Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова
Кучозь: 12.08.12 18:06. Заголовок: Москва... как много в этом звуке...
Москва... как много в этом звуке...
Прогулка по Ивановскому холму в Кулишках.
Ивановский монастырь ранее находившийся на Пятницкой дороге. Предположительно его перевода поближе к Кремлю около 1533 года добилась Елена Глинская в память рождения наследника престола Ивана Грозного
Монастырь посвящен Дню Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Служил местом заточения женщин царского дома. Сюда тайно привозили раскольниц, сторонниц протопопа Аввакума, и держали их в каменных мешках.
Храм Святого Владимира расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее - кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Интересное трактование Храм в великокняжеских садах впервые упоминается в духовной грамоте великого князя Василия 1 в 1423 г.
В 1514-1516 г. был построен каменный храм, зодчий Алевиз Новый.
Рельеф местности на Кулишках очень живописный. В центре района возвышается холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни.
Улица Забе́лина в Басманном районе Москвы. До 1961 года — Большой Ивановский переулок, по находящемуся здесь Ивановскому монастырю, на плане 1631 года переулок назван Иконный. В честь воинов, павших в Куликовской битве, здесь была заложена церковь Всех Святых на Кулишках (существующее здание — XVI—XVII вв.) - на фото видны золотые купола, венчающие красные стены храма.
Церковь Николая Чудотворца в Подкопае, что на Кулишках. Современное название - Подкопаевский переулок.
*** Влюблено бродим по Москве, По улочкам её старинным, По переулкам и куртинам, Дивуясь куполам церквей - В закатных солнечных лучах Сияньем крёстного знаменья. Поднявшись по крутым ступеням, Мы градом на семи холмах Любуемся. Бутоны роз Свято-Владимирского храма Москвы венчают панораму, Сокрыв от суеты погост. Ниц с колокольной высоты Петляет улица к Зарядью: Бояр Романовых усадьба, Гостиного Двора ряды. Китайгородская стена Из перехода зрит украдкой - Сквозь белокаменную кладку Веков проступит седина. Стоглавию молясь церквей: Древнейший абрис городища Ещё не стёрт - один на тыщу! - В любви признаемся Москве. Т.Ротанова (Вирява)
Кучозь: 13.08.12 20:47. Заголовок: Рада, что прогулка д..
Рада, что прогулка доставила удовольствие! Кстати, на спуске на "Солянку", до куполов Храма Христа Спасителя, золотятся купола церкви Всех Святых на Кулишках, заложенной в честь воинов, павших в Куликовской битве. В 1380 именно через Кулишки прошла на Куликово поле русская рать.
Кучозь: 14.08.12 09:17. Заголовок: Танюш сёрмады: В 13..
Танюш сёрмады:
цитата:
В 1380 именно через Кулишки прошла на Куликово поле русская рать.
Прошу прощения! вношу существенную правку - в те времена русской рати ещё не было. РАТЬ - слово древнемордовское, впрочем, судя по всему, как и сама рать. На мой взгляд, русский этнос сложился позднее - примерно в 16-17 веках.
Кучозь: 19.08.12 11:21. Заголовок: Церковь Воскресения,..
Церковь Воскресения, что на Грязех
Храм Воскресения Христова в Кадашах- современное название
Кадашёвская слобода, Кадаши — историческая местность в московском районе Якиманка, впервые упомянутая как село Кадашёво в духовной грамоте Ивана III (1504 год) и достигшая расцвета в середине XVII века, при Алексее Михайловиче. Крупнейшая из слобод Замоскворечья, в XVII веке Кадашёвская слобода занимала территорию между Якиманкой, Ордынкой, Николаевской улицей, Полянским рынком и старицей реки Москвы. На территории бывшей слободы, в Лаврушинском переулке, находится Государственная Третьяковская галерея (ГТГ); c 2004 года действует музей «Кадашёвская слобода» при храме Воскресения Христова.
Традиционная московская топонимика возводит название слободы к КАДЬ (бочка): кадаши — бондари, мастера по изготовлению бочек, кадушек и прочей деревянной утвари.
А эрзяне уверены, что это название эрзянское: Кадаши - Кудо чи - Дом солнца(трактовка Олега Ракшина)
На мой взгляд, ближе по смыслу: КАДО - ОСТАВЛЕННЫЙ, ПРИБЕРЕЖЕННЫЙ, НАСЛЕДУЕМЫЙ ЧИ - СВЕТ, ДЕНЬ ЧЕВ - ЛУЧИНА
Топонимика современных улиц Замоскворечья доносит до нас отголоски глубокой древности, например, слово «Раушская» (Раушская набережная). Москвичи считают, что это название произошло от «ровушки»: якобы так называли рвы, которые выполняли дренажную функцию в болотистой местности за Москвой-рекой)
У меня ассоциирует с РАУЖО - чёрная, возможно, почвы здесь были чернозёмые. А потому и Церковь Воскресения на Грязех)))
Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева, составленной в 1493 году, где она именуется церковью Воскресения, что на Грязех
Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, а кому, как ни Никону было знать истинное значение слова Кадаши, не потому ли и колокольня так напоминает горящую лучину-свечу...
В 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча»