Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 1. Весе: 1 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 147
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 02.01.10 23:36. Заголовок: Алёна Арзамасская



Алёна Арзамасская — женщина- атаман отряда во время крестьянского восстания под руководством С. Разина; ранее была монахиней («старицей»), по происхождению —крестьянка Выездной Слободы у г. Арзамас. Когда войско Разина было разбито под Симбирском (окт. 1670), А. повела лесами свой отряд, насчитывавший ок. 600 чел., к г. Темников и соединилась с отрядом сподвижника Разина — Ф. Сидорова. Вместе они захватили город и стали обороняться от осадивших Темников цар. войск во главе с воеводой кн. Ю. Долгоруким. Вместе с Сидоровым А. управляла городским хоз-вом и обороной города, лечила раненых травами и кореньями, за что её прозвали колдуньей. 30 нояб. в 15 верстах от Темникова, у с. Веденяпино, произошло сражение между повстанцами и отрядом цар. войска во главе с воеводой И. Лихаревым. Восставшими (ок. 7 тыс.) руководили атаманы Ф. Сидоров, С. Сукин, Е. Иванов; у них были и пушки. В результате «большого боя» повстанцы потерпели поражение, и в Темников, оставшийся без войска, был послан с отрядом голова В. Волжинский. «Городские лучшие люди», которые «не приставали к воровским людям», вышли к нему с иконами и крестами и 340 руб., чтобы простил их за то, что «у воровских людей были
поневоле». 4 дек. в город вступил с войском и воевода кн. Долгорукий. За 2 версты от городских ворот его встречали протопоп, священники и «темниковские всяких чинов люди» с иконами и крестами. Позади этой процессии вели связанных одной верёвкой бунтовщиков во главе с А. От иностр. наёмников в цар. войске стало известно, как была захвачена в плен А.: она осталась в Темникове и продолжала руководить его обороной. Когда Волжинский вошёл в город, А. укрылась в соборе, продолжая отстреливаться стрелами, и убила ещё несколько человек. «Увидев, что сопротивляться бесполезно и все кончено — собор окружен со всех сторон, — атаманша отвязала саблю, отшвырнула ее и бросилась навзничь к алтарю. Трудно себе вообразить изумление стрельцов, ворвавшихся в церковь, при виде женщины в монашеском платье и поверх него надетых военных доспехах. Нельзя было поверить, что женщина руководила бесстрашно и длительно обороной города. Современник событий пишет, что во всем войске Долгорукого не нашлось ни одного человека, который смог бы до конца натянуть принадлежавший ей лук — такой силой обладала Алена!» Приговор воеводы был беспощаден: всех приведённых к нему 16 человек он велел повесить, а А. вместе с её «воровскими письмами и кореньями велел сжечь в срубе». Известно, что А. встретила смертный приговор спокойно, а пытки перенесла столь мужественно, что палачи были потрясены и распустили слух: А.— колдунья, потому и боли не чувствует. Для её казни соорудили сруб из дерева, обложив его соломой и сухими ветками. А. якобы сказала перед смертью, что «если бы сыскать поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять! Затем Алена перекрестилась, смело прыгнула в сруб, захлопнула за собой крышку, и никто не услышал более ни единого звука, пока пламя не сожрало все». Так иностранные очевидцы описали смерть А. между 4 и 6 дек. 1670. И в народе она приобрела широкую известность благодаря своей храбрости, а также героическому поведению на допросе и во время казни.

Владимир Богуславский

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 1 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт - 13 [только новые]


эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 148
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.01.10 00:00. Заголовок: АЛЕНА > < ..


АЛЕНА > < АРЗАМАССКАЯ >
ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОЧЕРК

Поразительно, но ни в среде советской интеллигенции, ни даже в кругу историков нынешнего, молодого поколения, когда новоявленным демократам ельцинской эпохи казалось бы щедро были открыты архивы, затуманенный взор хорошо оплачиваемых борзописцев, ловко манипулирующих понятиями - смута, раскол, бунт,не обратились к образу подвижницы и воина < Алёны > < Арзамасской >. Не "повезло" атаманше: и царские архивариусы, и церковь, и монархи из рода Романовых сделали всё возможное, чтобы стереть из памяти народа славное имя воительницы.

В этом году - 16 декабря - исполняется 330 лет со дня гибели (1670 г.) русской Жанны Д?Арк. Имя знаменитой француженки у всех на слуху. Её недолгое житие послужило основой для создания фильмов, романов, пьес, скульптур. Слава Жанны перешагнула границы Франции и облетела весь мир. Подвиг < Алены > замалчивался по злой воле и не приобрёл национальной значимости, хотя круг авторов - их более сорока - воплотили её образ в произведениях практически всех жанров. В одних работах воительница - главное действующее лицо, в других - эпизодическое.

Давайте перелистаем страницы, посвященные < Алёне >, погрузимся в мир авторского воображения, поэтических догадок и предположений. Проведём небольшое историко-литературное "расследование".

В 1939 г. известный советский поэт Дмитрий Кедрин создал "Песню про < Алёну-Старицу >":

иСудьба меня возвысила!

Я бар, как семя, щёлкала.

Ходила в кике бисерной,

В зелёной кофте шёлковой...

Смола в застенке варится,

Опарой всходит сдобною.

Ведут < Алёну-Старицу >

Стрельцы на место лобное.

В Зарядье под осокою

Блестит зарница дальняя,

Горит звезда высокая,

Терпи, многострадальная!"...

В примечании поэта к стихотворению говорится: "< Алёна-Старица > - полулегендарное лицо русской истории. Старуха нищая, она командовала двумя полками Степана Разина, наголову разбила в нескольких боях царские войска и была казнена в Москве".

Согласитесь, прекрасные стихи, но автор лишь в приведённых строках допустил две серьёзные ошибки. Слово "старица" в русском языке не означало старая, так на Руси называли монахинь. И не лобное на Красной площади стало местом казни.

Из отписки полкового воеводы князя Юрия Долгорукова в приказ Казанского дворца узнаём: "А вор (бунтовщица - авт.) старица в роспросе и с пытки сказалась, < Алёною > зовут, родиною, де, Государь, она города Арзамаса, Выездные Слободы крестьянская дочь, и была замужем тое ж Слободы за крестьянином. И когда де её муж умер, и она остриглась. И была во многих местах на воровстве и людей портила. А в нынешнем, де, Государь, в 179 году (1670 г. - авт.) пришед она из Арзамаса в Темников... И мы, холопи твои, крестьян за их воровство велели казнить смертью, повесить около Темникова, а вора старицу за её воровство и с нею воровские письма и коренья велели зжеч в струбе...". Отписка ушла в Москву царю Алексею Михайловичу, подтверждающая - < Алёна > была сожжена в Темникове, а не в столице.

Познакомимся с "показаниями" поэтессы И. Векшегоновой ("Сельская Новь", 1971 г.):

Сруб высокий сложили,

Оцепили цепями...

В каждой жилочке-жиле

Кровь гудела, как пламя.

Чёрствой коркою - рот.

А глаза всё по-волчьи

Куда-то вперёд.

Падал снег, падал белый,

Думой бластилась мгла:

-"Ты хоть, Фёдор, доделай

То, что я не смогла!"

Обращается атаманша перед трагической кончиной к своему сподвижнику Фёдору Сидорову. У русских, как и у многих других народов, была древняя традиция - перед смертью дать последнее слово. Но один важный факт упустила поэтесса - Фёдор, в числе других схваченный царскими наёмниками, к этому мгновению уже был повешен под Темниковым.

Проследим за полётом фантазии Василия Шукшина. Вчитайтесь в строки его романа "Я пришёл дать вам волю" и вы почувствуете шукшинский темперамент, боль за Россию, вложенные в уста героини:

- "Врёте, изверги! Мучители!... Это вас, - кричала < Алёна >, объятая пламенем; в лицо царским людям (стрельцам и воеводам, которые обступили костёр со всех сторон), - не вы, мы вас проклинаем! Я - < Алёна-Старица > за всю Русь, за всех людей русских - проклинаю вас! Будьте вы трижды прокляты!!! - Она задохнулась дымом... И стало тихо".

О последних днях и минутах < Алёны > узнаём из свидетельств иностранцев - Л. Фабрициуса,участника похода 1677 г., в Астрахань для подавления разинцев,английского купца Т. Хэбдона, И. Фриша (его ХХVI-я беседа была издана в Альтоне в 1677 г.). Лишь через три с половиной века дошли до нас эти документы. Уже тогда просвещённая Европа знала о проявленном мужестве и силе духа русской женщины.

Вот что рассказал Людвиг Фабрициус: "В числе пленных к князю Юрию Долгорукову была приведена одна монахиня в мужской платье, надетом поверх её монашеской одежды. Эта монахиня начальствовала над семью тысячами мужчин и храбро дралась до своего пленения. Она осталась совершенно спокойной и не высказала ни малейшего страха смерти, когда ей объявили приговор о сожжении её живой... Готовясь теперь умереть, она по русскому обычаю осенила крестом себе лоб и грудь, спокойно легла на костёр и была обращена в пепел".

Повествование Иоганна Фриша носит более романтическую окраску, в нем также есть подтверждение: "...когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука". По его словам < Алёна > "...укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена ...ворвавшимися (солдатами). Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук..." Помните, у Д. Кедрина - старуха нищая. Да откуда у немощной женщины могла бы быть такая недюжинная сила? И не ходила она "в кике бисерной, в зелёной кофте шёлковой". Не очень подходящая одежда в боях и дальних походах.

У каждого художника своё видение образа. Скульптор Николай Обухов воплотил "суровое, несколько аскетическое, умное, волевое лицо. Пристальный взгляд. В этом взгляде нет гнева, но такая непреклонность, которая страшнее гнева..." (А. Егорова "Жанна Д?Арк < Арзамасского > уезда", "Юность" 1971 г.)

С. Злобин в своём знаменитом романе так описывает встречу < Алёны > и Степана: - "Ишь, какая ты! - усмехнулся Разин. - Я мыслил, что ты ростом в косую сажень, а ходишь в портах и кофте, и лет тебе за пятьдесят, и саблю на поясе носишь... недаром же "старицей" кличут". Степан поражён молодостью да пригожестью атаманши. Но вот неувязка, не мог Разин не знать значения слова "старица". В ту пору, как и сегодня, в монастырь уходили и девушки, и молодые женщины.

"Погрешил" писатель и против исторической правды. События конца II-й Крестьянской войны, весь её хронологический ход (см В. Буганов, . "Мир истории. .Россия в ХVII столетии", "Молодая гвардия", 1989г, детальное описание боев разинских отрядов, в том числе и под предводительством < Алёны-атамана > под Арзамасом и Темниковым (группа авторов, "Очерки истории Арзамаса", Горький, 1981 г.) убедительно доказывают невозможность встречи < Алёны > и Разина, рассказанной в романе. Их боевые пути не пересеклись. Разинские полки в это время брали города Астрахань, Царицын, Саратов. Он был разбит царскими войсками и казнён в Москве 6 июня 1671 г.

Ряд интересных работ посвятила нашей героине историк Е. Чистякова. В одной из них есть такое утверждение: "< Алёну > хорошо знали (выдел. мною) в окрестных деревнях, ей нетрудно было собрать отряд в 200 человек, с которым она отправилась в Темниковский, Шацкий и Касимовский уезды. По дороге к ней стекались люди из мордовских, татарских и русских деревень. Вскоре отряд < Алёны > вырос до 600 человек..." Возникает вопрос, почему дочь крепостного крестьянина "хорошо знали"? Почему ей нетрудно было собрать единомышленников? Значит чем-то выделялась она среди сверстниц Выездной Слободы?

Как и другие, эпоха царя Алексея Михайловича была суровой: бунты, казни, раскол. По Соборному Уложению 1649 г. женщина-крестьянка оказалась совершенно бесправной, она становилась предметом обмена и торговли между помещиками. Существовала даже цена на нее - 5 рублей. Не исключено, что < Алёне > - человеку гордому, свободолюбивому тоже грозила участь быть проданной местному богачу после смерти мужа. Но она предпочла заточить себя в монастырь. По-разному характеризуют атаманшу персонажи художественных произведений местных и столичных авторов. Она и потаскушка, колдунья, богоборица.

Выдающимся личностям в России, неугодным правящей верхушке, порою тяжко не везло. Их сопровождали клевета, ложь, умолчание. Вырывались страницы из летописей, сжигались архивы, в их адрес неслись проклятия. Но не подвластны времени народные сказания. Молва гласит, что < Алёна > Ивановна с юных лет знала чудодейственную силу трав и кореньев, Уходила в леса-луга за реку Тешу, собирала каждую лекарственную былинку. Надолго отлучалась из дома, лечила захворавших в Слободе и в соседних сёлах. Потому, видимо, и знал её бедный люд. Грамоте обучилась в Никольской обители. Передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, дошло до дней сегодняшних Алёнино послание, полное поэзии и одухотворённости, мужества и веры.

- "Встану, благословлясь, пойду, перекрестясь, за правое дело, за землю русскую, на извергов, на недругов, кровопийцев, на дворян, бояр,на всех сатанинских детей. Выйду боем на чистое поле. В чистом поле свищут пули. Я пуль не боюсь, я пуль не страшусь. Не троньте, пули, белые груди, буйную голову,становую жилу, горячее сердце! Скажу я пулям заветное слово: летите, пули, в пустую пустынь, в гнилое болото, в горячие камни, а моя голова не преклонится,а моя бела кость не изломится. Про то знает дуб да железо, камень да огонь. Аминь". Десятки заклинаний написала воительница,обращенные к униженным, живущим в крепостной зависимости, звала бороться против детей сатаны. Ее прелестные грамоты поднимали дух народный. Сбрасывались рабские цепи, вековая покорность. Это ли не достойный пример для современников, болтающих о русской идее, позволивших в одночасье разграбить богатства России, преумножавшиеся веками. Зомбированные продажным телевидением, прикованные к старым креслам низкопробными, дешёвыми сериалами, где плачут богатые, где накаченными потными бицепсами играют заокеанские суперубийцы, российские граждане допустили чудовищную ошибку - разорвали связь времён. Для скотского существования - хлеба и зрелищ - не нужны идеалы, герои, память.

Сменилась историческая эпоха, мы вступаем в третье тысячелетие, и эту дату встречаем с чисто холопской психологией: смиренно, по миллиону в год отправляемся на ближайшие кладбища, роемся в мусорных ящиках, просим взаймы у сильных мира сего и тихо спиваемся под вопли безголосых кривляк шоу-бизнеса.

Кто бы за пролетевшие три века ни стоял у властного трона в России - от "Тишайшего" Алексея Михайловича до громоподобного, непредсказуемого, любителя подирижировать оркестром и человеческими жизнями "царя" Бориса, - < Алёна > была и будет страшна своей неистребимой волей к борьбе за правое дело, за землю русскую. Ее сердце умело откликаться на боль сограждан. Полководила, врачевала,дела мирские решала "на кругу" по совести и справедливости. За наживой не гналась - пленили в простой монашеской рясе. В бою не уступала, а даже превосходила мужчин в ловкости владения оружием.

В книге "Наша древняя столица" Наталья Кончаловская писала: "Вспоминаем и поныне о первой русской героине..." О первой! На высокой патриотической ноте завершает рассказ об < Алёне > поэтесса: "Героиня легендарная, что любила свой народ, ей Отчизна благодарная нынче славу пропоёт". Не пропела. Самой великой и загадочной женщине, когда-либо рождавшейся на Руси. Имя её и слава не шагнули дальше окских и волжских берегов по широко и привольно раскинувшейся Отчизне.

Эпоха крестьянских войн выдвинула вождей, начертавших на своих боевых знаменах притягательный лозунг - Даёшь волю и свободу! Бунтари присваивали себе имена монархов. Видимо, так было сподручнее руководить безграмотными простолюдинами. < Алёна > не рядилась в царские одежды. Крестьянская дочь сражалась под собственным именем. А когда ушла в бессмертие, народ присвоил ей звание: < Арзамасская-Темниковская >.

В старом Замоскворечье среди обновившихся храмов и оживших особнячков на тихой Ордынке в мастерской знаменитого скульптора В.М. Клыкова мне посчастливилось встретиться с... < Алёной . Придирчивый взгляд долго не мог оторваться от эскиза-статуэтки. Признаться, страшно волновалась - совпадут ли мои представления об облике воительницы с видением мастера. Что, если он посадит её на коня, даст в руки саблю, придаст лицу грозный вид?

Передо мной стояла юница, шагнувшая на огненную Голгофу. Казалось, секунда, другая, и смертельные языки пламени охватят изорванное рубище. Её лик прекрасен, глаза устремлены в небесную высь - там её Бог и Вера. Руки приговорённой протянуты к нам, ныне живущим на российской земле. Свободные, без оков, готовые и благословить, и утешить в тяжком горе.

Денег на памятник не нашлось. Автору этих строк отказали на Мосфильме в приёме заявки на сценарий о героине с удивительной трагической судьбой.

Пробираясь несуетливыми улочками к заполненной людским потоком Пятницкой, я думала о том, что должно придти время, когда гордость и самоуважение русских людей вернут из небытия имя дочери всех россиян!

[url=[url=ОГЛАВЛЕНИЕ АРХИВ ССЫЛКИ ФОРУМ ПОИСК БИБЛИОТЕКА FTP Официальный сайт Мухина Ю.И. www.nationalassembly.ru AVN_sud_naroda_nad_putinim ABH delokrat.ru ABH-Video ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/ nasamomdele.narod.ru litpolit.ru http://stalinism.ru vandalam.net forum.msk.ru nationalassembly.ru Большой форум!]Л.Я. КОЛОБОВА[/url] `]click hereисточник[/url]

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки" Сюконян: 1 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 20
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 03.01.10 19:04. Заголовок: Дмитрий Кедрин ..


Дмитрий Кедрин

Песня про Алену-старицу

----------------------------------------------------------------------------
М., Правда, 1990
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------

Что не пройдет -
Останется,
А что пройдет -
Забудется...
Сидит Алена-Старица
В Москве, на Вшивой улице.

Зипун, простоволосая,
На голову набросила,
А ноги в кровь изрезаны
Тяжелыми железами.

Бегут ребята - дразнятся,
Кипит в застенке варево...
Покажут ноне разницам
Острастку судьи царевы!

Расспросят, в землю метлами
Брады у ставя долгие,
Как соколы залетные
Гуляли Доном-Волгою,
Как под Азовом ладили
Челны с высоким застругом,
Как шарили да грабили
Торговый город Астрахань!

Палач-собака скалится,
Лиса-приказный хмурится.
Сидит Алена-Старица
В Москве, на Вшивой улице.
Судья в кафтане до полу
В лицо ей светит свечечкой:
"Немало, ведьма, попила
Ты крови человеческой,
Покуда плахе-матушке
Челом ты не ударила!"
Пытают в раз остаточный
Бояре государевы:
"Обедню черту правила ль,
Сквозь сито землю сеяла ль
В погибель роду цареву,
Здоровью Алексееву?"

"Смолой приправлен жидкою,
Мне солон царский хлебушек!
А ты, боярин, пыткою
Стращал бы красных девушек!
Хотите - жгите заживо,
А я царя не сглазила.
Мне жребий выпал - важивать
Полки Степана Разина.
В моих ушах без умолка
Поет стрела татарская...
Те два полка,
Что два волка,
Дружину грызли царскую!
Нам, смердам, двери заперты
Повсюду, кроме паперти.
На паперти слепцы поют,
Попросишь - грош купцы дают.

Судьба меня возвысила!
Я бар, как семя, щелкала,
Ходила в кике бисерной,
В зеленой кофте шелковой.

На Волге - что оконницы -
Пруды с зеленой ряскою,
В них раки нынче кормятся
Свежинкою дворянскою.

Боярский суд не жаловал
Ни старого, ни малого,
Так вас любить,
Так вас жалеть -
Себя губить,
Душе болеть!..

Горят огни-пожарища,
Дымы кругом постелены.
Мои друзья-товарищи
Порубаны, постреляны,
Им глазыньки до донышка
Ночной стервятник выклевал,
Их греет волчье солнышко,
Они к нему привыкнули.
И мне топор, знать, выточен
У ката в башне пыточной,
Да помни, дьяк,
Не ровен час:
Сегодня - нас,
А завтра - вас!
Мне б после смерти галкой стать,
Летать под низкою тучею,
Ночей не спать, -
Царя пугать
Бедою неминучею!.."

Смола в застенке варится,
Опарой всходит сдобною,
Ведут Алену-Старицу
Стрельцы на место Лобное.
В Зарядье над осокою
Блестит зарница дальняя.
Горит звезда высокая...
Терпи, многострадальная!

А тучи, словно лошади,
Бегут над Красной площадью.

Все звери спят.
Все птицы спят,
Одни дьяки
Людей казнят.

1938





Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 21
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 04.01.10 00:35. Заголовок: Читайте: Аношонь Тум..


Читайте:
Аношонь Тумай. ПАЗОНЬ ТЕРДЕМА (По зову Инешкипаза) - http://erziana.my1.ru/publ/anoshon_tumaj_pazon_terdema_po_zovu_ineshkipaza/1-1-0-332



Аношонь Тумай. ПАЗОНЬ ТЕРДЕМА (По зову Инешкипаза) Продолжение
http://erziana.my1.ru/publ/anoshon_tumaj_pazon_terdema_po_zovu_ineshkipaza_prodolzhenie/1-1-0-333

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 25
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 11.01.10 23:26. Заголовок: Ёвкссо ёвтневи, моро..


Ёвкссо ёвтневи, мороскак совась

Ледстнить сеедьстэ шержев атятне,
Ёвкссо ёвтнекшнить сыре бабатне.
Пачкодсь ёвксось те масторонь пева,
Мацейкс ливтясь сон ламо таркава.
Кона масторсо ёвксось ушодовсь?
Мезде ёвтамось истя поладовсь?
Мокшэрзянь ёнкссо, умонь масторсо,
Чевте варминекс ливтякшнось тосто.
Эрзянь масторсо, Тунгалей песэ
Умаринакс кассь Олёна тесэ.
Валскень зоринекс пейдиль кургозо,
Виде килейнекс таргавсь рунгозо,
Кумажас токасть-валгсть черьбулонзо,
Менельс сэняждыть валдо сельмензэ.
Сисем келесэ коцтонь палязо,
Таргазь кавксова ашо руцязо.
Прясо пацясонть – лугань цецятне,
Пандянь чахрат прок карксонь цёкотне.
Сисем ленгестэ кодазь карензэ,
Вейксэ рисьмесэ понань карьксэнзэ…
Мазый локсеекс уиль ульцява,
– Куринкань ломанть ваныльть вальмава.
Зорянь кувтёлкстнэ сонзэ кутморясть,
Вирьсэ чувтотне тензэ сюконясть.
Леесь казекшнесь сиянь байгензэ.
Алтыль цёковось гайги моронзо.
Ламо од цёрань палыльть седеест,
Ламот алтакшнызь тензэ вечкемаст.
Эрьвась мельганзо кайсиль сельмензэ,
Эрьванть ульнекшнесь ваномс мелезэ…
Мазычинзэ кис сонзэ вечкилизь,
Паронь теицякс сонзэ ловилизь.
Бути сюлми пулт – теке одирьват,
Вачкиль скирдат сон – теке церьковат.
Тикшень ледемстэ икелев арыль,
Пелюмань кувалмс икельксэнть паниль.
Бути кодыль коцт – неят пачканзо,
Сырнень парсейсэ викшнесь руцянзо.
Мазый чачозо, мазый тевензэ,
Сисем веленень сатыльть превензэ…
Ульцяс бабатне промильть сеедьстэ,
Сундерьгадомас кортыльть эйстэнзэ.
Сыре атятне кенярдозь арсесть:
«Кодат эрзятнень улить тейтерест!»


* * *

Свал пельсвачодо эрзясть эрзятне,
Мартост велувсо рузтнэ, мокшотне.
Нарьгасть ломантнень киска-бояртнэ.
Керясть локшосо душман-мурзатне.
Вирьстэ эзть максне карень кодамс ленгть.
Уштнесть кизяксо: арасельть сынст пенгть.
Ламонь кардазсо арасельть лишметь,
Чаво сусекка азгондсть чеертне.
Пильгалов лепштязь ульнесь ломанесь,
Сэпейде сэпей ульнесь эрямось.
Кода ракшатнень, сынсткак микшнекшнесть,
Борзой киска лангс эйсэст полавтнесть.
Недлянь кото чить бояр лангс важодсть,
Сисемце чистэ эсь умаст пурнасть.
Рошксень сускомо ды поза кече,
– Вай, эрьва чистэ, праздникстэ секе.
Стакадо стакаль весень эрямось,
Керясь весемень нужась-чапамось.
Ведьгев ало прок ульнесть ломантне.
Ламо иеть кирдсть стака нарьгамонть,
Ламо иеть кандсть сэпей эрямонть.
Равонть чирева кузьган ливтякшнось,
Ламо перьканзо алят промокшность.
Кува ютась сон – яжась сюпавтнень,
Пурнась перьканзо нарьгазь ломантнень.
Мода ланга мольсь, Равонть ланга уйсь
– Суранть кувалма эрзятненень кузсь.
Васов марявиль сонзэ лемезэ,
Масторонть пестэ мольсть ломанть тензэ.
Сонзэ лемдензэ боярт тандалесть,
Сонзэ тевдензэ сынь уракалесть.
Вай, те кузьганось Стенька Разин ульсь.
Ведьга-модава минек ёнов мольсь.
Мазы Олёна марясь сондензэ
Ды гайгевтизе гай вайгелензэ:
«Сыргадо весе, эрзя-мокшотне,
Вейсэ мартонок, оянок – рузтнэ!
Весе мольтяно олянь нельгеме,
Бояртнэнь марто, ялгат, тюреме.
Эрзянь масторганть капши каршонок
Олянь явшиця минек оянок.
Стенька Разин те, олянь максыцясь,
Бояртнэнь марто ине тюрицясь.
Минь сонзэ марто вейсэндятано,
Киска-бояртнэнь каршо стятано.
Мода марто сынст човорясынек,
Оляв эрямонть кедьстэст нельгсынек!»
Чадыведекс тусть – сыргасть эрзятне,
Мартост вейсэндясть мокшонь алятне.
Сисем тёжашка велув промокшность,
Равонть ёнов сынь вейсэ сыргакшность,
Сянгсо, цётмарсо тапасть бояртнэнь,
Левшень ождясо повсесть мурзатнень.
Азарсь душмантнэ весе соракадсть,
Кежей мурзатне допрок лажакадсть.
Сестэ арсезевсть киска-бояртнэ,
Пек ризакалесть сестэ сюпавтне:
Кода Олёнань изнямс виензэ,
Кода кундамс бу прявтонть эсензэ?
Снартнесть сырнеде прянзо рамамо,
Яла вешнесть сынь ломань истямо.
Ансяк эзть муевть оймень саиця,
Мазый Олёнань сыненст мииця.
Сестэ сыргавтызь бояртнэ войскаст,
Каршонзо стявтызь ружияст-пушкаст.
Толонь пиземе кармась пултамо,
Кевень цярахмант масторс керямо.
Эрьва ёндо промсть тезэнь кежей ятт,
Весемень кедьсэ цитнить ружият.
Ятонь полктнесэ весе тонавтозь,
Парсте оршазь, парсте анокстазь.
Олёнансетне оршнезь нуласо.
Сянгсо, цётмарсо каршост тюрекшнесть,
Ламо сядо ятт сянго лангс кепсесть,
Ды в изняви пушкась мокшнасо.
Изнизь Олёнань паро алятнень,
Повсизь палманга полонс саезтнень.
Мейле Олёнань кундызь-сюлмодизь,
Кежей кискатне прявтонтень ускизь.
Сынь кундызь-ветизь ашо ошонтень,
Ашо кудонтень, Ибряй царентень.
Совасть слуганзо, пульзясть комадо,
Зярдо стявтынзе – кармасть кортамо:
«Ине ведунонть вана кундынек,
Вана икелеть сонзэ минь ветинек.
Нулав кренчензэ допрок чавинек,
Кадовикстнэнь минь полонс саинек».
Ибряй кежейстэ сонзэ лангс варштась,
Гуень варштавксось аванть пачк ютась.
Чикоргавтынзе тюжа пеензэ,
Кевкстнесь, ков сатотсть ношка превензэ:
«Костонь тон улят? Кодамо велесь?
Войскасот зяро солдатот ульнесть?
Ки кучинзеть тон мартон тюреме?
Тыщат кепедить, нолгов цёрыне…»
Валгак эзь ёвта Олёна тензэ,
Эзинзе коня валдо сельмензэ.
Ятонть сювордавсть стака мокшнанзо,
Гуекс вешкезевсь Мурзань локшозо.
Локшось правтызе аванть шапканзо,
Шапканть алдо прасть кавто пулонзо,
Полгарькавтынзе Ибряй сельмензэ,
Мерят, кундатотсь сонзэ келезэ:
Ятось чаракадсь, – велить превензэ.
Цюдавсь куломакс авась сонензэ.
Овтокс рокатемсь кежень пандомо,
Олянь вешницянь прявтонть маштомо:
«Пичень кудо, – мерсь, – нейке чаподо,
Коське поень пенгть тозонь вачкадо…»


* * *

Эрзянь Олёнань ветясть ульцява:
Прязо кепедезь, прок азорава.
Весе народонть панизь ваномо,
Несызь куломанть – кармить сорномо.
Се шканть васолга Разин ливтякшнось,
Вейсэндямодо сонгак арсекшнесь.
Неть мельтнень марто тов Олёна сась,
Косо учокшнось сонзэ куломась.
Мерсь ломантненень: «Нардынк сельведенк.
Виев тюреманть минь ушодынек.
Течи изнимизь – одов стятано,
Оляс лисстяно, минь изнятано.
Ятонть каршо тынь вейс пурнаводо,
Тумонь тусто вирькс стядо каршонзо,
Рунгом пултасызь – тевем кадови,
Оляс бажамось тенст а пултави».
Вай, тол нолштызе мазый чаманзо,
Кирвазсть Олёнань лангсо палянзо.
Вай, пидси-пулты виде рунгонзо
– Пексты-потомды маконь кургонзо.
Пултызь рунгонзо – саизь оймензэ,
Тусь акуломас сонзэ лемезэ.
Минек масторс сон, минек пингес сась:
Ёвкссо ёвтневи, мороскак совась.

Серафима Марковна Люлякина
Ягодной веле, 1939 – 1940 иеть.


Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 65
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.06.10 00:03. Заголовок: ничего не могу с соб..


ничего не могу с собой поделать - не верю что она эрзянка
доказательств не видел...



эрзя Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 766
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 12.06.10 00:19. Заголовок: Маол сёрмады: ничег..


Маол сёрмады:

 цитата:
ничего не могу с собой поделать - не верю что она эрзянка
доказательств не видел...



Это хорошо! Значит умеешь думать!!! Но нужно искать!!

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 2319
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 10.09.13 20:31. Заголовок: 343 года забвения ..


343 года забвения

... В историографии вокруг имени Олёны много небылиц: она и русская монашка, и воровка-старица, и колдунья с кореньями. Она проклята Церковью, заживо сожжена. Участие женщин в этой войне также просматривается. Их казнили вместе с мужьями. В старой хронике они остались под именем «марфинцы». Оказывается, Олёна в постриге была Марфой. Война - не женское дело, но из народной среды выделились талантливые руководители, организаторы сопротивления. Олёна-ушмодей могла любить, рожать детей, но она выбрала другое – очистить Родину от зла и силой своей святой правды поднимала людей на смертельный бой. Её любили и называли Авой-матерью. Была молода, красива и умна, командовала семитысячным войском – это не было понятно феодалам.
Вот один лишь штрих короткой ее жизни, переданный устами врагов. Донос воеводы князя Щербатова Константина Осиповича (55 лет) руководителю правительственных карательных войск по борьбе с восставшими народами Поволжья князю Долгорукому Юрию Алексеевичу (68 лет). Утро 14 (28 по старому стилю) октября 1670 года: «Воеводе и князю Юрию Олексиевичу Долгорукову. Как ты, князь, велел мне идти с ратными людьми под Пои и Мамлеево и воров у беглой инокини воевать, так я, с божьей помощью, и сделал.
Бой при Поях был зело жестоким, ибо воры вышли не только пешими, но и вершными, с сабельными, с пушками, кое отняли у князя Петра Урусова. Три раза сеча была лютой, и поле усеялось убитыми людьми и конями. Только ночь помешала перебить мне всех воров, и они в лесу схоронились. Их атаманы Сенька Свищев и Тимошка Белоус убиты. Воровка же Алёна гадаю побежьт с остатками людишек к Мамлееву, куда я и перекинул своих вершных и пеших, и бог даст, утром супостатку встречу и разобью. Полоненных воров я расспрашивал с прстрастием и повесил, а ихние расспросные речи посылаю тебе».

Утром этого же дня вершные лазутчики доложили воеводе: «Воров в лесу нет, пушек ни одной, порохового зелья ни единой бочки, лошадей нет, раненых не оставлено, а мука, пшено и гречка из мешков высыпаны и растоптаны». О разгроме повстанцев не может быть и речи. Бой был тяжелый, и победитель достойно, не спеша, забрав раненых и боеприпасы, оставил поле боя.

Вышеприведенная докладная воеводы Щербатова говорит об обратном. Как могли правительственные отряды во главе с воеводой оказаться за 60 км от места боя?! Очевидно одно - бежали, побросав всё: пушки, провизию, раненых.
Далее об Олёне, сколько было ей лет? Судя по доносу воеводы, она намного их моложе (не случайно показал возраст князей), иначе Алёнкой (девчонкой) не назвали бы.
Следующее несоответствие - время сражения. Если верить хронологии Юрченкова, то 6 октября Олёна была уже в Темникове. Однако по старому стилю сражение это могло произойти в последних числах сентября, т.е. 30-го (13-14 октября по Григорианскому календарю). Сведения М.Суетнова правильные. Добавляя 14 дней к 6 октября, получаем, что повстанцы установили власть в Темникове 20 октября.

Николай Аношкин

Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/343-goda-zabvenija

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 2320
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 10.09.13 20:38. Заголовок: Николай Иванович Ано..


Николай Иванович Аношкин прав, усомнившись в хронологии Юрченкова. Сохранились зарубежные письменные свидетельства - описания тех событий в иностранных изданиях тех лет.

Из данных источников видно, что войско Степана Разина было разбито только в ноябре 1670 года, а не в начале октября, как об этом заявляет Юрченков. Эти иностранные источники свидетельствуют и о том, что войско московского царя было в большей степени наёмным, состоящим из шведов и поляков. Алексей Тишайший, испугавшись своего восставшего народа, просто напросто продался шведам и полякам. Именно с их помощью и было разбито войско иньазора Степана Разина. Теперь понятно, почему Разин перед смертью сказал, что Разиных много и они отомстят - он имел в виду эрзян - свой народ: " [казненный] перед смертью сказал: «Вы думаете, что убили Разина, но настоящего вы не поймали, и есть еще много Разиных, которые отомстят за мою смерть».


Степана Разина зарубежные издания называют кровным наследником прежних царей: "в Московии происходят все более удивительные дела, ибо у мятежников обнаружился кровный наследник прежних астраханских и казанских царей", и указывают на его неординарные умственные способности: "большом уме способен совершить нечто особенное".
Разин поддерживал Никона - об этом говорит одно из его требований: восстановить на престоле патриарха(требования перечислены в начале письма - выдело жирным шрифтом).


Разин был не простым казаком, как его принято изображать. Об этом свидетельствует и тот факт, что в то время как тишайший царь Алексей Михайлович в 1668 году строил первый русский военный корабль "Орел", Разин уже владел флотилией в 24 корабля и бил иранский флот: "Казацкий отряд Разина на 24 судах направился к берегам Ирана, разорил каспийское побережье от Дербента до Баку и достиг Решта. Во время переговоров персы напали на них и убили 400 человек. Казаки разгромили город Ферахабад. Близ устья Куры на казачьи суда напал иранский флот, но потерпел полный разгром." http://ru.wikipedia.org/wiki/1668


С Алёной всё сложнее - сохранились ли в России какие-нибудь письменные свидетельства? Возможно, в Свято-Николаевском монастыре что-нибудь сохранилось? На сайте монастыря о мятежной монахине ни слова. Единственное, что есть, это всё те же зарубежные источники:

Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идет о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени. 26 беседа. Альтона, 1677 г.

"Через несколько дней после его (Разина) [казни] была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Ее мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в нее, захлопнула за собой крышку и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука".

Сообщения газет и хроник предоставлены сайтом:
http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/Razin/Izvestija/text1.htm

Весе ловнадо тестэ: http://www.erzan.ru/news/chto-nam-izvestno-o-stepane-razine-i-alene-arzamasskoj


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Аволь мелькужонь ломань
Совась мелькужос: 01.01.70
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.09.13 13:28. Заголовок: Танюш сёрмады: , см..


Танюш сёрмады:

 цитата:
, смело прыгнула в нее, захлопнула за собой крышку и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука".


По словам Темниковских старожилов ( слышано от Михалкиной Веры Матвеевны и эта информация передавалась изусно среди Темниковцев): " Её вели по помосту что бы столкнуть уже в горящий сруб. Алёна оттолкнула, тех кто её вёл под руки и сама спрыгнула в огонь. На следующий день мордва собрала пепел с кострища и увезла неизвестно куда".
По сообщениям Аношкина Н.И.: он нашёл где захоронен пепел.
И ещё: в Темникове проживали и живут мокшане.
Материал об Алёне Арзамаской есть в Темниковском краеведческом музее им. адмирала Ф.Ф.Ушакова.

Сюконян: 1 
Цитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 2321
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.09.13 17:58. Заголовок: Гость сёрмады: Мате..


Гость сёрмады:

 цитата:
Материал об Алёне Арзамаской есть в Темниковском краеведческом музее им. адмирала Ф.Ф.Ушакова.



Большое спасибо за информацию!

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
moderator




Сообщение: 38
Совась мелькужос: 14.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.01.14 21:10. Заголовок: Танюш сёрмады: Рази..


Танюш сёрмады:

 цитата:
Разин был не простым казаком, как его принято изображать. Об этом свидетельствует и тот факт, что в то время как тишайший царь Алексей Михайлович в 1668 году строил первый русский военный корабль "Орел", Разин уже владел флотилией в 24 корабля


Руская история 
В пользу воспитания
сочиненная Сергеем Глинкою
Часть шестая
издание первое
от 1613 до 1689 года

http://shot.qip.ru/00bN29-5ZCpdjHZk/

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
moderator


Сообщение: 443
Совась мелькужос: 16.05.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.05.16 08:10. Заголовок: Гость сёрмады: По с..


Гость сёрмады:

 цитата:
По словам Темниковских старожилов ( слышано от Михалкиной Веры Матвеевны и эта информация передавалась изусно среди Темниковцев): " Её вели по помосту что бы столкнуть уже в горящий сруб. Алёна оттолкнула, тех кто её вёл под руки и сама спрыгнула в огонь.


В Темникове несколько лет назад названа улица в новостройках имени Алёны АРЗАМАССКОЙ...

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Аволь мелькужонь ломань
Совась мелькужос: 01.01.70
ссылка на сообщение  Кучозь: 24.04.19 15:35. Заголовок: Старый и новый стили


По поводу старого и нового стиля, например, "Утро 14 (28 по старому стилю) октября 1670 года." (Сообщение 2319).

В тот период (c 1582 по 1700 гг.) разница между двумя календарями составляла 10 дней. Поэтому 14 октября 1670 г. по новому стилю - это 4 октября того же года по старому стилю.
В православной традиции встречаются случаи, когда независимо от того, в каком веке произошло то или иное событие, расчёт ведут исходя из фиксированной разницы в 13 дней. Так на памятнике Царевичу Димитрию в Угличе мы увидим дату 28 мая, хотя он погиб 15 мая 1591 г., когда разница между календарями тогда составляла те же 10 дней.

Не в осуждение кому-либо, хочу сказать, что, строго говоря, такой подход неправилен с астрономической и хронологической точки зрения.

Сюконян: 0 
Цитата Сермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 10
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась