Чужая мета руку жжет Значение «тешксов» было различным. Например, волнистая линия представляет водную поверхность, выгнутая кривая линия – лодку, крест в середине круга – колесо, прямоугольник – дом. На «крестьянских фамильных гербах» встречаются изображения народных музыкальных инструментов, как торамо, балалайка, что говорит о музыкальных способностях семьи. Семейный знак, имеющий форму пророщенного зерна явно указывает на род хлебопашцев. Некоторые знаки указывают на обладателей кузнечным ремеслом, на охотников.
-Учеными в 19 веке даны «сермы» (знаки)в виде условных изображений солнца, человека, лошади, быка, журавля, заячьей ноги, - говорит Владимир Рогачев, - рисовавшие их не просто стремились условно изобразить тот или иной предмет, а вероятно, руководствовались какими-то соображениями. По нашим предположениям, многие знаки восходят ко времени неолита. Именно в тот период рисунок превращается в знак, получают широкое распространение идеограммы в виде кругов, спиралей, свастик, полумесяцев и других лунарных и солярных символов.
По словам ученого в период первобытного общества, вероятно, знаки имели религиозно – магический смысл. Лук, копья, стрелы были неотьемлимой частью жизни древнего человека, от них зависела удача на охоте, а значит благополучие рода. Поэтому оружие могло иметь насечки, знаки, которые по воззрениям наших предков, обладали магической силой. Возможно, знаки могли быть языческими культовыми символами. На использование мет в качестве священных знаков на религиозных праздниках указывает то, что в некоторых селах Мордовии вместо слова «тешкс» (знак) употребляется слово «пазава» (икона).
-Говоря о времени происхождения знаков, -отмечает исследователь, - наиболее древними являются знаки, наносимые на ритуальные предметы, могильные памятники («сюруй чувто»), которые в дохристианские времена устанавливались вместо крестов, затем на кресты вплоть до 80-х годов 20 века. Здесь не трудно заметить религиозно- магическое значение этих родовых символов, каждый из которых, указывая на принадлежность креста, как бы говорил: «не трогай меня», тем самым охраняя покой усопшего.
-Наносятся «тешксы», «пазавы» на крест при его подготовке, - поясняет ученый. - После того как крест подготовлен, прибиты крестовины, плотник по совету знающих пожилых людей, на расстоянии 100-110 см. от комлевого конца бревна, рисует знак и по контуру стамеской или топором наносит его окончательно. Ставились меты и на могильных камнях и плитах, которые встречаются в некоторых мордовских селах. Старожилы этих местностей так трактуют традицию устанавливать камни на могилах: «Умирая, человек уходит в мир иной, где проходит целый ряд испытаний, одним из которых является переход через бурную речку. По камням душе легче перейти на другой берег».
Весе ловнадо тестэ:
http://www.goloserzi.ru/ru/etnos/simvolika/rodovyie-znaki-teshkst/chuzhaya-meta-ruku-zhzhet.html