Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 1. Весе: 1 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 107
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 18.12.09 01:39. Заголовок: Ранний железный век


ЭРЗЯНЕ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА

Из жителей раннего железного века на Тамбовщине известны эрзяне городецкой культуры, городецкая культура впервые открыта В. А. Городцовым в прошлом веке, в бывшей Рязанской губернии, близ с. Городец.

Ныне в Волго-Окском междуречье локализовали уже несколько сотен городищ и селищ городецкой культуры VII века до н. э. - IV столетия н. э. Однако некоторые исследователи относят верхнюю границу городецкой культуры к I - II векам н. э., что вполне обосновано.

А. Н. Норцовым упоминаются: старые городища, городки, земляные валы и окружающие их рвы. По-видимому, многие из них относились к городецкой культуре.

В тридцатые годы П. П. Иванов - директор Моршанского музея, выявил некоторые городища по побережьям р. Цны. Н. В. Трубникова, исследуя городецкий материал из коллекций Моршанского музея, отнесла его к группе памятников Волго-Окского междуречья, где к тому времени было уже известно более 200 поселений этих племен (см. Смирнов А. Н., Трубникова Н. В. - «Городецкая культура», М., 1965 г.). Но раскопок этих городищ на Тамбовщине не велось.

На землях Тамбовщины поселений раннего железного века локализовано более 40, многие из них расположены на высоких лесных берегах рек и укреплены валами и рвами.

В настоящее время можно говорить, что в раннем железном веке были заселены северные и центральные районы так же густо, как и в предыдущую эпоху и почти на тех же местах, уже «проверенных» веками. Не случайно, видимо, на многих городищах, подстилающие их культурные слои, относятся к эпохе бронзы.

В 1970 - 1971 годах экспедицией ТГПИ, а в 1972 - 1973 гг. совместно с областным краеведческим музеем было выявлено 10 поселений на территории Тамбовского и Сосновского районов. Не все поселения сохранились: о местоположении некоторых приходилось судить лишь по наличию керамики и по скудным остаткам оборонительных сооружений. Но в то же время большинство древних городищ имело черты, характерные для эпохи раннего металла. К наиболее сохранившимся слоям и городищам относились холм Галдым, «Крутая гора» в с. Горелом и 3 холма обрывистых выбегов в Пчеляевской гряде.

Городища эрзян раннего железного века чаще располагались на возвышенности. Такое устройство на хорошо защищенных природой местах - историческая закономерность, порожденная эпохой войн . Это характерно и для городищ Тамбовщины. Интересы хозяйства заставляли искать лесные угодья, речные затоны и дороги. Человеческий коллектив использовал природные условия, приспосабливаясь к ним, и ощущал потребность в освоении водных путей, устраивая свои поселения у рек и притоков. По форме городища Тамбовщины полукольцевые с площадью средней величины от 1,5 тыс. м2 и до 2-х или более тысяч квадратных метров. И форма, и различие в площади обусловлены и природным рельефом и демографическим фактором (численность населения).

Многие городецкие поселения укреплены рвами и валами. Валы следуют по очертаниям городищ, охватывая их с напольной уязвимой стороны, так как противоположная территория имела естественную защиту - крутой склон. Наиболее сохраниились укрепления на городище Пчеляй-1, на холмистом выбеге гряды, высотой до 23 м. На северо-восточной оконечности городища - источник питьевой воды. Площадь городища со всех сторон, кроме западного склона, ограничена двумя валами. Это место Пчеляй впервые было упомянуто А. Н. Нордовым, как «жилище разбойников, окопанное вокруг канавой».

Первый вал - дуговидный, концы его лежат на обрывистых краях поселения. Длина его 93 м, ширина до 10,7 м, высота до 1,5 м. За валом следует ров шириной до 3 м и глубиной в 1 м. За рвом - междуваловая зона с наибольшей шириной до 32 м. Все городище окаймляется вторым валом - внешним, менее высоким и широким, чем первый. В юго-восточной оконечности городища, там, где вал оканчивается естественным всхолмлением, он вплотную примыкает ко рву первого вала, повторяя его изгиб. Холм и междуваловая зона сообщались через ложбину, оставленную при строительстве первого вала в северном секторе городища.

Оба вала представляли собой древесно-земляную конструкцию с забутовкой у основания. В толще вала видно чередование почвенных слоев с древесными настилами, последовательно прокаливаемыми (обожженными) - для прочности. В центре первого - внутреннего вала, в материковой траншее, на его поду устроено подобие «замка» - древесной клетки - для большей крепости насыпи. Междуваловая территория, где нет культурного слоя, а попадаются случайные находки, могла, служить в качестве наблюдательной или оборонительной, при нападении на городище.

Соседний холм (средний выбег гряды) укреплений не имел, а на третьем холме (к северо-востоку от оконечности гряды) - прослежены остатки вала. Следы валов и на холме Галдым и в Кулеватовских Песках, невдалеке от реки.

Подобные укрепления отмечены и на поселении «Крутая гора» близ с. Горелое, тоже упомянутом в свое время А. Н. Норцовым как «старое городище». Западный склон его высотой 43 м. и спускается к р. Цне. Длина основания городища у реки была 250 м, в его толще скрыт источник воды. Площадь плато на холме 54 x 33 м имеет почти полукольцевую форму. С напольной стороны городище защищалось несколькими валами и рвами, в систему которых включались естественные овражки и насыпи с внешней стороны, служившие своеобразными контрфорсами, усиливающими оборонительные сооружения.

Укрепления строились с учетом почв, древесины, камня для подсыпки, с использованием рельефа местности. Но, возводя укрепления, углубляя или засыпая естественные овраги, устраивая рвы, проходы, соединяя концы валов (Пчеляй-1), человек планомерно творил искусственный ландшафт, изменяя природный рельеф и последовательно проводил работы (прокопка траншеи - основания вала в материке, постепенная прослойка почвенных и древесных слоев). Человеческий коллектив закреплял трудовые навыки, традиции, активно наступая на географическую среду.

Среди городищ, известных в Волго-Окском междуречье, были и групповые, иногда между ними попадаются и неукрепленные селища. Такими можно считать холмы в Липунцах близ озера и Пчеляевские городища. Это комплексы древних селений, которые можно сравнивать с районным образованием.

Остатки от жилых помещений того времени - полуземлянок или наземных построек сохраняются очень редко, но разнообразные формы жилищ известны по другим поселениям Волго-Окского междуречья: квадратные, вытянутые или округлые в плане полуземлянки и наземные строения, площадью от 16 до 78 квадратных метров. Полы в них плотно утрамбованные, стены обмазаны глиной по деревянному или плетеному каркасу, каменный очаг в центре жилья, а вдоль стен нары из толстых жердей, кровли односкатные из плах или бревен, присыпанных землей. Жилые постройки на городищах располагались или по полукругу под валом (древнейшая «круговая» планировка) или группами («гнездами»), это связано с родоплеменными обычаями и, наконец, двумя параллельными линиями вдоль городища с проходом посередине. Эти традиционные и различные черты показывают определенный уровень жилого строительства.

Судя по памятникам городецкой культуры, эрзяне умели обрабатывать глину, камень, дерево, кость и рог, кожу.

Они занимались плавкой и обработкой металла, охотой, бортничеством, животноводством, рыболовством, подсечным земледелием, прядением, ткачеством, плетением, жилым, оборонительным и культовым строительством. Производились: орудия труда, керамика, оружие, бытовые и культовые поделки, украшения.

Круг занятий со времени эпохи бронзы значительно расширился, в быт прочно, входил металл и особенно широко использовались глина, древесина и камень разных видов.

Обработка глины. Как и в предыдущие эпохи на самые необходимые нужды употреблялись различные сорта глины, она шла на выделку бытовой и ритуальной посуды, и на культовые поделки, широко употреблялась и в жилом строительстве (обмазка стен, очагов), и в устройстве укреплений (в слоях валов) святилищ (их глинобитных площадок).

Из глины выделывались бусы, ткацкие пряслица и грузики или пирамидальные и овальные рыболовные грузила, метательные ядрышки для пращи, тигельки, льячки, литейные формочки.

Но более всего, глина служила сырьем для керамиста. Об уровне керамического дела можно судить по городецким сосудам.

Городецкая лепная керамика так же, как и во всех других слоях древних поселений (начиная с неолита), является самым массовым материалом.

Виды керамики во всех поселениях: кухонные горшки и мелкие столовые, сосуды: миски, плошки, реже - цедилки. Форма сосудов - баночная или почти баночная с плоским дном и тонкими стенками. Большая часть сосудов из пчеляевских городищ покрыта орнаментом, а среди галдымской и горельской - неорнаментированной посуды встречается тщательно заглаженная – почти лощеная, что связывается, обычно, с более поздними городецкими поселениями.

Основные виды орнамента, обнаруженные на керамике из наших поселений: сетчатый, ячеистый и рогожный. Пчеляевские городища и городецкие слои Галдыма-1 дали разнообразные и многие варианты орнаментов.

Так сетчатый (извилистый), «текстильный» орнамент представлен в четырех вариантах (извилины легкие, тонкие, грубо прочерченные, прерывистые - короткие). Такой же орнамент расположен и на венчиках сосудов, но в уменьшенном виде, продолжая декорировку. Общее, для вариантов орнамента это то, что узоры, покрывающие сосуд до дна, следуют за его изгибами, как бы повторяя форму. Слияние формы и орнамента, по-видимому, техническое достижение мастера. Подобный орнамент, встречающийся в рязанских и во многих других городищах, археологи связывают с эпохой раннего металла, т. е. с первым периодом городецкой культуры.

Второй вид орнамента - ячеистый, тоже выражен в нескольких вариантах. Это мелкие или крупные овальные ячейки, образующие цепочки, расположенные отдельно одна от другой или слитно, или же служащие как бы фоном, на котором врезаны добавочные узоры. Такая керамика известна по Рязанским, Мордовским и Чувашским городищам ранней поры. И, наконец, третий вид орнамента - так называемый «рогожный», самый характерный для городецких поселений (Рязанских, Поволжских, примокшанских и наших - цнинских) состоит из разного вида прямоугольников: мелких или крупных, расположенных рядами, и из «фигурных» с овальными перекрестиями - этот вариант встречается только в наших городищах.

Рогожный орнамент - более поздний, он удерживается и в первых веках н. э. и встречается в эрзянских, верхне-донских, (по р. Матыре), рязанских и дьяковских поселениях.

В Горельском поселении «Крутая гора» встречалась керамика с крупными вмятинами, создающими «бугристость» сосудов. Возможно, что такие сосуды, как и украшенные «фигурными» прямоугольниками, дают местные варианты орнамента, так как они аналогий не имеют. Это позволяет предположить наличие местной культуры в среде эрзян городецкой культуры. Орнаментация сосудов, зародившаяся в период возникновения керамического дела, с эпохи неолита, была вызвана жизненной необходимостью. И на протяжении веков орнамент совершенствовался и нес технические, смысловые и декоративные функции.

Обработка камня по-прежнему имела в хозяйстве немалое значение, но это зависело от природных ресурсов. В городищах раннего железного века, обычно, находят каменные зернотерки, песты и мотыжки, грузики и пряслица, молоты для дробления руды.

В городищах Тамбовщины тоже найдены каменные изделия различного назначения, в Галдыме нашли гранитный точильный брусок подпирамидальной формы, с хорошо отшлифованными гранями, напоминающий скифские бруски второй половины I тыс. до н. э. Там же были формочки для отливки трехгранных стрел, каменный пест и каменный штамп. В Пчеляевских городищах, в подножьях валов, оказались скопления необработанных камней, для забутовки. В слоях этих поселений были зернотерка и небольшие круглые камни.

В горельском поселении «Крутая гора», кроме нескольких камней со следами обработки - нашли каменные прямоугольные плитки для заточки металлических изделий, маленький каменный тигелек, листовидную стрелу, напоминающую сарматскую. Там же была полуобработанная каменная поделка, напоминающая голову зверя. Выпуклостями и подтеской намечены глаз, ухо, нос. Высота поделки - 7 см.

Каменные изделия в городецких слоях наших поселений представлены в довольно разнообразном ассортименте. Необработанный камень использовался в строительстве, песты и зернотерки в быту и, возможно, в земледелии, точильные бруски, плитки, формочки и тигельки в обработке металла и направке металлического инструмента, штампы в орнаментировке сосудов, стрелы и круглые камни в охоте или в бою, некоторые каменные поделки являлись, возможно, культовыми.

Судя по поселениям Тамбовщины, применялась обработка дерева (обкорка, обрубка, обсушка, обтеска) при строительстве укреплений для простилки стволов в толще вала, для устройства «клеток» или «замков» из древесины - укрепляющих центральную подовую часть вала (Пчеляевское городище).

Из дерева вытачивались идолы и мелкие культовые изображения, делались челны, плоты, шесты, ткацкие станы, прялки, веретена, лари для одежды, скамьи, посуда, туески, силки, луки, капканы, плетеные кошелки, кошели для рыбы, рукояти для инструментов, оружия и бытовых изделий, части земледельческих орудий, рукояти для пастушеских посохов и кнутов, конских ногаек.

Дерево же шло в первую очередь и для постройки жилья и укреплений. В лесном краю древесина использовалась в ремеслах, промыслах, в развивающихся строительном и изобразительном искусствах.

Обработка кожи редко упоминается исследователями, т. к. кожа сохраняется так же плохо, как дерево, и редко попадается в культурных слоях. Но обработка кожи неотъемлема от скотоводства, необходима в процессах охоты, рыболовства, производства оружия, упряжи, обуви, одежды, головных уборов, бытовых поделок, плетения.

Обработка кости и рога. В поселениях эрзян городецкой культуры находят костяные долота, ножи, наконечники гарпунов, иглы, шилья и рукоятки разнообразных изделий - скобели, гладила из кости.

Многими исследователями описываются астрагалы (кости для игры), подобные скифским стрелы, костяные проколки, псалии из кабаньих клыков, штампы для орнаментации сосудов. Мастерская костяных изделий найдена на Теньгушевском городище. В Тамбовских городецких поселениях найдены некоторые костяные поделки.

В Горельском городище «Крутая гора» найдены костяные полированные пластинки с проколами по краям. Возможно, они применялись как нашивки на кожаную обувь или конскую упряжь. Такие же пластинки обнаружили и в поселении Пчеляй, где найдена была и костяная проколка длиной около 10 см, а в слоях Галдыма - костяная бусинка. В Горельском поселении нашли костяную поделку, не законченную в обработке. Высота ее 8 см, наибольшая ширина 5 см. Возможно, изделие имитирует изображение женщины. Срезами и подпиливанием выделены голова и шея. В очертаниях угадываются остроконечный головной убор, курчавые волосы, плечи. В наибольшем количестве в наших поселениях найдены астрагалы - бабки от костей крупных, и мелких животных, аккуратно отшлифованные. Встречаются распиленные вдоль и отшлифованные половинки трубчатых костей (Горельское поселение). Они могли служить для оттискивания несложных узоров на сырой глине сосудов.

Обработка металла.
Металл, известный еще со времен энеолита в виде самородных обломков, входил в жизнь медленно. «Человеку стало служить железо, последний и важнейший из всех видов сырья, игравший революционную роль в истории» . Появившись, оно все больше завоевывало прочное место в жизни эрзян городецкой культуры. Выплавка железа происходила сыродутным способом, а обточка и отделка изделий - на каменных плитках. Известно кузнечное ремесло: в некоторых городищах нашли мастерские железных изделий и железные шлаки.
В городецких поселениях или в культурных слоях обнаружены многие находки хозяйственного значения, свидетельствующие об обработке металла.

На холме Галдым у кострища найдено около сотни кусков шлака, В Пчеляевском и Горельском городищах шлак обнаружен во всех городецких слоях.

Найдены и глиняные тигли (Галдым) полусферические - круглодонные, характерные для лесной полосы Верхнеокских и Верхнеднепровских городищ. Тигельки из Горелъского городища несколько другие - конусовидные.
Другой группой находок, связанных с розливом металла, были льячки: из Галдымского, Пчеляевского и Горельского поселений; формы их: ковшевидная и ложковидная. Маленькие трубчатые концы их украшены точками или стрелками (возможно, родовыми знаками). Форма их утолщенная, вместилища круглые или овальные, есть, неглубокие (ложковидные) льячки, некоторые с длинными втулками. Такие же находят повсеместно в городецких поселениях.

В Галдымском поселении был железный нож Длиной в 18,5 см, такой же, как в позднегородецких слоях Чувашии и Рязанщины и Нижегородчины. Железное шило из Горельского поселения - двухконечное, четырехгранное. Такие шилья известны по Рязанщине и Поволжью.
На холме Пчеляй найдено небольшое железное орудие труда, называемое пешней (цапкой). Длина его 8 см, лопатковидный рабочий конец заточен. Его можно применять и в обработке дерева, и в подледной ловле, и при сборе дикого меда из дупл деревьев, а, возможно, и в качестве долота.

Ассортимент металлических изделий невелик, но разнообразен: шлаки, тигли, льячки, формочки, что свидетельствует о местном литье металла. Возможно, что это занятие характерно для позднего периода городецкой культуры. Но некоторые городища часто образовывались близ районов, богатых болотными рудами. И судя по разнообразию металлических изделий и предметов, связанных с литьем и обработкой металлов, металлические орудия труда и инструменты обслуживали многие отрасли хозяйства, ремесла и промыслы,

Разнообразны были не только ремесленные, но и другие хозяйственные занятия эрзян городецкой культуры. Рыболовство исстари занимало большое место в жизни племен, в том числе и городецких. Обычны находки, связанные с рыболовством, гарпуны, грузила для сетей, крючки, иглы для плетения и, наконец, кости рыб.

Бортничество - занятие, немыслимое без леса, важный промысел в эпоху железа. В городецких поселениях находят долота, ножи, пешни для выемки меда из бортных деревьев. Бортничество косвенно связано с охотой: охотнику, хорошо знавшему лес, легче обнаружить места роения диких пчел. Впоследствии бортные деревья помечались родовыми знаками собственности.
Земледелие связано с эпохой раннего железа. У эрзян лесного края можно предположить подсобный характер земледелия при ведущей роли скотоводства.

В городецких слоях не часто находят каменные и металлические мотыжки, песты, зернотерки, жернова, серпы.

Охота могла и должна была иметь особое значение. Охотники обеспечивали население продуктами питания, в меньшей степени, в связи с развитием скотоводства, но охота не переставала быть и резервом для него, так как одомашнивание животных и птиц было длительным, охота постепенно становилась промыслом на пушного зверя, обеспечивающим обмен. Хорошо выделанный мех становился эквивалентом стоимости и объектом купли-продажи. Одежду или кожу для обуви и других нужд тоже обеспечивала охота.


В городищах Тамбовщины находят кости лося, бобра, зайца, барсука, оленя, кабана, лесных птиц. В галдымских городецких слоях встречались кости и рога молодых лосей, кости косуль. Немало костей диких животных найдено в Пчеляевском и Горельском поселениях. Свидетельством развития охоты являются различного вида стрелы, находимые в городецких поселениях, в том числе и в наших, и формочки для их отливки.

Животноводство - одно из главных занятий городецких эрзян, как впрочем, и дьяковских племенных групп. Еще со времени срубной культуры в хозяйстве племен Европейской части сформировалось в полном составе стадо. Особенное значение имело разведение лошадей, обеспечивающих пищу, а также кости и кожу для хозяйственных поделок, со временем и передвижение в мирное и военное время. Судя по костным остаткам, в стадах были овцы, свиньи и лошади еще довольно низкорослые, как и в эпоху бронзы, коровы уже средней величины и в большем количестве. Немало костей домашних животных найдено в городищах Мордовии, Рязанщины, Тамбовщины и в Нижегородской области.

В слоях Галдымского поселения найдены тысячи костей коров, свиней, лошадей, собак. В Горельском городище - кости жеребенка и овцы, в Отъяссах - кости свиньи. В Пчеляевском и Горельском городищах кости домашних животных найдены во всех городецких слоях.

О большом значении животноводства свидетельствуют изделия из кости и рога, обнаруживаемые повсеместно, в том числе и во многих городищах.

Разведение скота связано с постепенно развивающимся земледелием (подготовка участков для лугов, скашивание трав и заготовка кормов, использование скота как тягловой силы) и с обработкой кожи, прядением, ткачеством, плетением. Большое значение скотоводство имело и в развитии обмена, а значит и в социально-экономическом процессе . Скотоводство влияло на вынужденную миграцию групп в поисках пастбищ, кормовых участков.

Прядение и ткачество. В древнейших поселениях, начиная с эпохи ранней бронзы, находят глиняные, костяные и каменные пряслица.
Наиболее характерными для раннего железного века являются пчеляевские и горельские пряслица.

В Пчеляевском поселении пряслица биконической формы - глиняные, высотой до 2,6 см и одно - дисковидное тех же размеров. Почти все они орнаментированы: от отверстия на верхней половине во все стороны отходят желобчатые, точечные или узкие врезанные линии - «лучи».

Горельские пряслица такой же формы, как и пчеляевские, но с более разнообразными орнаментами, покрывающими все изделие. Иногда «лучи» расположены на пряслицах снопиками или же между ними точечные узоры.

Галдымские пряслица также биконические с точечными накольчатыми узорами - «лучами» или же лучевидными узкими врезками. Кроме пряслиц были найдены глиняные ткацкие грузики разнообразных форм. Одни похожи на маленькие катушки (Галдым), с перехватом посередине. Такие грузики высотой до 2-х см находят преимущественно в слоях раннего железа в городищах по побережьям Оки и Дона. В городецких же поселениях находят и пирамидальные грузики той же величины, подобные нашим из Галдымского поселения, Пчеляевского и Горельского городищ. Эти грузики украшены «рогожным» орнаментом или же беспорядочно разбросанными ямками. В Горельском городище найден бипирамидальный грузик высотой в 3 см, обе грани на нем покрыты лучевыми бороздками от отверстия и до середины. Форма этих грузиков обычна для городепких поселений от Саратовской области до Пензы, Средней и Нижней Оки, Тамбовщины и Нижегородчины.

Что касается пряслиц, то изделия с маленькими отверстиями (биконические и дисковидные, найденные и в Галдыме, и в Пчеляевских городищах) - более ранние, а пряслица с большими отверстиями - более поздние (Горельское поселение). Это дает возможность разграничить первый и второй этапы городецкой культуры по находкам из наших городищ. Лучевидный орнамент на пряслицах и грузиках тоже не случаен. Это - солярный знак, символ солнца, выраженный в розетках с лучами, расположенными в вихревом направлении. Этот символ - жил до начала XX века. На прялках Центральной России (ручках, стояках, донцах) Горьковской, Вологодской, Калининской областей - тоже изображались лучевые розетки именно как символ солнца.

Все отрасли хозяйства городецких эрзян имели между собой связь. Не было отраслей хозяйства, не взаимосвязанных между собой. По их взаимозависимости можно судить о степени большей или меньшей необходимости занятий, т. е. выделить более или менее ведущие. Такими отраслями труда были, вероятно, скотоводство, охота, а среди ремесел - обработка глины, дерева, камня и металла, так как трудно найти какую-либо область хозяйства, где не понадобились бы орудия труда, предметы быта и детали из этих материалов. По степени необходимости и значимости на второе место можно поставить обработку кожи и кости. Не было отраслей хозяйства, промыслов или ремесел, не связанных с географической средой, остающейся и в эпоху раннего железа естественной основой производства для общественного коллектива.

Связь с географической средой, ее воздействие на Городецких эрзян и эволюция обратного влияния достаточно ясно видна по материалам, предоставляемым очень многими городищами, в, том числе и нашими. Расположение поселений обусловливается факторами физической географии: наличием защищенных природных мест, леса, реки, лугов. Укрепления этих поселений строились с учетом природных условий - почв, древесины, камня при использовании рельефа. Возводя укрепления, углубляя или засыпая овраги, устраивая рвы, человек творил искусственный рельеф, изменяя ландшафт, т. е. условия физической географии.

Устройство поселений у рек, прямое использование географических условий являются началом создания будущих путей сообщения и средств сближения между районами.

Охота, обусловленная дремучими лесами древней Тамбовщины и ее разнотравными степями, в то же время постепенно приводила к уничтожению некоторых видов фауны и, в конечном счете, к изменению зон их распространения и самого ландшафта.

Но скотоводство, требовавшее своих географических условий, давало возможность выращивать новые виды животных. Разведение скота влияло на перемену растительности, на изменение условий обитания животных и на эволюцию их видов. В области животноводства зарождалась возможность будущего стихийного экономико-географического районирования.

В связи с подсечным земледелием, требующим выбора плодородных почв, изменялась флора. Происходило географическое перераспределение растений, в целом постепенно менялся ландшафт.

Оказывало влияние широкое употребление древесины для строительства и в быту. Вырубка или насаждение леса изменяли микроклимат и почвы.

Обработка металла в раннем железном веке постепенно обеспечивала процесс экономики в целом, развивались связи с географической средой, росло влияние человеческого коллектива на нее, в орбиту материального производства вовлекалось все больше предметов из природной среды, учитывалось все больше явлений, раздвигались рамки географической среды. Эрзяне развивались в конкретной природной среде и находились с ней во взаимодействии, которое отражалось в процессе производства материальных благ на всей экономике.

Во всех городецких поселениях слои эпохи поздней бронзы подстилают пласты времени раннего железа (городецкие), либо смешаны с ними в Мордовской АССР, на Рязанщине в Саратовском Поволжье и в наших городищах.

Обилие сетчатой и ячеистой (орнамент в виде цепочек) керамики во всех вариантах в наших поселениях и городищах Галдым, Пчеляевские холмы, Сосновый Угол, Липунцы и Кулеватовские Пески убеждают в том, что в перечисленных поселениях присутствуют слои, относящиеся к раннему этапу городецкой культуры. Пчеляевские городища (холм II) дали нам остатки глинобитного круглого жертвенника, изделия из камня и кости, небольшое количество металлических поделок и находки эпохи бронзы. Все это - известные признаки ранних городецких поселений первого этапа (VIII - VII вв. до н. э. - I в. до н. э.).

Но Горельское и Пчеляевское поселения имеют резкие различия. В Пчеляевских поселениях орнаментированная керамика («рогожная» и «текстильная» - сетчатая) составляет около 70 проц., а на Горельском городище она исчисляется в 2 проц. Горельская «рогожная» керамика попадается вместе с неорнаментированной лощеной с характерными гладкими венчиками, подчеркнутыми кольцевой бороздкой. Все это свидетельствует о том, что Горельское поселение можно отнести ко второму этапу городецкой культуры, тем более, что там найдены стрела сарматского типа и железная трубчатая эрзянская подвеска .

Поселение Галдым-1, где найдена стоянка неолита и слои эпохи бронзы, сетчатая керамика с легкой штриховкой и рогожная керамика во всех вариантах, гладкая лощеная, ходная с горельской и, наконец, явно эрзянские находки, а также и некоторое количество древнерусской(?) керамики, является многослойным, существовавшим с конца III тыс. до н. э. и вплоть до расселения эрзян.

Современниками Городецких эрзян были скифы и сарматы. В очень многих, и в наших в том числе, городецких поселениях находят сосуды с характерными скифскими орнаментами: защипами, фестонами, налепами, врезками или вдавлинками на венчиках. Такая керамика попадалась в Галдымском и в Пчеляевских поселениях.

Скифские традиции видны и в употреблении трехгранных стрел, для литья которых служила двухсторонняя формочка из Галдыма. В Тамбове был найден скифский меч - акинак длиной 26,5 см. Меч - кованый, прямая брусковидная рукоятка вверху заканчивается горизонтальным набалдашником, над лезвием -навершие, похожее на крылья бабочки. Лезвие меча - короткое, колющее, рассчитанное на рукопашный бой. Такими мечами скифские воины вооружались в VI - V веках до н. э. Есть в фондах областного краеведческого музея еще один скифский меч с кольцевидным навершием. Его нашли в Жердевском районе. Сходны со скифскими брусковидные точильные камни, найденные в городецких поселениях.
В городецких слоях Галдыма и в Горельском поселении найдены фрагменты лощеных сосудов. В одном из курганов (Сосновский район) нашли лощеный кувшин. В Приволжских и Приокских городецких поселениях обнаруживали лощеную керамику сарматского типа. В Горельском поселении найдена листовидная сарматская стрела, а близ с. Кулябовка (Мучкапский р-он) - наконечник стрелы с овальным, отверстием. Такие стрелы при полете издавали свист.

Находятся кинжалы и сарматские мечи. Один из них был обнаружен в зоне колхоза «Гигант», другой найден в черте города. Рукоятка этого меча оканчивается кольцевидной петлей в виде сведенных птичьих клювов. У сарматов было принято делать навершие мечей с изображением животных или хищных птиц.

Отмечен контакт племен Волго-Окского междуречья с балтами в первой половине I тыс. н. э. В Галдыме найден бронзовый браслет с утолщенными концами, на одном из них схематично изображена змеиная головка. Такие браслеты типичны для балтов и связаны с культом змей, их неоднократно находили по течению р. Оки с ее притоками к северо-западу и западу от древних цнинских поселений. Более разносторонняя общность, начиная с планировки городищ и кончая традициями культуры, подмечена археологами между городецкими и камскими - ананьинскими культурами. И у тех и у других поселения расположены на мысах, валы - дуговидные, форма и вид костяных изделий (стрел, гарпунов) - сходные. Эти черты общности относятся и к городецким эрзянам края.
Разнообразные связи были у городецких эрзян с дьяковцами - близкими северо-западными соседями. Эти связи подчеркиваются сходством сетчатой керамики и сосудов без орнамента, расположением, поселений, наличием земляных укреплений и глинобитных жертвенников (на Пчеляе-II), пряслиц с точечным орнаментом, находками сходных костяных изделий. Эти черты сходства с дьяковскими находками характерны для Тамбовских поселений. Отношения со скифами, сарматами, дьяковцами, ананьинцами, балтами, раздвигали рамки познаваемой среды, способствуя обоюдным знаниям, устанавливали экономическое и культурное взаимовлияние.

Расположение и состав вещевых комплексов городецких поселений позволяют уловить общие и различные их черты.

Местоположение поселений характерно для городищ междуречья Оки и Волги. Одни располагаются группами в глухой лесной чаще (Пчеляевские холмы), другие размещаются на водных путях (Галдым-1, Кулеватовские Пески, Горельское поселение). Но все они пользуются водными источниками (родник, река, озеро). Формы поселений (Пчеляевский холм и с. Горелое) типичны для городецких эрзян: полукруглая или овальная. Также характерно для городецких поселений, - наличие дуговидных валов и рвов. Типичны их размеры. На Пчеляевском городище отмечено последовательное построение внешнего, а затем и внутреннего вала и использование междуваловой зоны, сообщающейся с «центром» поселения через проход во внутреннем валу.

По-видимому, следует поставить вопрос об определенной оборонительной системе. Элементы этой системы: а) дуговидная форма валов и рвов «удерживающая» противоположные концы поселений, б) большая высота «главного», внутреннего вала и его укрепление в центре толщи, в) заметное приспособление оборонительных сооружений к рельефу местности, г) древесно-земляная структура толщи валов (типичная для всех городецких креплений). Это требовало последовательности и планомерности в строительстве.

Вещевые комплексы поселений выявляют многообразную производственную базу - обработку и литье металлов, использование естественных материалов: кости, рога, камня, глины, дерева; прядение, плетение и ткачество. Городецкие эрзяне Тамбовщины занимались охотой, скотоводством, рыболовством, земледелием. Особого искусства жители Пчеляевских городищ достигли в производстве и декорировке керамики. Устойчивость, традиционность и типизация - свойственны декорировке сосудов. Орнаменты несут определенные функции. Основные виды орнаментов - «текстильный», ячеистый и «рогожный». Но есть много различных и нередко художественно выполняемых вариантов, среди которых и локальные.

Вещевой комплекс позволяет отметить и черты быта: игру в кости, распространенную и в городецких поселениях. Элементы искусства отмечены по наличию каменных или костяных поделок. Черты ранних форм религии отражены в элементах солярного культа (орнамент пряслиц).

Пчеляевский и Галдымский вещевые комплексы в особенности, и в некоторой степени все остальные, свидетельствуют о том, что городецкая культура на Тамбовщине сложилась на основе предшествующих. Групповые поселения доказывают устойчивость союза этнических групп и этническую их общность (Пчеляй), другие поселения (Галдым) свидетельствуют о длительности их существования.

Все полученные данные говорят о присутствии государственности у эрзян городецкой культуры.


источник: "Эрзянь ки"

ГОРОДЕЦКАЯ КУЛЬТУРА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ

Археология

Ранний железный век

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт - 1 [только новые]


эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 111
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 19.12.09 00:08. Заголовок: Новая статья..


Новая статья

Эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO, проект портала "Эрзянь ки". Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 464
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась