Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова
На заглавной странице портала "Эрзянь Ки" есть строки "Сознательное исключение русской историографией Эрзи, Мери, Муромы, Мещёры и других из русской истории не только является её фальсификацией, но и величайшей исторической ошибкой, ибо заставляют русских мыслить себя не теми, кем они являются". На мой же взгляд, это преступление. Не меньшим преступлением является и отношение имперских властей к потомкам меря и эрзя - большинству жителей востока современного Центрального и почти всего Волго-Вятского района РФ.
Ярославская, Ивановская, Костромская области, так же, как и Эрзянь Мастор, были обескровлены, став главными донорами людских резервов для Великих строек империи, освоения целины и т.д. Разруха и запустение - вот что ныне объединяет эрзянские и мерянские земли.
И какой контраст с Финляндией, вышедшей из империи 93 года назад! Где едва ли не в каждой районной больнице стоит компьютерный томограф, и медицинское обслуживание для грждан абсолютно бесплатное. Как бесплатное и любое образование.
А многие финны 100 лет назад и языка родного не знали, т.к. государственными были шведский и русский. Но захотели стать Народом с большой буквы - и стали им, и язык с нуля подняли. Ведь даже Карл Густав Маннергейм - национальный герой - по фински еле-еле говорил. С Эрзяно-Мерянской Русью практически то же самое.
Кучозь: 08.12.10 07:55. Заголовок: AvarS сёрмады: Но з..
AvarS сёрмады:
цитата:
Но захотели стать Народом с большой буквы - и стали им, и язык с нуля подняли.
ВСЁ В НАШИХ РУКАХ. НАДО ОЧЕНЬ ХОТЕТЬ СТАТЬ НАРОДОМ, а не быдлом. когда ЯСНО видишь перед собой ЦЕЛЬ, тогда не страшно И МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПЛОЧЕННЫМИ, А НЕ РАЗРОЗНЕННЫМИ
Сообщение: 3
Совась мелькужос: 05.12.10
Косто: Мерянь, Кострома
Репутация:
0
Кучозь: 08.12.10 22:47. Заголовок: Танюш сёрмады: ВСЁ ..
Танюш сёрмады:
цитата:
ВСЁ В НАШИХ РУКАХ. НАДО ОЧЕНЬ ХОТЕТЬ СТАТЬ НАРОДОМ, а не быдлом. когда ЯСНО видишь перед собой ЦЕЛЬ, тогда не страшно И МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПЛОЧЕННЫМИ, А НЕ РАЗРОЗНЕННЫМИ
Да, конечно. И проблема именно в том, что мы как раз разрознены. Смутный 20 век оторвал нас от родных корней, раскидал по необъятным просторам империи, бесславно закончившей существование. Вопрос теперь в том, как от слов перейти к конкретным делам.
Как программу-максимум на ближайшую перспективу, предлагаю обсудить возможность возрождения группами энтузиастов (несколько семей) заброшенных сёл на родной земле, где можно организовать какое-то производство и жить по своим правилам, находясь в минимальной зависимости от властей.
В крупных городах вопрос как выжить вскоре может встать не в плоскости национального самосохранения, а в плане чисто биологическом: того гляди полетит вся инфраструктура. И что с РФ будет - не понятно... Но в любом случае, жить в крупных городах, в полной зависимости от водо-, тепло-, электроснабжения и др. в смутное время, не имея тылов - мягко говоря недальновидно.
Есть пример, достойный подражания: несколько семей возродили жизнь в селе Шаблово на реке Унже под Кологривом, организовали семейный детский дом, построили дом-музей мерянского художника. сказочника, целителя и провидца Ефима Честнякова. (http://www.anvictory.org/articles/view/32/488) (http://newshablovo.narod.ru/)
Кучозь: 08.12.10 22:59. Заголовок: AvarS сёрмады: Как ..
AvarS сёрмады:
цитата:
Как программу-максимум на ближайшую перспективу, предлагаю обсудить возможность возрождения группами энтузиастов (несколько семей) заброшенных сёл на родной земле
Отличная идея! Но не каждый готов к такому шагу. Например, как одинокой городской женщине решится на такой шаг?!!
Сообщение: 5
Совась мелькужос: 05.12.10
Косто: Мерянь, Кострома
Репутация:
0
Кучозь: 09.12.10 00:08. Заголовок: Танюш сёрмады: Но н..
Танюш сёрмады:
цитата:
Но не каждый готов к такому шагу
Это очень большая проблема. Но и для семейных, особенно при наличии маленьких детей - проблема не меньшая. А тем, у кого в семье есть больные или престарелые родственники - им тоже не легче.
Прежде в сего, рекомендую тем, кого интересует подобный проект, съездить в Шаблово (где рады всегда добрым гостям)! Это надо увидеть своими глазами - тогда и новые силы появятся!
Сообщение: 6
Совась мелькужос: 05.12.10
Косто: Мерянь, Кострома
Репутация:
0
Кучозь: 09.12.10 19:58. Заголовок: Сегодня Шаблово пере..
Сегодня Шаблово переживает второе рождение. Усилиями энтузиастов-переселенцев в селе восстановлена изба Честнякова и еще несколько домов-музеев: крестьянского быта, художественная галерея и даже музей Коня Кологривого. По сути, получился настоящий этнографический комплекс.
Если поездку согласовать (координаты найти не проблема), ночевать в палатке не придется.
Кучозь: 11.12.10 13:08. Заголовок: А знаете, я сейчас п..
А знаете, я сейчас подумала, что у нас ведь есть свое эрзянское Шаблово, и не одно даже. Во-первых, это Подлесная Тавла (Вирь Тавла), о которой я писала: Вирява. Дорамось терди. Зов дорамы<\/u><\/a>, Дорамось терди. Зов дорамы<\/u><\/a> А, во-вторых, Лукояново - музей эрзянской культуры, которым руководит Николай Иванович Аношкин (Аношонь Тумай):
Интересно услышать, что думают на Руси Мерянской о таком персонаже, как БАБА ЯГА?
Вот мнение Светланы Жарниковой (заместитель директора по науке Вологодского областного научно-методического центра народного творчества, кандидат исторических наук, этнограф): Цикл интервью Жарниковой С.В.<\/u><\/a>
Кучозь: 15.12.10 01:30. Заголовок: Хотелось бы привлечь..
Хотелось бы привлечь внимание специалистов к тому, что собрано в школьных и краеведческих музеях Костромской области.
ВОХМА Школа: 157760, КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВОХОМСКИЙ РАЙОН, П ВОХМА, УЛ СОВЕТСКАЯ, Д 70, тел. (49450) 2-15-60 Краеведческий музей Вохмы: (494-50)-2-10-86, газета "Вохомская правда" vрrаvda07(@)rаmblеr.ru, тел. (49450)-2-23-81, 2-23-85.
НЕЯ Школа: 157330 Костромская обл. г.Нея ул.Больничная д.8 тел. (49444) 2-01-49. http://sch1.ucoz.ru/ Е-mаil: s1-infоrm(@)yаndех.ru
Интересно услышать, что думают на Руси Мерянской о таком персонаже, как БАБА ЯГА?
ЯГА! Так у нас в Шокше называли и называют людей в павших чуть-чуть в детство. Людей пожилого возраста, не зависимо от пола, перестающие следить за собой, скорее по состоянию души: не опрятность в одежде, в чистоте тела , не причёсаность-не подстрижаность, чудаковатость в поведении - нет не маразм, а как бы чуть-чуть не от мира сего... т.е. появляется предчувствие-понятие что человек почти готов перейти в мир иной, он уже подустал от пребывания на нашей бренной земле. ЯГА, это как печать человека, человеку. Нет не изгой, но уже перешедший на другую ступень бытия и отношение к нему было соответствующее, не много таинственное т.к. человек соприкоснулся с чем-то не изведанным, что не понять окружающим, пока сам не впал в это состояние. Человек уже выбрал свою стезю, к нему уже не обращались не беспокоили, но если он, она обращались с чем либо , то относились с пониманием и с уважением к его состоянию, к состоянию его без смертой души... И без надобности таких людей не беспокоили, они пребывали в социуме независимо от происходящего, от мирского.... "СОН уж ЯГА ТИИВСЬ" = "ОН,ОНА СТАЛА ЯГОЙ" - ВСЁ!!! этого было достаточно, что бы "отойти" от человека по "делам" земным..... Вот такое это понятие ЯГА.
ЯГА, это как печать человека, человеку. Нет не изгой, но уже перешедший на другую ступень бытия и отношение к нему было соответствующее, не много таинственное т.к. человек соприкоснулся с чем-то не изведанным
Одним словом, видоизмененное сознание. В нашей местности подобный смысл вкладывался в это слово. Ягавс теэвсь = превратился в Ягу.
Кучозь: 20.12.12 09:27. Заголовок: ТУЗУР сёрмады: у на..
ТУЗУР сёрмады:
цитата:
у нас в Шокше
Как выясняется, только в Костромской области в Галичском районе (до 19 века сам Галич известен как Галич-Мерьский, «Мерьский стан») есть и река, и деревня под названием Шокша. Сильный аргумент в пользу гипотезы о единстве народов. Но как можно перевести само это слово, «Шокша»?
Сильный аргумент в пользу гипотезы о единстве народов. Но как можно перевести само это слово, «Шокша»?
По мнению АНОШОНЬ ТУМАЯ: "В эрзянском языке слова шок-мяч, лёгкий, подпрыгивающий, синоним покша (сильно скачущий), капши (торопящий), и все эти гидронимы и этнонимы- эрзянский язык". Да, есть такое полузабытое слово ШОК, сейчас больше используется "ЖАР" - мяч Читал и такое, что на марийском языке "ШОКШ" - рукав реки, но само слово "марийский" от "марэ, мари" - слышать, услышал.... как-то не совсем то... получает так: "те, кому дали имя, дают имя давшим имя"))) От своих бабушек в детстве слышал и такое "ШОПСУВ, ШОПСА,ШОКСА" Моё мнение :"ПОКШ+ША" трасформировалось в ШОКША, так больше похоже на правду и тогда появляется связь : откуда произошло имя "РАША". Но это моё мнение и, надеюсь, Вы мне не откажете в этом - иметь свою точку зрения.
Кучозь: 21.12.12 10:43. Заголовок: ТУЗУР сёрмады: От с..
ТУЗУР сёрмады:
цитата:
От своих бабушек в детстве слышал и такое "ШОПСУВ, ШОПСА,ШОКСА" Моё мнение :"ПОКШ+ША" трасформировалось в ШОКША, так больше похоже на правду и тогда появляется связь : откуда произошло имя "РАША". Но это моё мнение и, надеюсь, Вы мне не откажете в этом - иметь свою точку зрения.
Не из этой ли серии и река Шексна, на которой стоит Череповец? Насчёт слова «РАША» вопрос сложный. Если имелось в виду английское Russia - как давно там это слово произносится именно так? Известно, что английская орфография не менялась в течение очень долгого времени, тогда как звуковая форма языка претерпела значительные изменения за последние 300 лет и продолжает меняться прямо-таки на наших глазах.
Кучозь: 21.12.12 12:28. Заголовок: AvarS сёрмады: из ..
AvarS сёрмады:
цитата:
из этой ли серии и река Шексна, на которой стоит Череповец? Насчёт слова «РАША» вопрос сложный.
AvarS здравствуй! По моему не особо и сложно - почитай ( извини что на ты, но у НАС, в нашем с тобой народе, нет обращения на ВЫ) что пишет САЯН ХАМЗАУЛЫ. Мы просто слишком часто "посыпаем голову пеплом"))) и оглядываемся не понятно на кого ))), ищем когда кто-то со стороны объясним нам...
Кучозь: 30.12.12 08:48. Заголовок: AvarS сёрмады: Не и..
AvarS сёрмады:
цитата:
Не из этой ли серии и река Шексна, на которой стоит Череповец?
Вполне возможно, учитывая что "ШОКША" в своей речи частицы "НА", "ИНА" используют для "усиления" слова, эти частицы также часто выступают как "связующие" между словами. Интересно было бы посмотреть на месте и "увидеть-разгадать" первослово.) Думаю, что само "место" дало бы подсказку.) О частицах "На" и "Ина": нас "Шокшунсетьнинь", над нами часто подтрунивали за это, ну и мы в долгу не оставались)): в одном селе перед каждым словом говорили и говорят "А" - "А МОЛЯН"=ИДУ, "А ТУЯН= ПОЙДУ", в другом говорят на распев, тягуче - как поют)) . Частицу "А" используют не как отрицание ( так как это у ЭРЬЗЯН), а как связующую частицу. Для отрицания есть слово "АТ" = "НЕТ"! Интересно проследить дальнейшую "судьбу" этого слова. "АТъ" - так в разговоре звучит слово "АД"! Муки АДОВЫ" и пр. и т.д.. "АТ" - отрицание, отсутствие, не совершение действия, отсутствие действия, т.е. "0"="ZERO". "АТъ" место где душа,"энергия" человека "уходит" в "0". (Об этом можно долго и нудно говорить - ограничу себя). Церковь упростила это понятие - "муки адовы" - не надо "стараться" уходить в "0" Вот такое простое слово на языке "ШОКША" - "АТ".)) Многие церковные "слова понятия" ошибочно приписывают одному народу...))) Почему? Одни догадки....))
Кучозь: 03.01.13 00:09. Заголовок: ТУЗУР сёрмады: что ..
ТУЗУР сёрмады:
цитата:
что пишет САЯН ХАМЗАУЛЫ. Мы просто слишком часто "посыпаем голову пеплом"))) и оглядываемся не понятно на кого ))), ищем когда кто-то со стороны объясним нам...
Эта статья (ссылка) вышла с подзаголовком «Поставлю последнюю точку в Древней Истории человечества!» – так вот скромненько... Мысли интересные, не спорю. Из чего не следует, что на 100% верные.
Мысли интересные, не спорю. Из чего не следует, что на 100% верные.
Абсолютно верно, ошибок хватает! Но, рациональные "зёрна" есть... "Скромный" он конечно), но не будем судить строго, а возьмём на "заметку" то,что касаемо нас... Писал то он не с "пустого" листа, материала "перелопатил" достаточно (видно по статье) и вдруг стал писать о мордве, вот на что надо обратить внимание - значит что-то "задело" Саяна Хамзаулы. AvarS см. предыдущие посты: Основное - Саян указал на место зарождения человечества. Отрицает Африку как колыбель человечества. Подтверждает , то , те основы о которых здесь, на форуме, пишется. Поэтому и о "пепле") и о некоторых особо ретивых соплеменниках)), ищущих "родственников" где угодно и с кем угодно готовы породниться!) AvarS сёрмады:
цитата:
вышла с подзаголовком «Поставлю последнюю точку в Древней Истории человечества!» – так вот скромненько...
Все мы не без греха, пусть так считает... У нас вон тоже "великий автор" нашёлся ))
"СОН уж ЯГА ТИИВСЬ" = "ОН,ОНА СТАЛА ЯГОЙ" - ВСЁ!!! этого было достаточно, что бы "отойти" от человека по "делам" земным..... Вот такое это понятие ЯГА.
"Скромный" он конечно), но не будем судить строго, а возьмём на "заметку" то,что касаемо нас... Писал то он не с "пустого" листа, материала "перелопатил" достаточно (видно по статье) и вдруг стал писать о мордве, вот на что надо обратить внимание - значит что-то "задело" Саяна Хамзаулы.
Предлагаю вспомнить также старую статью А. Богатова «Древняя Русь или Эрзь?» Кстати, материал построен на базе книги Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко «Москва в свете Новой хронологии». Интересно также, что сам автор – А. Богатов – не считает себя представителем эрзянского народа.
Интересно. что этот факт «Фальсификация и уничтожение следов подлинной истории Романовыми были глобальными. Тщательно проверялись и редактировались даже старые фрески, надписи на колоколах, надписи на гробницах и т.п. Авторы задаются вопросами, на которые ОИ пока не дает ответа: что было написано на подлинных надгробиях до-романовской эпохи, на каком языке были надписи – на церковно-славянском, арабском, тюркском или, может быть, на других, возможно уже забытых языках? Все эти вопросы требуют самого тщательного исследования, без их решения трудно понять, какой была подлинная картина жизни до-романовского времени...» зафиксирован многими исследователями. Только трактуют его все по-разному. Например, старообрядцы. не признающие Никоновских реформ, считают, что на старинных фресках были изображены религиозно-нетолерантные сцены, (например, http://www.youtube.com/watch?v=cAN3S3vf8IU)...