Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова
Кучозь: 04.11.10 18:20. Заголовок: А КТО ТАКОЙ ПУРГАЗ? ВОПРОС РЕБРОМ.
А КТО ТАКОЙ ПУРГАЗ? ВОПРОС РЕБРОМ
Именно такой возник вопрос на форуме "Мелькужо" в последние несколько дней. Вот кем его считали некоторые эрзянские лидеры:
"Пургаз - видный политический деятель ХIII в. Он был мудрым дипломатом, бесстрашным воином, талантливым организатором и прогрессивным человеком своего времени. В исторически сложное время, находясь между Русью и монгольским востоком, он умел, когда надо, наладить дружеские отношения, а когда и дать достойный отпор", - так отрекомендовал князь сегодняшних эрзян Кшуманцянь Пиргуж национального героя перед мэром Саранска Владимиром Сушковым. Источник: http://www.kominarod.ru/gazeta/news_slav/2007/07/04/russiannews_7037.html<\/u><\/a>
Костюм - какой был и каким стал? Горшки случайно не круглодонные были
Про костюм потом, муторно искать, про керамику вот кое что:
Своеобразие наборов типов керамики, их картографирование, время бытования и сочетание с территориально-хронологическими группами памятников позволяют предположить существование вплоть до первого этапа четвертого периода (V - начало VI вв. ) трех очагов керамических традиций. Первый - присурский - четко локализуется в Верхнем, Среднем Присурье и ограничивается с севера предположительно р. Пьяна, с запада - верхним течением р. Мокша. Керамические комплексы этого очага прекрасно представлены материалами Андреевского кургана и ранних погребений селиксенского типа. Присурский очаг следует связывать с довольно однородным в этнокультурном отношении населением, которое продолжает традиции Городецкого времени. В общих чертах он может быть охарактеризован следующими признаками: 1) формообразующие типы - слабопрофилированные горшки низких пропорций, слабопрофилированные банки с подцилиндрическим туловом, слабопрофилированные миски высоких пропорций, бокаловидные и чашевидные сосуды усеченно-конической и усеченно-сфероконической форм, 2) формовочные массы - преобладание грубых шамотных примесей, иногда с дресвой (последнее в большей степени касается материалов Андреевского кургана); 3) декор - довольно небрежная обработка внешней поверхности сосудов, орнаментация крайне редка // (С.15).
Второй очаг керамических традиций - рязанско-окский -локализуется прежде всего в Среднем Поочье приблизительно до устья Мокши, в нижнем течении Цны, и вероятно, Нижнем Примокшанье. На востоке он простирался до Верхнего Примокшанья, где, по-видимому, располагалась контактная зона с присурским очагом. Керамические комплексы наиболее полно представлены материалами Кошибеевского, Польно-Ялтуновского, рязанско-окских могильников и отдельными погребениями Ражкинского, Селикса-Трофимовского, Тезиковского могильников. Основные черты рязанско-окского очага, сформировавшегося в условиях воздействия на местные традиции восточнобалтских элементов, могут быть охарактеризованы следующим образом: 1) формообразующие типы - горшки высоких и средних пропорций усеченно-сфероконической, тюльпановидной, боченковидной форм, усеченно-конические банки и чернолощеные чаши, ребристые миски; 2) формовочные массы - преобладание в тесте грубой керамики примесей шамота и дресвы; 3) декор - дополнительное лощение чашевидных сосудов, для грубой посуды характерна орнаментация. Третий очаг керамических традиций - поволжско-тешский - локалиэуется в пространствах к северу от Среднего Примокшанья и включает практически все Нижегородское правобережье Волги. С запада он ограничивается, скорее всего, нижним течением Оки, с востока - Нижним Присурьем и, вероятно, левобережьем р. Пьяна, наиболее выразительный керамический комплекс представлен ранними материалами Абрамовского могильника, а также серией образцов Тезиковского могильника. Основные черты этого очага можно охарактеризовать следующими признаками: 1) формообразующие типы - хорошо профилированные мисковидные сосуды средних и низких пропорций; 2) формовочные массы - абсолютное преобладание мелких консистенций шамота, иногда с песком: 3) декор - хорошо заглаженная, иногда лощеная или подлощенная внешняя поверхность, орнаментация сосудов не применяется. Таким образом, первая половина 1 тыс. н. э. характеризуется сосуществованием трех относительно независимых друг от друга очагов керамических традиций. Памятники, в которых наблюдается их взаимовстречаемость, крайне редки. К последним следует отнести лишь Тезиковский могильник с его оригинальным набором посуды // (С.16).
Purgine, я понимаю, что отвечать с ходу очень сложно. Но Вы же сами должны ощущать, что в Ваших постах в данном случае ничего научного нет. Кстати, обряды погребений, которые были свойственны сарматам, во многом тождественны обрядам погребений так называемого рязано-окского народа, и идентичны обрядам погребений эрзян.
Про тождественность ссылку дайте. А про сарматский элемент я уже говорил, имеет месть быть. Про ненаучность не понимаю, вы о чем-то своем видимо.
Кучозь: 07.11.10 00:53. Заголовок: admin сёрмады: Еще ..
admin сёрмады:
цитата:
Еще напомню про захоронения во время различных войн, там явно пропадает привычный обряд и инвентарь. Какой промежуток времени хоронили погибших в войне 1941-5 годов?
Затем народ остался прежний, а каков промышленный рывок после 1945 г.???
Не надо передергивать, археология четко видит и войны и все остальное. Одно дело когда, инвентарь исчезает, другое дело когда модернизируется, собственно люди занимающиеся этим делом не дураки, уж поверьте.
Purgine, почему Вам так не хочется признать, что это один народ?? ведь Вы сейчас все-таки признали, что народы родственные - то есть прародич у них общий.
Причем здесь хочу, не хочу, есть научные факты от них и отталкиваюсь. Если народы родственные, то если в массе своей пранарод у них один это нормально, но это автоматически не значит, что этот предковый народ эрзя. Русские и украинцы тоже от одной исторической общности произошли, так как величать их предков русами или украми, думаю понятно на этом примере?
Танюш сёрмады:
цитата:
Что значит - близкий к эрзянскому языку, то есть диалект? шокша-язык - это диалект эрзянского языка
Русский и украинский близки, но это разные языки, или опять не понятно?
Про ненаучность не понимаю, вы о чем-то своем видимо.
Я не вижу научности, так как логически неподтвержденные утверждения - это не наука. Ваши цитаты пока не о чем. Если взять гончарную часть, то я вижу что гончарный промысел этих народов между собой перекликается, следовательно, можно опять-таки говорить об одном и том же народе. В разной местности могли быть свои особенности, своя специфика. Кстати, эрзяне были отличными гончарами, причем занимались этим женщины.
В Дивеевской округе имеется белая глина, ее более нет ни где на Нижегородчине, у белой глины иная температура плавки, следовательно и способ работы.
Есть и другие виды глин, например с цирконево-титановыми примесями и прочими другими.
Возникает логичный вопрос, являются ли люди работающие с различными материалами ЭТНИЧЕСКИ НЕ ОДНОРОДНЫМИ?
У эрзян пулай и панго, у мокши нет пулагая и панго, языки близки, это один народ? Нет, конечно нет, народы разные. Здесь мы за уши не хотим притягивать, а с рязано-окцами хотим? Так?
Но в данном случае речь идет о шокшо-языке, который признан диалектом эрзянского, признан даже филологами. Следовательно, мещера говорила на эрзянском языке, шокшо-диалекте.
Кучозь: 07.11.10 01:10. Заголовок: Танюш сёрмады: Я н..
Танюш сёрмады:
цитата:
Я не вижу научности, так как логически неподтвержденные утверждения - это не наука. Ваши цитаты пока не о чем. Если взять гончарную часть, то я вижу что гончарный промысел этих народов между собой перекликается, следовательно, можно опять-таки говорить об одном и том же народе. В разной местности могли быть свои особенности, своя специфика. Кстати, эрзяне были отличными гончарами, причем занимались этим женщины.
Опять 25, я дал цитату из сугубо научной, если вы не понимаете что там написано, это печально.
Своеобразие наборов типов керамики, их картографирование, время бытования и сочетание с территориально-хронологическими группами памятников позволяют предположить существование вплоть до первого этапа четвертого периода (V - начало VI вв. ) трех очагов керамических традиций
Но тогда вам придется и мокшу прихватить, по вашей логике это один с эрзянами народ.
Кучозь: 07.11.10 01:12. Заголовок: Античные авторы, в ч..
Античные авторы, в частности Геродот, сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей.
Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.
Кучозь: 07.11.10 01:16. Заголовок: Танюш сёрмады: Но ..
Танюш сёрмады:
цитата:
Но в данном случае речь идет о шокшо-языке, который признан диалектом эрзянского, признан даже филологами. Следовательно, мещера говорила на эрзянском языке, шокшо-диалекте.
Шокшинский считается диалектом, эрзя считаются "мордвой" и что? Цыганкин например не согласен и говорит о мещере, а он профессионал, всю жизнь отдал на изучение эрзянского.
Античные авторы, в частности Геродот, сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей.
Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.
Следовательно, сарматы - восточные европейцы
Ну и? Восточная Европа и Центральная Европа, разницу улавливаете. Причерноморье где? В Восточной Европе.
Кучозь: 07.11.10 01:21. Заголовок: В Нижегородском крем..
В Нижегородском кремле два года назад при археологических раскопках было найдено захоронение 14 века с северным направлением головы, мной были сделаны фото, археологи находку не описав уничтожили.. причины надеюсь понятны
Верю!!! Сарлейское кладбище (Терюхан) всем наверно знакомо. Так вот, при его уничтожении оно обнаружилось и археологи были вынуждены выехать на место.
А теперь внимание! Археологом описавшим захоронения был студент по национальности МОКША ведущий свою родословную от ЕДИГЕЯ.
Им был сделан вывод, что захоронения воинов принадлежат половцам!!
При личной встрече очень нервничал, в итоге говорить отказался, заявив , что все найденное необходимо держать в секрете лет сто.
Сергу, запись разговора есть? Ссылки на работу есть? Материалы по могильнику где? Кроме того юношей проверяют всегда старшие коллеги (материал он увидят и все будет ясно), и если он там что-то соврал, то дальнейшая судьба, как археолога у него не завидная, в этом плане археологи очень жесткий народ.
Кучозь: 07.11.10 01:25. Заголовок: admin сёрмады: В Ни..
admin сёрмады:
цитата:
В Нижегородском кремле два года назад при археологических раскопках было найдено захоронение 14 века с северным направлением головы, мной были сделаны фото, археологи находку не описав уничтожили.. причины надеюсь понятны
Сергу, запись разговора есть? Ссылки на работу есть? Материалы по могильнику где? Кроме того юношей проверяют всегда старшие коллеги (материал он увидят и все будет ясно), и если он там что-то соврал, то дальнейшая судьба, как археолога у него не завидная, в этом плане археологи очень жесткий народ.
Гм..гм.. Случай не тот.. кое что из работ есть на фото из книг, старшим коллегой был тот при котором уничтожилось захоронение с северным направлением головы, знаком и с ним. Кстати родом из Терюхан.
Кучозь: 07.11.10 01:31. Заголовок: Это перечень кургано..
Это перечень курганов, обнаруженных на территории проживания моих предков. Скажите, пожалуйста, есть ли их описания? доступны ли они нам? кто там?
Атяшевский район, курганы:
1. Курган Атяшевский 1. Эпоха бронзы. Расположен к СВ от рп Атяшево. Открыт П.Д.Степановым 1963 г. 2. Курган Атяшевский 2. Эпоха бронзы. Расположен к ЗЮЗ от кургана Атяшевский 1. Открыт В.Н.Шитовым 1979 г. 3. Курган Атяшевский 3. не датирован. Расположен к СЗ от рп.Атяшево. Открыт В.Н.Шитовым 1979 г. 4. Курганы Лобаскинские. Расположен к В. от с. Лобаски, в урочище "Орлатко". Открыт П.Д.Степановым 1940 г. 5. Курган Наборносыресевский , не датирован. Расположен у с. Наборные Сыреси. Открыт П.Д.Степановым 1940 Г. 6. Курган Пашинский, не датирован. Расположен к З. от пос. Пашино. Открыт В.А.Ломшиным в 1985 Г. 7. Курган Покровский, не датирован. Расположен у с.Покровского. Открыт П.Д.Степановым 1945 г. 8. Курган Русскодубровский, не датирован. Расположен к З от с. Русские Дубровки. Открыт В.Н.Мартьяновым 1974 г. 9. Курганная группа Аловская 1. Эпоха бронзы. Расположено к СЗ от с. Алово. Открыта П.Д.Степановым 1945 г. 10. Курганная группа Аловская 2. Эпоха бронзы. Расположено к ЮВ от с. Алово. Открыта П.Д.Степановым 1945 г. 11. Курганная группа Аловская 3. Эпоха бронзы. Расположено к С от с. Алово. Открыта В.Н.Шитовым в 1981 г. 12. Курганная группа Андреевская. не датирована. Расположено к С от с. Андреевка. Открыта П.Д.Степановым 1946 г. 13. Курганная группа Дадская. не датирована. Расположено к ССВ от с. Дады. Открыта П.Д.Степановым 1946 г. 14. Курганная группа Козловская. не датирована. Расположено к С от с. Козловка. Открыта П.Д.Степановым 1946 г. 15. Курганная группа Тарасовская. Эпоха бронзы. Расположено к С от с. Тарасова. Открыта В.Н.Шитовым в 1979 г.
Гм..гм.. Случай не тот.. кое что из работ есть на фото из книг, старшим коллегой был тот при котором уничтожилось захоронение с северным направлением головы, знаком и с ним. Кстати родом из Терюхан.
Давайте фамилии, место где копали, факты уничтожения памятника и они уже не работают вообще в этой сфере.
Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы
Кучозь: 07.11.10 01:38. Заголовок: Танюш сёрмады: Это ..
Танюш сёрмады:
цитата:
Это перечень курганов, обнаруженных на территории проживания моих предков. Скажите, пожалуйста, есть ли их описания? доступны ли они нам? кто там?
Атяшевский район, курганы:
1. Курган Атяшевский 1. Эпоха бронзы. Расположен к СВ от рп Атяшево. Открыт П.Д.Степановым 1963 г. 2. Курган Атяшевский 2. Эпоха бронзы. Расположен к ЗЮЗ от кургана Атяшевский 1. Открыт В.Н.Шитовым 1979 г. 3. Курган Атяшевский 3. не датирован. Расположен к СЗ от рп.Атяшево. Открыт В.Н.Шитовым 1979 г. 4. Курганы Лобаскинские. Расположен к В. от с. Лобаски, в урочище "Орлатко". Открыт П.Д.Степановым 1940 г. 5. Курган Наборносыресевский , не датирован. Расположен у с. Наборные Сыреси. Открыт П.Д.Степановым 1940 Г. 6. Курган Пашинский, не датирован. Расположен к З. от пос. Пашино. Открыт В.А.Ломшиным в 1985 Г. 7. Курган Покровский, не датирован. Расположен у с.Покровского. Открыт П.Д.Степановым 1945 г. 8. Курган Русскодубровский, не датирован. Расположен к З от с. Русские Дубровки. Открыт В.Н.Мартьяновым 1974 г. 9. Курганная группа Аловская 1. Эпоха бронзы. Расположено к СЗ от с. Алово. Открыта П.Д.Степановым 1945 г. 10. Курганная группа Аловская 2. Эпоха бронзы. Расположено к ЮВ от с. Алово. Открыта П.Д.Степановым 1945 г. 11. Курганная группа Аловская 3. Эпоха бронзы. Расположено к С от с. Алово. Открыта В.Н.Шитовым в 1981 г. 12. Курганная группа Андреевская. не датирована. Расположено к С от с. Андреевка. Открыта П.Д.Степановым 1946 г. 13. Курганная группа Дадская. не датирована. Расположено к ССВ от с. Дады. Открыта П.Д.Степановым 1946 г. 14. Курганная группа Козловская. не датирована. Расположено к С от с. Козловка. Открыта П.Д.Степановым 1946 г. 15. Курганная группа Тарасовская. Эпоха бронзы. Расположено к С от с. Тарасова. Открыта В.Н.Шитовым в 1979 г.
С ходу не отвечу, но могу поинтересоваться у спецов, правда они сейчас в отъезде, в Питере. Напомните чтобы я не забыл, а то точно забуду.
Кучозь: 07.11.10 01:41. Заголовок: При проведение архео..
При проведение археологических раскопок на территории Нижегородского кремля, найдены останки человека. Кто именно захоронен в этом одиночном захоронении, пока не ясно. По сохранности костей и их размеру можно предположить, что это юноша или девушка.
Расположено погребение по ориентировке с юга на север.....
Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы
Пожалуйста, есть скифы и из центральной европы)))
Ну правильно готы ведь дошли до Причерноморья, Готская епархия даже в Крыму была. И говорят греки о Причерноморье, а не о ЦЕ, где готы жили в соседстве с теми же скифами. Немцы пленных советских калмыков русскими называли, очень показательно. Не показывайте уж явное незнание материала, это уже невежеством называется.