Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 64
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.12.09 03:04. Заголовок: Нижегородские исторические песни эрзян


«Нижегородские исторические песни» - наиболее полное собрание записанных в нижегородском Поволжье в 19-20 веке произведений этого жанра. Они рассказывают о наиболее значимых событиях в истории России и Нижегородского Поволжья с 13 в. – времени татаро- монгольского ига и до начала 20 века. В песнях запечатлена народная оценка выдающихся личностей и фактов прошлого.
Книга адресована студентам, школьникам, историкам, музыковедам, журналистам, широкому кругу читателей, интересующихся прошлым Нижегородского Поволжья, его эпическим песенным фольклором.


Из книги «Нижегородские исторические песни». Составители: М.А.Гришин, Т.В.Михайлова, Н.В.Морохин, Д.Г. Павлов.
2000 год.




Эрзянские старейшины и русский мурза.

Песня связана, вероятно с основанием Нижнего Новгорода, который, согласно преданиям и историческим документам, был заложен владимиро-суздальскими князьями неподалеку от эрзянского поселения при впадении Оки в Волгу в 12 или в 13 веке. Песня рассказывает о языческом молении эрзян и характерном обычае обмена дарами как формы общения разных племен в древности. Бытовала только в эрзянской среде, записывалась в середине 19 века на русском языке.

Примечания и комментарии к текстам – Н.В.Морохин, Д.Г. Павлов.

Вот как рассказывает об этой же песне П. Мельников- Печерский в своем очерке:

«От русских преданий обратимся к эрзянским. У племени терюхан, как ближайшего к Нижнему Новгороду, сохраняется предание о первоначальном завладении русским князем Мурзою их землями. Терюхане, как мы уже сказали выше, почти совершенно забыли свой язык. Они и песни поют по-русски, и былины свои сказывают на русском языке. Одну из таких былин священник села Сивухи, Рождественское тож, записал в 1848 году и представил преосвященному нижегородскому Иакову, ревностно занимавшемуся собиранием народных сказаний во вверенной ему епархии. Покойный преосвященный передал нам часть собранных им посредством приходских священников, сказаний. Сказание о "мурзе", московском царе, увидавшем на Дятловых горах одетую в белые балахоны и молящуюся своему богу Эрзян, и о том, как за дары этого русского "мурзы", посланные молельщикам, старики Эрзянские послали хлеб, соль и мед, но молодые ребята, съев все это, поднесли "мурзе" землю и песок, что он и принял за знак добровольного подчинения эрзянской земли его власти, - все это сказание носит на себе несомненную печать древности. Приводим эрзянскую былину в том виде, в каком получили ее от покойного преосвященного Иакова»:




На горах то было, на горах на Дятловых,

Эрзя своему Богу молится,

К земле-матушке на восток поклоняется.

Едет мурза, московский царь по Воложке,

По Воложке на камешке.

Говорит мурза людям своим:

"Слуги вы мои верные,

"Слуги верные, неизменные,

"Поглядите-ка, посмотрите-ка

(Вы взгляните-ка на Нижний град)

"Вы на те ли на горы на Дятловы,

"Что это за березник мотается,

"К земле-матушке преклоняется?

"Вы, слуги мои, пойдите,

"Слуги верные, доглядите,

"Что это за березник мотается,

"Мотается-шатается,

"К земле-матушке преклоняется?"

Слуги пошли, доглядели,

Видят слуги: на горах на Дятловых

Эрзя в белых балахонах стоит,

Стоит, своему богу молится,

К земле-матушке на восток поклоняется.

Слуги воротились,

Низко мурзе поклонились,

Говорят мурзе, московскому царю:

"То не березник мотается,

"Мотается-шатается,

"К земле-матушке преклоняется, -

"То Эрзя своему богу молится,

"К земле-матушке преклоняется".

Вопросил же их мурза, московский царь:

"Зачем же они кругом становятся,

"С чем же они молятся?"

Отвечают мурзе слуги верные:

"Стоят у них в кругу бадьи могучие,

"С суслом сладким бадьи могучие,

"В руках держат ковши заветные,

"Заветные ковши, больши-набольшие,

"Хлеб да соль на земле стоят,

"Каша да яичница на рычагах висят,

"Вода в чанах кипит,

"В ней говядину янбед варит".

И сказал слугам мурза, московский царь:

"Слуги вы мои, подите,

"Слуги верные, отнесите,

"Эрзянам на моляне скажите:

"Вот вам бочонок серебра, старики,

"Вот вам бочонок злата, молельщики,

"На эрзянский молян так и ступайте,

"Старикам эрзянское серебро, злато отдайте".

Верные слуги от мурзы пошли,

Мурзин дар старикам донесли;

Старики серебро, злато приняли,

Суслом сладким слуг напояли;

Слуги к мурзе приходят,

Весть мурзе приносят:

"Угостили нас, напоили суслом сладкиим,

"Накормили нас хлебом мягкиим".

Эрзянские старики от мурзы деньги получили,

После моляна судили, рядили:

Что нам мурзе в дар дать,

Что московскому царю послать?

Меду, хлеба, соли взяли,

Блюда могучие поклали,

С молодыми ребятами послали.

Молодые ребята, приуставши, сели,

Мед, хлеб да соль поели,

Говорят: "старики не узнают!"

Земли и желта песку в блюда накладали,

Наклавши, пришли

И мурзе, московскому царю, поднесли.

Мурза землю и песок честно принимает,

Крестится, Бога благословляет:

"Слава Тебе, Боже Царю,

"Что отдал в мои руки эрзянскую землю!"

Поплыл мурза по Воложке,

По Воложке на камушке:

Где бросит земли горсточку -

Быть там градечку;


Где бросит щепоточку, -

Быть там селеньицу.



В тексте специально заменены слова «мордвин, мордва» на «эрзя», сделано это в целях восстановления исторической справедливости и для ухода от шельмования историческими фактами через «мордовскую» бинарность при которой эрзянская культура смешивалась с мокша-мордовской и как итог мы имеем фальшивую историю и культуру несуществующего единого мордовского народа.

Песня встречается в четырех вариантах в двух из них, имеются такие слова:

«Вы взгляните-ка на Нижний град,
Поглядите- ка на горы, на Дятловы».

Текст песни имеет реальную историческую основу, что признается всеми историками и фольклористами, ее записали у Терюшевских эрзян, что позволяет считать земли Нижнего Новгорода владениями терюшевских эрзян. Указания в песне на город «Нижний град», дает нам основания считать его эрзянским городом, принадлежащим эрзянам с незапамятных времен, о чем свидетельствуют и археологические раскопки.
Принимая текст основанным на реальных исторических событиях, считаю необоснованным отодвигать песню к 12-13 векам и приписывать его основание владимиро - суздальским князьям. Такая интерпретация текста является подгонкой песни под известные летописные сведения для устранений разногласий в принадлежности города.
Речь в песне ведется о московском царе, плывущим по реке Волге:

И мурзе, московскому царю, поднесли.
Мурза землю и песок честно принимает,
Крестится, Бога благословляет:
"Слава Тебе, Боже Царю..

Исходя из текста песни, следует единственно верный вывод о потере эрзянской самостоятельности, а вместе с этим и государственности во времена правления Ивана Грозного и относится рассматриваемое событие ко второй половине 16 века, следовательно и сама песня относится к 16-17 векам.


Следующая песня записана в г. Балахне (Нижегородская обл.) и связывается с походом Ивана Грозного. Текст песни с описываемыми событиями подтверждает утверждения о падении эрзянской государственности в 16 веке при Иване Грозном. Специалисты так же песню относят к 16 веку.

Уж пойду ли я, уж пойду ли я
Под Новгород пойду, под Новгород пойду!
Разнесу ли, разнесу ли я
Стены камены разнесу, стены
Камены разнесу!
Уж я вольницу, своевольницу
Смертью лютою показню, смертью
Лютою показню.
А крамольников и ослушников
В омутах-реках потоплю, в омутах-реках
Потоплю!
У бояр-купцов, у бояр- купцов
Золото казну заберу, золото казну заберу!
Кузнецов лихих, весь некрещеный люд
Я к себе в Москву отвезу, я к себе
В Москву отвезу!
А всю земщину - деревенщину
По святой Руси размечу, по святой Руси
Размечу!
Не звонить тебе, не звонить тебе,
Буйный колокол, не звонить буйный колокол,
Не звонить!
Ах, по Волге ли, ах, по реченьке
Плывет стружек, плывет, плывет стружек,
плывет.
В той ли лодочке как лебедушка
Красна девица слёзы льет, красна девица
слезы льет.
Ах, не плачь-ка ты, не горюй-ка ты,
Красна девица, перестань.


Терюшань Сергу

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт - 3 [только новые]


эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 70
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 13.12.09 19:53. Заголовок: Арзамас. Годом основ..


В качестве доказательства новой истории нижегородского края, привожу доводы которые подтверждают, что эрзянская самостоятельность закончилась в 16 веке. Именно с этого времени начинается новая история нижегородчины, но уже без эрзянского прошлого. Все самые древние населенные пункты имеют свое начало с 16 века, исключение составляет всего пару населенных пунктов, впрочем их прошлое можно поставить под сомнение.
О присоединение эрзянского государства к Московии во времена правления Ивана Грозного рассказывает эрзянский национальный эпос "Масторава" автора. А.Шаронова.


Арзамас (Эрзя Мастор). Годом основания города принято считать 1578-й. Статус и на¬звание, по преданию, были даны самодержцем Иваном Грозным в честь мордовских князей Арзая и Масая
Большое Болдино(Болдына) – замечательный уголок России, который связан с жизнью и творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Болдино и земли, прилегающие к нему, на протяжении трех столетий принадлежали роду Пушкиных – одному из древнейших дворянских родов России. Эта земля «в Арзамасском уезде… под большим мордовским черным лесом» досталась далеким предкам поэта не даром – на рубеже XVI-XVII веков им пришлось заслужить ее ратными подвигами и успешной государственной деятельностью.
Село Дивеево - районный центр Нижегородской области в 175 км от Нижнего Новгорода. Известно с XIV в. В 1558 г. По преданию, Иван Грозный даровал эти земли Дивею сыну Бутакову, имя которого и сохранило название села.

Богородск.Как торгово-кустарное село Богородск известен с ХVI в. Считается, что он был основан новгородскими переселенцами. В ХVII в. Богородское было пожаловано Кузьме Минину за особые заслуги перед Отечеством. Позднее село принадлежало Шереметьевым.

Павлово возникло в ХVI в. как селение при перевозе через Оку на дороге из Нижнего Новгорода в Москву. Считается, что основателем его был перевозчик Павел, от имени которого и идет название. Для обороны перевоза, сопровождения важных грузов и преступников в Павлове была построена крепость с земляным валом, где находился гарнизон (об этом напоминают названия Острожной горы и улице Стрелецкой). В ХVII в. было известно как дворцовое село Павлово или Павлов Острог. В 1621 г. подарено князю Черкасскому, в 1742 г. перешло во владение к графам Шереметевым.

Балахна впервые упоминается под 1536 г., однако считается, что она основана на век раньше.

Бутурлино упоминается в исторических документах с середины XV I века

Вача.Точных данных о времени основания села Вача нет, однако в летописях 1588 года оно упоминается как село с двумя деревянными церквами, принадлежащие князю Ивану Шуйскому.

Поселение Ворсма существует по крайней мере с ХVI в.

Начало Выксе было положено в 1765 г., когда выходцы из Тулы заводчики братья Баташовы обнаружили в окрестностях современной Выксы залежи болотной железной руды - лимонита.


Дзержинск.Город был создан на месте селений Растяпино, Черное и Бабушкино, известных еще со средневековья. Растяпино, которое славилось своим судостроительным промыслом, во время подготовки к Азовскому походу посетил Петр I.

Постоянное поселение на месте современного города возникло не позднее конца XVII в. на тракте Муром - Арзамас в окружении мордовских деревень.


Лукоянов известен с ХVI в. Первоначально как деревня, появившаяся вокруг водяной мельницы некоего Ивашки Лукояна, от имени которого и произошло название города.

Впервые Лысково упоминается в летописи под 1410 г. Однако место, где оно расположено, было заселено задолго до этого, о чем свидетельствуют остатки древних валов и рвов на Оленьей горе. Первоначально поселение располагалось на высоком мысу за рекой Сундовик, несколько западнее современной города. Это было русско-мордовское селение под названием Сундовит. Археологические раскопки датирует его появление не позднее XII - начала XIII вв. Судя по характеру находок, селение пострадало от сильного пожара. Это косвенно подтверждается и историческими источниками.

Починки.Судьба этого села не вполне обычна. Основано оно на месте мордовской деревни, называвшейся Анудемир или Починок Кеуштанов. В документах деревня впервые упоминается в 1628 г.,

Саров-уже в конце XVI в. на мысу при слиянии Сатиса и Саровки появляются отдельные пустынножители, селившиеся в вырытых пещерах.

Сергач. - первой половине XVII в. на высоком берегу мелководного притока Пьяны стояло несколько дымных избушек, жители которых занимались хлебопашеством и производством поташа.

Сеченово (ранее Тёплый Стан) – старинное русское село, основанное Иваном Грозным в 1552 году во время его третьего похода на Казань.


Вся эта территория Эрзянь Мастор достаточно плотно покрывалась эрзянскими селами и городами, археология убедительно это доказывает, даже при достаточно слабом ее изучении, вот знакомьтесь с данными археологии

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 2
Совась мелькужос: 17.12.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 17.12.09 22:34. Заголовок: admin пишет: Болдин..


admin пишет:

 цитата:
Болдино

= Полда веле?
admin пишет:

 цитата:
Лукоянов

= Луга ян.
admin пишет:

 цитата:
Лысково

= Лиси ков?
admin пишет:

 цитата:
Дивеево

= Тевей веле?
admin пишет:

 цитата:
Починки.

= Почаня ки? Пачань ки?

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 25
Совась мелькужос: 05.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 21.05.10 15:49. Заголовок: Болдино-Полда веле. ..


Болдино-Полда веле. Полдась те мезе?

портал "Эрзянь ки"http://www.erzan.ru/ Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 45
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась