Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова
Кучозь: 14.05.10 07:07. Заголовок: Фонетика русского и эрзянского языков одинакова
Термин «фонетика» происходит от греч. слова phōnē– «звук» или «phonetikos» – «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи».
Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.
Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках.
В зависимости от целей исследования различаются, с одной стороны – общая и частная фонетика, а с другой – фонетика описательная, историческая и сравнительная (сопоставительная).
Так, общая фонетика рассматривает общие, вопросы, связанные со звуковой стороной языка: природу языковых явлений, общие условия образования звуков речи, закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока.
Частная фонетика изучает звуковую сторону конкретного языка (например, фонетика русского, французского и др. языков).
Общая и частная фонетики теснейшим образом связаны и предполагают друг друга. Общая фонетика основывается на фактах многих языков. Частная фонетика может рассматривать факты какого-то языка на определенном этапе его развития – в этом случае мы имеем дело с описательной фонетикой (чаще всего объектом описания служит современное состояние языка). Частная фонетика может прослеживать и развитие каких-либо явлений на протяжении более или менее длительного периода времени – в этом случае мы имеет дело с исторической фонетикой.
Историческая фонетика исследует изменения в звуковой стороне языка и объясняет фонетические особенности современного состояния языка историческими причинами.
Для более глубокого объяснения фактов истории языка нередко бывает необходимо обратиться к материалу других, родственных языков. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, т.к. сравниваются факты разных языков. Это сопоставительная фонетика. Она тесно связана с исторической.
Предметом нашего изучения является описательная фонетика современного русского литературного языка.
В фонетике выделяются следующие разделы:
1. собственно фонетика, изучающая звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также фонетическую членимость речи;
2. фонология, изучающая функциональную сторону звуков речи, фонемы и их систему;
3. орфоэпия (греч. orthos – правильный, еpos – слово), изучающая нормы современного русского литературного произношения;
4. графика (греч. grafo- пишу), которая знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками;
5. орфография – совокупность правил, определяющих написание слов. Она знакомит с основным принципом русского написания – морфологическим, фонетическим, традиционным, дифференцирующим.
Любое речевое сообщение может быть охарактеризовано в двух планах: в плане выражения и в плане содержания. Фонетика изучает тот план выражения, который облекается в звуковую материальную оболочку.
Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы.
Сегментные единицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.
Суперсегментные единицы языка - это ударение, интонация.
Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.
Ср.: му́ка – мука́ , о́́рган – орга́н (от места ударения зависит смысл слова).
Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр.― Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией).
Звуки речи – это минимальные, далее не разложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах:
1) с акустической стороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами;
2) с артикуляционной стороны, где звуки характеризуются по тому, как он образуется с помощью произносительных органов;
3) с функционально – лингвистической стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло-различительной функции.
Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально – лингвистической – фонология.
Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка.
Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоятельные науки – это две стороны, две грани одной науки.
Таким образом, практическое значение фонетики велико. Без изучения звуковой стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики любого языка.
Фонетика обуславливает многие орфографические правила (приставки на -з, -с; ы – и после приставок и др.). Без знания фонетики невозможно составление алфавитов (для звукового письма). Фонетический разбор служит восприятию правильного произношения.
Идентичность фонетики эрзянского и русского языков особенно ярко проявляется в песенных напевах, в стихотворных ритмах наших сказаний - они абсолютно тождественны, такой тесной родственной близости русские песни и сказания не имеют ни с каким другим языком. Мало того, я осмелюсь утверждать, что русские сказания и русские песни берут свое начало именно из эрзянскиого эпического творчества.
ПОЧИВАТЬ, почить, починуть, спать, предаться сну, отойти ко сну; || отдыхать, праздновать от трудов; покоиться, пребывать в покое, в косности, бездействии; || умереть, скончаться и лежать в могиле, покоиться телом на веки. Спи, почивай, угомон возьми, колыбельная песня. Рабочие почили, уснули. Денные заботы улеглись, почиют. И почи (Бог)в день седмый от дел своих. Быт. На поле битвы почиет мрак и тишина. Почивший о Господе, в Господе, в Бозе почивший, покойник, усопший. Прах всех наших праотцев почиет, почивает в семейном” склепе. Он почил нынешнею ночью, опочил, скончался. Почиванье, почитие, сост. по глаг. Почивальный покой, почиальница, почивальня, спальня, ложница, повалуша, опочивальня, спальная комната. Почивало ср. кровать, койка, ложе, постель.
Кучозь: 16.01.11 23:40. Заголовок: Дереза — I ж. Листоп..
Дереза — I ж. Листопадный или вечнозелёный, обычно колючий кустарник семейства пасленовых. II м. и ж. разг. Резвый и бойкий человек (обычно о ребёнке). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой