Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 657
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.05.10 22:42. Заголовок: ЭРЗЯНСКИЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ


ЭРЗЯНСКИЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ.

Вешнян лездыця те тевенть ветямо, ули кинь мель?


            ТЮШТЯНЬ ПИНГЕ



портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт арасть [ ваномс весе]


эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 658
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.05.10 23:01. Заголовок: Тейтянок эрзянь муз..


Чтоб цвели священные рощи эрзян и жила наша Эрзянская Вера, мы будем помнить о связи и взаимодействии трех времен: прошлого, настоящего и будущего.

Крона дерева – это будущее, наши потомки: дети, внуки, правнуки.
Ствол дерева олицетворяет настоящее время – нас самих.
Корни дерева олицетворяют прошлое время – наших предков, это отец с матерью, дедушки и бабушки, многие поколения всех наших предков, животные, растения, запахи, звуки, стихии, духи и, наконец, Боги.

И всё это находится внутри каждого из нас, в наших генах, в нашем подсознании, в нашей душе. Мы знаем себя такими, какие мы есть, мы не знаем, какими мы можем быть!
Пока – Инешкипаз, слышит наши молитвы, мы – живущий, жизнеспособный народ эрзя, будем жить. Мы соединим разорванную связь времен, восстановим единство и взаимодействие поколений и уверенно шагнем в будущее.



После смерти Тёкшоня народ остается без правителя, что приводит к возникновению раздоров и кровопролития. Старейшины семидесяти сел собирают всеобщий сход, чтобы на нем избрать инязора, царя, человека, призванного руководить и направлять.
Им становится сын Пурьгинепаза и его жены, земной девушки Литавы. Инязору дают имя Тюштян или Тюштянь, что означает «тюсонь максыця», обустраивающий мир, вносящий в жизнь народа закон и порядок . Став царём, Тюштян оказывается способным совершить подвиг – он убивает семиглавого, девятиглавого и двенадцатиглавого змеев, напавших на эрзянскую землю, и становится ее освободителем. Поведение фольклорного героя обусловливается конкретным местом и ситуацией, в которых он оказывается. В соответствии с требованием обычая он находит невесту и женится. После свадьбы молодой царь с женой Паксине и старейшинами отправляется в путешествие по родной земле Мастораве, чтобы посмотреть, как живет и работает его народ. Вернувшись, Тюштян решает построить город-крепость на реке Рав, который должен стать символом единства и силы эрзян.


Е.А.Шаронова, доктор филологических наук профессор

Тюштя,Тюштян или Тюштянь, - центральный герой эрзянского героического эпоса, (в силу политических причин и развернутого этноцида против эрзян России, со стороны властей Мордовии, Тюште была приписана мокшанская, а затем и мордовская национальность).

Об эрзянском происхождении Тюшти свидетельствуют сами древние мифы и текст эрзянского эпоса "Масторава":



      Масторава

    ЧЕТВЕРТОЕ СКАЗАНИЕ

    НАРОД ВЫБИРАЕТ ИНЯЗОРА



      ИНЯЗОР


    (стр. 104)

    ..- Что вам, старики, ответить?
    Дать какой совет могу я?
    К тем семи идите селам,
    Самым древним и богатым,
    Что на месте гор поставил
    Кудадей*, ваш вещий предок.
    Там эрзянские истоки.
    Там ищите инязора,
    Средь потомков Кудадея.
    Мудреца средь них найдете
    Вы такого удалого,
    Что страной сумеет править,
    Сможет управлять народом...

    - Слушайте-ка, что скажу я,
    И словам моим поверьте.
    Знаю я такого парня.
    Назову я инязора.
    Паз его послал на землю,
    Чтоб эрзянским стать тюштяном…


    (стр. 105-106)
    - Разум ваш – вот ваше счастье,
    Добрый труд – вот ваша доля.
    Вы царя себе найдете,
    Изберете инязора.
    Он вам – счастье, он вам – доля.
    Вдоль Оки реки пойдите,
    Выйдите на берег Рава.
    Там вы пахаря найдете,
    Встретите там хлебороба.
    Он вам станет инязором, -
    Молвил слово Инешкипаз
    Семи старикам эрзянским.

    На Оку-реку по полю
    Старики пошли от дуба.
    Вдоль Оки дошли до Рава.
    Как на берег Рава вышли,

    Пахло медом и цветами.
    Масторава – край эрзянский,
    Инешкипазом любимый, -

    Юною весной дышала.


    - Вот теперь, эрзяне, стану
    Инязором-каназором.

    Мне известна воля Паза.
    Он судьбу определил мне,
    Дал свое благословенье, -
    Сходу молвил сын Литавы
    И небесного Пурьгине.

    (стр. 108)
    Боги неба и земли,
    Тюштяна храните все
    И Эрзянскую страну.
    Пусть растет земля эрзян,
    Множится ее народ.

    Пусть Тюштян не будет знать
    Мыслей злых, неправных дел;
    Пусть всегда он думает
    О судьбе родной земли,
    У него пусть хватит сил
    Защищать ее от бед…

    Кудадей, родоначальник нового поколения эрзян










портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 660
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.05.10 00:34. Заголовок: Личная коллекция Тер..


Личная коллекция Терюшань Сергу.

Этот инструмент интересен своими болтами и гайками из дерева. Досталось от деда.




ЭСКЕ. Теезь кузницясо.







портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 366
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.05.10 20:45. Заголовок: admin пишет: Вешнян..


admin пишет:

 цитата:
Вешнян лездыця те тевенть ветямо, ули кинь мель?


admin пишет:

 цитата:
Личная коллекция Терюшань Сергу.



Может, у кого-то дома есть не менее интересные предметы быта? Поможем пополнить коллекцию виртуального музея!!

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 55
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 26.05.10 20:57. Заголовок: Те велей ардомс эряв..


Те велей ардомс эряви...Ды тешкас тосояк уж меяк эзь кадово. Кодат небудь риза карьть и всё))

эрзя Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 663
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.05.10 18:09. Заголовок: ВОЗДВИЖЕНИЕ ГОРОДА ..

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 368
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.05.10 21:24. Заголовок: Так на Раве город бы..


Так на Раве город был построен,
Так была поставлена там крепость.
Кто живет в том городе печальном?
Кто несет в той крепости охрану?
Молодые парни удалые
В городе живут, несут охрану.
Эти парни, воины лихие,
Крепость днем и ночью охраняют.

Днем и ночью охраняли, а не сохранили, стала Казань татарской, может, потому, что Куляшу сгубили? стоило такой ценой город строить?!

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 105
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась