|
Кучозь: 13.12.09 03:04. Заголовок: Нижегородские исторические песни эрзян
«Нижегородские исторические песни» - наиболее полное собрание записанных в нижегородском Поволжье в 19-20 веке произведений этого жанра. Они рассказывают о наиболее значимых событиях в истории России и Нижегородского Поволжья с 13 в. – времени татаро- монгольского ига и до начала 20 века. В песнях запечатлена народная оценка выдающихся личностей и фактов прошлого. Книга адресована студентам, школьникам, историкам, музыковедам, журналистам, широкому кругу читателей, интересующихся прошлым Нижегородского Поволжья, его эпическим песенным фольклором. Из книги «Нижегородские исторические песни». Составители: М.А.Гришин, Т.В.Михайлова, Н.В.Морохин, Д.Г. Павлов. 2000 год. Эрзянские старейшины и русский мурза. Песня связана, вероятно с основанием Нижнего Новгорода, который, согласно преданиям и историческим документам, был заложен владимиро-суздальскими князьями неподалеку от эрзянского поселения при впадении Оки в Волгу в 12 или в 13 веке. Песня рассказывает о языческом молении эрзян и характерном обычае обмена дарами как формы общения разных племен в древности. Бытовала только в эрзянской среде, записывалась в середине 19 века на русском языке. Примечания и комментарии к текстам – Н.В.Морохин, Д.Г. Павлов. Вот как рассказывает об этой же песне П. Мельников- Печерский в своем очерке: «От русских преданий обратимся к эрзянским. У племени терюхан, как ближайшего к Нижнему Новгороду, сохраняется предание о первоначальном завладении русским князем Мурзою их землями. Терюхане, как мы уже сказали выше, почти совершенно забыли свой язык. Они и песни поют по-русски, и былины свои сказывают на русском языке. Одну из таких былин священник села Сивухи, Рождественское тож, записал в 1848 году и представил преосвященному нижегородскому Иакову, ревностно занимавшемуся собиранием народных сказаний во вверенной ему епархии. Покойный преосвященный передал нам часть собранных им посредством приходских священников, сказаний. Сказание о "мурзе", московском царе, увидавшем на Дятловых горах одетую в белые балахоны и молящуюся своему богу Эрзян, и о том, как за дары этого русского "мурзы", посланные молельщикам, старики Эрзянские послали хлеб, соль и мед, но молодые ребята, съев все это, поднесли "мурзе" землю и песок, что он и принял за знак добровольного подчинения эрзянской земли его власти, - все это сказание носит на себе несомненную печать древности. Приводим эрзянскую былину в том виде, в каком получили ее от покойного преосвященного Иакова»: На горах то было, на горах на Дятловых, Эрзя своему Богу молится, К земле-матушке на восток поклоняется. Едет мурза, московский царь по Воложке, По Воложке на камешке. Говорит мурза людям своим: "Слуги вы мои верные, "Слуги верные, неизменные, "Поглядите-ка, посмотрите-ка (Вы взгляните-ка на Нижний град) "Вы на те ли на горы на Дятловы, "Что это за березник мотается, "К земле-матушке преклоняется? "Вы, слуги мои, пойдите, "Слуги верные, доглядите, "Что это за березник мотается, "Мотается-шатается, "К земле-матушке преклоняется?" Слуги пошли, доглядели, Видят слуги: на горах на Дятловых Эрзя в белых балахонах стоит, Стоит, своему богу молится, К земле-матушке на восток поклоняется. Слуги воротились, Низко мурзе поклонились, Говорят мурзе, московскому царю: "То не березник мотается, "Мотается-шатается, "К земле-матушке преклоняется, - "То Эрзя своему богу молится, "К земле-матушке преклоняется". Вопросил же их мурза, московский царь: "Зачем же они кругом становятся, "С чем же они молятся?" Отвечают мурзе слуги верные: "Стоят у них в кругу бадьи могучие, "С суслом сладким бадьи могучие, "В руках держат ковши заветные, "Заветные ковши, больши-набольшие, "Хлеб да соль на земле стоят, "Каша да яичница на рычагах висят, "Вода в чанах кипит, "В ней говядину янбед варит". И сказал слугам мурза, московский царь: "Слуги вы мои, подите, "Слуги верные, отнесите, "Эрзянам на моляне скажите: "Вот вам бочонок серебра, старики, "Вот вам бочонок злата, молельщики, "На эрзянский молян так и ступайте, "Старикам эрзянское серебро, злато отдайте". Верные слуги от мурзы пошли, Мурзин дар старикам донесли; Старики серебро, злато приняли, Суслом сладким слуг напояли; Слуги к мурзе приходят, Весть мурзе приносят: "Угостили нас, напоили суслом сладкиим, "Накормили нас хлебом мягкиим". Эрзянские старики от мурзы деньги получили, После моляна судили, рядили: Что нам мурзе в дар дать, Что московскому царю послать? Меду, хлеба, соли взяли, Блюда могучие поклали, С молодыми ребятами послали. Молодые ребята, приуставши, сели, Мед, хлеб да соль поели, Говорят: "старики не узнают!" Земли и желта песку в блюда накладали, Наклавши, пришли И мурзе, московскому царю, поднесли. Мурза землю и песок честно принимает, Крестится, Бога благословляет: "Слава Тебе, Боже Царю, "Что отдал в мои руки эрзянскую землю!" Поплыл мурза по Воложке, По Воложке на камушке: Где бросит земли горсточку - Быть там градечку; Где бросит щепоточку, - Быть там селеньицу. В тексте специально заменены слова «мордвин, мордва» на «эрзя», сделано это в целях восстановления исторической справедливости и для ухода от шельмования историческими фактами через «мордовскую» бинарность при которой эрзянская культура смешивалась с мокша-мордовской и как итог мы имеем фальшивую историю и культуру несуществующего единого мордовского народа. Песня встречается в четырех вариантах в двух из них, имеются такие слова: «Вы взгляните-ка на Нижний град, Поглядите- ка на горы, на Дятловы». Текст песни имеет реальную историческую основу, что признается всеми историками и фольклористами, ее записали у Терюшевских эрзян, что позволяет считать земли Нижнего Новгорода владениями терюшевских эрзян. Указания в песне на город «Нижний град», дает нам основания считать его эрзянским городом, принадлежащим эрзянам с незапамятных времен, о чем свидетельствуют и археологические раскопки. Принимая текст основанным на реальных исторических событиях, считаю необоснованным отодвигать песню к 12-13 векам и приписывать его основание владимиро - суздальским князьям. Такая интерпретация текста является подгонкой песни под известные летописные сведения для устранений разногласий в принадлежности города. Речь в песне ведется о московском царе, плывущим по реке Волге: И мурзе, московскому царю, поднесли. Мурза землю и песок честно принимает, Крестится, Бога благословляет: "Слава Тебе, Боже Царю.. Исходя из текста песни, следует единственно верный вывод о потере эрзянской самостоятельности, а вместе с этим и государственности во времена правления Ивана Грозного и относится рассматриваемое событие ко второй половине 16 века, следовательно и сама песня относится к 16-17 векам. Следующая песня записана в г. Балахне (Нижегородская обл.) и связывается с походом Ивана Грозного. Текст песни с описываемыми событиями подтверждает утверждения о падении эрзянской государственности в 16 веке при Иване Грозном. Специалисты так же песню относят к 16 веку. Уж пойду ли я, уж пойду ли я Под Новгород пойду, под Новгород пойду! Разнесу ли, разнесу ли я Стены камены разнесу, стены Камены разнесу! Уж я вольницу, своевольницу Смертью лютою показню, смертью Лютою показню. А крамольников и ослушников В омутах-реках потоплю, в омутах-реках Потоплю! У бояр-купцов, у бояр- купцов Золото казну заберу, золото казну заберу! Кузнецов лихих, весь некрещеный люд Я к себе в Москву отвезу, я к себе В Москву отвезу! А всю земщину - деревенщину По святой Руси размечу, по святой Руси Размечу! Не звонить тебе, не звонить тебе, Буйный колокол, не звонить буйный колокол, Не звонить! Ах, по Волге ли, ах, по реченьке Плывет стружек, плывет, плывет стружек, плывет. В той ли лодочке как лебедушка Красна девица слёзы льет, красна девица слезы льет. Ах, не плачь-ка ты, не горюй-ка ты, Красна девица, перестань. Терюшань Сергу
|