Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 926
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.07.10 09:16. Заголовок: Кулайская культура и эрзя


Есть ряд причин по которой мы заинтересовались кулайской культурой. Постараемся постепенно раскрыть тему. Желающие помочь, приветствуются!
Официальная история сообщает: Кулайская культура — археологическая культура Западной Сибири с середины I тысячелетия до н. э. до середины I тысячелетия н. э. Этнически отождествляется с предками самодийцев, селькупами

<\/u><\/a>




Люди кулайской культуры относились к смешанной европеоидной и монголоидной расе.

Современный этноним происходит от самоназвания одной из наиболее крупных территориальных группировок северных селькупов — солькуп — "таежный человек". Что касается других этнонимов, то до 30-х годов ХХ столетия селькупы именовались остяко-самоеды. Двойной этноним фиксирует их языковую принадлежность к самодийцам, а культурную близость, к хантам. Наряду с ним, вплоть до настояшего времени, сохраняются местные самоназвания родоплеменныл групп — чумылькуп, шошкуп, сосогула, шолькумит. п., существуют и территориальные названия — кетские, ваховские, тазовские, баихинские и другие селькупы. Предположительно с ХVII века разделены на две территориальные группы — южную, нарымскую и северную, тазовоко-туруханскую.
В антропологическом плане селькупы относятся к уральской расе.
Проживают преимущественно в Томской области — правые притоки Оби Кеть, Тым, Вах. В Тюменской области и Красноярском крае — бассейн реки Таз, левые притоки Енисея Турухан, Баиха, Елогуй.
Численность в Российской Федерации – 3564 человек.
Селькупский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи. Большая этническая территория, при небольшой численности населения, предопределяют сложность внутренней организации селькупского языка. В его составе выделяется ряд диалектных групп — северная или тазовская, тымская, нарымская, обская, кетская, которые, в свою очередь состоят из большого количества диалектов. Языковые отличия между северными и южными диалектными группами существенны, что препятствует свободному языковому общению.
Этногенез селькупов связывается с историей формирования других самодийских народов Западной Сибири в рамках концепции их южносибирского происхождения. В то же время, в этом процессе селькупы занимают несколько обособленное место. Территория Нарымского и Томского Приобья, которая является автохтонной для селькупов, в конце I тыс. до н. э. — середине I тыс. н. э. входила в состав кулайской культурной общности и представляла северную, таежную периферию самодийцев. В Среднем Приобье, с середины II тыс. н. э., традиции кулайцев наследует рёлкинская археологическая культура, которая идентифицируется в этнокультурном плане как праселькупская. На протяжении I-й половины II тыс. н. э, когда под воздействием тюрок южные самодийцы переселяются на север в приполярные районы Западной Сибири и горно-таежные районы Южной Сибири, селькупская территория практически избежала иноэтнического влияния. Поэтому селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов, что нашло отражение в современной культуре этого народа.
В настоящее время нарымская группа сильно русифицирована, северная, даже в условиях достаточно интенсивных культурных и брачных контактов с кетами и эвенками (в верховьях реки Таз до 3/4 браков заключенных селькупами, межнациональные), сохраняет свою этническую самобытность. Так, в этом районе, селькупский язык, наряду с русским, является разговорным в среде разноэтничного коренного населения.
Селькупы вели комплексное хозяйство, главными отраслями которого были охота и рыболовство. Транспортное оленеводство знали только северные селькупы. Между тем, в селькупских захоронениях до 17 в. встречаются земледельческие орудия труда и глиняные горшки с растительной пищей. С земледельческой терминологией связаны селькупские лингвистические материалы. Для селькупов в прошлом были характерны также керамическое, ткацкое и металлургическое производства. Экономический регресс селькупов к началу 17 в. исследователи объясняют изобилием пушного зверя, которым отличалась Западная Сибирь, ставшая одним из основных центров концентрации торговцев пушниной из различных цивилизованных стран того времени. Соболь в среднем Приобье был истреблен в конце 17 века, поэтому основным объектом пушной охоты у селькупов была белка. О распространенности беличьего промысла говорит наличие у селькупов в 19 веке специальной меновой единицы сарум - связка из десяти беличьих шкурок. Для нарымских селькупов большое значение имела охота на боровую дичь - глухарей, тетеревов, рябчиков, которые являлись основным источником мяса. Вторым по значению в хозяйстве селькупов был рыбный промысел. Основные объекты промысла - осетр, нельма, омуль, чир, муксун, стерлядь. Из традиционных орудий рыболовства наибольшее распространение получила ставная сеть, было известно запорное рыболовство. Оленеводством занимались северные селькупы. Селькупское оленеводство - таежного типа. Размеры стад и маршруты сезонных передвижений относительно невелики. Селькупы, в отличие от ненцев, не пользовались пастушеской собакой. Пастьба оленей вообще практиковалась редко, даже зимой.
У селькупов существовало несколько типов жилищ. Постоянным жилищем оленеводов круглый год был чум. В таежной зоне он использовался в основном летом, а зимним жилищем были полуземлянки различной конструкции и размеров. Зимней одеждой у северных селькупов (мужчин и женщин) служила парка - распашная шуба из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины одевали рубахи из покупной ткани и штаны из ровдуги, а женщины - домотканные платья. В сильные холода поверх парки одевался сокуй - глухая одежда с капюшоном из оленьих шкур мехом наружу. На юге селькупского ареала широкое распространение получила одежда русского покроя. Повсеместно использовались русские рубахи и штаны, платья и сарафаны.
Традиционный основной пищевой продукт южных селькупов - рыба. Наиболее распространенным повседневным блюдом в зимний период была квашеная рыба. Квасили ее вместе с ягодами (брусника, клюква, морошка) в ямах. У северных селькупов заметную роль в рационе играла оленина. В качестве приправы к мясным и рыбным блюдам женщины собирали дикий лук, выкапывали клубни сараны. Вместо чая пили настой можжевельника. Из него же приготовляли хмельной напиток, прибавляя к нему молодые мухоморы. Основным средством передвижения селькупа-охотника зимой были лыжи тангыш, подбитые камусом или шкурой выдры. В качестве транспортных животных селькупы-оленеводы использовали оленей и собак, нарымские - собак и лошадей. В тайге охотник обычно сам тащил ручную нарту, к которой иногда припрягал собаку. Самым распространенным средством водного транспорта был долбленый обласок.
Для селькупов характерны анимистические представления об окружающем мире. Добрым началом, демиургом считался Ном, олицетворявший собой небо. Властитель зла Кызы имел обиталище под землей. В шаманстве селькупов видную роль играли сексуальные мотивы. По их представлениям, шаман вступал в сексуальную связь с дочерью "хозяина" леса. Одним из своеобразных обрядов в селькупском шаманстве было "оживление" бубна и других шаманских аксессуаров. У каждого селькупского рода были свои жертвенные места-святилища с изображением покровителя рода, свой шаман, свое кладбище. В случае смерти на чужой земле, сородичи обязаны были доставить покойника и похоронить его на родовом кладбище. Искусство селькупов представлено орнаментацией на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, ножнах, и других бытовых предметах. Характерное для многих народов Сибири украшение одежды не получило у селькупов широкого распространения. В традиционном фольклоре центральное место занимает описание всевозможных приключений героя, его столкновений со злыми духами, которые всегда оказываются побежденными. Из музыкальных инструментов бытовали варган - губная из оленьего рога пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа - лебедь. У северных селькупов единственным музыкальным инструментом был шаманский бубен.
http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=308<\/u><\/a>

Названа по месту находки в 1922 году «клада», состоявшего из бронзового котла и мелких бронзовых и серебряных изделий на горе Кулайке в Чаинском районе Томской области. По одной из версий название "Кулайка" происходит от селькупского "Гора духов (гора предков).



Кулайцы проживали в полуземлянках. Занимались охотой, рыболовством и собирательством.

Первоначально люди расселялись небольшими группами, поселение состояло из 2—3 жилищ. Через некоторое время количество жилищ увеличилось до ~10, появились защитные сооружения, в частности, рвы, валы и другие защитные сооружения.

Кулайцы связанны с
тагарской культурой<\/u><\/a>

Кулайская культура


<\/u><\/a>


Кулайская культура занимала все лесо-степное Верхнее Приобье, включая Алтайский край, а отдельные находки кулайской керамики встречены даже на Телецком озере. Памятники представлены в основном городищами (Малый Гоньбинский Кордон-2, Бийск-2, 4 и 6, Иткульские-1 и 9, Малый Иткуль-2 и 6 и др.) и поселениями (Малый Иткуль-1, Усть-Чумыш-1, Бочанцсво-1, Чудацкая гора) (рис. 16). Достоверно известен на Алтае только один кулайский могильник — Ближние Елбаны-7.

Городища обычно расположены на краю берега реки или озера, либо на их мысах. С напольной стороны находится одинарный или двойной ров, а вдоль береговой кромки — эскарп. Рвы и эскарпы усиливались частоколом. Внутри городищ находились жилища — от 10 до 30; имеются они и за пределами укреплений (рис. 21-3).

Сами жилища подпрямоугольной формы с выходом по типу выступа, по конструкции похожи на жилища скифо-сакского периода (рис. 21-1). В отличие от последних очаговые ямы устраивались по углам, желательно ближе к выходу. Хозяйственные ямы выкапывались вдоль стен. Размеры жилищ — не более 20-30 кв. м. Видимо, кулайские городища нужно рассматривать как поселки родов или нескольких семей. Находки как в целом на кулайских городищах, так и внутри жилищ незначительны: сосуды, редко кости животных и изделия из железа, бронзы и камня.

Погребальный обряд
Рис. 2—погребальный обряд; 3 — городище; / — жилище; инвентарь кулайской культуры: 4-7, 26, 30 — керамика; 9, 11, 13, 16, 17, 19, 21-24, 27, 28 — бронза; 14, 15, 18 — железо; 10, 12, 13, 20, 25, 29 — кость

Погребальный обряд достаточно специфичен по сравнению с предыдущим периодом (рис. 21-2). Могилы грунтовые и не имеют видимых надмогильных сооружений. В нескольких случаях прослеживаются их ряды, протянувшиеся с юго-востока на северо-запад. Могилы подпрям'оугольной формы, неглубоки, некоторые из них перекрыты жердями, а стенки укреплены досками. Возможно, часть погребенных была завернута в гробовища из дерева и бересты. Основной обряд — трупосожжение: пепел занимает центральную часть могил, а сопроводительный инвентарь разбросан в беспорядке. В четырех могилах погребенные лежали вытянуто на спине, головой на северо-восток.

Во всех могилах найдены сосуды, во многих — изделия из железа, кости и бронзы. Кулайские сосуды имеют округлые днища и украшены гладким и гребенчатым штампом в виде «уточки», ямками и гребенчатой елочкой (рис. 21-4, 7, 26, 30). Характерны бронзовые трехгранные втульчатые костяные наконечники стрел, топоры, тесла, железные ножи с остатками ножен (рис. 21-8-10, 14, 15, 24), удила, пряжки, поясные наборы, бляшки, пуговицы, роговые гребни и гарпун (рис. 21-7, 12, 16-18, 20, 22, 28, 29). Любопытно бронзовое литье кулай-цев, отлитое в так называемом «келетном стиле», где изображены люди и дикие животные (медведь, бобр, лось, волк, заяц, гусь) (рис. 17-12, 19, 23, 27, 28). В отличие от подобных же изображений скифо-сибирского стиля все изображения сильно стилизованы и более напоминают хуннские.

Слабый культурный слой кулайских городищ свидетельствует о более подвижном образе жизни по сравнению с предшествующим периодом. Хозяйство было комплексным при довольно существенной роли охоты и рыболовства. Находят на поселениях и городищах и кости домашних животных: крупного и мелкого рогатого скота, собаки, лошади. Установить их реальную роль в стаде сложно, но можно сказать, что лошадь играла первостепенное значение: ее кости обнаружены абсолютно на всех памятниках.

Сложные политические коллизии в Центральной Азии привели к тому, что в III в. н. э. кулайская культура исчезает, но не бесследно. Несомненно, что кулайцы приняли участие и в формировании одинцовской культуры.


Источник:<\/u><\/a>

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо валт арасть [ ваномс весе]


эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 927
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.07.10 09:20. Заголовок: Кулайская культура (..

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/<\/u><\/a>
Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 1
Совась мелькужос: 22.05.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.05.11 15:33. Заголовок: Кулайская культура


Кулай - это не только селькупы, но и обские угры (частично).
Эти народы унаследовали некоторые черты своих предков "кулайцев". Несомненно, кулайцы принадлежат кругу сибирских арийских племён, в этногенезе которых приняли большое участие андроновские племена - арии. Кулайцы, после исхода основного населения из Сибири на запад, в Европу, во времена эпохи переселений (гуннское нашествие), были ассимилированы монголоидами Алтая. Сегодня в потомках кулайских племён (угры, селькупы) ещё течёт кровь ариев-кулайцев (R1a).
Моя мать из Андросово, что под Нижним. Входила ли та территория в древности в эрзянский ареал?
Но главное, что мне интересно, это то как связан кулай с эрзя?
Админ обещал постепенно раскрыть этот момент.
Неужели есть какие-либо связи? Это было бы крайне интересно.


Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 1626
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.05.11 20:44. Заголовок: icheldon сёрмады: М..


icheldon сёрмады:

 цитата:
Моя мать из Андросово, что под Нижним. Входила ли та территория в древности в эрзянский ареал?
Но главное, что мне интересно, это то как связан кулай с эрзя?



Андросово, несомненно, входило в эрзянский ареал. Это бывший Сергачский уезд, а ныне Гагинский район Нижегородской области. Название село сохранило и по сей день. Эти земли до появления здесь чувашей и татар принадлежали эрзянам, да и по сей день большая часть населения - эрзя и обрусевшие эрзяне.

А на вопрос, как связан кулай с эрзя, Вы сами же и ответили: и те, и другие - арии (R1a)

Кстати, дед Ленина, крепостной крестьянин «Николай Васильевич сын Ульянин», родом из Андросова. И он был не чуваш, как утверждают, а эрзя.


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 2
Совась мелькужос: 22.05.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 10.09.12 09:51. Заголовок: Танюш сёрмады: Кста..


Танюш сёрмады:

 цитата:
Кстати, дед Ленина, крепостной крестьянин «Николай Васильевич сын Ульянин», родом из Андросова. И он был не чуваш, как утверждают, а эрзя.


Круто!
Значит я - эрзя. Моя бабушка в девичестве - Ульянова (из Андросова).
Начинаю учить ярзянский.
Насчёт Ленина, по расследованиям М.Шагинян он получуваш - полуеврей, а в действительности, - эрзя. Где можно почитать доказательства этой версии? И есть ли они?
Спасибо!

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Вирява.




Сообщение: 2193
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Кучозь: 10.09.12 21:02. Заголовок: icheldon сёрмады: Г..


icheldon сёрмады:

 цитата:
Где можно почитать доказательства этой версии? И есть ли они?



Доказательство - могила деда Владимира Ильича. По слухам известно её местонахождение.

Существует две эрзянские версии: с. Андосово и с. Андросово. Какое из них, следует уточнить. На мой взгляд, уточнить можно, только лично побывав в этих сёлах.

В селе Андросово расположен дом-музей деда В.И. Ленина – Николая Васильевича Ульянова, а также мемориальный музей семьи Ульяновых, памятник, «Павшим в ВОВ» в центре села, из которых 5 фамилий Ульяновых из с. Андросова. Это современный Гагинский район. Источник:
click herehttp://letopisi.ru/index.php/%D0%94%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%92.%D0%98._%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8

"Большо́е Андо́сово — село в Пильнинском районе Нижегородской области, административный центр Большеандосовского сельсовета[1]. Расположено у реки Анда.
Ранее входило в состав Сергачского уезда. В селе располагался один из главных базаров уезда для продажи хлеба. Хлеб отсюда отправлялся в село Лысково и на пристань по реке Суре.
Скорее всего отец В.И.Ленина из этого села.Вывод:В.И.Ленин по национальности мордвин." Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%EB%FC%F8%EE%E5_%C0%ED%E4%EE%F1%EE%E2%EE

Однако, есть и такое мнение:
В официальной советской историографии и в работах биографов Ленина подчеркивается, что его дед, Николай Васильевич Ульянин (иногда пишут Ульянинов), якобы был крепостным крестьянином, родом из села Андросово Сергачской округи (уезда) Нижегородской губернии. В ходе исследования на основе источников было установлено:
Сергачский округ (уезд) на протяжении веков, вплоть до его присоединения к Казанскому ханству, а позднее к Нижегородской губернии, принадлежал чувашам и был заселен исключительно тюркоязычными племенами, большей частью чувашами.
Начиная с XVII века и по настоящее время в Сергачском округе Нижегородской губернии (области) село Андросово не существовало и не существует.
В Сергачском округе в рассматриваемый период (конец XVIII века) в списке населенных пунктов Российской империи указаны два одноименных села: Малое Андосово и Большое Андосово43 (без буквы «р»). Первое расположено в 18 верстах на северо-востоке от Сергача, второе – в 20 верстах восточнее указанного уездного города. Село Андосово указано и в современных почтовых справочниках. Оно находится в Пильнинском районе Нижегородской области. Так из какого же села отлучился так называемый дед Ленина, крепостной крестьянин «Николай Васильевич сын Ульянин»? И как могут объяснить биографы Ленина тот факт, что село Андросово в Сергачском округе Нижегородской губернии никогда не существовало? Если хоть один из них провел бы источниковедческий анализ найденных в архиве документов, то на поверхность сразу же всплыли бы фальшивки.

Здесь же:
...в архиве Астраханской области всплывает множество других документов, имеющих (?) отношение к предкам Ленина. В одном из них (в бумагах земского суда) читаем: «Николай Васильев сынъ Ульянин – Нижегородской губернии Сергачской округи села Андросова помещика Степана Михайлова Брехова крестьянинъ отлучился (1)791 году»

http://www.gramotey.com/?open_file=1269067064

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал



Сообщение: 3
Совась мелькужос: 22.05.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.09.12 09:21. Заголовок: Танюш сёрмады: "..


Танюш сёрмады:
"Существует две эрзянские версии: с. Андосово и с. Андросово. Какое из них, следует уточнить".

И всё же Андросово, с буквой "Р". Переселенцы с Поволжья в Сибирь были и из села АндРосово. Переселение было перед войной, бежали от голода. Среди переселенцев была моя мать.
В Томской области и сейчас ещё существует Андросово, которое было основано выходцами из Поволжья из села Андросово. Они "привезли своё село" с собой.
Бабушка, урождённая Ульянова. Моих родственников "пытали" исследователи и творцы ленинианы на предмет родства с вождём. Об этом мне говорила мама.

Сюконян: 0 
ПрофильЦитата Сермадомс каршо вал
Каршо вал:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера невкс файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 15
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась