Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова
«Общественные моления, — отмечал этнограф М. Е. Евсевьев, — всегда совершались за деревней у ручья или родника, а так как в старое время леса находились всегда близко к деревне, то моления обычно происходили у опушки леса под дубом, вязом, липой, березой или сосной, но осину и ель избегали. На одних молениях участвовали одни только мужчины, или только одни женщины, а на других могли участвовать те и другие вместе. Жрецов для совершения обрядов не было. Семейные моления совершались старшими в доме, обычно хозяйкою дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и чтения молитв каждый раз выбирались особые старики или старухи. Обычно выбирались одни и те же лица».
Эти старики и старухи, выбираемые для проведения озкса, назывались озкс-атя-ми (озкс — моление, атя — старик), озкс-бабами (баба — бабушка) или ине-атями, ине-бабами (ине — великий).
Основным моментом всех озксов было жертвоприношение божествам, их кормление. Оно преследовало цель приобрести расположение божеств. С этой же целью на озксах произносились озномы — молитвы. За день до озкса обыкновенно мылись в бане и надевали чистое платье. В дни наиболее важных озксов не работали. Работать в это время считалось грехом (пежеть). При молении обращались на восток, вздымая руки к небу или скрещивая их на груди ладонями под мышки, и кланялись, вставали на колени или падали ниц.
Большинство озксов имело точной календарной даты проведения. Они, как правило, были связаны началом, серединой или завершением тех или иных работ.
Почти не известны обряды, связанные с зимним циклом сельскохозяйственного года. Есть лишь скупые сведения о том, что период зимнего солнцестояния и поворот солнца на лето (начало прибывания дня) отмечался праздником каляданъ чи (день коляды). В этот праздник совершались разнообразные магические обряды, призванные обеспечить благосостояние в будущем году, чтобы уродился хлеб с соломой с оглоблю, с дугу колосом, с колядовую лепешку зерном.
Накануне Нового Года стряпали орешки, жарили поросенка, гуся или курицу. Вечером устраивали моление — озкс. Хозяйка брала в руки сначала каравай хлеба и, качая его над головой, просила Пакся-аву (хозяйку поля), чтобы уродился хлеб; потом, взяв в руки чашку с орешками (пештть), просила Вирь-аву (держательницу леса) об урожае орехов. Качая жареного поросенка, она просила Кардаз-Сярко (хозяйку двора) о размножении скота.
В день Крещения пекли из теста лошадок, также фигурки в виде ульев, скотных дворов с коровами, овцами и свиньями, куриные гнезда с курами и яйцами. Вечером устраивали озкс. В Крещение и следующий за ним день катались на лошадях так же, как русские на Масленице. Если кто в этот день не катался на лошадях, то считали, что Кардаз-сярко защекочет его лошадей и они отощают.
Весенне-летний цикл озксов начинался с ливтема-совавтома озкса — моления первого выгона скота (ливтемс — выпустить, совавтомс — впустить), который обычно проводился в начале апреля. Следующим важным моментом весенне-летнего цикла обрядов были обряды, связанные с севом яровых хлебов. Перед началом сева устраивался всей общиной кереть-озкс, т. е. моление сохи, плуга (кереть — старинное, в настоящее время забытое, эрзянское название пахотного орудия). В молитве, адресованной Инешкипазу, содержалась просьба дать урожай хлеба, чтобы были «широкий колосок», «толстая соломушка», «полное зернышко». Просили у Инешкипаза «дождичка», «теплую росицу», «долгого светлого дня», «некончающегося богатства», угощая его «печеным хлебом», «яичницей из белых яиц», «мясом и коровьим, и овечьим». После молитвы садились обедать, а затем назначали день, когда выезжать на посев, и кто должен начинать первым. Для этого обычно выбирали счастливого человека, у которого хлеб родится и нога «легкая». Старосте давали наказ следить за тем, чтобы другой кто-либо не выехал раньше выбранного, и затем расходились по домам.
Через некоторое время после посева яровых хлебов, который обычно проводился в конце апреля — начале мая, справлялся сараз-озкс (от сараз — курица) — общинный молян, посвященный держательнице хлеба (злаков) Норов-аве. Свое название это моление получило от того, что на нем приносились в жертву куры. Их резали на месте моления и варили в общих котлах. Перед трапезой обращались к Нороваве со следующей озномой (молитвой) : «Норов-ава, Норов-паз, глава поля, кормилица, на полевой меже твой дом, там же твое место — скамья, на поле-вой меже живешь, вокруг поля ходишь, ходишь по вспаханному полю, по посеянной ржи. Вот тебе пришли кланяться-проситься, с полной ношей, красивое имя твое вспомянуть, белыми хорошими руками, с легким сердцем принесли тебе жертву — желтую красивую курицу, с рассыпающимися перьями. Кланяемся-кланяемся, головы вниз сгибаем, с добрым сердцем молимся, добрыми глазами взгляни ! Дай нам хлеба, возрастающего богатства, дай нам такого хлеба, чтоб солома была толстой, колос — тяжелым. Норов-ава, Норов-паз, как мы кланялись, так пусть кланяются посеянные нами хлеба, толстая наша солома. Как мы сгибали головы, так пусть их головы сгибаются ! Вот тебе, Норов-ава, желтые красивые яйца, вот тебе пирожки ! Со склоненной головой принесли, старое возьми, новое дай, наполни наши поля, наполни наши гумна !»
Целый цикл озксов проводился летом. В начале июня проходило моление алашанъ озкс (алаша — кобыла), т. е. моление о лошадях. Если иметь в виду, что для земледельца в прошлом лошадь была незаменимой опорой в хозяйстве, залогом и источником его благополучия, то будут понятны причины проведения алашань озкса. На нем молились о здоровье и размножении лошадей. Через неделю совершался скал-озкс (скал — корова). Подобно лошади, корова была также опорой хозяйства, кормилицей. Скал-озкс сопровождался озномами (молитвами) о сохранности и приплоде крупного рогатого скота.
Одним из самых торжественных и многолюдных летних озксов был веле-озкс (веле — село), проводившийся в конце июня в течение трех дней. В первый день кололи быка, во второй — телку, варили пиво. Первые два дня молились Инешкипазу о здоровье сельчан и урожае хлебов, а в последний — о здоровье солдат, находившихся в это время на военной службе, чтобы Инешкипаз дал им легкую службу, чтобы начальники не обижали их и чтобы они вернулись домой здоровыми. Народ не расходился по домам до позднего вечера. Старшие пили общественное пиво, а молодежь заводила игры.
Перед сенокосом (начало июля) имел место луговой молян — лайме озкс (лайме — пойменный луг), на котором резали двух овец и просили Инешкипаза помочь скосить сено, сметать его в стога и чтобы сено пошло на здоровье скоту, чтобы скот тучнел от него.
Во время жертвоприношений на молянах лучшая часть мяса приносилась богам. «Как только животное издает последний вздох, — писал В. Н. Майнов, — руководители пожертвования отрезают ему язык и филейную часть и сжигают тут же под священным деревом, а остальное мясо кладут в котлы и варят без всяких приправ, делят на всех частников моляна».
У эрзян в прошлом был также озкс, посвященный началу прополки полей под названием пакся эмежень кочкам озкс (молян прополки полевых сорняков) на котором просили хозяйку поля Пакся-аву помочь в работе : «Силы ног не бери, силы глаз не уничтожь...».
Заботам об урожае посвящался также букань озкс (бука — бык), на котором резали в жертву Норов-аве (держательница хлебов-злаков) быка. Праздник назначался заранее. Один из крестьян ходил по домам и говорил, что завтра праздник бука озкс. Быка выбирали пестрого, деньги за него платило все общество. Моление это устраивалось в ржаном поле. В нем участвовали одни мужчины. К молению готовилось медовое пуре. Молились о дожде, об урожае. Затем усаживались на лугу обедать, ели мясо, пили пуре, устраивали гулянье. И чем мужчины больше выпивали, тем считалось лучше : «пуре было сильное, и бог сильный, и урожай будет сильным» .
Территория между Окой и Волгой, на которой искони проживали эрзяне, характеризуется неустойчивым летом. Периодически повторяются засухи, нередко бывают и суховеи. Особенно опасны для сельскохозяйственных культур засухи конца весны и начала лета, когда без осадков почва пересыхает, а растения еще не набрали сил. Особенностью атмосферных осадков на данной территории является то, что они часто выпадают в виде ливней, сопровождаемых грозами. Наибольшее число дней с грозами приходится на июль. Случается и так, что вместе с ливнем падает град, нанося большой ущерб сельскому хозяйству. Каждое засушливое лето эрзянами совершались моления о дожде — пиземень озксы (пиземе — дождь). Они проводились по мере того, насколько необходим был дождь для аграрных работ. При пиземень озксе обращались с молитвами о хорошем дожде обычно к держательнице воды Ведь-аве, богу грома Пурьгине-пазу или Инешкипазу. Когда созревали хлеба (август), устраивался варма-озкс (варма — ветер). Сильные ветры в это время были губительными для урожая, и люди считали, что надобно задобрить покровительницу ветров Вармаву. В середине августа, когда сеяли озимые, справлялся видьме-озкс (видемс — сеять), а после посева озимых — озим-озкс.
Третий цикл сельскохозяйственных озксов приходился на осеннее время. Среди них следует отметить реве-озкс (реве — овца), проводимый по окончании всех полевых работ. Все село собиралось на поле, неся с собой позу, пироги, ложки, чашки, хлеб, соль. На общественные деньги покупалась самая хорошая овца и варилась в больших котлах. На этом озксе благодарили Инешкипаза и других богов по поводу уже собранного урожая. Осенью совершалось несколько семейных молений, среди которых прежде всего назовем Кудава-озкс — моление держательнице жилища. Этот озкс устраивался глубокой осенью, когда семьи со двора и поля возвращались на зимнее житье в дом. К Кудаве-озксу резали овцу, варили позу-брагу и выпекали разную стряпню. Обычно хозяйка дома обращалась к богу Инешкипазу со следующими словами :
«Инешкипаз-создатель, Инешкипаз-кормилец! Тебе молимся со светлой свечой, с разной стряпней. Приготовлено белыми руками, с добрыми мыслями. Вот сварили горшок каши. Сколько в нем крупинок соли, столько дай нам для жизни добра, нескончаемого имущества, урожайного хлеба, размножающегося скота, детей. Храни нас, Инешкипаз, на всяком месте, во время лежания и хождения. Храни нас во время темной ночи, светлого дня. Добрый пусть идет навстречу, а злой — мимо».
По окончании молитвы хозяйка брала по частице от каждого кушанья, складывала на горбушку хлеба и клала на божницу, это — Инешкипазу, а сама с двумя-тремя членами семьи брала новые кушанья и вместе с ними спускалась в подполье. Там к завалинке прикрепляли свечу, раскладывали кушанья и повторяли то же самое, что было в избе, изменив лишь в молитве обращение Инешкипаз на Кудаву. По возращению из подполья семья садилась за стол и начинала обедать.
В конце октября — начале ноября заканчивался выпас скота. В это время скот с летнего пастбища возвращался домой на зимовку. В связи с этим совершался Кардаз-озкс — моление двора, последнее моление осеннего цикла. Посреди двора ставили стол, покрывали белой скатертью, на нем расставляли разные кушанья. Произносились молитвы, обращенные к божеству двора Кардаз-Сярко, содержавшие просьбы о сохранении и увеличении скота. По окончании молитв оставляли кусочки стряпни в хлевах и возвращались домой обедать.
Кроме изложенных выше общинных и семейных озксов, имевших довольно определенные календарные сроки проведения, приуроченные к началу или завершению тех или иных аграрных работ, устраивались и «текущие» озксы, например, при болезни людей или скота, пожарах и других бедствиях.
Атянь штатол-коинзамонь штатол коната анокставовиль штасто, эчкель ды валозель пувордазь, путовиль коинзамонь яндавас, эрьва буенть ули эсинзе штатолозо, штатол ули эрьва кудосонть, сехти покш штатолось валовиль Раськень озксонь ютавтомга сонзе лемезе Пазонь Штатол, сталмозо эрси 40 пудонь туро, буень, Пазонь Штатолтне ванставить, сынст озкс ютавтомадо мейле кекшсызь. Буквально свеча предков, ритуальная свеча из воска, являющаяся основным элементом проведения любого религиозного обряда, делается она спиралеобразной. Каждый род имеет свою родовую свечу, так же в каждой семье есть своя ритуальная свеча. Самой большой свечой является свеча которая готовится на Раськень Озкс- Всеэрзянское моление, в старину она достигала весом до 40 пудов, называется она Пазонь штатол -свеча бога. Родовые свечи , Свеча Бога, хранятся в строжайшем секрете, потерять их большое несчастие, предвестник беды, родовая свеча зажигается только во время проведения молений, а так же в случае какого то несчастья или сильно заболевшего человека из данного рода. Свеча основной элемент проведения ритуалов. молений и обрядов в эрзянской этнической системе верований.
Атянь эзем- эрзятне кочкить сэхти эрний- мельванома ломанть , промксо, Инекужосо, конатат совить Атянь Эземс, косо арсевить веси кевкстематне, ютавтовить Инязоронь, прявтонь кочкамот, Раськенть Икелечинь эрямозо. Совет старейшин который выбирается открыто на больших собраниях съездах, из числа уважаемых заслуженных деятелей нации, которые затем на своем совете выбирают глав, Инязоров, решают другие наболевшие вопросы касающиеся как духовности так и общей ситуации сложившейся вокруг эрзянского народа. Элемент демократии и эрзянского менталитета.