Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова
Чтоб цвели священные рощи эрзян и жила наша Эрзянская Вера, мы будем помнить о связи и взаимодействии трех времен: прошлого, настоящего и будущего.
Крона дерева – это будущее, наши потомки: дети, внуки, правнуки. Ствол дерева олицетворяет настоящее время – нас самих. Корни дерева олицетворяют прошлое время – наших предков, это отец с матерью, дедушки и бабушки, многие поколения всех наших предков, животные, растения, запахи, звуки, стихии, духи и, наконец, Боги.
И всё это находится внутри каждого из нас, в наших генах, в нашем подсознании, в нашей душе. Мы знаем себя такими, какие мы есть, мы не знаем, какими мы можем быть! Пока – Инешкипаз, слышит наши молитвы, мы – живущий, жизнеспособный народ эрзя, будем жить. Мы соединим разорванную связь времен, восстановим единство и взаимодействие поколений и уверенно шагнем в будущее.
После смерти Тёкшоня народ остается без правителя, что приводит к возникновению раздоров и кровопролития. Старейшины семидесяти сел собирают всеобщий сход, чтобы на нем избрать инязора, царя, человека, призванного руководить и направлять. Им становится сын Пурьгинепаза и его жены, земной девушки Литавы. Инязору дают имя Тюштян или Тюштянь, что означает «тюсонь максыця», обустраивающий мир, вносящий в жизнь народа закон и порядок . Став царём, Тюштян оказывается способным совершить подвиг – он убивает семиглавого, девятиглавого и двенадцатиглавого змеев, напавших на эрзянскую землю, и становится ее освободителем. Поведение фольклорного героя обусловливается конкретным местом и ситуацией, в которых он оказывается. В соответствии с требованием обычая он находит невесту и женится. После свадьбы молодой царь с женой Паксине и старейшинами отправляется в путешествие по родной земле Мастораве, чтобы посмотреть, как живет и работает его народ. Вернувшись, Тюштян решает построить город-крепость на реке Рав, который должен стать символом единства и силы эрзян.
Е.А.Шаронова, доктор филологических наук профессор
Тюштя,Тюштян или Тюштянь, - центральный герой эрзянского героического эпоса, (в силу политических причин и развернутого этноцида против эрзян России, со стороны властей Мордовии, Тюште была приписана мокшанская, а затем и мордовская национальность).
Об эрзянском происхождении Тюшти свидетельствуют сами древние мифы и текст эрзянского эпоса "Масторава":
Масторава
ЧЕТВЕРТОЕ СКАЗАНИЕ
НАРОД ВЫБИРАЕТ ИНЯЗОРА
ИНЯЗОР
(стр. 104)
..- Что вам, старики, ответить? Дать какой совет могу я? К тем семи идите селам, Самым древним и богатым, Что на месте гор поставил Кудадей*, ваш вещий предок. Там эрзянские истоки. Там ищите инязора, Средь потомков Кудадея. Мудреца средь них найдете Вы такого удалого, Что страной сумеет править, Сможет управлять народом...
- Слушайте-ка, что скажу я, И словам моим поверьте. Знаю я такого парня. Назову я инязора. Паз его послал на землю, Чтоб эрзянским стать тюштяном…
(стр. 105-106) - Разум ваш – вот ваше счастье, Добрый труд – вот ваша доля. Вы царя себе найдете, Изберете инязора. Он вам – счастье, он вам – доля. Вдоль Оки реки пойдите, Выйдите на берег Рава. Там вы пахаря найдете, Встретите там хлебороба. Он вам станет инязором, - Молвил слово Инешкипаз Семи старикам эрзянским.
На Оку-реку по полю Старики пошли от дуба. Вдоль Оки дошли до Рава. Как на берег Рава вышли,
Пахло медом и цветами. Масторава – край эрзянский, Инешкипазом любимый, - Юною весной дышала.
- Вот теперь, эрзяне, стану Инязором-каназором. Мне известна воля Паза. Он судьбу определил мне, Дал свое благословенье, - Сходу молвил сын Литавы И небесного Пурьгине.
(стр. 108) Боги неба и земли, Тюштяна храните все И Эрзянскую страну. Пусть растет земля эрзян, Множится ее народ. Пусть Тюштян не будет знать Мыслей злых, неправных дел; Пусть всегда он думает О судьбе родной земли, У него пусть хватит сил Защищать ее от бед…
Кучозь: 27.05.10 21:24. Заголовок: Так на Раве город бы..
Так на Раве город был построен, Так была поставлена там крепость. Кто живет в том городе печальном? Кто несет в той крепости охрану? Молодые парни удалые В городе живут, несут охрану. Эти парни, воины лихие, Крепость днем и ночью охраняют.
Днем и ночью охраняли, а не сохранили, стала Казань татарской, может, потому, что Куляшу сгубили? стоило такой ценой город строить?!