Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 28
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 09.12.09 19:10. Заголовок: "Аштема Кудо"-Эрзянский институт


"Аштема Кудо"-Эрзянский институт

Старые эрзянки и сейчас еще помнят и рассказывают, как они в молодости проводили долгие осенние и зимние вечера. Девушки и молодые женщины брали с собой рукоделие (вышивку, вязание, шитье) и собирались в аштема кудо. Обычно это была изба одинокой старушки, которая охотно пускала к себе молодежь: и старушке веселее коротать вечер, и молодым никто не мешает, семьи-то у нее нет.

До сих пор никто не определил, не взвесил, сколь полезными, ценными были эти встречи – собрания в жизни эрзянского народа, какую роль аштема кудотне сыграли в становлении жизненного уклада и национального характера эрзян.

Читайте всю статью на
(Портале "Эрзянь Ки")



Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт - 28 [только новые]


эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1334
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.09.10 21:17. Заголовок: http://rutube.ru/tra..

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 826
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.09.10 21:45. Заголовок: это что на полном се..


это что на полном серьезе??!!

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1335
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.09.10 22:13. Заголовок: Танюш сёрмады: это ..


Танюш сёрмады:

 цитата:
это что на полном серьезе??!!



Давайте подумаем вместе. Процесс дебилизации в учебных заведениях Мордовии совершенно очевиден, ни одного из тамошных ученых историков нельзя воспринимать серьёзно. И этот процесс запущен политиками, каковы цели?????
Вы заметили, что жизнь простых людей уже на протяжении многих лет заключается только в зарабатывании денег, небольших денег, а тратятся они по сути в большинстве своем на ненужное?
А ведь это свидетельство зависимости


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 827
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.09.10 22:28. Заголовок: admin сёрмады: Вы з..


admin сёрмады:

 цитата:
Вы заметили, что жизнь простых людей уже на протяжении многих лет заключается только в зарабатывании денег, небольших денег, а тратятся они по сути в большинстве своем на ненужное?



Я неоднократно уже слышала такую поговорку: переводить деньги на туалет
Но ведь без средств пропитания человек тоже не выживет, это элементарно нужное. На это хочешь-не хочешь, а надо зарабатывать.
А зарплаты у большинства оставляют желать лучшего. Поэтому нас всех, действительно, легко поставить в зависимость.


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1342
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.09.10 20:38. Заголовок: 2010 год, Россия Вид..


2010 год, Россия Видеозапись доклада П.П.Гаряева, доктора биологических наук, академика РАМТН и РАЕН, президента Института квантовой генетики, научного директора Wave Genetics Inc (Канада, Москва) на IX Международных Педагогических Чтениях (9 - 11 января 2010 г., Москва, педагогический университет)


П.П.ГАРЯЕВ Книга - ЛИНГВИСТИКО-ВОЛНОВОЙ ГЕНОМ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

http://via-midgard.info/<\/u><\/a>

Скачать тут
http://kobtv.narod.ru/files/Petr_Gariaev.pdf<\/u><\/a>

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Мелькужонь ломань


Сообщение: 28
Совась мелькужос: 27.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.09.10 22:40. Заголовок: admin сёрмады: Роли..


admin сёрмады:

 цитата:
Ролик повествует о претворяемых сегодня в жизнь глобальных планах мировой закулисы, которые были раскрыты Джоном Колеманом в книге "Комитет 300" ещё в 90-х годах 20 столетия.



В совокупности с работой Владимира Истархова "Удар русских богов" получается "картина в масле"...

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1349
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.09.10 00:38. Заголовок: Владимир Истархов &#..


Владимир Истархов "Удар русских богов" скачать можно тут http://knigadarom.com/downloading.php?id=7182<\/u><\/a>

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 838
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.09.10 07:24. Заголовок: Вы знаете, первое вп..


Вы знаете, первое впечатление и от ролика и от книги, что на меня пытаются оказать волевое воздействие, их тон мне не понравился - чересчур поучительный и надменный, будто авторы сами боги.

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1358
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.09.10 20:24. Заголовок: ВСЯ ПРАВДА О ЛЮДЯХ и..

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1359
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.09.10 20:49. Заголовок: Пирамиды - то, что о..

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 41
Совась мелькужос: 30.01.10
Косто: Новокузнецк
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.09.10 18:28. Заголовок: Админ, тон пештекшня..


Админ, тон пештекшнят эрзянь мелькужонть шукшсо.

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1367
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.09.10 19:06. Заголовок: erzia сёрмады: Адми..


erzia сёрмады:

 цитата:
Админ, тон пештекшнят эрзянь мелькужонть шукшсо.



Евтак эрзянь паро ломань мезе тоне аволь лукш? Арсезевть мезекс алонте ЛУКШОСЬ!? Невть эсинть важодема косо тонь лукш арась?
Сюконян теть.

админ.

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1368
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.09.10 19:07. Заголовок: Маризь Кемаль тонавт..

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1697
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 31.12.10 22:08. Заголовок: Шумбрат, эрзянь рась..


Шумбрат, эрзянь раське!

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1259
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 31.12.10 22:38. Заголовок: ШУМБРАТ, admin !!! О..


ШУМБРАТ, admin !!! Од ие марто!!!

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1698
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 31.12.10 22:40. Заголовок: Нужно собирться боль..


Нужно собираться большому количеству эрзянских людей и работать в направлении своего народа

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1260
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 31.12.10 22:48. Заголовок: Нас должна сплотить ..


Нас должна сплотить идея возрождения нашего этноса - народа по имени ЭРЗЯ, положившего начало Руси.

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2<\/u><\/a> Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Авардень Сандра




Сообщение: 29
Совась мелькужос: 05.12.10
Косто: Мерянь мастор
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 01.01.11 02:45. Заголовок: Наступивший год, по ..


Наступивший год, по ряду признаков - судьбоносный год. Когда вековая ложь наконец-то вскроется и станет очевидной для многих людей, потерявших свои корни, свои духовные ориентиры ...

Желаю всем здоровья, бодрости, инициативы, смело и радостно смотреть в будущее, которое принадлежит тем, кто не боится, кто в любых ситуациях живет, а не выживает, кто смело борется за собственное счастье. Пусть 2011 год принесет нам заслуженную награду за все наши труды и за смелость наших мечтаний!

Пусть перемены будут в нашу пользу и пусть ветер будет дуть в наши паруса!


Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1734
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Косто: Нижегородская, Нижний Новгород
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.02.11 19:50. Заголовок: МОРДВА,- СУБЭТНОС, Б..


МОРДВА - СУБЭТНОС БЕЗ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО.

Из кого состоит мордва? Что оставит за собой мордовский народ? Думает ли мордва о своем будущем? А может ли мордва найти следы потерянных предков и восполнить знания о том, кто же она на самом деле?
А зачем это надо? Заявляет типичный представитель народа и далее он произносит буквально следующее: «Возврат назад нас откинет в каменный век, и мы превратимся в племена, лазающие по деревьям», - эти люди боятся узнать свое прошлое?
Мордва просто хочет жить и наслаждаться, вот и все!
Такая точка зрения имеет право на жизнь, но тогда мордвины у власти пусть не устанавливают свои стандарты и правила, которые остальными должны выполняться беспрекословно. Иначе происходит навязывание мордовского мнения и потеря личных свобод граждан.
Именно нарушение прав заставили автора этих строк поразмышлять над мордовским вопросом: «Есть ли мордовский народ?» и изложить факты о мордовской национальности в этой статье. Надеюсь, они помогут общественности узнать правду о «мордовском народе».

Мордовская властная «элита» боится человека думающего, она готова сделать все возможное, чтоб покорить разум, сделать его управляемым, а в противном случае растоптать.
Идеальным представителем мордовского народа для них является «мордвин послушный», выполняющий любые команды хозяина.
В настоящее время они с помощью СМИ много достигли, заставив огромное количество человеческих существ выполнять свою волю, волю «хозяина». Одураченный люд навязанную «волю» принимает за свою собственную - это и есть управление обществом, управление из «вне», дистанционно через посредника, путем внушения мордовской теории «мордвинизации».

Каким же образом достигнуто управление сознанием? Чтобы осознать смысл происходящего, необходимо вернуться назад в прошлое, там необходимо искать причины происходящего и способы противостояния этому нездоровому явлению.
Реально ли попасть в прошлое на несколько веков или тысячелетий назад?
Не просто, но все же возможно, если вооружиться: разумом, логическим мышлением, желанием знаний, памятью предков, всё это поможет в таком необыкновенном путешествии собрать неопровержимые факты.

Вся историческая литература, включая авторитетных ученных, нуждается в проверке и анализе, поэтому и следует отправиться в прошлое, так как в настоящем мы находим лишь исторический хлам.

В качестве примера можно привести такой факт: огромное государство СССР обучало всех своих граждан по одной программе обучения несколько десятилетий, нескольким поколениям вдалбливалась одна и та же историческая информация - министерства просвещения СССР. Составлялась она небольшой группой лиц по указке руководства и это вдалбливание в головы учащихся являлось не чем иным, как идеологией, определенного рода инструментом влияния на разум личности и общества в целом. Из учеников выращивали нужных им «человечиков» определенного сорта, обладающих стандартной, удобоваримой базой исторических знаний. В соответствие с этими целями подменялись понятия и исторические факты, выпускались только те произведения литературы, которые подходили для коммунистической идеологии, все остальное уничтожалось и пряталось.
Что изменилось теперь в современном государстве?
Многое стало другим, но цели сохранились, а средства достижения стали более изощренными, продуманными, еще глубже подавляющими волю каждого отдельно взятого человека.
Достигается это с помощь хаоса, полной дезинформации, вселение страха, постановки граждан страны в условия экономического выживания. При этом мозг работает лишь в одном направлении, все мысли нацелены исключительно на добывание пищи насущной, всё остальное становится не актуальным.
В этот же момент с помощью средств массовой информации происходит вливание нужной информации в головы верующих.
В современных школах рассказывается одна версия истории, в СМИ другая, а в интернете третья, в итоге с варевом такого котла уже не разобраться.
Таким образом, мы все имеем информацию о исторических событиях далекую от реальных сведений, на самом деле - это специально подготовленный материал для масс, освещенный в выгодном для руководства свете .
Благодаря этому наш разум «воспитан» особенно. Мы доказываем, спорим о каких то событиях, а другие воспринимаем на веру. Все рассуждения по этому поводу, попытки разобраться в историческом процессе воспринимаются как богохульство. Нас выучили принимать за реальность нереальное, зомбировали не воспринимать очевидное.
Из-за погони за материальными «благами» мы забыли все природные ценности, превознесли человека выше всей природы, сотворив из него фактически «бога».
Мы не знаем своего прошлого, у нас уничтожена память о былом, как ненужная часть жизни, а это является нарушением естественного цикла жизни, человек без прошлого - это человек без будущего.
Прошлое является фундаментом, основой, на которой держится весь род человеческий.
Разрушив «фундамент», получается шаткая, безосновательная масса, которую можно легко разрушить.


Поэтому всем нам необходимо срочным образом реконструировать свой фундамент, изучить свое прошлое, принять самосознание своего народа, поверить в свои силы, запретить манипулировать собственным сознанием, и идти дальше своим собственным путем.




портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1561
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.04.11 11:09. Заголовок: Бывший министр геоло..


Бывший министр геологии СССР Козловский отказался от награды Медведева

В России отсутствует стратегия и философия развития государства. А между тем, они должны определять политическую, моральную и практическую деятельность правительства и его подчиненных структур. Не следует забывать, что СССР погубил в значительной мере догматизм, отсутствие глубокой проработки перспектив развития общества и государства, отсутствие инструмента глобального мышления и истинного положения дел в мире и стране. Учитывая, что мы два десятилетия толчемся на месте, мы и сейчас не сделали выводов из прошлого! Современная Россия находится в социально-экономическом, политическом и идеологическом тупике.

Однако 97% населения страны, по данным социологов, считают, что никоим образом не могут повлиять на решения, принимаемые властью, и, естественно, не несут за них ответственности. Этот возврат к схеме социального антагонизма — «мы» и «они» — лишает модернизацию шансов на успех.

Таким образом, социальный аспект, воплощение мечты своих цивилизованных императивов в обновлении и развитии России сейчас не менее важны, чем технологические и экономические нововведения.

Читать полностью: http://news.bcm.ru/doc/67228<\/u><\/a>


admin сёрмады:

 цитата:
Поэтому всем нам необходимо срочным образом реконструировать свой фундамент, изучить свое прошлое, принять самосознание своего народа, поверить в свои силы, запретить манипулировать собственным сознанием, и идти дальше своим собственным путем.




эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Аволь мелькужонь ломань
Совась мелькужос: 01.01.70
ссылка на сообщение  Кучозь: 21.04.11 06:45. Заголовок: ­ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ ..


ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ АОРСЭ

или пока поем эрзянские песни


Год 2011. Лукояновский район переживает не лучшие времена. При въезде в село в глаза в первую очередь бросаются дома, покинутые людьми. Выбитые окна, рамы, покосившиеся крыши, двери, а то и всего лишь остова срубов, - все это выглядит удручающе. Если к ним добавить: летом бурьян, а зимой завалы из сугробов, становится не по себе. А ведь совсем недавно здесь жили люди, местная аура была пронизана теплом их общения, их проблемами и заботами, звучала эрзянская речь. Такая нерадостная картина, к сожалению, не исключение и для села Шандрова, а по эрзянски Аоре, куда мы приехали на праздник.

Несколько десятков лет назад село Шандрово и колхоз «Единство» был одним из лучших, не только в Лукояновском районе, но и в Горьковской области. Колхоз-миллионер ревностно благоустраивал село, на зависть соседям. Он объединил под свое начало несколько эрзянских сел: Аоре, Салманьбие, Атиньбие, Мессинговка. Поистине эрзянский округ. Люди охотно оставались жить в родных селах, работы было много, хорошие заработки. Не вся молодежь стремилась в город, заводили семьи, рожали детей. Для молодежи колхоз представлял индивидуальные дома и квартиры, выделялась лучшая техника. В селе своя больница, стоматологическое отделение, детский сад, типовая школа, дом быта и культуры, асфальт, водопровод, газ в домах. Казалось, это благополучие в избранном богом селе никогда не кончится. Но не стало лидера и патриота села, председателя колхоза, Героя Социалистического Труда Семена Семеновича Немцева, пришли другие времена. И они нанесли страшные раны, которые этот благодатный эрзянский уголок не выдержал. В районе ликвидированы все сельхозпредприятия. Ныне из года в год планомерно ликвидируются школы. Средняя сельская школа давно ушла в прошлое. Оставшиеся школы влачат жалкое существование на последнем издыхании.

*********************************

День эрзянского языка в предыдущие годы проводился обычно в стенах школ. В этот год, впервые, провели в Аоре, привезли детей из Чиргуш (Елфимовская осн.школа), из Иваньбие. Атингеевских детей возят учиться в Шандровскую школу. Получился районный детский праздник. В большой зал Шандровского СДК собрались взрослые жители посмотреть на выступление своих детей и внуков, и что отрадно, равнодушных не было. На родном языке дети бойко исполняли песни и сценки, взрослые им подпевали, смеялись, улыбались. Начался праздник с небольших выступлений организаторов Дня эрзянского языка, с зажжения родовой свечи и песни, ставшею гимном, «Эрзянь кель». Показали свое искусство и приезжие школьники из Чиргуш, руководитель Мария Лазарева, Иванцевские школьники, руководитель Нина Фомина. Дети под руководством Евгении Трофимовой, атингеевские и шандровские, по праву хозяев, вели основной концерт. Им помогал сельский хор «Умарина». В адрес школ были переданы эрзянские книги, календари, а предприниматель Потапов В.В. подарил сельской библиотеке и школе ценные издание эпоса «Масторава» и книг на эрзянском языке.

Собравшиеся вместе руководители села и организаторы праздника отметили с удовлетворением, что Шандрово может стать местом сохранения национальной культуры.

Предприниматель Потапов В.В., скупивший колхозные земли, и ныне являясь крупным землевладельцем, сказал, что может дать работу многим шандровцам, как некогда делал С.С.Немцев. А это гарантия, что эрзянское село Аоре вернется к былому благополучию. Но нашу стабильность определяет политика государства, и в этом свете заявление президента России о том, что Россия не ставит своей самоцелью строительство капитализма, дает обнадеживающие шансы, что жизнь встанет на позитивные рельсы, что, в свою очередь, гарантирует и сохранение национальной культуры. А пока мы сами обязаны хранить и развивать свою эрзянскую культуру, за нас это никто не сделает.



Директор музея эрзянской культуры

Николай Аношкин.­

Сюконян: 0 
Цитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1583
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.04.11 12:32. Заголовок: ­Ещё на Непрядве– тих..


*PRIVAT*

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Аволь мелькужонь ломань
Совась мелькужос: 01.01.70
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.05.11 18:07. Заголовок: ­ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ..


ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ДОИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХЕ

*

Так называемая в народе «Перегибная Гора», которую омывает река Ежать, то и дело в каждую весну преподносит сюрпризы, пополняет находками музеи. Вспоминая свое босоногое детство, когда сельская ребятня целыми днями пропадала на реке, Михаил Савлев рассказывает, как его сверстник, Коля Новиков таскал с реки домой толстые как бревна бивни мамонта. Послевоенное время мало кого они интересовали, сохли и трескались на солнце и все, а их было много, развалились и были выброшены. Школьные музеи появились лишь десятилетия спустя. Сначала в городе Лукоянове, куда принес путевый обходчик огромную кость ноги мамонта. В последующие годы и до наших дней были единичные находки крупных и мелких окаменелостей. Богатый урожай был на находки каменных топоров, тесел, лущил и т.д..

Небольшую коллекцию с Ежати хранит и музей эрзянской культуры города Лукоянова.

Еще во второй половине XVI века на Ежати была эрзянская деревня Эрмезенки. Живописные места сосновых боров по реке определили занятие жителей бортничеством. Сохранилось в документах имя уважаемого жителя Эрмезенок Валгамазынь Тингай. Судьба, как и многих эрзянских поселений в тот период была тяжелой и непрочной. Рядом поселились чужие. Некто Сверчков, занялся промыслом обжига древесного угля. Постоянный дым по всей округе угнетал пчел. Вынудило уйти эрзян Эрмезенцев подальше от плохих соседей. А поселение разрасталось, и было известно, как и поныне Тол-Майдан (Огненная площадь). Но вернемся к Перегибной горе. Недра, выходящие к реке очень подвижные, глины Кембрия, Силура и Девона периодов - это 580 мл. лет, несут множество окаменелостей. Река их промывает и сушит каменной грядой, где можно собрать множество белемнитов, раковин аммонитов разных размеров. Река хранит в отложениях глин и более поздние окаменелости крупных животных, в том числе и мамонтов.

Весна 2011 года проявилась на Перегибных обширным обвалом берега и мощным оползнем в реку. Стоило к чему удивляться. Нами собрано для музея эрзянской культуры большое количество окаменелостей. Мы приняли решение, как и прошлые годы, организовать на это уникальное место летние экскурсии школьников, студентов.

Земля эрзянская и древних фатьяновцев, она богата топонимами и наглядным геологическим прошлым. К сожалению, Лукояновское земство, не проявило желания заниматься памятниками природы района, и краеведы не признанные властями, взяли на себя смелость, объявить это уникальное место памятником природы , установить на свои средства памятный знак.



Аношкин Н.И.- директор

Музея эрзянской культуры







На фото председатель районного общества охраны природы

М.А.Савлев и Н.И.Аношкин с готовой плитой, которая будет установлена на Перегибной Горе Ежати.



Фото обвала и оползня на Перегибной Горе 2011 года.­

Сюконян: 0 
Цитата Сермадомс каршо вал



Аволь мелькужонь ломань
Совась мелькужос: 01.01.70
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.05.11 18:07. Заголовок: ­ЭТО ЗНАЛИ ДАЛЕКИЕ ..


ЭТО ЗНАЛИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ



Древняя арийская философия в какой то степени живет в глубинах современных культур. В первую очередь в языке народа. Как самая устойчивая во времени и информативная структура древней жизни и философских воззрений неисчерпаема, надо только уметь ее считывать. Такие устойчивые понятия о природе общества касты- образования людей, связанных статусом, говорит о многом в древнем этносе. Эрзя-народ хранит в своей речи это философское богатство. Современные мордовцы низложат эрзянский этнос как жалкое племя, язык как наречие , какого языка, сами по своему невежеству не определяют. Те, кто унижает достоинство эрзянской нации, ее великую культуру, по определению наших далеких предков, стоит на определенной ступени-касте общества. Речь данной статьи именно об этом.

Касты- образования людей в обществе. Предки делили общество на четыре противоположные касты. Число 4 (8) неслучайные, а мера способности людей к самоусовершенствованию. Самая высокая каста в арийской культуре приближена к богу по уровню знаний и прозорливости – это брахманы. Это высшая точка знаний, занимающих вершину общества. Не редко их мысли и поступки за пределами понимания обычных людей. Эрзянский праязык стоит в основе названий каст. Брахма – переводится не что иное как проводник бога Ра и матери Ма. Также и другие (индоиранские) названия, гидроним Ра нгх Ва –Волга (валги), племя Мард х Ва (каннибалы).



Брахманы управляли Кшатриями. К этой касте определяют воинов-правителей, администраторов, чиновников. Духовный диктат брахманов проводится именно через них и подчиняет низшие касты.

В эрзянском этносе вершиной (брахманом) был Тюштя, именно его наказ народу был законом. За ним Иньазор-начальник (хозяин), которому подчинялись Покштяи и Ушмодеи. Эта вертикаль опирался на семью, где старшим был Сырькай (Бодя).

Как переводится с эрзянского языка Кшатрий. Это слово образется от Кши (хлеб) и Трий (содержащийся).

То есть содержащийся на казенном хлебе. Тюштя -(брахман) носитель истины. Инязор (кшитрий)- всего на всего правитель.

Кшатрии управляют низшей кастой, «вайшьями). Это самая агрессивная каста общества. В эту касту входят купцы, землевладельцы, промышленники, банкиры. Каста торгашей, где высшей ценностью считается накопление капитала (сделка, выгода, барыш). Они создают свое монопольное пространство, определяют политику высших каст, провоцируют войны, скупают чиновников. И выше стоящие касты обязаны, держать их всегда подконтрольно, силой власти и идеологией, карать коррупцию. Эрзянский язык раскрывает «Вайшьи», как ваи (ваить)- топящие, Ма-землю. В средние века ваи известны как городские ремесленники, наемные убийцы.

Самая низшая каста – это шудры, маргиналы. Дно общества, занятая проблемой самовыживания. Они же доноры и рабы вышестоящих каст, в первую очередь вайшь. Переводится как стоящие между богами Шу и Ра-(обделенные богом). Каждой касте соответствует своя модель поведения, свой облик, свой стереотип. Они







рождают классы и классовые противоречия в обществе. В этом наглядна история России.

На какой же ступени те, кто пытаются извести эрзянскую культуру, стереть эрзянский этнос, заменить мордвой. Они же создают искусственный язык и объявляют тысячилетия ? Что ими движет. Конечно, выгода. Личные интересы обогащения из государственной казны – это каста торгашей (вайшьи). Предки хорошо их определили. Человеческое общество шагнуло в XXI тысячилетие, но законы развития общества одни и те же, они не меняются. Они от бога, как и естественный отбор. Эта политика и эти люди, представители своей касты не могут заслонить национальную идею спасения эрзянского языка и возрождение былого величия этноса. Мордовская утопия, плод политики, купленных и лживых лжебрахманов -ведет в никуда, на уничтожение народа. Эрзянский этнос способен выдвинуть из своей среды брахмана (тюштю), в это, я искренне верю.



Директор музея эрзянской культуры

Николай Аношкин

Май 2011 год.­

Сюконян: 0 
Цитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 25
Совась мелькужос: 05.01.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 15.06.11 17:37. Заголовок: Село Палец: что удал..


Село Палец: что удалось найти в закромах областной библиотеки

Моя душа
[info]iohannbis_nn
June 1st, 15:58

"Хорошо иметь домик в деревне" - это прекрасно знаем из рекламы. Но ещё интереснее знать, что же здесь было интересного в своё время. Село Палец, располагающееся в Перевозском районе Нижегородской области, имеет интересную историю. Мне удалось пока что собрать некоторые её крупицы.

Дореволюционная история подавляющего большинства нижегородских сёл и деревень окутана мраком неизвестности. Периодика и справочные издания, вышедшие до 1917 г., дают очень скудные сведения. И почти все они – о церквях.

Палец — старинное село Нижегородской губернии и Нижегородского уезда. В 1681 г. боярин кн. Ф. С. Урусов построил церковь Одигитриевскую, в которой замечательна икона пресв. Богородицы Одигитрии, писанной в 1664 г.

Одигитриевская церковь в селе Палец Нижегородской области. Современное руиноподобное состояние

1722-1723 годы. Российская империя переживает настоящий пик петровских преобразований. А что представлял из себя Палец в это время?

«В селе собор в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии Страстныя и церковь во имя Козьмы и Дамиана бессеребренников. Обе церкви каменные. При них был протопоп (Пётр Иванов), 2 священника (Алексей Яковлев и Иван Фёдоров), 2 диакона (Алексей и Иван Ивановы), 2 дьячка (Алексей Антонов и Пётр Алексеев) и 2 пономаря (Василий Иванов и Григорий Якимов). Пахотной церковной земли было 45 десятин в трёх полях, сенных покосов на 50 копен. А в приходе было 242 двора: 1 помещичий и 241 крестьянский. Село Палец составляло в то время вотчину князя Б.И.Куракина» (Нижегородские епархиальные ведомости. – 15 апреля 1902 г. – № 8. (часть неофициальная)).

Церковь Козьмы и Дамиана не сохранилась. Но известно, где она стояла. «Адрес-календарь Нижегородской епархии» за 1904 год называет её каменной кладбищенской и указывает год её постройки (1496). Кладбище сохранилось и называется, соответственно, Козьмодемьянским.

Стоит ли удивляться, что в таком крупном селе 2 храма?! К рубежу XIX-XX веков численность населения ещё более возрастает – 1125 человек. Число дворов достигает 162 («семь я»). Жители занимаются, кроме земледелия, плотничеством. В это же время действуют школа (скорее всего, церковно-приходская) и красильня. Факты для этого абзаца взяты из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона».

Кстати, «Адрес-календарь Нижегородской епархии» за 1904 год сообщает о существовании в селе уже двух школ – церковноприходской и земской. В это время приходу Одигитриевской церкви принадлежало 75 десятин земли, а в приход входило шесть деревень («Адрес-календарь» не уточняет, каких именно).

Начало XX века ознаменовалось крупным для деревенского масштаба событием. «4 ноября 1912 года при многолюдном стечении народа был торжественно освящён памятник Царю-Освободителю Императору Александру II-му.

По окончании литургии крестный ход направился с хоругвями к памятнику, где был отслужен молебен при пении хора певчих села Гридина.

По окончании молебна местным земским начальником Н.С.Тережиным была сказана речь, касающаяся освобождения крестьян от крепостной зависимости. Затем присутствовавшим лицам был предложен завтрак, за которым были провозглашены здравицы за ныне царствующего Государя императора Николая Александровича, нижегородского губернатора А.Н.Хвостова и местного земского начальника Н.С.Тержина» (Нижегородская земская газета. – 22 ноября 1912 г. – № 46. – стбц. 1282. (рубрика «Жизнь в губернии»)). В цитате не уточняется, но речь здесь идёт, видимо, об обелиске, который сохранился до наших дней (стоит у основания спуска от ул. Горы к шоссе). К сожалению, я не могу это утверждать. И если предположение это верно, то перед нами один из считанных сохранившихся до наших дней монументов в честь Александра II из огромного их множества, возводившегося в дореволюционной России (достаточно назвать Москву, Нижний Новгород, Владимир, Городец…).
Tags: Нижегородская глубинка


Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 26
Совась мелькужос: 05.01.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 15.06.11 17:39. Заголовок: ­ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ МАТЕ..


*PRIVAT*

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 27
Совась мелькужос: 05.01.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 15.06.11 17:40. Заголовок: ­« Во времена всеобще..


*PRIVAT*

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1673
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Кучозь: 16.06.11 21:16. Заголовок: ­ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ..


*PRIVAT*

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 470
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась