Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
Вирява.




Сообщение: 599
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 01.08.10 13:19. Заголовок: Эрзянская топонимика


Открыла данную тему с тем, чтобы собрать все географические названия эрзянского происхождения и доказать, что истоком для географии, истории и лингвистики Земли Русской явилась Эрзянь Мастор. Заодно, кстати, определимся с древними границами нашей эрзяно-русской земли.

Топони́мика (от греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (ōnoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт - 202 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]


Вирява.




Сообщение: 600
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 01.08.10 13:58. Заголовок: Город ВЕРЕЯ располож..


Город ВЕРЕЯ расположен в Московской области, НАРО-ФОМИНСКИЙ РАЙОН, на южной окраине Смоленско-Московской возвышенности, на правом берегу реки Протва (приток Оки), в 27 км к юго-западу от ж.д. станции Дорохово, в 11 км к юго-западу от Москвы.
Впервые упоминается в 1371 как город Верея. Впервые упоминается в летописи под 1371. В 14 - 15 вв. центр Верейского княжества.
Существует, на мой взгляд, ошибочное мнение, что название это происходит от верея, в русском языке 11-17 вв. "участок земли или леса", русского диалектного "небольшой клин, полоса луга, поля, леса" - слово из Тамбовской губернии

Верхняя Верея - Село Верхняя Верея расположено в Выксунском районе Нижегородской области

Вереи - столбы, на которые навешиваются полотнища ворот (П.И.Мельников - Печерский "В лесах").
ВЕРЕЯ, верейка жен., ряз. веретья, непоемная гряда; род природного вала, какие бывают на поймах, на луговой стороне рек, в несколько рядов и с поперечными прорывами.
Считаю, вернее трактовать происхождение названия городища именно от этих слов, которые имеет явно эрзянское происхождение: вере - сверху, верев - вверх.
Тамбовская губерния далековато находится от Москоской и Нижегородской областей))

Ести ли иные мнения?


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 76
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.08.10 20:43. Заголовок: Танюш сёрмады: Село..


Танюш сёрмады:

 цитата:
Село Верхняя Верея



Верея, вероятно, от вере - верх. Верхняя Верея - масло масленное

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 950
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.08.10 20:51. Заголовок: Олег Ракшин сёрмады:..


Олег Ракшин сёрмады:

 цитата:
Верхняя Верея - масло масленное



А "русский народ" от раске))) Народ= народ)))))

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 91
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.08.10 20:57. Заголовок: В Эстонии есть город..


В Эстонии есть город Валга(раньше назывался Валк). И Валга , и Валк можно перевести с эрзянского, как Нижний.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 77
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.08.10 09:34. Заголовок: Куликово поле = Куло..


Куликово поле = Куло кува ( у манси "мертвец" -кули), то есть "поле где мертвецы". Интересен национальный состав сражающихся на....поле.

Самара = Сея мар, Козий холм ( на гербе Самары коза) Река Самара = Само Рав = Впадающая в Волгу?

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 81
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.08.10 12:37. Заголовок: Я скептик))) слишком..


Я скептик))) слишком натянуто..
Про вереи, ещё подумать надо почему столбы вереями назвали и от чего происходит это слово....хотя возможна намеренная фальсификация как с Рязанью.


С гидронимикой легче:
А вот есть такие речки: Унжа (Костромская обл.) и Унжа (Рязанская обл.) Унжа = "унжа"( эрз. жук) буква в букву.

Кроме того в Тверской обл. есть речка Пекшень (пекше - липа) чисто эрзянское слово...надо бы найти где нибудь пока не переименовали как Модан -> Медон....

эрзя Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 82
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.08.10 12:54. Заголовок: г. Рязань = Эрзянь(э..


г. Рязань = Эрзянь(эрзянский), но "оплачиваемые" историки "нашли" другое толкование. Якобы Рязань происходит от древнерусского(опять ищут там где нельзя найти) Ряса . т.е болото(интересно какого фига сейчас болото, а не ряса, почему сейчас столбы а не вереи). Однако в том месте где стояла Старая Рязань и в помине никаких болот не было, она на возвышенности стояла...кроме того археологические исследования подтвердили то, что самый ранний культурный слой уничтоженного города относится к городецкой культуре, т .е к эрзянам.
И в плоть до начала правления в Рязани "левых людей" этот город эрзянским был.

любят копать историки российские почти всё толкование у нас полусказочное...ни где четкого определеня нет
почему "рабы божьи"?? - и давай..... якобы с еврейского один говорил так, третий переименовал, шестой называл так то-то .....и всё в итоге получилось как "сын божий" - что за бред вообще! раб есть раб, придумывать нет смысла(хотя для них есть), так у нас историки излагают свою правду... запутывают намеренно.
Рязань есть Эрзянь!
Арзамас есть Эрзямас....и ни от какого Арсемаса это название! Арсемас из летописей времён Грозного(времён захвата), а город в разы раньше основан и его название к Арсемасу не имеет никакого отношения.


эрзя Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 94
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.08.10 12:59. Заголовок: Олег Ракшин сёрмады:..


Олег Ракшин сёрмады:

 цитата:
Самара = Сея мар, Козий холм ( на гербе Самары коза) Река Самара = Само Рав = Впадающая в Волгу?

Мне очень понравилось такое толкование слова "Самара"!

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 78
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.08.10 20:38. Заголовок: У подножья горы Ош-П..


У подножья горы Ош-Пандо-Нерь, расположено село Шелехметь. Село мокшанское, однако граждане говорят на эрзянском. Село Шилехметь - Чи лей кедь - Солнечной реки рука?

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 96
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.08.10 20:42. Заголовок: Олег Ракшин сёрмады:..


Олег Ракшин сёрмады:

 цитата:
Шилехметь - Чи лей кедь - Солнечной реки рука?

Или дневной реки рука?
Где эта гора находится, с таким сложным названием?

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 79
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.08.10 22:16. Заголовок: Юго-востояная часть ..


Юго-восточная часть Самарской луки. Практически на одной линии вдоль Шилехметской горной гряды на равном удалении расположены несколько сёл Шелехметь, Новинки, Торновое. Население - мокша. Хотя большинство разговаривают на эрзянском языке.

