покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков — один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.
Упоминают также, что слово «кудеяр» могло быть названием тюркской должности сборщика податей.
«Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров.
Интересные факты
Происхождение названия знаменитых Петушков связывают с тем фактом, что разбойники Кудеяра, грабя богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком.

http://nikolai-shmidt.narod2.ru/kudeyarova_peschera/


Более полная версия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%E4%E5%FF%F0

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1811
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.09.11 16:13. Заголовок: http://shot.photo.qi..




Историческая местность на северной окраине села Лох Новобурасского района. Смысловым центром ландшафта является пещера в Кудеяровой горе, происхождение которой приписывается полумифическому разбойнику Кудеяру, легенды о котором в дореволюционное время были широко распространены в фольклоре южной России.

Кудеярова гора и её окрестности достаточно интересны с геологической и биологической точек зрения. Геолого-геоморфологическая ситуация отображает динамические процессы формирования рельефа в глинисто-песчаных породах с образованием карстово-суффозионных полостей. Окружающие нагорные дубравы, луговые и долинные сообщества представляют типичную картину биоразнообразия для северной части Приволжской возвышенности в пределах Саратовской области.

Природно-исторический ландшафт "Кудеярова гора" в границах ООПТ находится в довольно хорошем состоянии. Оборудовано место отдыха у Симова родника.

http://nasledie.sgu.ru/content/kudeyarova-peshchera

Симов родник - нетрудно догадаться, что "СИМОВ" от нашего эрзянского СИМАН=ПЬЮ



"Верстах в 20 к ЮЗ от с. Лох около мордовского (читай - эрзянского, примеч. -моё) с. Оркино (Кучугуры), в местности гористой и лесной, рядом с Гремячим родником и Комбраз-панда (Седло-гора) указывают долину "Боже-дом", где по народному преданию Кудеяр (по другим - разбойничий атаман Улан) побил и похоронил много народу. Милин говорит, что в Пензенской губернии пять становищ Кудеяра. Они-де с товарищем искали по старой бумаге, но приметы не сошлись.

Верстах в 7 ниже границы Симбирского уезда на правом берегу Волги… среди гор, при речках Сенгелейке и Тушонке расположен уездный город Симбирской губернии Сенгилей. На запад от Сенгилея ...находится Каранинский или Сенгилейский городок... известен в народе под названием Худояровой (Кудеяровой) Казны, потому что народ считает, что здесь какой-то хан Кудеяр зарыл свои несметные сокровища и сам, как бессмертный волшебник Кащей, хранит свою казну в обширной пещере, где он день и ночь, не смыкая глаз, сидит за каменным столом. Вся эта местность носит название городков.

Выше Подьячевки по Тукшуму находится с. Коротково... Вверх по течению реки выше Короткова левый берег р.Тукшума гористый; на этом берегу, в 5 верстах от Короткова, выдается из ряда возвышенностей хотя и не большая, но очень крутая гора, на которой заметны валы и рвы, окружающие неправильно многоугольную площадь, носящую название "городок". ...В прежние времена, как рассказывают старожилы, там находили часто старое оружие и утварь: бердыши, кольчуги, стрелы, луки, подковы, посуду и т.п.; все это находилось при поисках заговорного клада, положенного там, по преданию, Кудеяром. Предания о Кудеяре очень смутные и различаются между собой. По одним сказаниям, это был разбойник, грабивший население, по другим опальный боярин, скрывавшийся тут от гнева царя Грозного, по третьим - Кудеяр был братом Ивана Грозного, которого тот вызвал в Казань и хотел казнить, но Кудеяр, узнав это, укрепился временно на Коротковском городке".

Далее имеются сведения о с. Лох и Кудеяровой пещере Саратовской губернии. " К ЮЗ от Бурас к селениям: Лоху, Гремячке, Сокуру, Озеркам и Кучугурам (Оркино - на карте) тянется очень волнистая местность с глубокими долами и ярами, служащая водоразделом между бассейнами Волги и Дона. Село Лох имеет более 5000 жителей, волостное правление, лавки, сапожные заведения и 9 водяных мельниц. Возвышенности особенно характерны около с. Кучугуры (Караульные горы) и с. Лоха (Кудеярова, Марунова и др.). Об этой местности, покрытой в старину сплошными лесами и орошаемой ключом Симовым, сохранилось много народных легенд и преданий, относящихся ко времени проживания здесь разбойников. Рассказывают, что в Караульных горах, в долине разбойники имели землянки и у них был колокол, в который звонили при тревоге для сбора шайки; впоследствии они зарыли все награбленное и самый колокол в землю. Раз в год, на Пасху, между заутренней и обедней, колокол и землянки являются в прежнем виде: в одной из последних горел огонь, а на полу и по углам лежали кучи золота, серебра и разных вещей; тогда же можно было войти в эту землянку до трех раз и брать драгоценности, но при попытке вернуться после третьего раза дверь за вошедшим смельчаком затворялась и к нему являлся хранитель этих сокровищ, требуя от него собственную душу, или душу младенца, или того, что для него всего дороже. Говорят, что входившие туда пропадали или немели и потом от испуга скоро умирали; а если кто брал, то деньги эти впрок не шли; червонцы были неразменные и возвращались назад, а за истраченные целые золотые взявший их платился ущербом в хозяйстве и смертью семейных, наконец и сам он делался жертвой сухотки и умирал.

Еще более богата легендами Кудеярова гора. Кудеяр, равно как и Ермак, и Стенька Разин, является одним из любимых народных героев, воспетых в произведениях народной фантазии. Про него сложил народ одну из лучших своих песен, каждая строка которой полна глубокой поэтической прелести:

"Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати,
Что заутра мне, добру молодцу, на допрос идти,
Перед грозного судью самого царя"...


Кудеяр здесь является выразителем русского удальства, русской силы, пролагавшей пути русскому человеку к "вольным степям", к шири и простору отнятых у татарщины земель. По народным рассказам, "лицом он был пригож", "телом статен", "ум имел обширный", "силу богатырскую", "народу честно жаловал", "во пиру был ласков, во хмелю весел", "к красным девицам ластился", "молодцам проходу не давал". На основании народных легенд о Кудеяре Костомаров написал свой известный роман. Много легенд, относящихся к Кудеяровой горе, приурочивают к находящейся в ней пещере. Рассказывают, что в Лоховских дачах когда-то жили разбойники, атаманом которых был Кудеяр (Костомаров относит его ко времени царствования Ивана Грозного).

"Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева. И на сем-то странном военном совете решено было идти к Оренбургу Smile : движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом! Поход был объявлен к завтрашнему дню. "Ну, братцы,-- сказал Пугачев,-- затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку. Чумаков! начинай!" -- Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.
Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.
Еще станет государь-царь меня спрашивать:
Ты скажи, скажи, детинушка крестьянский сын,
Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,
Еще много ли с тобой было товарищей?
Я скажу тебе, надежа прав ославный царь,
Всеё правду скажу тебе, всю истину,
Что товарищей у меня было четверо:
Еще первый мой товарищ темная ночь,
А второй мой товарищ булатный нож,
А как третий-то товарищ, то мой добрый конь,
А четвертый мой товарищ, то тугой лук,
Что рассыльщики мои, то калены стрелы.
Что возговорит надежа православный царь:
Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать!
Я за то тебя, детинушка, пожалую
Середи поля хоромами высокими,
Что двумя ли столбами с перекладиной.

Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,-- всё потрясало меня каким-то пиитическим ужасом."
Отрывок из повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"



Недалеко от Кудеяровой горы, в конце Майорова дола, указывают урочище, носящее название Пушка: здесь, говорят, находили ружейные стволы, и теперь еще попадаются куски пережженого железа; по народному сказанию, здесь была кузница Кудеяра, на которой было вырыто много тайных ходов, и устроены роскошные помещения и кладовые, наполненные разными драгоценностями; внутри жилые помещения (дворец, как называют его рассказчики) были окружены коридором. Уходя в набег или на разбой, Кудеяр скрывал и заваливал вход, так что никто не мог отыскать его. Народная легенда говорит, что подземный дворец цел до сих пор, и в кладовых его множество богатств, спрятанных за железными дверями; двери заперты замками величиной с поросенка; богатства сторожить приставлен нечистый дух в виде седого старца. Кто высушит Симов родник, тот найдет ключ от Кудеяровых пещер. О Кудеяре и Кудеяровой горе существует и новейшая легенда.

Шел однажды лоховчанин около Кудеяровой горы; сделалось темно, он заблудился и попал в какую-то землянку; видит, в ней сидит седой старик; на вопрос старика, откуда он и что ему нужно, он отвечал, что был на Кудеяровой горе, шел в Лох, и, когда стемнело, сбился с дороги. На это старик отвечал, что он на Кудеяровой горе, а Кудеяр он сам. В это время влетела громадная птица, села старику на голову и стала клевать ее до мозга, страдалец сидит и стонет: "О, Господи!" Долго долбила птица голову седовласого Кудеяра, наконец улетела к рассвету; несчастный вздохнул и рассказал пришельцу, что более века, как он обречен сторожить свои сокровища в горе, и по каре Божьей за разбои, прилетает каждую ночь эта огромная птица и клюет ему голову; конца не видит он этому мучению. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает."

http://nasledie.sgu.ru/content/arkhivnye-i-kraevedcheskie-materialy-sobrannye-po-programme-germes-pod-rukovodstvom-nm-malov


Фотоальбом Александра Башкатова о Кудеяровой горе: http://nasledie.sgu.ru/content/fotoalbom-aleksandra-bashkatova-o-kudeyarovoi-gore-2
Обратите внимание на фото пещер: Слои ожелезнённого песчаника


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1812
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.09.11 16:25. Заголовок: БЫЛО ДВЕНАДЦАТЬ РАЗБ..


БЫЛО ДВЕНАДЦАТЬ РАЗБОЙНИКОВ

Слова Н. А. Некрасова

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

Много добра понаграбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр, из-под Киева
Вывез девицу красу.

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал сам Кудеяр – Питирим!

С сайта http://gm731.narod.ru - под загл. «Кудеяр»


Песенная обработка сказа «О двух великих грешниках» (1876) из неоконченной поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) (сказ приведен в конце страницы). Сказ основан на фольклорных легендах о Кудеяре-атамане. Смысл стихотворения Некрасова и первоначальной легенды в песне не сохранен. И в легенде, и у Некрасова герой выступает как народный мститель: бросив разбой, он становится паломником и отшельником, живет в лесу один (а не уходит в монастырь), но молитвы ему не помогают. Искупление грехов приходит, как только Кудеяр своим старым разбойничьим ножом убивает помещика, который «мучит, пытает и вешает холопов». Также в некрасовском оригинале нигде нет упоминания о том, что инок Питирим и Кудеяр – одно лицо. Вероятно, что данная песня – не стихийная народная обработка, а результат деятельности какого-то автора из церковной среды.

Легенды о Кудеяре-атамане связаны с районом Волги. В Жигулевских горах есть Кудеярова гора, а также иные названия, доставшиеся в память о волжских разбойниках - село Отважное, село Обшаровка, Молодецкий курган, Воеводино урочище, Воровское городище и др. Но вообще, легенда о двух великих грешниках - очень распространенная у разных народов, особенно она популярна у восточных славян; в данном случае герой назван Кудеяром, но это не обязательно. Вместо помещика может выступать надзиратель, купец, поп и т. д. Чаще всего для прощения грехов бывший разбойник должен поливать обгорелую головешку, пока она не прорастет (у Некрасова герой режет дуб), но затем герой встречает и убивает еще большего грешника, мучителя народа, и головешка прорастает сама.


ВАРИАНТЫ (2)

1. Было двенадцать разбойников

Слова Н. А. Некрасова (в нар. обработке)

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим»,
Так в Соловках нам рассказывал
Инок честной Питирим.

- Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман.
Много разбойнички пролили
Крови честных христиан.

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
- Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам в монастырь пошел он
Богу и людям служить.

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», -
Так в Соловках нам рассказывал
Сам Кудеяр-Питирим.

С сайта екатеринбургской православной епархии http://orthodox.etel.ru/2002/34/k_10mur.shtml


2. Жили двенадцать разбойников

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Выкрал девицу-красу.

Днём он с любовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу он молится,
Будет ему он служить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.

Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 2, ZeKo Records, 1996 (запись 1994 г.)


ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

О двух великих грешниках
<Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»>

Н. А. Некрасов

Господу богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть господь пробудил.

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать – не сочтешь!

Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.

И прегрешенья отмаливать
К гробу господню идет,
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.

Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Жил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.

Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!

Сжалился бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек: «Не без божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Будет работа великая,
Будет награда за труд,
Только что рухнется дерево –
Цепи греха упадут».

Смерил отшельник страшилище:
Дуб – три обхвата кругом!
Стал на работу с молитвою,
Режет булатным ножом,

Режет упругое дерево,
Господу славу поет,
Годы идут – продвигается
Медленно дело вперед.

Что с великаном поделает
Хилый, больной человек?
Нужны тут силы железные,
Нужен не старческий век!

В сердце сомнение крадется,
Режет и слышит слова:
«Эй, старина, что ты делаешь?»
Перекрестился сперва,

Глянул – и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.

Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Слава творцу вездесущему
Днесь и во веки веков!

1876


Н. А. Некрасов. Полн. Собр. соч. и писем в 15-и томах. Т. 5. – Л., «Наука», 1982 (печатается по типографскому оттиску 1876 года с восстановлением по наборной рукописи фрагментов, измененных Некрасовым для печати)


В некоторых изданиях последняя строфа:

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Господу богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!


Разница в текстах объясняется тем, что известно несколько вариантов главы «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

- наборная рукопись Некрасова 1876 года для журнала «Отечественные записки» за ноябрь 1876,
- сделанный на ее основе типографский оттиск 1876 года (с изменениями по цензурным соображениям),
- нелегальное издание Петербургской вольной типографии 1879 года,
- публикация в «Отечественных записках» за февраль 1881 (в урезанном и искаженном виде; вероятно, многие правки внесены редакторами).

«Правильным» авторским вариантом принято считать текст Петербургской вольной типографии – он воспроизводит текст оттиска 1876 года с восстановлением измененных фрагментов по наборной рукописи автора. В таком виде текст включен в Полное собрание сочинений Некрасова (1982).


Сказ о Кудеяре-атамане содержится в главе «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов умер 8 января (по новому стилю) 1878 года, оставив поэму неоконченной. Автор не знал, каким должен быть финал, и не мог найти ответа на вопрос, кому на Руси хорошо жить.

Прототипом пана Глуховского мог быть реальный смоленский помещик середины 19 века Глуховский, который засек до смерти крестьянина, о чем сообщал «Колокол» Герцена от 1 октября 1859 года.

Главу «Пир на весь мир» тяжелобольной Некрасов пытался опубликовать в «Отечественных записках» за ноябрь 1876, а затем за январь 1877, но оба раза получил отказ цензуры. Глава напечатана посмертно в нелегальном издании Петербургской вольной типографии в 1879 году. В 1881 году искаженный и урезанный вариант был опубликован в февральском номере «Отечественных записок».

Выход главы совпал с пиком народовольческого террора, увенчавшегося в марте 1881 убийством Александра II.
Источник:http://www.a-pesni.golosa.info/popular20/bylo12.htm


В исполнении Шаляпина в хоровом сопровождении http://www.youtube.com/watch?v=zapX8PCln9o&feature=related


http://forum.angelhranitel.ru/index.php?topic=5501.0

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1813
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.09.11 16:43. Заголовок: Пещера Улая (берег О..


Пещера Улая (берег Оки, Велегож)

Это места, где располагаются гора "Улайская" и пещеры Улая. По преданию, в стародавние времена у изгиба реки Оки хозяйничал разбойник атаман Улай, сподвижник Кудеяра, который жил в пещерах горы и со своей шайкой наводил страх и панику на окрестных жителей. Многие купцы, проплывая в этом месте, расставались со своим товаром, а некоторые и с жизнью. Неоднократные попытки поймать разбойников были напрасны. Банда укрывалась в заранее вырытых секретных пещерах. Существовал даже подкоп под Окой.



На поляне, рядом с Большой пещерой, нечто похожее на стоянку древних людей ))) Каменный стол, скамейки (фотография). Внизу у Оки родник. Около тропы идущей вверх по течению Оки от поляны - большой камень известняк правильной прямоугольной формы. На камне имеется надпись древнеславянскими буквами. Первая буква: В. Надпись глубоко выбита, а не нацарапана.



Вообще, про Улая - это легенда.... На самом же деле пещеры эти, вероятнее всего, есть не что иное, как заброшенные каменоломни, а камень, добываемый в них, шёл на постройку Серпуховского и Московского кремлей, а также на строительство стен окружных монастырей. В настоящее время осталось 3-4 небольших пещеры и еще до десятка засыпанных входов. Есть одно интересное противоречие — отрытые пещеры имеют забои метрах в 40 от входа, а по историческим данным забои уходили вглубь на 400 м. Т.е. пещеры все - это остатки разработки известняка. И любые формы рельефа там искусственные и имеющие какой либо смысл. От входов в пещеры оборудовали желобы из досок, на которые лили воду и спускали камни к кораблям.



http://alxlav.livejournal.com/18702.html

ФОТО:
http://fotki.yandex.ru/users/al334433/album/71742/?&p=2


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1814
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.09.11 16:51. Заголовок: РЯЗАНЬ. Старинная ка..


РЯЗАНЬ. Старинная каменоломня, известная как Кудеярова пещера, находится На реке Истья в трёх км юго-восточнее села Троицкое в урочище Каменные Крестцы.

В XVIII веке на одной из плит известняка, лежащих на высоком берегу можно было различить непонятную надпись. А под плитой той был найден большой дверной ключ.
Сегодня это маленький грот, не более 3,5 м в длину. Располагается в обнажении известняка на правом берегу реки.
Никаких следов того, что здесь кто-то жил. Скорее она похожа на очень старые крестьянские ломки камня.

Грот замечателен тем, что внутри имеет необыкновенно красивые кальцитные натеки. Это явление для нашей области – большая редкость. В полости круглый год сильный капёж, а в воде, вероятно, большое количество растворённого вещества.

Судя по этим натёкам, каменоломня очень старая, ей не менее 300 лет. Местные жители утверждают, что неподалеку находились еще 2 входа, но они затянуты грунтом.

http://www.stiks-speleo.ru/index.php?page=34


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 7
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась