Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова
Самобытность шокши подчеркивает и национальная одежда. Праздничный костюм женщины-шокши нам продемонстрировала жительница села Мария Федоровна Кабаева. Он включает в себя несколько компонентов: рубаха – панар, жилетка – шубейка богато расшитая тесьмой, блестками, отороченная мехом, головной убор – сорока. Украшение сороки – легкие стеклянные бусы. Одевали костюм по особо торжественным случаям, например, на свадьбу. Мария Федоровна не просто сохранила все его составные части, но и реставрировала. А для внучки Наташи сшила новый. Кстати, шокшинский костюм, в виду его уникальности, представлен в Государственном историческом музее в Москве.
Мех горностая используется для оторочки. Из меха горностая делают царские мантии. Девочка вырастет, выйдет замуж и только тогда оденет головной убор - сорока, а пока с лентой.
Кучозь: 26.12.12 20:34. Заголовок: Для шокшинского кос..
Для шокшинского костюма характерна монументальная пластика объема, особая строгость линий. Высокий, прямо надетый головной убор задавал определенную осанку фигуре человека и размеренность движениям. Наряд, состоявший из белых, слегка подсиненных одежд, украшенных вышивкой и аппликацией, дополнялся сложным комплексом украшений из раковин-каури, бус и бубенцов. Одна из характерных особенностей - обильное использование серебряных блесток, которые нашивались на вышивку и аппликацию рубах и головных уборов, отчего наряд сиял, как парчовый, уподобляясь в народном представлении царственным одеждам.
Рубаха-панар. Покрой рубахи ближе к эрзянскому, одежда кроилась из двух составленных полотнищ холста, сложенных вдоль плеча пополам, образующих стан рубахи без проймы. Длинные рукава доходили до запястья и декорировались вышивкой, которую покрывали блестки. Повседневная рубаха украшалась узкой полосой вышивки набором с расчетом узора на семь нитей, соответственно одежда называлась «сисемь сэри панар». С усложнением узора и его техники ценность рубахи возрастала. Разновидности рубах – «кемень сэри панар» (в десять нитей), «кемготува сэри панар (в 16 нитей), «нумулонь пиле панар» (заячьи уши) – относились к разряду праздничных выходных одежд. Самыми нарядными считались рубахи «трокс алга» и «аложаки панар», надеваемые по самым большим праздникам, входившие в состав свадебного костюма. Все эти виды панар украшались нашивками на лопатках – калапаця из ярко-красных шелковых больших прямоугольников, вероятно заменивших на этом месте вышивку. Их интенсивный цвет подчеркивало введение россыпи серебряных блесток, пришитых в орнаментальном порядке. Особый интерес представляет верхняя рубаха – нангунь панар, кроившаяся более широкой за счет введения в боковые швы клиньев, расширяющихся кверху, самобытным был также крой рукавов, чрезвычайно широких, длиной в точь холста. Форма нангунь панар была рассчитана на прием драпировки, широкие рукава закладывались в складки, прикалываясь на груди фибулами, подол приподнимался, обнажая декор нижних рубах, а на стане делался мягкий напуск – пазуха. Этот тип одежды восходит к глубокой древности, он являлся составным элементом празднично-ритуального костюма.
Жилетка. Длинная безрукавка входила в состав одежды еще с древних времен. Его покрой подчеркивал женственность фигуры. Если спереди полы лежали свободно, слегка расширяясь книзу, то сзади акцентировалась линия талии, а две заложенные у пояса складки – ханты, рассчитанные на форму валика набедренника, выделяли бедра. Шубейка богато расшивалась тесьмой, узорчатыми лентами, блестками, оторачивалась мехом сурка. Шубейку носили только в теплое время, обыкновенно начиная с пасхи. Характерно, что в шокшинском костюме отсутствовала такая деталь, как передник. Однако состав съемных элементов включал в праздничный наряд парные боковые полотенца – род несшитой одежды.