<\/u><\/a>

Вид на гору Ош-Пандо-Нерь. По легенде, на вершине горы в укреплённом городище жила царица Анна Патерь. Совершенно очевидно, что это "легендарная мордовская царица Анна Патерь" это эрзянская богиня Анге Патяй.

Местные рассказывают, что в древности Волга подступала к Холодному оврагу (местность в левой части фото). На берегу стояла пристань. Вообще, по поводу Шелехмети можно говорить бесконечно. Через пару дней размещу на форуме статью.

Село Торновое расположено на вершине горы Эрьке- Пандо. Действительно, на вершине горы находиться несколько озёр. Везде остатки укреплённых городищ.

<\/u><\/a>

<\/u><\/a>

<\/u><\/a>

Вершину Эрьке-Пандо венчает всем знакомый символ

<\/u><\/a>

У подножья горы 21 курган относимых археологами к ранним булгарам


Между сёлами Шелехметь и Аскулы в урочище Козлово Репище находится посёлок Родниковый, ныне заброшенный. Козлово Репище - Коса Репеште - Где молельная поляна
Аскулы - Ош кулы - город мёртвых (самое мистическое место на Самарской луке)





Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 87
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.08.10 11:48. Заголовок: "легендарная мор..


"легендарная мордовская царица Анна Патерь"
"Козлово Репище - Коса Репеште"

интересно

"Через пару дней размещу на форуме статью."
ждём!

эрзя Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 965
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.08.10 17:06. Заголовок: Кто сказал мордовска..


Кто сказал мордовская???? Моивируем или бан)))

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 82
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.08.10 17:19. Заголовок: Это была цитата :sm5..


Это была цитата

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 83
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 08:55. Заголовок: Красивое место


Москва - Маза кува - там, где красиво
Скородом - Се кородома - Это укреплённое место
Ваганьково - Ва кан кува - Там, куда уходит род
Кадаши - Кудо чи- Дом солнца

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 84
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 09:18. Заголовок: Жигули


Девьи горы - Дива - Удивительные горы, к девушкам никакого отношения не имеющие
Более древнее название Марквасские горы - Мар кува -Место, где горы
Жигули - название конца 18 века. У меня два варианта:
1. Чи кулька - Солнечный голубь - Дом Анге Патяй, где Богиня, появляется в виде голубя
2. Чи кулы - Мёртвое солнце - Горы после разгрома войск "Пугачёва"

Утёс Лысая гора - Лысая - Лей сия - Речная серебрянная
Утёс Шелудяк - Чи лей тяка - Солнечной реки дитя
Утёс Манчиха - Маней чи - Ясно солнечный
Тараторный лес (часть жигулёвского лесного массива) - Тарадов - ветвистый
Чи(чу)ракайский лес (основная часть жигулёвского леса) - Чи ракамс - солнечно смеющийся лес
Река Уса - Усия - Залив, чем по сути и является
ЧЕКАЛА Речка, левый приток Большого Кинеля - Чека Лей - Молельная река
Старое Вечканово (огромный церковный комплекс на родниках) - Вече кан - Любовь Рода
Мастрюковские озёра (проводят грушинский фестиваль) - Маза эрьке - красивые озёра


Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 101
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 19:43. Заголовок: Олег Ракшин сёрмады:..


Олег Ракшин сёрмады:

 цитата:
Аскулы - Ош кулы - город мёртвых (самое мистическое место на Самарской луке)

Олег Ракшин сёрмады:

 цитата:
Аскулы - Ош кулы - город мёртвых (самое мистическое место на Самарской луке)

С этим местом связаны какие-то легенды?

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 85
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 21:06. Заголовок: Ирина сёрмады: С эт..


Ирина сёрмады:

 цитата:
С этим местом связаны какие-то легенды?



Много легенд. Впору отдельную ветку открывать по каждому самаролукскому селу...Аскулы знаменито в первую очередь множеством легенд о шишигах. Местные, рассказывают совершенно спокойно о встречах с потусторонним. Дорога к селу ведёт через Тайбакский овраг (есть версии о этимологии слова?), основное место встречи с шишигами.

Село Аскулы в лучшие времена насчитывало до 5000 жителей, считалось одним из богатейших сёл на Самарской луке, куда съезжался в ярмарочные дни из окрестных деревень торговый люд. Был свой магазин - по совместительству дом богатейшего купца Чукина, сгинувшего в 30-е в недрах ГУЛАГа

Аскулы село многонациональное: местные говорят: "Мордва, чуваши - люди наши". Но, Первая и Вторая мировые войны добили его. С Великой Отечественной не вернулось 3/4 мужского населения. Постепенно село пришло в упадок. Сейчас в Аскулах по-мимо священника отца Валерия, проживает еще несколько стариков

<\/u><\/a>

Дом купца Чукина

<\/u><\/a>

Старейший Аскульский дом, ему 200 лет



Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 103
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 21:08. Заголовок: Олег Ракшин сёрмады:..


Олег Ракшин сёрмады:

 цитата:
?), основное место встречи с шишигами

Шишиги-это лешие?

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 86
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 21:25. Заголовок: Точно. Осень-Зима-Ве..


Точно. Осень-Зима-Весна село совершенно отрезано от мира. Думаю организовать туда экскурсии, посмотреть есть на что - впечатление что попал в зону Стругацких. Перед аскульским оврагом, старое кладбище, через дорогу группа березок - чисто кереметь. В первый раз, когда проходил через тайбакский овраг, меня на Ниве "подобрал" священник аскульский. Первое, что он спросил: "Не старшно?" В деревни, местные, узнав мой маршрут спрашивали: "И как не страшно? Знакомый краевед показывал видео - зима, солнце, челоек заходит в овраг, начинается метель в овраге, выходит из оврага, метель утихает. Интересные места

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 104
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 21:32. Заголовок: Знаете,Олег, я сама ..


Знаете,Олег, я сама на древнем городище (на кургане) была в своей жизни один и единственный раз-при чём совсем недавно. И единственное желание в тот момент у меня было-убраться от туда поскорее. Эти места, и в том числе о которых пишете Вы, требуют к себе особого внимания, и совершенно не праздного(я так ощутила на себе). В таких местах должны расти рощи, и покоиться камни. Может быть ещё должен свершиться какой-то ритуал, но мы о нём не знаем.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 87
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 21:50. Заголовок: Уверен на 100%, что ..


Уверен на 100%, что самые древние ритуалы на территории Самарской луки были эрзянские. Потом, население вырезали и Дивные горы превратились в Жигулёвские. Пришлые, слушая местных аборигенов понимали их речь в силу своего мировосприятия. Ровно как в фильме Рогожкина "Кукушка". Именно так возникли "древнерусские были Жигулей".


Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Мелькужонь ломань




Сообщение: 13
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 21:57. Заголовок: Олег Ракшин сёрмады:..


Олег Ракшин сёрмады:

 цитата:
Уверен на 100%, что самые древние ритуалы на территории Самарской луки были эрзянские. Потом, население вырезали



Первый раз это случилось примерно в 7 веке. Затем в 9 в. эрзяне вернулись, ну а затем в 13 в. опять ушли. В 17 вновь начали возвращаться.

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 88
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 22:18. Заголовок: Терюшань Сергу сёрма..


Терюшань Сергу сёрмады:

 цитата:
Первый раз это случилось примерно в 7 веке. Затем в 9 в. эрзяне вернулись, ну а затем в 13 в. опять ушли. В 17 вновь начали возвращаться.



Хотя я с твоей хронологией не согласен, в одном мы едины: самарская земля - эрзянская земля

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 992
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 22:26. Заголовок: Олег Ракшин сёрмады:..


Олег Ракшин сёрмады:

 цитата:
самарская земля - эрзянская земля



Однозначно!!!

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 993
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 05.08.10 22:38. Заголовок: Олег, спасибо, что п..


Олег, спасибо, что подправил, данные я давал по Саратовской области, действительно ошибся. Извиняюсь за ошибку

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 89
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 06.08.10 07:01. Заголовок: С хронологией Самарс..


С хронологией Самарской луки у Оф историков похожая раскладка. Основываясь на работах Гераклитова http://shalkino.ru/2_Geraklitov_Rolsar.html<\/u><\/a> утверждается, что эрзя на Самарской луке были "наездами" http://www.samara-kraeved.ru/history/toponimika/<\/u><\/a>

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 995
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 06.08.10 08:04. Заголовок: Олег Ракшин сёрмады:..


Олег Ракшин сёрмады:

 цитата:
С хронологией Самарской луки у Оф историков похожая раскладка. Основываясь на работах Гераклитова




Видимо меня не совсем поняли)))))

Постараюсь пояснить как найду время. В двух словах. Я пытался изучить археологию Саратовской области, конечно она может быть схожа с Самарской, но различия будут уверен.
Я смотрю на все работы своим взглядом и часто вижу то, что не видит сам автор. Гераклитов, а что гераклитов??? Постараюсь в ближайшее время продолжить свою мысль и тогда станет понятно почему Самара и Саратов это эрзянские земли.

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 22
Совась мелькужос: 30.01.10
Косто: Новокузнецк
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 06.08.10 19:44. Заголовок: Васов иля яка, путля..


Васов иля яка, путляват...

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 90
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 08.08.10 06:43. Заголовок: Церковь Пирагощая. П..


Церковь Пирагощая. Пире кой чи - Ограждающая солнечный закон


Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 105
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 08.08.10 21:57. Заголовок: Олег, очень познават..


Олег, очень познавательно Вы расскрываете топономику Самарской области. У меня уже нет сомнений на тот счет, что Самарская область-исконно эрзянская земля.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 93
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 11.08.10 21:06. Заголовок: ТОЛКАЙ "Посел..


ТОЛКАЙ
"Поселок в южной части Кинель-Черкасс. БОЛЬШОЙ ТОЛКАЙ - левый приток Большого Кинеля и одноименное село на нем. МАЛЫЙ ТОЛКАЙ - правый приток Большого Толкая и одноименное село на нем в Похвистневском районе. Взаимосвязь указанных названий очевидна. Основу их, бесспорно, составило слово Толкай. Вполне возможно, что оно связано с калмыцким нарицательным толка (толкай) - "бугор, бугристый". Так могла в прошлом называться местность, а по ней стоянка кочевников, место кочевья, а по ним поименована и река. Допустима также и связь топонима с личным тюркским именем. В тюркских языках личные имена на -кай нередки. Сравните: Еникай, Илкай, Канкай и подобн. И в этом случае первичным могло быть название места или селения, и вторичным название рек".

Ине кой - великий закон
Ила кой - Обряд-закон
Кан кой - родовой закон

ТОЛ КОЙ - Огненный обычай

ШЕНТАЛА
"Центр Шенталинского района. Старая Шентала и Новая Шентала - села в том же районе. Первичен топоним Старая Шентала, послуживший основой для двух других. Исходная основа пока не установлена. Предположительно допустима связь топонима с личным именем".

ШИНЬ ТОЛ - Солнечный огонь

ШИЛОВКА
"Село Сенгилеевского района Ульяновской области.
Село расположено на правом берегу реки Волга, в долине меловых гор Приволжской возвышенности в 50-60 км, вниз по течению реки, от Ульяновска.
Уникальные курганные могильники ранних болгар на территории Ульяновского Поволжья были изучены самарским археологом Р. С. Багаутдиновым у с. Шиловка Сенгилеевского района. К сожалению, большая часть вещей была вынесена грабителями еще в древности. Однако археологам досталась ценнейшая коллекция вещей - золотой перстень, серьги с аметистами и жемчужиной, поясная пряжка со вставками из горного хрусталя и стекла, золотая византийская монета... Но главным украшением стала находка серии костяных пластин с сюжетными рисунками".

ШИ ЛОВ КИ - Дорога снежно - солнечная(?)

ШИРЯЕВО
Село на волжском берегу Самарской Луки напротив Царева кургана. В источниках именуется также Ширяев Буерак, деревня Ширяева, Ширяевка, село Ширяевское, село Богоявленское. Первые упоминания о селении в исторических документах относятся к 1643-1645 годам. Название обусловлено расположением в Ширяевом буераке и является производным от этого топонима.

Странно, что село размещаетсяя в буераке))

ШИ РАВ БУЕ - Поселение у Солнечной Волги

БОЛЬШИЕ РЕПИЩА или РЕПЧЕ ПРЯ
Урочище в окрестностях села Торновое. По мнению историков (Смирнов, 1995) в старинном употреблении и русских диалектах "репище" означает или "репное поле", или "вновь вспаханное поле". Природный объект национального парка "Самарская Лука".

РЕПЕШТЕ - Большая молельная вершина (приводил фото с горы Эрьке пандо,) таковы "репищ" на Самарской луке много

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 94
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 15.08.10 14:36. Заголовок: Мысль: Реки в жизни..


Мысль:

Реки в жизни народа, разумеется, играли колоссальную роль. Собственно, Ключевский, Платонов на эту тему подробно писали. Но настолько ли, чтобы по названию реки, давать имя поселению? Возможно, в определённых случаях подобная практика имела место быть. Однако тогда, когда водоём обладал совершенно уникальным свойством. Скорее река, получала название по населённому пункту расположенному рядом. Казань (Богатый) - Казанка, Москва (красивое место) - Москва-река.
Представим.
Некто плывет по Волге. Для него она просто Рав(бурный поток). В районе Самарской луки в Рав впадают три реки: Сок, Самара, Уса. Если пришлый спросил бы название рек у местного он получил бы следующий ответ:
- Сок (сока/мс) - река текущая через пашни
- Уса (усия) - залив, то чем, собственно Уса и является
- Самара (Само Рав) - впадающая в Волгу
Сейчас сии названия: Уса, Самара, Сок закреплены за реками в качестве официальных названий, хотя ранее ими просто обозначали физические свойства водоёмов, не придавая названиям НИКАКОГО сакрального смысла.
Город Самара, назван не в ЧЕСТЬ РЕКИ. "Крепость, стоит на Самаре"- Сея Мар - КОЗИЙ ХОЛМ. Если названия рек реально определяют его физическую данность: УСА-ЗАЛИВ, РАВ-ПОТОК, никакой сакральности, значит до эрзяноговорящих народов, реки НИКАК не назывались. Для плывущего по ней, это просто вода. Эрзяне первые, кто назвал реки их современными именами, по крайней мере в районе Самарской луки.

То есть, сегодня в большинстве случаев современные реки реально названы в честь городов существующих или исчезнувших. Самара(пример выше).

Ваше мнение?



Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 95
Совась мелькужос: 28.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.08.10 11:03. Заголовок: Байкал


(Гора Ёрд находится в 2 км от Байкала на правом берегу реки Анга, недалеко от поселка Еланцы – всего в нескольких километрах над долиной возвышается в форме купола курган высотой в сорок метров. Очертания его настолько правильны по своей форме, что курган, который является сложением больших гранитных плит, кажется рукотворным. Хотя до сих пор геологи не нашли признаков, указывающих на то, что эти плиты сюда привезли люди – то есть признаков, говорящих об искусственности происхождения этого кургана.

Эта гора с древних времен играла важную роль в жизни местных жителей. По преданию, это место раз в год становилось центром паломничества народов со всего Прибайкалья. Раз в год, во время всеобщего праздника сотни и даже тысячи людей вставали в хоровод вокруг горы для обрядового танца. В нем за один раз могло принимать участие до тысячи человек. Главным условием для проведения праздника была возможность для танцующих людей взяться за руки и сомкнуть круг вокруг кургана – только в этом случае праздник начинался. Если людей не хватало, для того, чтобы взявшись за руки сомкнуть круг, тогда праздник считался не состоявшимся. Местные жители рассказывают, что иногда народа на праздник приезжало так много, что образовывался не один, а два или даже три хоровода вокруг кургана. Одновременно на праздник могло приехать до двух-трех тысяч народа)

Знакомая картина, не правда, ли?

Какие версии этимологии слова "Байкал" - ....Кал - Полный рыбы?

http://www.baikal-asia.com/baik16.html<\/u><\/a>

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 113
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.08.10 11:58. Заголовок: Олег Ракшин сёрмады:..


Олег Ракшин сёрмады:

 цитата:
Какие версии этимологии слова "Байкал" - ....Кал - Полный рыбы?

Я как-то думала об этом. Ба-яга, ба-калда, бай-кал. Везде частица "ба". Такое чувство, что она означает что-то большое, но точно никак не могу перевести.

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 629
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 24.08.10 23:49. Заголовок: ОПИСАНИЕ РЕКИ СВИРИ ..


ОПИСАНИЕ РЕКИ СВИРИ

Из Ладожского озера поднимался я рекою Свирью в Онежское, из которого она выходит, потому и начинаю описывать оную от ее устья, от коего в десяти верстах находится большое се-ление Серьмакса. Оно лежит перед устьем реки Ояти, впадающей в Свирь с левой стороны, и состоит из двух погостов, по обоим берегам. Ояти расположенных, из коих лежащий на правой сто-роне реки называется Вознесенский, а на левой Никольский. Погосты сии протягиваются вверх по реке версты на четыре и состоят из многих приселков, один от другого в небольшом расстоя-нии находящихся. В одном Вознесенском погосте жителей считается мужеского пола 463, женско-го 507 душ. При хлебопашестве занимаются они наиболее рыбною ловлею, к чему многие подает им удобности обширное устье Свири, на котором насчитал я десять заколов[1].

До соединения Ояти со Свирью берега сей последней к устью простираются низменные, а в самом низу мокрые и камышом поросшие; от устья ж Ояти вверх по Свири становятся они выше, и, во-первых, правый берег против оятского устья нарочито поднимается, так что бористое и песчаное составляет возвышение, по которому растет сосняг, вереск и брусника. В сем месте, поднимался вверх на судах, обыкновенно по пра-вому берегу ходят бечевою; но часто случается, что и на левом берегу выходят места больше возвышенные, нежели на правом. 29 числа июля в проезд мой стояли близ берегов большие поленницы дров, определенных для грузки на га-лиоты, которые подходят тут вплоть к берегу.

В 20 верстах от Сермаксы на правом берегу Свири лежит деревня Гнйльня, принадлежащая двум помещикам Сназину и Ольхину, за которою на том же берегу в двух верстах погост Горка. От Гнильни по обе стороны Свири идут отлогие займища, на коих много косят сена, которое сметывая в скирды и стоги подставляют сисподи козлы, чтоб весенняя водополь не могла унести сена, если оно до той поры тут останется. От погоста Горки бечевою ходят попеременно то по ту, то по другую сторону Свири.

Верстах в трех от Горки с правой стороны впадает в Свирь речка Сёгежа при економической деревне[2] Ковкиницах, а с левой стороны верстах в двух от онаго ж погоста втекает в Свирь река Шамакша, на которой лежит економическое село, также Шамакша называемое, кото-рое отстоит от устья реки верст на семь. На речке Сегеже под деревнею Ковкиницами нахо-дится пильная мельница о двух анбарах петер-бургского купца Овчинникова; тут же есть и муч-ная мельница.

За Ковкиницами в пяти верстах на правом возвышенном берегу Свири стоит деревня Ручья, принадлежащая двум помещицам Волковой и Рябининой. Против сей деревни река Свирь весь-ма расширяется по причине удалившегося от вод ее возвышенного правого берега, между которым и рекою обширное находится займище. Деревня Ручья стоит на самом почти углу или извороте правого берега, облежащего оное займище; а да-лее в небольшом расстоянии от Ручьи находит-ся пристань Александро-Свирского монастыря, до которого от пристани сухим путем внутрь земли шесть верст считается. Пристань оная от реки от-далена займищем и имеет с нею сообщение не-большим только ручьем, которым в летнюю пору едва на лодке проехать можно.

В деревне Ручье отменно от многих других мест приготовляется лен; а вся отмена состоит только в том, что, обивши с бабок головки или колоколку, как в тамошнем краю называют, кладут обитые бабки в воду и мочат их так, как обыкновенно с пенькою поступают. После сей мочки стелют лен по лугам, где он еще боль-ше вымокает и чрез сие двойное моченье делает-ся гораздо белее против обыкновенного льна, ко-торый стелют не вымачивая.

От Ручьи десять верст считается водою до города Ладейного Поля, не доезжая которого в трех верстах на левом берегу Свири лежит де-ревня Канома при речке того же названия, а в версте от оного деревня Мешкавичи; самое Ла-дейное Поле лежит также на левом берегу. Го-род сей принадлежит к Олонецкому наместни-честву и состоит из крестьян, которые прежде составляли тут небольшое селение. При сем го-роде находится Олонецкая верфь, государем Петром I заведенная, где строятся казенные суда, как-то пинки, прамы[3] и пр. Тут живет морской капитан и некоторое число морских служителей, которые при строении оных судов отправляют кузнечную работу; самые ж суда в рассуждении топорной работы по большей части строятся с подряду окрестными крестьянами. Церковь в Ла-дейном Поле деревянная во имя апостолов Петра и Павла и обнесена полисадом.

От Ладейного Поля вверх по Свири, то на правой, то на левой ее стороне, лежат следую-щие селения:

1) Деревня Мйрошковичи верстах в двух от Ладейного Поля на том же левом берегу. Она лежит на земле, принадлежащей городу, потому к оному и присовокуплена быть имеет.

2) Погост Пйркиницы в шести верстах от Ладейного Поля на том же левом берегу; в нем живут економические крестьяне с частию поме-щичьих, принадлежащих вышепомянутому Сна-зину.

3) Деревня Мандрага в 14 верстах от Пир-киниц. Между ею и Пиркиницами с правой сто-роны впадает в Свирь река Негёжма, а с левой река Яндеба, при устье которой находится на Свири порог Подъяндебским называемый, где подводные камни стремительность воды очень при-метно увеличивают; и сей есть первый порог на Свири снизу от ее устья. В сих местах по бере-гам реки в начале месяца августа цвела еще при-гожая порода полевой гвоздички, известной в бо-танике под именем Dianthi superbi. В Мандраге некоторые из жителей называли железницею Cerambycem sutorem, а бабочек вообще липками.

4) Деревня Усланка при реке того же имени в 12 верстах от Мандраги на правом берегу Сви-ри так как и Мандрага. Перед Усланкою версты за полторы порог Карелка, на котором от быст-рого течения воды два раза перерывалась у меня бечевая. На реке Усланке пильная мельница жи-вущего в Петербурге купца Рекса о четырех анбарах, из коих в каждом двои пильные рамы. За сею мельницею вверх по Усланке на пол-версты расстоянием в 1785 году строилась фаб-рика для делания белой жести, корабельных гвоз-дей и сему подобного. В бытность мою готова уже была преизрядная плотина, и пониже оной достраивались два анбара, из коих в одном ино-странные кузнецы родом из Эльзаса заготовляли для фабрики разные железные орудия. Фабрику сию завел вышесказанный купец Рекс, которому пильный завод на Усланке достался от купца Шалапанова. Как под мельницу, так и под фаб-рику отмежеван ему великий округ земли и лес рубить для пильной мельницы позволяется; ра-ботают на мельнице крестьяне деревни Усланки; тес на галиоты грузят крестьянские жены, кото-рые и рады тому, что в жительстве своем имеют работу, приносящую им некоторый прибыток. Прикащик купца Рекса изрядно говорит по-рус-ски и порядочно платит за труды работаю-щим.

В Усланке на жестяной фабрике у кузнечного мастера видел я в светлицах висящую на потолке сивую воронку (Coracias garrula), которую за-стрелил он там в лесу. О сем упоминаю для того, что птичку сию в здешнем краю считал я редкостью, ибо собственно водится она только в южной России.

5) Деревня Юрьевщина в пяти верстах от Усланки за устьем реки Важины, с правой стороны в Свирь впадающей, в устье которой нахо-дятся два небольшие острова и на которой непо-далеку от устья лежит погост Воскресенский. Между Усланкою и рекою Важиною два порога: первый от Усланки называется Степановская луда, а другой — Железные ворота. На сем переезде от Усланки к Юрьевщине множество в Свири растет водяных трав (Patomogeton и Ranunculus aquatilis). Рогатый скот далеко заходит в реку, чтоб есть сии травы.

6) Деревня Подпорожье в 12 верстах от Юрьев-щины на левом берегу Свири. Между сими де-ревнями река Свирь течение имеет очень быст-рое по причине порогов, лежащих выше деревни Подпорожья, отчего она и название свое получила. Первый порог за сею деревнею называется Сиговец, а второй за ним следующий Медведец, кои оба простираются по реке на девять верст и стремление воды делают столь сильным, что как подъем, так и спуск судов с великими сопряжен тут затруднениями и опасностями. Против сих порогов к берегам реки высокие примыкаются горы, от которых каменистые подошвы прости-раются в реку и составляют оные пороги.

7) Ховронский погост в 9 верстах от дерев-ни Подпорожья на правом берегу Свири. Жила в нем не много. В бытность мою тут достраи-валась изрядная деревянная церковь.

8) Государственная деревня[4] Мятусова в 6 вер-стах от Ховронского погоста. Между ею и пого-стом лежат на Свири два небольшие острова. На одном из них, называемом Яблонским, стоит вет-хая деревянная церковь, в которой находятся об-раза и разный церковный прибор, но церковно-служителей при ней нет и служения не бывает. Сказывают, что некогда был тут монастырь, в ко-тором жило двенадцать монахов, но ныне на всем острове нет ни одного жителя и он ходит в оброке.

9) Погост Пидьма в 12 верстах от д. Мяту-совой на правом берегу Свири. Он стоит при реке Пидьме, выходящей из озера Пидьма, на которой построена пильная мельница, принадле-жащая петербургскому купцу Попову и олонец-кому Свешникову.

10) Деревня Плотйчная на левом берегу Сви-ри в 5 верстах от Пидьмы. Жители сей дерев-ни сказывали мне, что много скота, а особливо лошадей, перевел у них медведь, от которого особ-ливым избавились они случаем. Двое из них, ехав-ши на лодке по Свири выше своей деревни, увидели медведя, плывущего через реку от пра-вого берега к левому, на котором пасся у них скот; увидя, приняли намерение напасть на него, пока он не выплыл, тотчас нагнали его на лодке и в несколько минут убили, не имея другого ору-жия кроме топора и лодочной мачты. С той поры целы у них лошади, коих, однако ж, после по-койника не много осталось; но опасно, чтоб на-следники его и последних не доконали, ибо их по Свири очень довольно.

11) Деревня Ровская при устье речки Ровы, впадающей в Свирь с левого берега, в 10 вер-стах от Плотичной. На сем переезде встреча-лись нам на Свири великие стада крохалей (Mergus Merganser), которые большею частию были молодые и в начале августа летать еще не могли. При деревне Ровской ночевал я на чет-вертое число августа и от несметного множест-ва комаров великое претерпел беспокойство. Вся деревушка Ровская состоит из четырех дворов, которые очень многосемейны.

12) Деревня Князева на правом берегу Сви-ри при устье реки Ивины верстах в осьми от д. Ровской. Река Ивина верст на 10 от своего устья довольно глубока и шириною равняется с большими реками, но далее 10 верст от ее устья становится она очень мелка и камениста. В нее впадают две реки: Остречина и Муромля; пер-вая втекает в нее с правой стороны в полу-версте от деревни Князевой, а вторая с левого берега не более как на версту от сей же деревни. Реки сии окружены болотами, потому и вода в реке Ивине очень темна. На Остречине и ввер-ху Ивины находится по одной пильной мельнице Деревня Князева принадлежит к Остречинскому погосту, который лежит на реке Остречине в виду от оной деревни. Против устья Ивины река Свирь делает большую излучину, загибаясь в пра-вую сторону и тем приближаясь к Ивине.

Против устья Ивины на левой стороне Свири во сте двадцати семи саженях от берегу нахо-дится в лесу колодезь, в котором вода соленая и вкусом много сходствует с морскою водою Колодезь сей вырыт на низком и мокром месте близ небольшого пригорка, глубиною он сажени в три, а отверстие имеет пространством сажени на полторы В нем сделан деревянный сруб, который нарочито стар, и обывателям неизвестно, кем и когда он построен. Когда вычерпывали из него воду, что было года за два до моего туда приезда, то на самом дне колодца открыли бью-щий ключ весьма чистой серебру подобной воды, которая нарочито была солона и так сильно била, что в один день наполнился паки колодезь, ко-торый целые три дни вычерпывали Дно колодца каменистое и состоит из плит красноватого квар-ца.

Крестьяне, в деревне Князевой и в Остречинском погосте живущие, строят для купцов га-лиоты, которых зимою 1785 года построено было там семь, а осенью того же года подрядились они построить их восемь. Галиоты сии длиною делаются от 50 до 60 футов Для постройки 50 футового галиота в топорную работу обыкно-венно нанимают по четыре человека, из коих каж-дому платится до 40 рублей За конопатку та-кого галиота берут по 23 и по 25 рублей, пень-ка для конопатки употребляется из старых якор-ных и других канатов, за растеребливание которых дается по десяти копеек с пуда. Кузнечная ра-бота с Кузнецовым углем и инструментами обык-новенно стоит 50 рублей Итак весь галиот менее двухсот пятидесяти рублей обходится; несмотря на то, работа сия для крестьян выгодный со-ставляет промысел.

13) Государственная деревня Капустина Гора верстах в 10 от деревни Князевой на правом берегу Свири. От сей самой деревни река Свирь идет излучиною до вышесказанной деревушки Ровской, до которой водою считается 18 верст, а сухим путем от Капустиной Горы не более семи верст.

Крестьяне сей деревни прежде сего причислялися к петрозаводским работникам, ходили в известные времена в Петрозаводск, жгли на тамошний железный завод уголье, рубили дрова и прочие отправляли там работы, но ныне все таковые крестьяне от заводских работ свободны и преисполнены за то благодарностию к Великой Екатерине, всемилостивейшей своей избавитель-нице.

14) Деревня Гак-ручей в двух верстах от Ка-пустиной Горы на правом же берегу Свири. В ней живут крестьяне економические и принадлежат к Олонецкому уезду. По имени сей деревни це-лая волость называется Гакручинскою.

15) Государственная деревня Нймпельда в 9 верстах от Гак-ручья на той же стороне Свири. Сия принадлежит уже к Вытегорскому уезду. От Гак-ручья Свирь приметно быстроту свою умаляет и становится глубже.

16) Сельцо Иваньково в двух верстах от Нимпельды, лежит на острове, который произвела Свирь, отделя от себя в левую сторону рукав, верст на семь в длину простирающийся, который паки втекает в Свирь с версту выше Нимпельды. Рукав сей называется там река Карпина.

В бытность мою в сельце Иванькове брали женщины в поле лен, с которым поступают они против других мест отменно, а именно, набранный или натеребленный из земли лен в бабки не свя-зывают, как во многих местах водится, а кладут его на пашне кучками, один снопик на другой, и несвязанный отвозят в свои домы, где в скором времени сбивают с него головки. На сей конец употребляют они деревянную доску длиною ар-шина в полтора, у которой один конец тупой, а другой распилен на несколько зубов, между которыми нарочитые находятся промежутки. До-ску сию полого кладут на чурбан или на бревно, упирая ее тупым концом в землю, а зубчатым ставя против себя вверх, и, наступив ногою на нижний конец, продергивают[5] лен несколько раз между зубами; таким образом сбивают с него головки, которые сбирают в мешки и сушат в своих избах; потом толкут их пестами в ступах и, истолокши, веют на гумнах для отделения се-мени от мякины. Обитый лен мочат в воде, в которой держат его по две и по три недели, смотря по качеству воды, которая чем теплее, тем скорее он вымокает, что узнают по тому, когда волокна от стеблей удобно отставать будут. Сего достигнув, вытаскивают лен из воды и стелют по полю, где он при дождливой погоде в неделю совсем отбеливается. В местах льном изобильных броснухи или доски оные делаются широкие и тупым концом влаживаются в землю стоймя, чтоб с обеих сторон по одному и по два человека вдруг могли обивать со льна головки.

17) Деревня Княж-бор в 10 верстах от сель-ца Иванькова. Против сей деревни на другом берегу Свири лежит деревня Кара или Пахо-мовская. По обеим сторонам реки от Иванькова до Княж-бора крупный растет лес, который изоби-лует весьма хорошим осинником. Поднимаясь Свирью от вышесказанной деревни Ровской ав-густа 4 и 5-го чисел, везде на полях видел я уже изрядно поднявшуюся рожь, которая в зиму сеет-ся там против южных стран ранее по причине рано наступающих заморозов.

18) Деревня Свирское Устье в 5 верстах от Княж-бора на левом берегу Свири. Она лежит при свирской вершине, которую там обыкновенно на-зывают устьем; потому и деревня получила свое название. За сею следует Онежское озеро, из которого пространным и глубоким жерлом изли-вается река Свирь, соединяющая Онежское с Ла-дожским озером и около 180 верст длины имею-щая. Я на малом судне от устья до вершины поднимался ею целые девять дней, но большие суда, каковы, например, галиоты, по большей части более месяца в пути сем препровождают, так что за неимением попутного ветра по целому месяцу на одном месте в Свири простаивают; бечевою ж тянуться не могут по причине малого числа лю-дей, обыкновенно на них бывающих, ибо в по-рогах свирских для одного галиота потребно ра-ботников до 50 человек, чтоб его тянуть, но де-ревенские жители в летнюю пору занимаются своими работами и для судовщиков столь бывают дороги, что сии нанимать их не в состоянии; при том по всей Свири нигде нет обделанного бечевника, а по обе стороны частый растет лес, так что ни бечевою тянуть, ни человеку пройти берегом во многих местах совсем не можно.

Спуск галиотов вниз по Свири с немалыми также сопряжен неудобствами, ибо для препро-вождения оных через пороги берутся из деревень спущики, которым по важности мест разная про-изводится плата. Нужда в сих спущиках начинается с деревни Гак-ручья в 29 верстах от свир-ской вершины. Они спускают галиоты через Остречинский порог, который, начинаясь перед устьем реки И вины, продолжается вниз по Свири почти до деревни Ровской, перед коею спущики оные отпускаются. В 12 верстах ниже деревни Ровской следует порог Пидемский, по погосту Пидьме так называемый, который для проезда не опасен, потому что стремление воды не очень тут сильно. Через 10 верст от Пидьмы в деревне Мятусовой берутся спущики и гребцы на 30 верст до погоста Важинского для препровождения га-лиотов чрез опаснейшие пороги Медведец и Сиговец, из коих последний гораздо быстрее первого, и вода падает на нем как бы из ям в ямы. Оба сии порога вообще называются Сиговским спуском. От устья реки Важины провожаются га-лиоты новыми спущиками чрез двадцать верст за Подъяндебский порог, ниже которого никаких бо-лее стремнин на Свири до самого ее устья не находится, и суда ходят уже без спущиков и без гребцов, которые на быстрых местах должны дей-ствовать потесями[6], чтоб галиот кормою не обо-ротился вперед и вода не прибила бы его к бе-регу.

Против деревни Свирского Устья на правом берегу Свири лежит Вознесенский погост, в ко-тором две деревянные церкви и при них живут церковники с шестью человеками своих прихо-жан, кроме которых никакое другое селение к по-госту сему не причисляется, и церковнослужители пропитание свое имеют единственно от земледе-лия, для которого оставлена им земля, принадле-жавшая прежде к девичьему монастырю, в том самом погосте бывшему. Самая деревня Свирское Устье, насупротив лежащая, не к сему, а к Оштинскому причисляется погосту. При сей деревне построено несколько рыбачьих изб, в которых вес-ною и осенью живут рыбаки, из разных дере-вень для рыбной ловли сюда приходящие; в про-чее ж время избы сии стоят пусты.

В Свирском Устье жители называют ягодки (Daphne mezeraeum) загозьим лыком от простого наименования кокушки, которая слывет у них загозкою. Загозье лыко употребляют они для сбе-режения своего платья, утверждая, что моль его не портит, когда лыко оное в сундуке с платьем будет положено.

Кроме свойственных каждой стране в языке от-мен, жители как по Олонке реке, так и по Свири общие всем россиянам слова произносят от-лично, а именно, не договаривают глаголов в третьем лице, как-то: вместо будет говорят буде, вместо несет несе и пр.

Река Свирь от устья своего до истока доволь-но рыбна, но весьма немногие из верховых жителей занимаются рыбною ловлею, и все вооб-ще съестными припасами очень скудны; овощей никаких не садят, хотя они и хорошо могут там родиться, как то опытом изведано в деревне Ус-ланке, где и земляные яблоки[7] с успехом разво-дятся; дворовых птиц, кроме малого числа кур, никаких не держат по недостатку в хлебе, кото-рый сами едят по большей части овсяный, кукко по их называемый; и главный их харч состав-ляет репа.

Берег Онежского озера по обе стороны свирской вершины низок, песчан и отвсюду окружен крупным лесом, под коим места наибольше мок-рые и болотистые. Из Свири по Онежскому озеру продолжал я путь мой к Петрозаводску.


[1] Закол — перегородка из дерева (камня), сооружаемая поперек реки или в вершине залива для ловли рыбы.

[2] Экономическая деревня (село) — деревня, в которой жили так называемые экономические крестьяне, т. е. бывшие монастырские крестьяне, переданные в 1764 году под управление Коллегии экономии. В 1786 году перешли в ведение местных органов (казенных палат).

[3] Пинк, прам — парусные коммерческие суда типа барка грузоподъемностью около 200 тонн.

[4] Государственная деревня — деревня, в которой жили государственные крестьяне — крестьяне, находившиеся в крепостной зависимости непосредственно от государства. Они жили на казенных землях, платили казне денежный оброк, подчинялись управлению государственных органов и считались лично свободными.

[5] Сие называется у них броснутъ или бросать, а доска на то употребляемая слывет броснуха и бросаяьница.

[6] Потесь — правильное весло, вытесанное из бревна. Потеси навешивались на вертикальные штыри на носу и корме барки с перевесом в воду. Ими правили вместо руля.

[7] Земляные яблоки.— Так еще во времена Озерецковского называли картофель.

http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/ozerec/ozerec4.htm<\/u><\/a>

Надеюсь, не надо объяснять, почему я разместила здесь этот очерк. Не только географические названия перекликаются с нашими эрзянскими, но и весь быт, описанный здесь. Насчет земляных яблок мне очень понравилось, ведь именно у эрзян картофель = модамарь (модаумарь - земляное яблоко)


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 103
Совась мелькужос: 28.03.10
Косто: Козя Мастор, Самара
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 01.09.10 12:19. Заголовок: Россия, возможно, РА..


Россия, возможно, РА СИЯ - Волга Золотая? Или Раське Сия -
Золотой Народ, Золотая Орда?

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 719
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.09.10 10:12. Заголовок: Кевкстемат Бути ле..


Кевкстемат

Бути лейсэнть эрить ламо калт –
Те ули-паро!
Зяро эрзянь ёмавтынек валт?
Кие ёвты, зяро?

Эрьва тикшесь, цецясь кандсь эсь лем.
Те – таго-зярдо…
Чувтсо пангось мекс ней аволь сем?
Лосесь а сярдо?

Эрзянь валонь корёнт, Ине Русь,
Марян тонь лемстэ.
Бути минек валтнэ тонь кельс тусть –
Ки лиссь кинь эйстэ?

Нама, «росась», «сиясь» - эрзянь валт, -
Секс седейс совить.
Свал Россиясь тенек ава, свал.
Кить лиякс ловить!


Эрзянь келесь, теке сэтьме лей,
Пештиль морятнень.
Ансяк мекс илэсь вадинзе ней
Эсь лисьмапрятнень?

Числав Журавлев



Нама, «росась», «сиясь» - эрзянь валт, -
Понятно, что «росась», «сиясь» - эрзянские слова, -
Секс седейс совить.
Именно поэтому в сердце живут.
Свал Россиясь тенек ава, свал.
Всегда Россия нам мать, всегда.
Кить лиякс ловить!
Кто иначе думает!


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 720
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.09.10 11:07. Заголовок: В Ленинградской обла..


В Ленинградской области есть поселок Лодейное поле, где занимались судостроением. Якобы название Лодейное и произошло от слова ладья.
А вот что пишут некоторые исследователи этимологии слова Ладога:
"К сожалению, в русском языке сохранились только такие глаголы, обозначающие эти действия, однако в польском (тоже западнославянском!) языке есть иной глагол, который поможет нам разгадать слово Ладога. Это слово-глагол «лондовать», которое означает: причаливать, приставать, высаживаться на берег, приземляться. С учётом того, что «о» легко переходит в «а» (Москва – Масква), мы можем сказать, что «ильменцы ландовались» и, по неизвестной нам причине, так и стали называть место своей высадки «ландога – ланд+ога». Со временем русский язык утратил «носовые гласные» и «Ландога» превратилось в «Ладога», что собственно означает «высадка, место причала, приземление, оседание на землю».
Это объяснение не выдерживает никакой критики, на мой взгляд.

Другое (шведское) название Ладоги — Альдейгья, Альдейгьюборг (Aldeigjuborg, ранее — Aldeigja, предполож. от древне-финск. *Alode-jogi — «низовье реки» или «нижняя река», откуда и др.-русск. Ладога). Википедия


Поразительно, что названия русских географических объектов ищут в польской лексике, при этом совершенно забыв о том, что корни русского надо искать в своей среде, в языке того народа, который заселял некогда обширные пространства Руси. Вы совершенно справедливо сейчас догадались, о каком народе идет речь, естественно об эрзянах - так как это на сегодня, пожалуй, единственный истинно русский народ, сохранивший свой язык, свою этническую основу и мощнейший энергетический запас.


Значения слова "ЛАДЯМО" в эрзянском языке - НАЛАДКА, НАСТРОЙКА, ПЕРЕМИРИЕ
Ладямс - налаживать, подходить, сосватать

Если даже рассматривать "шведский" вариант: нижняя река - на эрзянском АЛДО КИ = РЕКА СНИЗУ (ДОСЛОВНО)


Название ЛОДЕЙНЫЙ имеет именно эрзянскую основу, как более древнюю (в сравнение с теми же шведским и польским)
Ладога соответственно это тоже эрзянский топоним. Как и Старая Ладога. Тем более, что эрзянские значения вышеназванных слов как нельзя лучше проливают свет на исторические события, происходившие на этих территориях.


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1226
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.09.10 12:51. Заголовок: АЛДО КИ= дорога с ни..


АЛДО КИ= дорога с низу

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт - 202 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 11
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась