Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова
Кучозь: 28.03.10 21:24. Заголовок: На горе Лепёшка
Легенда
На склоне горы Лепёшка спрятан в землю Стенькой Разиным клад. В этом кладе было два ведра золота до самого верха. На вёдрах с веху положен железный лом. Если хочешь этот клад взять, то должен этот лом не пошевельнуть. Много времени прошло с тех пор, но клад так и не стали рыть – бояться пошевелить лом, который заговорён.
Романтично, интрига присутствует. Почему Степан Разин выбрал на роль природного сейфа гору со столь странным названием Лепёшка? Казалось бы, судя по названию, Молодецкий курган или Царёв курган более достойны носить в своём чреве два ведра золота с заговорённым ломом.
"...в том месте, где залив соединяется с водохранилищем, можно увидеть совершенно отвесную каменную стену, поднимающуюся прямо из воды. Тянется эта стена вдоль залива более чем на полкилометра, высота ее достигает шестидесяти с лишним метров. За поворотом стены открывается пологий пляж. А еще километра через два видишь, что неприступная с воды гора оказывается... плоской, как лепешка ".
Воистину логику атамана постичь невозможно! Закопал клад на свободной от растительности плоской как лепёшка (почему не блюдо?) горе. Хотя Стенька-то колдун. В конце-концов целый железный лом положил поверх золотишка. Колдун, одним словом. А с колдунов, вестимо, ответа не дождешься – не скажет в лучшем случае. А в худшем...
Но может не было никакого клада? Может никогда не закапывал золото знаменитый волжский атаман? Да и не Разин это был, а некто иной... Если не Разин, то кто?
Читая эту легенду, мне вспоминается фильм режиссера Рогожкина «Кукушка». Три человека волею судеб встречаются на войне - саамка, финн и русский. Каждый разговаривает на своём языке, выстраивает отношения друг с другом исходя из своего понимания того, что означает незнакомое иностранное слово.
Так и в нашем случае, любознательный краевед слушал древнюю легенду о эрзянском Боге Нишке Паз. Слушал-слушал, а понял – то и записал совершенное иное.
«Первые люди находились в блаженном состоянии. Скота у них было множество, земля не требовала никакого удобрения, а урожаи были сам-тысячные; на каждом дереве в лесу борти с пчелами были. Все люди были богаты, и имущество было у всех равное. Чам-Пас послал к ним для управления Нишки-Паса, которого назвал своим сыном (Иниче-Пас), и он жил на земле в образе человека и помогал людям во всем. Как только кто из людей заболеет, Нишки-Пас тотчас того человека вылечит; дождя ли надо, вёдра ли - как скоро попросят люди Нишки-Паса, он тотчас все сделает. И не было между людьми ни ссор, ни вражды; все это отвращал Нишки-Пас, ходивший из одной деревни в другую и поучавший людей добру. Но Шайтан, по злобе своей, явился к одному старику и, подав ему ветку неизвестного дотоле растения, сказал: "Посади эту ветку в землю и поставь вокруг неё высоких тычинок, только не сказывай об этом Нишки-Пасу". Старик послушался, посадил ветку, и вырос хмель.
Тогда Шайтан снова явился к старику и научил его делать пиво и мед, а также из муки курить вино. От этого произошло пьянство, пьяные люди стали враждовать между собою, пошли ссоры, драки и даже смертные убийства. Напрасно Нишки-Пас увещевал людей перестать пить пиво, мед и вино, они его перестали слушаться, стали смеяться над ним, плевать на него, бить и гонять из деревни в деревню. Вместо Нишки-Паса люди вздумали выбрать начальника над собой из своей среды, но тут произошли ссоры, драки и убийства, потому что всякий желал быть начальником и никто не хотел подчиниться другому. Нишки-Пас напрасно увещевал их. Шайтан, явившись на землю в образе человека, стал говорить людям: "Зачем вы терпите между собой Нишки-Паса? Он вас уверил, будто он сын Божий, это он лжет, он такой же человек, как и все, только человек недобрый: не велит он веселиться, пиво и вино пить, любовниц помногу иметь, и хочет властвовать над всеми людьми".
Подстрекаемые Шайтаном, люди схватили Нишки-Паса, били его, мучили и наконец, убили до смерти. Как скоро они его убили, то и увидели, что действительно он был сын Чам-Паса, ибо мертвый Нишки-Пас встал и вознесся на небо, сказав убийцам своим: "Не хотели вы со мной в добре жить, теперь без меня вам хуже будет" ».
Совершенно очевидна связь эрзянской легенды с библейской историей. Как и Иисус, Нишки – Паз, был зачат непорочно. Проповедовал среди людей, был оклеветан, изгнан и убит людьми. Но не умер, а вознесся на небо.
Степан Разин - Стяко Пан Эрзянь Ломань – Напрасно изгнанный эрзянами Железный – Чи лей – Солнечная река Спрятал – Пря – Вершина горы; Аля – сильный человек Два ведра – Дива ведь Ра – Дивиться Волжской водой Золото – Сола теевсь – Возникло успокоение. История обрела логику и смысл.
- Напрасно изгнанный эрзянами сильный человек, стоял на вершине горы. Дивился волжской водой, солнечной рекой и на душе его возникло успокоение.
- Ага, – подумал русский, - Степан Разин на горе Лепёшка спрятал два ведра золота и положил сверху железный лом. Будем копать.
Гора Лепёшка это – Лей паз ки, «дорога Бога к реке». В библейской мифологии это Масленичная гора, что располагалась к востоку от Иерусалима. Удивительно, но «Масленичная гора», несколько изменённое словосочетание «Паз лей чи» - «Гора Бога солнечной реки». И не случайно, гора сия находится к востоку от Волжского Иерусалима – Муромского городка. О нём мы поговорим позже, а пока поищем место казни Нишке – Паза – Спасителя, Голгофу (лобное место)
Искать долго не придётся. Это знаменитое Лбище - гора, выходящая к Волге в южной части Самарской Луки у села Лбище.
ПС. На Лобном месте в Москве, по приказу Ленина был построен памятник...Степану Разину. Вообще, локализация библейской истории на Самарскую Луку не должно казаться чем то странным, тем более косьвенных факто более чем достаточно.Например, в середине 19 века в Самаре обосновались представители всех известных магических родов Европы. Орлов-Давыдов запретил исследования на Самарской Луке на 100 лет. Есть информация о том, что по его приказу каждое лето полк солдат срывал курганы якобы в поисках сокровищ
Думаю, есть. Посмотрите еще одну стать о Анне Патерь. Некоторые самарские краеведы связвают её с хранительницей чаши Грааля, совершенно не понимая, кто такая Анна Патерь на самом деле
Кучозь: 29.03.10 22:22. Заголовок: «Возатя снова кричит..
«Возатя снова кричит "сакмеде", все замолкают и перестают кланяться. Возатя читает другую, тоже непонятную для него самого молитву, начинающуюся словами: "чувал-пузадо, иля-му задо, чясте, вясте!»
На первый взгляд полная тарабарщина! Но только на первый взгляд. Возможно, Павел Иванович Мельников не расслышал слов молитвы или не правильно записал услышанное. Возможно, возатя умышленно исказил слова молитвы в присутствии московского гостя. Однако, скорее всего ведущий моляна действительно забыл священные слова «своего древнего языка»: «Чи валясь Паз одо ила мусадо чисте вастсь». То есть: "Солнечный бог снова пришел. Обрядом, небесным кресалом высеченным, его ежедневно встречаем".
Олег, мне кажется, что слова молитвы звучали несколько иначе, судите сами: привожу перевод слов Чи - солнце валяямсь - валяться, завалиться Паз - бог од - новый, молодой, одов - снова ила - обычай, обряд мусат - кресало чистэ - ежедневно вастомс - встретить
Эрзяне! В этом, 2010 году, 10 июля в 10.00 в с.Чукалы Большеигнатовского района Мордовии состоится четвертый раз Всеэрзянский праздник-моление «Раськень Озкс».
Приходите! Приезжайте с семьями, с детьми. Сообщите об этом событии родных и знакомых, приглашайте их на Великий праздник Эрзя народа.