Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова
Кучозь: 05.10.11 22:42. Заголовок: Мерянская земля в фотографиях
Согласно Википедии, достоверная дата основания городского поселения на месте Галича неизвестна. Клад высокохудожественных бронзовых изделий культового назначения, хранящийся в настоящее время в коллекции Эрмитажа (Галичский клад), датируется примерно XIII веком до н. э. В город в раннем средневековье (ориентировочно X век) с городища Унорож (находилось при впадении реки Тойги в Вёксу, несколько севернее современного Галича) был перенесён племенной центр мери, вследствие чего он был известен по летописным источникам как Галич Мерский, однако согласно официальной версии город был основан в 1158 или 1159 годах Юрием Долгоруким.
Самая первая крепость города Галича располагалась на Шемякиной горе на Балчуге. Остатки этой крепости сохранились до сих пор. На вершине горы находился Кремль. Ближе к озеру располагался город. От южной стены города, постепенно расходясь, спускались к озеру две стены. Концы этих стен соединялись третьей, проходящей у самой кромки озера. В случае осады города или даже его взятия жители могли успеть переплыть на лодках на другой конец озера и уйти в леса. В 1237 году монголо-татары вторглись на Русь. Во главе полчища завоевателей стоял хан Батый. В феврале 1238 года отряды Бурундая, одного из полководцев Батыя, доскакали и до Галича Мерьского. Один из первых историков нашего города П. П. Свиньин ещё в 1831 году утверждал: «Галич, подобно Новгороду, не преклонился перед свирепым Батыем, превратившим Россию в пожарище, и не обстоятельства, не чудо отвели от него хищных монголов, а храбрость его защитников». Это утверждал и русский историк XVIII века Василий Никитич Татищев. Не прошло и восьми лет после нашествия войск Батыя на Галич, и уже в конце XIII века Галич становится столицей удельного княжества и считается крупнее и богаче Москвы.
Галич - очень красивый город. Очень приветливые и гостеприимные люди. По лицу их тоже всегда узнаешь. Здесь живут потомтки древнего народа, очень мало ассимилированные, только полностью перешедшие на русский язык. Хотя, по некоторым сведениям, здесь еще в конце XIX века звучала живая мерянская речь...
Старинное название города - Унорож. Вероятно, от мерянского диалекта "Умарь ош" - "Яблочный город"
Вероятно, от мерянского диалекта "Умарь ош" - "Яблочный город"
Почему же мерянский - это современная Шокша УМАРЬ=ЯБЛОКО ( На КАВ+КАЗе есть наше имя УМАРь (мягкий знак отбросили) , думаю что истиного значения это слова там не знают. Передаётся из поколения в покаление, как память предков и всё!! В именах можно крупицы "выловить" древних знаний). Меря , моё мнение, просто забыло свои истоки: почему МЕРЯ? когда есть МЕРЭ! МЕРСЬ! что это? Простое зомбирование? "Вброс" ложной информации? для увода в "сторону" от истины? Как и некоторым эрьзянам дали ложное понятие и за которое уцепились? Пока не понятно почему это происходит.... Что за силы за этим стоят...
Почему же мерянский - это современная Шокша УМАРЬ=ЯБЛОКО
Как показал доктор филологии А.М. Шаронов, мерянский язык был диалектом эрзянского. И тому мы находим массу подтверждений.
ТУЗУР сёрмады:
цитата:
Меря , моё мнение, просто забыло свои истоки: почему МЕРЯ? когда есть МЕРЭ! МЕРСЬ! что это? Простое зомбирование? "Вброс" ложной информации? для увода в "сторону" от истины? Как и некоторым эрьзянам дали ложное понятие и за которое уцепились? Пока не понятно почему это происходит.... Что за силы за этим стоят...
Кто же сомневается, что идёт зомбирование и людей уводят в сторону от истины? На "Эрзянь ки" статей на эту тему предостаточно.
Для меня он односельчанин.... "Регалии" не есть подтверждение истины!!! ))) Увы. но это так.... каждый из нас может ошибаться.... "Не создавайте себе кумиров" ... кажется так в "вечной книге", где о-о-очень много спорных истин, которые имеют иные источники объяснения, но принято "так" как есть и все следуют за "этими" истинами.... ))))) Удачи!!!
Кучозь: 06.10.11 20:21. Заголовок: Мокшане на сайте Ура..
Мокшане на сайте Уралистика - Comment by Numulunj pilgae 11 hours ago - пишут: Крепость Серне (Золотаревское городище) и Наровчат (мокш. Норзяд, тат. Мухши) - были мокшанскими
Но ведь это полный бред! Мокшанское название - Норзяд - есть ли что-нибудь близкое к НОРОВЧАТУ???!!! и при этом считается, что Норовчатка - это мокшанская царица??? - не верю!!! Если бы Норовчат был мокшанским, ТО ОН ИМЕННО ТАК БЫ И НАЗЫВАЛСЯ, а не Норзяд. Мокшане элементарно не знают значений этого имени, и не могут знать, так как, если и имеют отношение к Норовчату, то только как завоеватели. Норовчатка - эрзянская царица, в этом я также не сомневаюсь, и этому есть масса доказательств, одно из самых веских - Норовчатка в эпосе МАСТОРАВА молится эрзянским богам - Инешкипазу, Анге - патяй, следовательно, Норовчатка была нашей эрзянской веры, а не мусульманской - мокшанской.
Вернее будет называть царицу Норовчатка, а не Нарчатка, это эрзянское имя, и каждый эрзянин поймет, что означает это имя. Царица была эрзянских кровей, да и молилась она эрзянским богам:
Велявтсь Норовчатка мекев кудонтень,
Инешкинтень озкс ушодсь тееме.
Колмо сюкпрят макссь, колмоксть сюконясь
Вере менелень колмо енкстнэнень.
Мейле панжизе седей мелензэ,
Евтызе течинь мелявтоманзо.
- Инешкипаз, эрзянь Паз!
Анге, Инешкиава!
Куш ультядо васоло,
Вармазеень томбале -
Васов неить тынк сельменк,
Васов марить тынк пиленк.
Мастор лангсо тынк улить
Мазый леменк содыцят,
Улить леменк кундыцят,
Пельденк мелень вешицят.
Кона леменк кундасы,
Сень валонзо марясынк:
Мезе веши - макстадо,
Мезе учи - кучтадо...
Золотаревское городище и Норовчат никогда не были мокшанскими, это древнеарийская = древнеэрзянская земля. Мокшане появились здесь значительно позже.
Поэтому Норовчат и сохранил свое название - эрзянское:
Кучозь: 06.10.11 20:31. Заголовок: Герб Наровчата: htt..
Герб Наровчата:
Еще один бред, повторяемый несведущими: В 1780 году указом Екатерины II Наровчат становится центром уезда, получая герб с описанием: «В голубом поле гора, на которой видны вновь зачатые норы, означающие имя сего города».
Н эрзянском языке одно из значений этого слова: 2) норов = злак, хлеб
Норовава = держательница злаков, хлебов
Наиболее вероятный вариант объяснения названия НАРОВЧАТ - ХЛЕБОРОДНЫЙ
Покровительницей данного городища является, вне всяких сомнений, НОРОВАВА - именно об этом говорит герб Норовчата.
Кучозь: 07.10.11 06:01. Заголовок: Все на самом деле го..
Все на самом деле гораздо проще и прозрачнее, и об этом можно судить по страницам современных мордовских изданий и прочих СМИ, в которых нет места эрзянам, а есть место только мордве и мокше. В то время, как мокша - это всего лишь тюркский отросток от эрзянского (эрий-арий) народа, отросток, который некогда предал свой великий народ и перешел на сторону кочевых завоевателей, приняв мусульманство. В этом и кроется истинная история.
Кучозь: 08.10.11 22:17. Заголовок: Танюш сёрмады: В то..
Танюш сёрмады:
цитата:
В то время, как мокша - это всего лишь тюркский отросток от эрзянского (эрий-арий) народа, отросток, который некогда предал свой великий народ и перешел на сторону кочевых завоевателей, приняв мусульманство. В этом и кроется истинная история.
... и генетически растворился в среде завоевателей за счет смешанных браков...
Не то же ли мы видим сейчас, когда многие "русские" (среди которых многие - "обрусевшие" эрзя и меря) готовы прислуживать кавказцам и прочим азиатам, всё активнее занимающим ключевые посты во всех структурах власти?
Кстати, по данным некоторых информационных источников (http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%8F&oldid=36599766), в конце 19 века государственными указами все этнические меря были переименованы в русских, после чего архивы сгорели во вспыхивавших по всему Северу пожарах, за 5 лет уничтоживших почти все архивы.
Анализ мерянской топонимики, культурные и этнографические исследования, практически не оставляют сомнений, что меря представляли собой одну из ветвей эрзянского этноса.
Судиславль - ремонт железнодорожного вокзала (8.10.2011)
Судиславская городская больница
Насмешка над национальным проектом "Здравоохранение" : недостроенное и уже начавшее разваливаться здание новой больницы. (Строительство заброшено в 1993 г.)
Судиславское "озеро" - запруда на реке Корба
Типичный "мерянский" дом - еще полвека назад большинство домов здесь были такими...
Живописное место, хотелось бы побывать в этих местах
Никаких проблем! Проезд поездом 44 Москва-Хабаровск или 240 Москва-Владивосток отправлением с Ярославского вокзала 0-35, прибытие в Судиславль 8-15, либо со Щёлковской автостанции автобусом Москва-Макарьев. Либо с пересадкой в Костроме или Галиче.
Живописное место, хотелось бы побывать в этих местах
Проезд поездами 44 Москва-Хабаровск и 240 Москва-Владивосток, отправление с Ярославского вокзала Москвы в 0-35, прибытие 8-15. С автостанции "Щелковская" ходит автобус Москва-Макарьев. Никаких проблем добраться с пересадкой в Костроме: автобусы каждые 40 минут.
Костромское Сусанино - Центр бахромчатых наличников
Интернет-сайт "Merjamaa-Мерянь Мастор" опубликовал замечательный отчёт мерянского краеведа о прошлогодней поездке в Сусанино. Лишь в Костромской Мерянии, да в прилегающей Ярославской ее части, встречаются замечательные бахромчатые наличники, украшенные каскадом деревянной косой бахромы. Но в различных населённых пунктах такие наличники, как правило, единичны. А вот в Сусанино целый клондайк бахромчатых! Всего встретилось, наверное, более двадцати домов. Большинство удалось заснять. Причём, некоторые дома не какие-то домики в три окна, а дома городского типа в два этажа со множеством окон по фасадам. Можно предположить, что Сусанино было эпицентром бахромчатых наличников, откуда расползалась идея, да и мастера, возможно.
Теперь смотрим дома с бахромчатыми наличниками на окнах. Костромская область. 8 мая 2011
Дом номер 13 с тремя окнами-атлантами
Также заметное явление в Сусанино - это дома с веерными наличниками. Ниже представлено несколько таких домов.
Можно предположить, что Сусанино было эпицентром бахромчатых наличников, откуда расползалась идея, да и мастера, возможно.
Для деревянного зодчества "бахромчатые наличники" уникальны. А мастер - самородок очень поэтичен, эти "самостроки" прямо из доброй души народной, иначе бы они не получили распространения. Профессионалы бы не додумались. Художественные приемы работы с тканью (шаль, занавески и шторы на окнах) бесхитростно перенесены на другой материал - дерево и вынесены на фасады. Мне тоже нравятся, хотя, с первого взгляда, "лубочный" подход к архитектуре - без традиционных оберегов - вырезок и накладок на наличниках, вызывает удивление. Образ домов - девичьи теремочки.