Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова
Настоящая трагедия развивается в Варнавине – древнем купеческом городе, населённом в основном старообрядцами – эрзянами, «ветлужскими марийцами» и русскими, не принявшими «никоновских» реформ.
Крестьянство с большим озлоблением встретило решения власти по учету и изъятию излишков хлеба, а также репрессивные меры за укрытие продовольствия. Большинство населения видело в хлебной монополии не только отдачу своих излишков. но и окончание своей торговли хлебом, конец своей профессиональной деятельности хпеботорговцев. Главной причиной восстания явилось недовольство продовольственной диктатурой большевиков и грабительскими действиями продотрядов. Вовлеченные в стихию гражданской войны, противоборствующие стороны доходили до проявления крайней жесткости. В составе восставших числилось до 10 тыс. человек. Рассеянные повстанцы продолжали действовать е составе небольших отрядов до 1924 г.
Двадцатитысячный город, окружённый густыми непроходимыми лесами, притягивал к себе тогда и людей, бежавших с фронта, в том числе и «дезертиров» из РККА, которым фактически было «нечего терять».
В результате, после авиабомбардировок и артобстрелов, один из самых богатых и красивейших городов Костромской губернии, превратился в село Варнавино, численность населения которого сократилась в 10 раз.