Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 330
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.03.10 08:20. Заголовок: МЕСТО ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА НЕ В УРАЛЬСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ СЕМЬЕ



ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ ЯВНО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Потому что ученые смешивают сугубо биологические параметры с лингвистическими и этнографическими, из-за чего возникает путаница, а народы, имеющие одинаковый внешний облик и психические характеристики, включаются в различные расы на основе данных этимологии или выводов сравнительной лингвистики. Народы, не имеющие между собой ничего общего в плане физического строения, отнесены к одной расе только на основе языковой общности, такой подход назвать научным ни как нельзя.

МЕСТО ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА В УРАЛЬСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ СЕМЬЕ ОПРЕДЕЛЕНО НЕ ВЕРНО.


Меня интересует вопрос, кто европеизировал Уральсую расу?

УРАЛЬСКАЯ РАСА - занимает промежуточное положение между монголоидной и
европеоидной расами. Характерны прямые темные волосы, темные
глаза, иногда плоское лицо, сильно
развитый эпикантус,
узкий нос с
вогнутой спинкой. Распространена в Зап. Сибири (ханты, манси, северные алтайцы и др.).

С монголоидами и монголами все понятно, кто из народов Европы принял участие в формировании уральской расы, то есть европеизировал монголоидов??

Ошибочно предположение о существовании финно-пермской языковой общности, не доказана гипотеза о существовании в древности финно-волжской языковой общности и доказать ее уже не удастся, эрзя и мокша относятся не только к разным народам, но и к разным расам.

По данным К.Ю. Марк, ЭРЗЯ народ относится к малой Североевропеоидной расе к его западному типу, что говорит о европейском происхождении эрзян и делает совершенно не допустимым теорию в которой из уральской языковой семьи по мере продвижения на запад происходило расщепление языков, а за одно и народов, из чего следовало образование финно-пермской, финно-волжской языковой общности из которой предполагалось происхождение эрзянского народа. На самом же деле, пришедшие из-за Уральских гор древние финно-угры встретились уже с сформировавшимся народом, что отвергает существование прауральской общности в таком виде в котором эта общность преподносится.






Прежнее название уральской семьи языков - финно-угорская, или угро-финская семья, позднее было заменено на уральскую, поскольку была обнаружена и доказана принадлежность к этой семье самодийских языков.

Носители уральских языков, согласно новейшим данным и гипотезам, живут в Европе уже более чем десять тысяч лет. Вплоть до Великого переселения народов в Восточной и Центральной Европе говорили в основном на уральских языках. Языковое родство финно-угорских народов в конце XVIII в. установил венгерский просветитель Янош Шайнович (1733-1785). К настоящему времени из наблюдений венгерского теолога выросла целая отрасль науки – финно-угроведение, которая позже переросла в уралистику. Последняя включает и исследование самодийских языков. Подчас говоря о финно-уграх, подразумевают уральские народы, в том числе самодийцев.
ИСТОЧНИК ТЕКСТА

Несмотря на одинаковую структуру языков, уральские народы не всегда понимают друг друга. Эстонец, правда, может понять речь финна, эрзяне могут понять мокшан (утверждение далеко не верно. админ.), а удмурт – побеседовать с коми, однако более удаленные друг от друга носители уральских языков должны проявить усердие, чтобы обнаружить общее слово в своих языках, которое подтвердило бы их общее происхождение. Родство уральских языков заключается прежде всего в сходстве их структур, которое повлияло на образ мышления и мировоззрение уральских народов. Это делает возможным взаимопонимание несмотря на различия культур. В то же время “бореальная установка” уральских народов обогащает мировую культуру миропониманием, возможным лишь при мыслительном процессе на этих языках. Например, для человека, мыслящего на одном из уральских языков, окружающая живая и неживая природа является не материалом, как для индоевропейца, а партнером.

Уральские народы различаются между собой и расами, и вероисповеданием, и типами культуры. Финно-угры на западе Европы – европеоиды, а жители Сибири ханты и манси, ближайшие родственники венгров, как и самодийцы, представляют уральскую расу, сочетающую европеоидные и монголоидные черты.

Эстонцы, финны и западные саамы исповедуют лютеранство, венгры в основном католики (хотя есть и кальвинисты и лютеране). Проживающие в Европейской части России финно-угры в большинстве своем приняли православие, но особенно среди удмуртов и марийцев еще живы старые прирродопоклонческие верования (анимизм). Угры и самодийцы в Сибири – приверженцы шаманизма.

Во всех языках, объединённых в уральскую языковую семью, выявлен общий лексический пласт, позволяющий утверждать, что 6-7 тысяч лет тому назад существовал более или менее единый праязык (язык-основа), что предполагает наличие прауральской общности, говорящей на этом языке.

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт - 21 [только новые]


эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 336
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.03.10 22:50. Заголовок: Уральские народы впе..


Уральские народы впервые упоминаются в «Германии» Тацита, где сказано о народе фенни (обычно это понимается как указание на саамов) и о двух предположительно финно-угорских племенах, живших в отдалённых регионах Скандинавии. В конце 15 века европейские исследователи отметили сходство названий «Хунгария» и «Югрия» (область, находившаяся к востоку от Урала). Они предположили связь, но не нашли лингвистических доказательств. В 1671 году шведский учёный Георг Стирнхильм описал сходство саамского, финского и эстонского языков, а также отметил несколько похожих слов в финском и венгерском. В это же время немецкий учёный Мартин Фогель попытался найти связь между финским, лапландским и венгерским языками. Таким образом, эти два исследователя были первыми, кто указал на то, что позднее стали называть финно-угорской языковой семьёй. В 1717 году шведский профессор Улоф Рудбек предложил около 100 этимологических связей между финским и венгерским языками, из которых около 40 и в настоящее время считаются верными (Коллиндер, 1965). В этом же году немецкий учёный Иоганн Георг фон Экхарт (работа которого была опубликована в Collectanea Etymologica Лейбница) впервые предположил связь с самодийскими языками.

Все языки, составляющие финно-угорскую семью, были известны уже к 1770 году, то есть за 20 лет до появления индоевропеистики. Тем не менее, результаты исследований не сразу получили признание. В частности, среди венгерской интеллигенции была распространена теория о связи венгров с тюркскими племенами, что было охарактеризовано Рюленом в 1987 году как следствие «дикого и неудержимого романтизма эпохи». И всё же, несмотря на враждебное отношение, венгерский иезуит Янош > Шайнович в 1770 году предположил связь между венгерским и лапландским (саамским) языками. В 1799 году венгр Шамуэль Дярмати опубликовал результаты наиболее полного на тот момент исследования финно-угорских языков.

К началу XIX века финно-угорские языки были изучены лучше, чем индоевропейские. Но развитие сравнительной лингвистики индоевропейских языков привлекло так много внимания, что изучение финно-угорских языков отошло на второй план. В Венгрии, единственной в то время европейской стране, которая могла бы иметь повышенный интерес к изучению финно-угорской семьи (так как Финляндия и Эстония были тогда частью Российской империи), политическая обстановка была слишком враждебна для развития сравнительной лингвистики. Некоторый прогресс произошёл с выходом работы немецкого лингвиста Йозефа Буденца, который на протяжении 20 лет был ведущим специалистом Венгрии по финно-угорским языкам. В конце XIX века вклад в изучение внёс венгерский лингвист Игнац Халас, опубликовавший в 1890-х годах значительный сравнительный материал по финно-угорским и самодийским языкам. Его работа стала основой для широкого признания родства между этими языками.

В 1990-е годы лингвисты Калеви Виик, < Янош > < Пустай и Аго Кюннап, а также историк Кюёсти Юлку объявили о «прорыве в современном изучении уральских языков», датировав прото-финский язык 10000 годом до н. э. Но эта теория практически не получила поддержки в научном сообществе.


Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 337
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 18.03.10 17:07. Заголовок: Ненцы http://s44.rad..


САМОДИЙСКИЕ


Ненцы


В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной. малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

Язык ненецкий: Ненецкий язык относится к самодийской (самоедской) группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта - тундровый, который распадается на западные и восточные говоры, общение между носителями которых не мешает взаимопониманию и лесной, отличающийся своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров.

Этногенез и этническая история

Сложение ненецкой культуры в ее локалъных вариантах, а также специфика ненцев по отношению к другим самодийским народам, объяснимы из идеи двухкомпонентности северо-самодийского этногенеза. Согласно o6щей схеме, в формировании ненцев принимали участие, с одной стороны, южно-самодийские группы, которые под натиском кочевников гуннов и тюрок, в течение III – ХIII вв. н.э. мигрировали с Саян, с другой, аборигенное население тундры, лесотундры и северных районов тайги Западной Сибири, известное в фольклоре ненцев под именем с и х и р т я. Анализ этнокомпонентного состава ненцев, который основывается на учете современных родов, в связи с историей их формирования, позволяет выявить в разных территориальных группах приблизительное процентное соотношение этнических компонентов, принимавших участие в их формировании. Так, в составе европейских ненцев 78.2 % родов составляют южно-сибирские и 21.8 % аборигенные компоненты, у сибирских тундровых ненцев южно-сибирский компонент 53.4 %, аборигенный 26.4 %, хантыйский 15.0 % и "смешанный" (лесные ненцы и энцы - 5.2 %) сибирские лесные ненцы имеют в своем составе 63.2 % южно-сибирского компонента, 35.4 % аборигенного и 2.6 % тундровых ненцев.
Данная схема отражает не только начальные этапы сложения ненецкой культуры во взаимодействии автохтонного и пришлого населения, но и последующие, начиная с ХVII в., процессы взаимодействия, прежде всего тундровых ненцев, в ходе освоения ими новых территорий на восток вплоть до правобережья Енисея, с энцами, вхождение в их состав родов хантыйского происхождения, а также, их тесное взаимодействие в сфере оленеводства с коми-ижемцами.


Энцы




Нганасаны
Этногенез и этническая история

Окраинное расположение этнической территории нганасан, по отношение к другим самодийским народам, оказало влияние на их этногенез и этническую историю. Полуостров Таймыр, судя по данным археологии, начал осваиваться человеком еще в эпоху мезолита (V тыс. до н.э.) с востока, из Приленья. Культурные связи с этой территорией сохраняются и в более поздние исторические периоды. Западносибирское влияние на древнее население Таймыра начинает фиксироваться в 111 тыс. до н.э. Таким образом, Таймыр был территорией, на которой происходило взаимодействие западно- и восточносибирских культур, предшествующее появлении здесь самодийцев. Самоедизация древнего населения Таймыра начинается с территории низовьев Енисея, предположительно с рубежа I - II тыс. н.э., но формирование современных нганасан происходило позднее, в период появления в Сибири русских, что нашло отражение в письменных источниках. В современном родоплеменном составе нганасан, наряду с палеоазиатским (юкагирским) компонентом, который в значительной степени и определил этническую специфику их культуры, антропологического облика и языка, присутствуют также тунгусские черты.





Селькупы - народ самодийской языковой группы. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного, в Каргасокском, Парабельском, Верхне-кетском районах и на сельской территории города Колпашево Томской области. Общая численность селькупов - около 4 тыс. человек. Исторически в составе селькупов различают две территориально изолированные группы - северную и южную. Самоназвание северных селькупов - солькуп, шолькуп (таежный человек).

Этногенез и этническая история

Этногенез селькупов связывается с историей формирования других самодийских народов Западной Сибири в рамках концепции их южносибирского происхождения. В то же время, в этом процессе селькупы занимают несколько обособленное место. Территория Нарымского и Томского Приобья, которая является автохтонной для селькупов, в конце I тыс. до н. э. - середине I тыс. н. э. входила в состав кулайской культурной общности и представляла северную, таежную периферию самодийцев. В Среднем Приобье, с середины II тыс. н. э., традиции кулайцев наследует рёлкинская археологическая культура, которая идентифицируется в этнокультурном плане как праселькупская. На протяжении I – й половины II тыс. н. э, когда под воздействием тюрок южные самодийцы переселяются на север в приполярные районы Западной Сибири и горно-таежные районы Южной Сибири, селькупская территория практически избежала иноэтнического влияния. Поэтому селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов, что нашло отражение в современной культуре этого народа.
В настоящее время нарымская группа сильно русифицирована, северная, даже в условиях достаточно интенсивных культурных и брачных контактов с кетами и эвенками (в верховьях р.Таз до 3/4 браков заключенных селькупами, межнациональные), сохраняет свою этническую самобытность. Так, в этом районе, селькупский язык, наряду с русским, является разговорным в среде разноэтничного коренного населения.






Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 339
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 18.03.10 17:45. Заголовок: УГОРСКИЕ Ханты - ..


УГОРСКИЕ

Ханты и манси тоже когда-то были мусульманами

Ханты - народ в Западной Сибири. Живут в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и в Томской области. Общая численность - 22,3 тыс. человек.
Самоназвание - ханти, хандэ, кантэк. Среди хантов выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре, а также эндогамией. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные группы, различающиеся обычно по названиям отдельных рек, в бассейне которых они живут. До начала 20 века русские называли хантов остяками.



Манси
Ма́нси (вогу́лы, вогуличи, меньдси, моансь) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры. Ближайшие родственники хантов и исконных венгров (мадьяров). Говорят на мансийском языке, но около 60% считают родным русский язык.

Общая численность 11432 чел. (по переписи 2002).



Венгр. Янош Шайнович
Ве́нгры — самоназвание мадьяры (венг. magyarok), в западной Европе — угры. Составляют подавляющее большинство жителей Венгрии

Венгры были мусульманами
Определенно ясно, что мусульмане-хунгары стали христианами в эпоху обращения Мадьяр-венгров в христианскую веру, что совершилось в царствовании короля Стефана (997-1038). Но впоследствии часть новообращенных вновь вернулась к своей прежней религии. Именно такой мы находим ситуацию, которая сложилась к концу 11 века. Это видно из декрета изданного королем Ладиславом Святым в 1092 г., который предписывал тех мусульман , которые приняли крещение, а затем вновь перешли в ислам, изгонять из городов и деревень. Его преемник король Коломан (Coloman) – 1095–1114 гг. также издал эдикт, содержащий резолюцию, направленную против мусульман . Необходимо помнить, что то была эпоха крестовых походов, и поэтому легко понять враждебное отношение христианских клириков и хунгарской аристократии к мусульманам в тот период вообще. Согласно этому декрету - мусульмане , которых застали за исполнением религиозных обрядов, должны были предстать перед королевским трибуналом, а часть их имущества передавалась как вознаграждение доносчику. Согласно этому же эдикту, в каждой мусульманской деревне должна была быть построена церковь, которую надлежало содержать за счет мусульман . Помимо этого предписывалось переселить половину ishmaelite ( мусульман ?) в христианские деревни с целью их ассимиляции местными христианами. Король предвидел, что эти меры приведут этих людей к обращению в христианство. Согласно другой резолюции, ishmaelites должны были выдавать своих дочерей замуж за христиан, а когда к ним в гости приходили христиане, они должны были вместе с христианами есть свинину. Это последнее требование открыто нарушило одно из правил мусульманской религии. Тем не менее, не смотря на эдикты и декреты таких королей как Ladislav the Holy и Coloman III, огромное число ishmaelites в Хунгарии оставалось преданными исламу. Более того, в 12 в. в Хунгарию переселилось большое число последователей ислама, что имело место в период царствования короля Geza (1141-61 гг.), который, по сообщению арабского путешественника Abu Hamid al- Gharnati был большим другом мусульман Хунгарии.
источник

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 340
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 18.03.10 18:03. Заголовок: ПЕРМСКИЕ http://s44..


ПЕРМСКИЕ

Коми
Выделяются следующие этнографические группы: верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века. Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени, ижемцы — низовьев Печоры, прилузцы — верховьев Лузы и Летки.


Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 341
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 18.03.10 18:09. Заголовок: УДМУРТЫ УДМУРТЫ (са..


УДМУРТЫ

УДМУРТЫ (самоназв. удморт, укморт), один из народов финно-угорской языковой группы, сформировавшийся как этнос на терр. совр. Удмуртской Респ. (496,5 тыс. чел. в 1989). В Башкортостане насчитывается 23,7 тыс. чел. (1989). Бол-во (73,8%) проживает в сел. местности: в Янаульском (6757 чел.), Татышлинском (5818 чел.), Бураевском (1737 чел.) р-нах, небольшие группы - в Балтачевском (659 чел.), Кушнаренковском (303 чел.), Илишевском (457 чел.) и Ермекеевском (541 чел.) р-нах. В Удмуртии этногр. группу У. Башкортостана называют закамскими (Кам сьор удмуртъес). Башкиры называют их арами.

Период тюрко-исламского относится ко времени взаимоотношений местного финно-угорского населения с государственными образованиями тюркских народов - Волжской Булгарией (VII-XIII вв.), Золотой Ордой (XIII-XV вв.), Казанским ханством (XV-XVI вв.) С XIII в., когда < ислам > стал государственной религией Казанского ханства, начался процесс конфессионального воздействия татарской администрации на подвластные территории и их население. Национальная политика Казанского ханства привела к тюркизации (татаризации) части южных < удмуртов >. Однако переход из язычества в < ислам > здесь не был массовым явлением. Тем не менее, мусульманская религия оказала воздействие на развитие религиозно-мифологического комплекса < удмуртов >, обогатив его новыми образами и понятиями. Так под влиянием < исламского > монотеизма Инмар (одно из центральных божеств языческого пантеона) стал превращаться в главного бога.





Лингвисты находят в удмуртском языке около 1000—1200 слов, общих для всех финно-угров. Вот некоторые из них: глаз — удм. син, коми син, мар. сен-зя, морд, сельме, фин. сильма, венг. сем; дерево — удм. пу, коми пу, мар. пу, фин. пуу, венг. фа; стрела — удм. ньол, коми ньол, морд, нал, фин. нуоле, венг. ньил; кость — удм. лы, коми лы, мар. лу, фин. луу, манс. лу, и т. д.3 Наиболее близки удмуртскому языки коми (около 80% слов общего происхождения). Вместе они составляют пермскую ветвь фин-но-угорских языков; они близки примерно так же, как польский и русский языки4. Языковые параллели могут го-ворить как об общности происхождения финно-угров, так и о прямом или опосредованном этнокультурном взаимо-действии. Например, удмурты имели с марийцами и осо-бенно с коми постоянные связи, что сказалось на их язы-ке и культуре.

В антропологическом отношении удмурты относятся к малой уральской расе, которой присуще преобладание евро-пеоидных черт с некоторыми элементами монголоидности, к ее вятско-камскому сублапаноидному типу. Дискуссион-ным остается вопрос об «удмуртской» монголоидности: яв-ляется ли она результатом длительного взаимодействия евро-пеоидной и монголоидной рас или это продукт древней адаптации к местным условиям? Видимо, скорее всего — вто-рое5. Отличительной особенностью антропологии удмуртов является их высокий индекс рыжести, по этому признаку они превосходят даже «мировых чемпионов по златоволосости» — кельтов-ирландцев6. Между тем рыжий цвет в антропологии считается довольно загадочным. Ясно одно, что рыжий цвет — это целый комплекс специфических черт как внешнего (даже солнце пристрастно к рыжим: они не загорают, а часто обгора-ют; раны у рыжих медленнее заживают, отсюда удмуртское выражение «азись силь» — «воспаляющееся мясо/кожа»), так и внутреннего/душевного свойства — не отсюда ли феноменаль-ная удмуртская обидчивость, ранимость, уязвимость, «стеклян-ная хрупкость». Внешне удмурты не богатырского телосложе-ния, однако крепки и удивительно выносливы. Среднего роста, с белой, реже смуглой кожей, часто с голубыми глазами, слегка уплощенным лицом, нередко скуластые, иногда встречается эпикантус.


Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 342
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 18.03.10 18:28. Заголовок: ВОЛЖСКИЕ НАРОДЫ (Офи..


ВОЛЖСКИЕ НАРОДЫ (Официальная точка зрения)

Марийцы
Марийский язык относится к финно-угорской группе урало-юкагирской семьи. Выделяются наречия: горное, луговое, восточное. Марийский язык имеет две литературные разновидности: лугово-восточную и горно-марийскую. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - преимущественно православные, распространен религиозный синкретизм, сочетаются элементы христианства и традиционных верований.


Мокша


ЭРЗЯНЕ



Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 343
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 18.03.10 22:47. Заголовок: Саамы относятся к ко..


Саамы относятся к коренным малочисленным народам Севера – это народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Саамы являлись первыми жителями Кольского полуострова.



Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 344
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 18.03.10 22:50. Заголовок: ПРИБАЛТИЙСКО-ФИНСКИЕ..


ПРИБАЛТИЙСКО-ФИНСКИЕ

Водь


Водь (самоназвание ва́ддялайн (водск. vaďďalain), вадьякко, води, редкое вожане) — малочисленный финно-угорский народ в Российской Федерации.
Проживает в основном на севере Кингисеппского района Ленинградской области, в Санкт-Петербурге, а также на северо-востоке Эстонии. Основной район проживания — деревни Краколье (Jõgõperä / Йыгыпэря) и Лужицы (Luuttsa / Лууттса).

Численность в России составляет 73 человека (2002), из них на родине, в Ленинградской области — 12 чел., в Санкт-Петербурге — ещё 12 чел. В прошлом — достаточно многочисленный народ, давший название Водской пятине Новгородской земли. В середине XIX века (в 1848 г.) насчитывалось 5 148 вожан,[3] а в 1926 году их численность снизилась до 500 человек.


Ижо́ра (ижо́рцы, самоназвание ижора, изури, инкерайне, ижоралайне, ингры, карьяляйн, ижор. inkeroine, ižora, ižoralaine) — финно-угорский народ, в древности — основное (наряду с водью) население Ижорской земли. До середины XX века сохраняли свой язык и некоторые своеобразные черты материальной и духовной культуры (в одежде, пище, жилище и др.). В советские годы почти полностью ассимилированы.



Ве́псы — малый финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. Самоназвания — вепся, вепсляйжед, бепслаажед, людиникад; до 1917 вепсы официально именовались чудью. Древнейшее самоназвание «вепся» в XX веке почти не фиксируется. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В бытовой русской речи употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели пренебрежительно-уничижительный оттенок).

Выделяются три этнографические группы вепсов:

* северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера;
* средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша.
* южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности.





Каре́лы (общее самоназвание — карел. karjalaizet) — финно-угорский народ, проживают в основном в Республике Карелия, Тверской области и в восточной Финляндии. Язык — карельский прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи.



Финны ведут своё происхождение от древних прибалтийско-финских племён, предположительно проникших во 2-м тысячелетии до н. э. на территорию современной Финляндии и к VIII веку заселивших её большую часть, оттеснив саамское население на север и отчасти ассимилировав его. Основными племенами при сложении финского этноса были сумь (суоми) и емь (хяме), позже в состав его была включена значительная часть карел, ассимиляция которых с точки зрения финских исследователей завершилась к середине XX века.


Эстонцы (эст. Eestlased, ранее maarahvas («народ земли», то есть, занимающиеся земледелием) — финно-угорский народ в Эстонии, общая численность примерно 1,1 млн человек, в том числе в Эстонии порядка 921 тыс. (2008). Основной язык — эстонский, финно-угорской семьи. Большинство эстонцев — атеисты[9]. Верующие в основном лютеране, есть православные.

В Средние века эстов на Руси называли чудью.

Антропологически относятся к восточно-балтийской и нордической расам и переходным типам между ними. Эстонцы — одна из самых «белокурых» групп, когда-либо обследованных советскими антропологами.



Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 345
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 19.03.10 09:33. Заголовок: Уральские языки ..


Уральские языки - крупное генетическое объединение языков, включающее две семьи - финно-угорскую и самодийскую (некоторые ученые рассматривают их как группу языков в составе генетической общности уральские языки). В лингвистической литературе название "уральские языки" появилось относительно поздно. Э. Н. Сетяля в работе "Zur Frage nach der Verwandschaft der finnisch-ugrischen und samojedischen Sprachen" (1915) доказал родство финно-угорских и самодийских языков, которые считались неродственными. Был сделан вывод о происхождении финно-угорских и самодийских языков из одного языка-предка, или уральского языка-основы. Появление нового названия "уральские языки", однако, практически не исключает возможности изучать и описывать финно-угорские языки отдельно, а само название "финно-угроведение" как отрасль лингвистики, занимающаяся изучением финно-угорских языков, продолжает существовать наряду с более широким по объему термином "уралистика".

Вопрос о прародине уральских народов является спорным. Согласно новейшим исследованиям, прародина уральцев с 5-го по 3-го тысячелетия до н. э. находилась в северной части Западной Сибири, в районе между нижней Обью и Уральскими горами. Эта территория в тот период отличалась благоприятными климатическими условиями. После распада уральской языковой общности финно-угорская ветвь переместилась на запад и около 3 тысячелетия до н. э. районом ее распространения стали бассейн Печоры, Камы и территория к западу от Урала. По мнению П. Хайду, прародина финно-угров занимала южную и западную (к западу от Уральских гор) части территории уральской прародины. В существующих классификациях древних финно-угорских языковых общностей много спорного; например, ошибочно предположение о существовании финно-пермской языковой общности, еще недостаточно доказана гипотеза о существовании в древности финно-волжской языковой общности.

В типологическом отношении уральские языки настолько неоднородны, что не представляется возможным говорить о каком-либо едином уральском языковом типе. По-видимому, уральский праязык был в этом отношении более однороден.

Особенно значительны различия уральских языков в области синтаксиса. Синтаксис прибалтийско-финских, саамского и эрзянского, мокшанского? языков напоминает синтаксис индоевропейских языков, тогда как синтаксис самодийских, обско-угорских (в известной мере также синтаксис удмуртского и марийского языков) может быть назван синтаксисом тюркско-монгольского типа.

На протяжении своей длительной истории отдельные уральские языки подвергались влиянию языков других народов, которые оставили заметные следы в их лексике, а отчасти и в их грамматическом строе.
Уральские языки не имеют памятников древней письменности. Наука располагает памятниками письменности отдельных языков относительно позднего периода


Б. А. Серебренников

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 390
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.04.10 10:56. Заголовок: Появляется информаци..


Появляется информация о влиянии эрзянского языка на Уральское языковое древо и прямую связь эрзянского языка с индоевропейской семьей. Таким образом, уже сегодня можно говорить о том, что значение эрзянского языка в мировой культуре просто огромно.



портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 465
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 23.04.10 22:46. Заголовок: http://radikal.ru/F/..

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 188
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 23.04.10 23:03. Заголовок: На этом дереве ураль..


На этом дереве уральская ветвь каким-то странным чужеродным отростком выглядит - это с первого взгляда бросается в глаза и вызывает сомнения в правильности такого одиночного разветвления

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 466
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 23.04.10 23:03. Заголовок: http://s47.radikal.r..




Крупнее

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 467
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 23.04.10 23:07. Заголовок: Да, все эти деревья ..


Да, все эти деревья не соответствуют действительности, хотел показать дерево, отличное от уральскога дерева)))

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 490
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.04.10 23:24. Заголовок: http://s55.radikal.r..




портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 597
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 18.05.10 08:18. Заголовок: Углубление в тайны ф..




Е.А. Игушев
Югорский государственный университет
Ханты-Мансийск
Курс «Введения в финно-угроведение» как катализатор в усвоении студентами обско-угорских языков

(выдержка из работы)


Углубление в тайны финно-угроведения содействует и патриотическому воспитанию студентов, которые наглядно могут получить представление не только об общем происхождении своего языка с языками отдаленных родственников, но и о том, что некоторые реалии из праязыка языка сохранились в деэтимологизированных словах обских угров, а также попали в русский язык и языки других генетически неродственных народов. Например, журавль: по-мансийски тāрыг, по-хантыйски тарех, по- венгерски – daru, по- коми туриг, по- удмуртски тури. Учёные предполагают о существовании в праязыке слова * tareke со значением журавль.
Слово со значением рука звучит по-фински käsi, по-саамски – gieota, по- мордовски – кядь, по-марийски- кит, по-коми- ки, по-удмуртски –ки. Но в современном хантыйском - ёш, по-мансийски- kät, по-венгерски - kéz, в финно-угорском праязыке руку называли словом * käte. Древнюю форму этого слова студенты с большим удивлением выявляют на практических занятиях по финно-угроведению в корне глагола со значением трогать – кетмийлты.
Слово со значением дерево созвучно почти во всех финно-угорских и самодийских языках. Сравните: финское - puu, эстонское - puu, марийское – пу, удмуртское – пу, коми – пу., венгерское –fa, ненецкое – pā, cелькупское – pō, камасинское – pa. Учёные восстанавливают прауральскую форму этого названия -* puwe. Но в мансийском языке дерево называется –йив, в хантыйском – юх. Студенты смогут выявить компонент -пе в мансийском названии хаппе осина, дословно: осиновое дерево, где хап ’осина’, а – в древности пе означало дерево.
На хантыйском языке осина –хопъюх, что в переводе означает ’лодка-дерево’. В данном факте раскрывается страница из древнейшей истории финно-угорского пранарода, который искони мог выдалбливать лодки из цельного куска осины, строить их без единого гвоздя.
Название болотной тундровой ягоды морошка имеет одинаковое звучание как в финно-угорских, так и в самодийских языках. Сравните: финское muurain, карельское muura, эстонское murakas, коми мырпом, ханты morəχ, манси moraχ, ненецкое maraŋka, тавгийское muraka. Русское название морошка считается заимствованным из хантыйского. Учёные возводят все перечисленные названия северной ягоды к уральской праформе * mura.
Изучение курса «Введение в финно-угроведение» стимулирует не только более активное овладение практическим родным языком, но и невольное увлечение научной работой для углубления в тайны культуры и истории обских угров.

Читатель заметил языковое сходство уральских языков с эрзянским???



портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 622
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.05.10 01:08. Заголовок: Арт Леэте: Происходи..


Арт Леэте: Происходит разрыв в реальности
Профессор из Тарту об общности финно-угров



«Красному знамени» удалось встретиться с Артом Леэте, профессором Тартуского университета (Эстония). Арт Леэте занимается изучением традиционной культуры коми уже 14 лет, имеет более 10 значимых публикаций на эстонском, русском и английском языках, каждый год старается совершать экспедиционные полевые исследования.

- Со второй половины XX века стала знаменита тартуская школа филологии, культурологии и семиотики Юрия Лотмана. Насколько сегодня в университете продолжаются ее традиции?

- Семиотическая школа до сих пор действует. Формально она лучше устроена, чем в советское время, ведь все-таки Лотман был филологом, поэтому упор делался больше на языкознание. Сейчас развивается институт философии и семиотики, разрабатывается много проектов, проводятся конференции, появился свой сайт. Сам я этнолог, поэтому участвую только в некоторых проектах этой школы.

- В названии конференции употребляется термин «разрыв». Не могли бы вы пояснить, о каком разрыве идет речь?

- Это разрыв в пространстве и в филологическом плане. Разные путешественники, ученые, философы описывают народ, находясь далеко, без непосредственного контакта. У источников, которые используются, – более ранние авторы. Происходит разрыв в реальности. Исследователи конструируют модель, которая может быть далекой от истины и оказаться очень влиятельной. От этого возникают стереотипы и неясность.

- Когда мы говорим о финно-угорских народах, то употребляем термин «общность». Насколько справедливо говорить о языковой и культурной общности таких народов, как, к примеру, коми и эстонцы?

- Проблема – чем связаны финно-угорские народы. Здесь много аспектов, значимых в разной степени. Всем ясно то, что существует языковая общность, что имеются связи, хотя мы друг друга просто так не понимаем. Об остальных аспектах всегда можно спорить. В фольклоре могут быть схожие вещи, но у него такой характер, он легко распространяется по всему миру. Поэтому здесь трудно утверждать что-либо однозначно.

Начинают развиваться расовые и генетические исследования, но здесь еще нужно много делать. Очень реально то, что происходит на современном этапе: международные фестивали, конгрессы, образование союзов писателей, этнофутуризм, политические форумы и студенческие. Общности формируются разными путями. Идентичность зреет с развитием науки. Языковедение в этом вопросе остается на центральном месте.

Надежда Жеребцова

Источник: Красное знамя


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 40
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.05.10 19:57. Заголовок: Читал, что проффесор..


Читал, что проффесор Бубрих назвал эрзянский язык финно-угорским санскритом (прародителем). Есть информация в каком труде он писал об этом?

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 740
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 07.06.10 22:01. Заголовок: http://s43.radikal.r..


По сути картинка на которой показано формирование УРАЛЬСКОЙ РАСЫ опровергает существование уральского праязыка, потому как уральцы формировались из двух рас у которых был свой язык. Получившиеся метисы (уральцы) стали пробираться в Европу и вновь смешиваться с европейцами.




А теперь момент истины..

Соматологические материалы к проблеме этногенеза финно-угорских народов. К.Ю.Марк

По вопросам, где и когда существовала прародина финно-угорских племен и какой расовой принадлежности могли быть эти племена, имеется много различных теорий. Эти и другие сложные вопросы этногенеза автор делает попытку осветить на основе соматологических материалов.
О соматологических особенностях отдельных финно-угорских народов имеется довольно обширная специальная литература. Однако трудно на ее основе дать хороший антропологический обзор финно-угров, поскольку данные разных авторов не всегда сопоставимы. Вследствие этого возникла необходимость собрать весь самотологический материал по финно-угорским народам по единой программе и единой методике силами одного исследователя. Я и предприняла попытку сделать это.
Материал для этой работы собирался в течение 18 лет (с 1959 по 1972 г.). Все антропологические измерения и описания выполнялись мной лично. Были обследованы все финно-угорские народы, живущие в СССР и в Финляндии. Наряду с соматологическим обследованием финно-угорских народов были собраны также сравнительные материалы по их соседям.
Материал подразделен по этническим и территориальным группам. Каждая группа состоит в среднем из 100 мужчин в возрасте от 20 до 60 лет. В целом собранный мною новый соматологический материал охватывает 127 этнических и территориальных групп, в том числе 106 групп финно-угорских народов. При описании финно-угорских народов признаки первого порядка приобретают особое значение, так же с их помощью легче установить, относятся ли эти народы к европеоидным, монголоидным или переходным формам. К таким признакам относятся, в частности, некоторые морфологические признаки лица – рост бороды, горизонтальная профилировка лица, выступание скул, положение глазной щели, частота эпикантуса, высота переносья, горизонтальная профилировка переносья и профиль верхней губы.
В большинстве случаев мы можем говорить о большей или меньшей монголоидной примеси у большинства финно-угорских народов. Чтобы точнее определить степень этой примеси, был применен специальный индекс, названный «индексом монголоидности», который связывает восемь вышеназванных важнейших признаков. Явные межгрупповые корреляции между этими признаками позволяют оценивать их по этому индексу суммарно. Примерная пограничная величина между типичными европеоидами и монголоидами определяется путем сопоставления данных индекса монголоидности с данными индекса общей уплощенности лица. Последний индекс был введен в употребление Г.Ф. Дебецом на основе краниологических материалов. Этот индекс включает в себя пять основных признаков, которые отличают черепа монголоидов от европеоидов.

Ориентировочно группы, где монголоидный индекс ниже 20, могут считаться абсолютно европеоидными, без монголоидной примеси. Среди прибалтийских народов к их числу относятся западные эстонцы, а также западные и южные финны. Аналогичные группы есть и среди мордвы-эрзи. Все эти группы столь же европеоидны, как шведы, живущие на территории Финляндии, или русские Поволжья.
Если мы причислим к европеоидам также группы со слабой монголоидной примесью, то увидим, что к ним относятся в первую очередь прибалтийско-финские народы, большая часть мордвы и в меньшей степени коми-зыряне. К ней относятся также венгры.

У остальных финно-угорских народов, так же как и у части мордвы-мокши, марийцев, удмуртов, коми-пермяков, части коми-зырян и лопарей, монголоидная примесь выражена сильнее. У западносибирских хантов и манси монголоидный компонент вообще имеет перевес. Названные финно-угорские народы должны быть отнесены к уральской расе, основные признаки которой стоят посредине между монголоидной и европеоидной большими расами.

Общеизвестно, что очень темная пигментация волос и глаз характерна для монголоидной расы. Но к уральской расе это примерно не в полной мере. Если тюркские народы Поволжья (чуваши, татары и башкиры) имеют наряду с сильно выраженными монголоидными чертами также и темную пигментацию, то эта корреляция у финно-угорских народов менее ощутима. Увеличение монголоидной примеси не обуславливает у финно-угров столь темной пигментации.
Если монголоидная примесь у финно-угров слабая (как у части прибалтийских финнов, у коми и эрзя), то о темной пигментации, по сравнению с чисто европеоидными группами, вообще не может быть речи, часто дело обстоит даже наоборот. Существенно, что некоторые группы в Восточной Финляндии и Восточной Эстонии у которых нельзя отрицать известной доли монголоидных черт, отличаются от других исследованных групп особо светлой пигментацией глаз и волос.
Очевидно, депигментация в Восточной Европе произошла в уже смешанных группах, которые сохранили некоторые монголоидные черты от очень древних времен.
Наибольшее распространение среди финно-угорских народов имеет уральская раса. Ее ареал охватывает Западную Сибирь, Среднее Поволжье, прилегающие к Уралу территории и север Европейской части СССР. Вероятнее всего, уральская раса представляет собой промежуточную форму между монголоидами и европеоидами. Она характеризуется средне-темным или темным цветом волос, относительно малой длиной тела и относительно часто встречающейся вогнутой спинкой носа.
Раньше уральская раса имела еще большее распространение в восточноевропейской лесной полосе. Древние формы уральской расы, которые находим преимущественно в эпоху неолита (III – II тысячелетия до н.э.) у носителей культуры ямочно-гребенчатой керамики, а частично – в период позднего мезолита в тех же областях, представляли собой, как и сегодня, контактную группу между европеоидами и монголоидами.
Что касается признаков второго порядка, то древнейшие формы уральской расы брахикранны или мезокранны, имеют сравнительно широкое и низкое лицо. Поскольку они напоминают современный лапоноидный и сублапоноидный типы, то мы называем древнейшие формы уральской расы протолапоноидным типом.
Уральская раса подразделяется на ряд антропологических типы. Обский (или уральский) тип, распространенный у хантов и манси в Западной Сибири, а также у самодийцев, отличается от других типов уральской расы прежде преобладанием монголоидных элементов над европеоидными. Цвет волос и глаз темнее, чем у европеоидов, но не очень темен. Голова по большей части умеренно мезокефальная или брахикефальная, лицо относительно широкое и низкое. Для этого типа особенно характерна вогнутая спинка носа. В других типах уральской расы преобладают европеоидные элементы, но монголоидная примесь достаточно явно ощутима. При этом волосы и глаза несколько светлее. Сюда относятся лапоноидный, сублапоноидный и субуральский типы, разница между которыми проявляется преимущественно в пропорциях головы и частей лица.
Лапоноидный тип характерен для лопарей. Особенность его – очень низкое лицо и брахикефалия.
Сублапоноидный (или волго-камский) тип встречается у мари, удмуртов, коми-пермяков и отчасти у коми-зырян. Он имеет более высокое лицо и менее выраженную брахикефалию.
Субуральский тип, распространенный у части мордвы-мокши, характеризуется относительной длинноголовостью и довольно высоким лицом в пределах уральской расы.

Помимо уральской расы среди финских народов представлены разные варианты беломорско-балтийской расы. Эта раса занимает довольно обширную территорию в северной части Восточной Европы от Восточной Финляндии и восточной части Эстонии до Урала. Она отличается светлым и очень светлым цветом волос и глаз. При этом на территории ее распространения констатируется наличие слабой монголоидной примеси. Длина тела обычно средняя и выше средней. Волосы преимущественно прямые, спинка носа часто вогнутая, как в уральской расе. Беломорско-балтийская раса подразделяется на восточнобалтийский и беломорский типы.
Восточнобалтийский тип распространен у большинства прибалтийско-финских народов и отчасти у коми зырян. Кое-где он встречается и у соседних с ними русских и латышей. Этот тип характеризуется умеренной короткоголовостью и относительно широким и низким лицом.
Беломорский тип меньше распространен у финно-угорских народов, он встречается преимущественно у далеко расселенных на север коми-зырян, в некоторых местах у карел. Более характерен он для русских северных районов Восточной Европы. В отличие от восточнобалтийского типа у беломорского типа голова длиннее, лицо уже, длина тела несколько большая.

Основной ареал атланто-балтийской расы простирается через Скандинавский полуостров, захватывая западную и южную части Финляндии, а также запад Эстонии и Латвии. Кроме того один из типов атланто-балтийской расы распространен на среднем течении Волги, особенно у эрзи. По пигментации эта раса не имеет существенных отличий от беломорско-балтийской. В обоих случаях наблюдаются светлые или очень светлые волосы, но в атланто-балтийской расе нет монголоидной примеси. Вогнутая спинка носа встречается редко. Длина тела большая, голова чаще мезокефальная, лицо относительно узкое и высокое.
На территории распространения атланто-балтийской расы можно также выделить отдельные антропологические типы. Скандинавский тип, которому особенно хорошо соответствует данное выше описание, характерен для шведов и финнов западной и южной частей Финляндии. Западнобалтийский тип, не отличающийся выраженной долихокефалией и имеющий более широкое лицо, распространен в западных районах Эстонской и Латвийской ССР, а также у ливов. Как сказано, в среднем течении Волги встречается еще один тип атланто-балтийской расы, который мы называем сурским. Он характерен для большей части эрзи. Здесь отмечается мезокефалия, относительно узкое лицо, но не столь высокое, как у скандинавского типа. Не так велика длина тела, но тем не менее в сурском типе она всегда выше средней.


Темнопигментированный южноевропейский тип вообще не встречается у финно-угорских народов. Даже среднепигментированная центральноевропейская раса занимает только окраину ареала этих народов. К ней относятся южные мордва-мокша и некоторые группы мордвы-эрзи, так же как и русские Поволжья. Длина тела у них обычно средняя или выше средней, преобладает мезокефалия, лицо узкое. Довольно часто встречаются волнистые волосы. Все это позволяет отнести названные группы к северопонтийскому типу. К центральноевропейской расе, видимо, принадлежит и часть венгров, во всяком случае в Закарпатье. Но поскольку для них характерна брахикефалия и относительно широкое и низкое лицо, то в этом случае мы имеем дело с другими народами.
В настоящее время подавляющее большинство советских археологов придерживаются точки зрения, что первоначальной родиной финно-угорских и самодийских племен была область Уральских гор. Новые результаты исследований П. Хайду показывают, что эта идея не противоречит данным лингвистики. По мнению П. Хайду, территория древнего расселения уральских племен в VI – IV тысячелетиях до н. э. лежала в Уральских горах между нижним течением Оби и верхним течением Печоры.
Это мнение согласуется с предположением антропологов, что финно-угорские племена должны были принадлежать к древнейшим формам уральской расы, поскольку уральская раса, по всей вероятности, сформировалась в областях, прилегающих к Уральским горам, которые издревле были зоной контакта между европеоиды и монголоидами. Можно считать, что пришедший с востока поток переселенцев, от которых монголоидная примесь вошла в состав населения восточноевропейской лесной зоны означал распространение финно-угорских племен на этой территории.
В образовании уральской расы первоначально приняли участие различные компоненты. О языковой принадлежности этих компонентов могут быть сделаны только предположения. Не исключено, что древнейшее население территории Урала, возможно связанное с позднепалеолитическими племенами сибирского происхождения, могло говорить на уральских праязыках. В Уральских горах, а отчасти и в восточноевропейской лесной зоне, эти монголоиды рано смешались с европеоидами, среди которых, вероятно, уже находились ранние индоевропейские племена. Во всяком случае, таким образом могут быть объяснены контакты уральских языков с индоевропейским. Если принять во внимание, что население с монголоидной примесью начало появляться в западных частях восточноевропейской лесной полосы уже в V – IV тысячелетиях до н. э., то можно предполагать, что финно-угорские племена в это время, если уже не раньше, начали распространяться с территории Урала, все более расширяя свой ареал.
В III – II тысячелетиях до н. э. протолапоноидный тип был распространен уже почти везде, где известны в более позднее время поселения финно-угров. Наличие представителей протоевропеоидного типа среди них можно считать наследием более раннего населения южного происхождения. В начале II тысячелетия до н. э. в восточноевропейскую лесную зону с юга начали проникать различные племена скотоводов. В Восточной Прибалтике появились племена – носители ладьевидных топоров, которые, по общему мнению, были балтийскими племенами, в Волго-Окской области – носители фатьяновской культуры, вероятно этнически родственные вышеупомянутым племенам. Для черепов из могильников названных культур характерен один из вариантов протоевропейских типов. Смешение с этими племенами, видимо повысило удельный вес европеоидного элемента в составе прибалтийских финнов и у предков мордвы. Таким путем может быть объяснено возникновение атланто-балтийской расы. В Финляндию позже проникли элементы скандинавского происхождения, благодаря чему там возникло значительное сходство со скандинавским типом.
С середины II тысячелетия до н. э. к восточным финно-угорским племенам примешивались индоевропейские племена, особенно иранские. Видимо, благодаря влиянию племен – носителей срубной культуры мордовские группы примесь европеоидных элементов с темной пигментацией, которые способствовали образованию в этой области морфологического комплекса сходного по характеристике с центральноевропейской расой. На Южном Урале и в южных частях Западной Сибири для местных угорских племен играли, видимо, аналогичную роль племена андроновской культуры.
Беломорско-балтийская раса, по-видимому, первоначально сложилась в результате смешения протолапоноидного типа с протоевропеоидным. Позже (с середины I тысячелетия до н. э.) на занимаемой ею территории уже сказалось влияние славянских племен, благодаря чему сложился беломорский тип; видимо, в связи этим же влиянием и восточнобалтийский тип стал более грацильным и европеоидным.
Как видно из вышеизложенного, для большой части финно-угорских народов и сегодня характерны типы уральской расы.

Литература.

Ауль Ю. Антропология эстонцев. «Ученые записки Тартуского государственного университета», вып. 158. Тарту, 1964.
Бунак В.В. Антропологический тип черемис. «Русский антропологический журнал», т. 13, вып. 3-4, 1924.
Бунак В.В. Антропологический тип мордвы. «Русский антропологический журнал», т. 13, вып. 3-4, 1924.
Витов М.В. Антропологическая характеристика населения Восточной Прибалтики. «Труды Прибалтийской объединенной комплексной экспедиции», т.2. М., 1959.
Витов М.В., Марк К.Ю., Чебоксаров Н.Н. Этническая антропология Восточной Прибалтики. «Труды Прибалтийской объединенной комплексной экспедиции», т.2. М., 1959.
Гремяцкий М.А. Антропологический тип инвенских коми (пермяков). «Ученые записки МГУ», вып. 63. М., 1941.
Дебец Г.Ф. Вепсы. «Ученые записки МГУ», вып. 63. М., 1941.
Дебец Г.Ф. О путях заселения северной полосы Русской равнины и Восточной Прибалтики. «Советская этнография», 1961, № 6.
Денисова Р.Я. Антропологический тип ливов. «Труды Института этнографии», т. XXXII, 1956.
Денисова Р.Я. К вопросу об антропологическом составе восточных латышей и восточных лиовцев. «Известия АН Латвийской ССР». Рига, 1958, № 2.
Зенкевич П.И. Характеристика восточных финнов. «Ученые записки МГУ», вып. 63. М., 1941.
Зенкевич П.И. Антропологические исследования в Удмуртской АССР. «Краткие сообщения о научных работах Института и Музея антропологии МГУ за 1938-1939 гг.». М., 1941.
Золотарев Д.А. Кольские лопари. Л., 1927.
Золотарев Д.А. Обзор русских антропологических работ по финно-угорскому населению СССР. «Финно-угорский сборник». Л., 1928.
Марк К.Ю. Этническая антропология мордвы. «Вопросы этнической истории мордовского народа». Труды Института этнографии АН СССР», т.XIII. М., 1960.
Марк К.Ю. Современная антропология марийцев в связи с вопросом этногенеза мари. «Происхождение марийского народа». Йошкар-Ола, 1967.
Третьяков П.И. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М. – Л., 1966.
Трофимова Т.А. и Чебоксаров Н.Н. Антропологическое изучение манси. «Краткие сообщения Института истории Материальной культуры», т. IX. Л., 1941.
Чебоксаров Н.Н. Этногенез коми по данным антропологии. «Советская этнография», 1946, № 2.


Источник

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 741
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 08.06.10 07:31. Заголовок: http://s55.radikal.r..


Атланто-балтийская раса
Ирландцы, валлийцы, шотландцы, англичане, бретонцы, северные и ценральные французы, валлоны, фламандцы, голандцы, северные немцы, датчане, исландцы, норвежцы, шведы, эстонцы и эрзя.





Культура боевых топоров, культура шнуровой керамики (нем. Schnurkeramik) — археологическая культура медного и бронзового веков, распространенная на обширных территориях Европы и датированная 3200 г. до н.э./2300 до н.э. — 2300 г. до н.э./1800 г. до н.э. Племена культуры боевых топоров часто считают первыми индоевропейцами на территории Средней Европы].

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 62
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 08.06.10 20:21. Заголовок: Эрзя дальше всех от ..


Эрзя дальше всех от Балтики))

эрзя Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 7
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась