Эрзянь раскень коцт
В процессе исследований эрзянской истории удалось собрать обширные данные, которые станут сенсацией. Данные полностью перечёркивают так называемую «финно-угорскую теорию. Но самой главной сенсацией даже для меня, стало то, что, по комплексным данным, с древнейших времен, европейская часть России была густо населена эрзянским народом, говорящим на эрзянском языке, который по праву относится к семье индоевропейских языков, а так же является санскритом всех уральских языков. В данное время готовится к публикации обширная работа с ответами на многие вопросы. Эрзянский институт
 
Ней-тесэ: инжеть 0. Весе: 0 [ки мезе теи..]
Произнесенное мною впервые: МОН-ЭРЗЯ! - вызвало у меня целый шквал эмоций: я почувствовала небывалую гордость, значимость, было ощущение, что я "выросла" в своих же собственных глазах, появилась какая-то необыкновенная легкость, окрыленность, глаза словно иначе стали смотреть на мир, какой-то внутренний свет зажегся внутри. Это совершенно невероятные ощущения, ни с чем не сравнимые. Конечно, со временем они притупляются, но, когда огонек внутри начинает затухать, я повторяю вновь и вновь: МОН-ЭРЗЯ! Эти слова таят в себе сакральный смысл. Татьяна Ротанова

СермадыцясьСообщение
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 1
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.11.09 00:00. Заголовок: Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро


EKN=ESN.ERZINFORM.
ЭКН=ЭСН.
Эрзянь кулянь невтемакурось
Эрзянская служба новостей.




ЭРЗЯНСКИЙ ФЛАГ

Андрей Волгин

начало продолжение последняя страница

Вот мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность (каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры.
Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях.
Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически, генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами европейской семьи народов.
Флаг имеет три основных цвета. С верху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд: «Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!).
Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов.
Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет-это не только цвет земли, но и цвет пулая-набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет-это не цвет траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это- Паксява, а в более широком значении-Масторава-Родина.
Если считать при этом красный цвет-кровь символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага-символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз-Эрзя-Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?!
Полагаю, кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и эрзю и покровительствующий им.
Коснусь соотношения флагов эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как геральдическая фраза: “Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности. Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи. Это мое видение государственного флага РМ.
Закон о государственном флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З) четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в качестве геральдической основы флагов организаций и общественных объединений.
Каково соотношение эрзянского национального флага с флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала использования, полагаю-никакого.
Флаг эрзянского народа не является государственным флагом, не закреплен официальными документами, не используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его стремление к созиданию.
Как минимум знать о флаге должен каждый, считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут им интересоваться.
Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови и по мысли! И все неравнодушные! К Вам обращаюсь. В первую неделю июля 2010 года под Тольятти на Мастрюковских озерах пройдет очередной фестиваль бардовской песни (Грушинский фестиваль). Люди приедут со всех концов страны и мира. Уверен будут и эрзя. (Кстати, среди исполнителей авторской песни есть и эрзянского происхождения. Панюшкин, например.) Не стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь мастор»! Это Ваш флаг, и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого не обидите-допускается любое уважительное использование флага! В нашей жизни национального и родного должно быть больше!


Сюконян: 0 
Профиль
Каршо валт арасть , стр: 1 2 3 4 All [ ваномс весе]


admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 620
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.05.10 00:26. Заголовок: Арт Леэте: Происхо..


Арт Леэте: Происходит разрыв в реальности
Профессор из Тарту об общности финно-угров



«Красному знамени» удалось встретиться с Артом Леэте, профессором Тартуского университета (Эстония). Арт Леэте занимается изучением традиционной культуры коми уже 14 лет, имеет более 10 значимых публикаций на эстонском, русском и английском языках, каждый год старается совершать экспедиционные полевые исследования.

- Со второй половины XX века стала знаменита тартуская школа филологии, культурологии и семиотики Юрия Лотмана. Насколько сегодня в университете продолжаются ее традиции?

- Семиотическая школа до сих пор действует. Формально она лучше устроена, чем в советское время, ведь все-таки Лотман был филологом, поэтому упор делался больше на языкознание. Сейчас развивается институт философии и семиотики, разрабатывается много проектов, проводятся конференции, появился свой сайт. Сам я этнолог, поэтому участвую только в некоторых проектах этой школы.

- В названии конференции употребляется термин «разрыв». Не могли бы вы пояснить, о каком разрыве идет речь?

- Это разрыв в пространстве и в филологическом плане. Разные путешественники, ученые, философы описывают народ, находясь далеко, без непосредственного контакта. У источников, которые используются, – более ранние авторы. Происходит разрыв в реальности. Исследователи конструируют модель, которая может быть далекой от истины и оказаться очень влиятельной. От этого возникают стереотипы и неясность.

- Когда мы говорим о финно-угорских народах, то употребляем термин «общность». Насколько справедливо говорить о языковой и культурной общности таких народов, как, к примеру, коми и эстонцы?

- Проблема – чем связаны финно-угорские народы. Здесь много аспектов, значимых в разной степени. Всем ясно то, что существует языковая общность, что имеются связи, хотя мы друг друга просто так не понимаем. Об остальных аспектах всегда можно спорить. В фольклоре могут быть схожие вещи, но у него такой характер, он легко распространяется по всему миру. Поэтому здесь трудно утверждать что-либо однозначно.

Начинают развиваться расовые и генетические исследования, но здесь еще нужно много делать. Очень реально то, что происходит на современном этапе: международные фестивали, конгрессы, образование союзов писателей, этнофутуризм, политические форумы и студенческие. Общности формируются разными путями. Идентичность зреет с развитием науки. Языковедение в этом вопросе остается на центральном месте.


Надежда Жеребцова

Источник: Красное знамя




Общность - определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, напр. социальная группа, профессия, место проживания,религиозная принадлежность и т. п.

У финно-угров, общим социальными признаком является фраза "ФИННО-УГРЫ", другого к сожалению или к радости пока нет


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 328
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.05.10 00:35. Заголовок: admin пишет: Происх..


admin пишет:

 цитата:
Происходит разрыв в реальности. Исследователи конструируют модель, которая может быть далекой от истины и оказаться очень влиятельной. От этого возникают стереотипы и неясность.



Оказывается, у Сергу Терюшань есть единомышленники и в Эстонии))) Тартуский университет - один из старейших и почитаемых университетов.

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 621
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.05.10 00:38. Заголовок: Первое осторожное вы..


Первое осторожное высказывание Профессора из Тарту об общности финно-угров есть, надеюсь процесс пойдет далее

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 625
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.05.10 21:17. Заголовок: Интересно, а почему ..


Интересно, а почему ни кто не высказывается по поводу интервью Арт Леэте: Происходит разрыв в реальности
Профессор из Тарту об общности финно-угров



портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 332
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.05.10 21:29. Заголовок: Танюш пишет: Оказыв..


Танюш пишет:

 цитата:
Оказывается, у Сергу Терюшань есть единомышленники и в Эстонии))) Тартуский университет - один из старейших и почитаемых университетов.



Я таким образом порадовалась, что об общности финно-угров задумались наконец в Эстонии. Профессор высказался, конечно, очень уж осторожно, этакий полунамек, но тем не менее подтвердил субъективную стереотипность и неясность данной общности:
"Разные путешественники, ученые, философы описывают народ, находясь далеко, без непосредственного контакта. У источников, которые используются, – более ранние авторы. Происходит разрыв в реальности. Исследователи конструируют модель, которая может быть далекой от истины и оказаться очень влиятельной. От этого возникают стереотипы и неясность. "


эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 629
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 22.05.10 21:37. Заголовок: Танюш пишет: Я таки..


Танюш пишет:

 цитата:
Я таким образом порадовалась, что об общности финно-угров задумались наконец в Эстонии



Финно-угорская наука, должна быть пересмотрена вся целиком, изменится история археологии европейской части, волосовцы станут европейцами как это и должно быть, а от этого будет зависеть очень многое.

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
Маол



Сообщение: 48
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 24.05.10 09:12. Заголовок: А кода сестэ келенек..


А кода сестэ келенек. Сон ведь, Уралонь семиясто, удмуртонь, маринь, коминь ды лиятнень кондямо

"У финно-угров, общим социальными признаком является фраза "ФИННО-УГРЫ""
Почему.., языки также схожи.


эрзя Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 652
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.05.10 07:07. Заголовок: Нашли уникальный мур..


Нашли уникальный муромский древний могильник



Редчайшую находку обнаружили жители села Урваново Меленковского района Владимирской области. Чтобы понять, насколько находка ценная, сельчане обратились за помощью к владимирским археологам. Те и ахнули – обнаруженные бронзовые браслеты, ожерелье, перстень и подвески – погребальные украшения народа «Мурома» из древнейшего селища, которое существовало приблизительно в 9 веке. Никак археологическая сенсация?
Данил КАБАЕВ, старший научный сотрудник Госцентра по использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области:
«Первые исследования вот этой территории Оки и Камы были произведены Спицыным – известным археологом еще в 1895 году. Им были вскрыты всего лишь 3 погребения. Они дали хороший богатый инвентарь, материал и затем были попытки в 70-х годах определить расположение этого могильника, однако результаты были отрицательными и посчитали, что могильник был утрачен».
Теперь археологам предстоит определить границы могильника и степень его сохранности, чтобы в дальнейшем уберечь эту территорию от возможного хозяйственного использования и разрушения. Все найденные артефакты перепишут, отреставрируют и введут в научный оборот.
Лариса ГАЛЬЧУК, и.о. начальника отдела археологии Госцентра по использованию и реставрации памятников истории культуры Владимирской области:
«Это классические предметы из муромских древних могильников, захоронений. В те времена была достаточно частой традиция хоронить усопших с каким-либо праздничным, торжественным, дорогим, богатым инвентарем. Поэтому вещи из могильников представляют собой особо ценные, особо яркие, уникальные экспонаты».


источник

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
БУРДЮМ



Сообщение: 40
Настроение: Вадря
Совась мелькужос: 20.03.10
Косто: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.05.10 09:21. Заголовок: Паро кулят )))))))..


Паро кулят )))))))

Бурдюм Сюконян: 0 
Профиль
Маол



Сообщение: 50
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 25.05.10 12:12. Заголовок: Вот истя)) таких мог..


Вот истя)) таких могильников - "археологических сенсаций" в том числе и эрзянских дофига и больше, о многих никто не догадывается...лес, поле, высокий берег реки...ведь никто даже не догадывается, что где-то там возможна очередная археологическая сенсация в виде захоронения Пургаза и его дружины и т.д.

эрзя Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 665
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.05.10 20:58. Заголовок: МОРДОВСКИЙ ВОЖДЬ ЛЖ..


МОРДОВСКИЙ ВОЖДЬ ЛЖЕ ТЮШТЯ.


Глава Мордовии Николай Меркушкин поставил перед президентом России вопрос о доверии. После того, как со значительной задержкой Владимир Путин внес на рассмотрение местного Госсобрания его кандидатуру и парламент проголосовал за него, состоялась церемония инаугурации. В пышном мероприятии приняли участие сотни людей, делегации всех городов и районов республики. Именно районные делегации и стали именовать Николая Меркушкина Тюштей. Для справки: Тюштя – герой мордовского эпоса, в просторечии – вождь. Творец общества, правитель. Может вызвать гром и молнию, остановить течение рек, не тонет в воде.
Незаметно исполнилось полгода со дня сего замечательного события…

Вот и дождались. СЛОВО сказано. Из экзальтированной верноподданническими чувствами толпы прозвучало. “Николай Иванович – Вы наш Тюштя”. Демиург. Светоч современности.
Общее сознание народа в состоянии толпы не делает уникальным разум каждого отдельного индивидуума. Он трансформирует его в коллективный разум толпы же. У нее два названия. Стая. Или стадо. Стае нужен вожак. Лидер. Свой Данко. Кто другой осветит путь в чудесное будущее? Данко рвал свою грудь и своим сердцем освещал дорогу. Глупо. Не современно. Нынешним лидерам не подходит. Сердце – суть часть тела одноразового применения. Использовать его в виде факела нелогично. К тому же и жить хочется. Жить долго. В неге и радости. В почитании толпы. А потому современные Данко сердце не рвут. Из вожаков становятся пастухами.
В новейшей истории человечества это было не раз. У разных народов. В разных странах. Пастухов и зовут по-разному. Вождь. Дуче. Отец народов. Фюрер. Великий Кормчий. Любимый руководитель. Баши. Теперь – Тюштя. Пока легковес по сравнению с вышеназванными. Но уже с именем “от народа”. От толпы.
Пастух уже не впереди. Он не ведет. Он – сзади. Гонит стадо. Послушное и безропотное. Верные подпаски созидают в стаде согласие и порядок. К тому же стригут его и доят.
Все вместе – вперед. – Куда? – На новые пастбища. – Там – счастье. Там много еды и солнца. Так пастух сказал. Он знает. – Далеко… – Не хотите идти заедино? Ересь! За это отправят на скотобойню.
Хотя сейчас это не цивилизованно. Только раньше туда сгоняли. Сейчас – на карантин. Временно. До выздоровления. Другие будут отводить глаза. Друзья и соседи. Но не вступятся. Слова не скажут. Ведь просто так на карантин не отправляют. – Откуда знаете? – Подпаски сказали. – Значит за дело.
Не высовывайся. Иди с пастухом. Ведь он такой добрый. Подпаски об этом тоже постоянно говорят. Да и сам иногда в стадо выходит. Все млеют. Недавно вот Тюштей назвали. Рыдают от счастья. В ответ – рублем одарит. Откуда денежка? Да от стада же. От продажи состриженного и надоенного. Но стаду об этом знать не надо. Даже догадываться. Кто догадался – тех на карантин.
Пастух – главный. В коллективном сознании стада отвечает за каждого и за всех. За ВСЁ. На деле – ни за что. Возникли проблемы? Внешний фактор виноват. Погода. Непогода. Происки конкурентов. Соседних пастухов. Что-то другое. Но никогда – сам. Пастухи за свои ошибки прилюдно не извиняются. Никогда. Сбилось стадо с маршрута. Не туда зашло. “Простите”. Или – “не того подпаска к себе приблизил. Вор он. Простите”. Такого не услышите. Извиняться? Перед стадом??? Да ни-ко-гда! Всегда кто-то другой виновен. В первую очередь – подпаски. У них головокружение от успехов. А посему – порка. Но подпаскам не страшно – на карантин не отправят. Если воруешь не у самого. У стада же можно воровать сколько угодно. Порка – всего лишь минута позора. Забывается. Потом – на другую работу. На другую сторону стада. От глаз этой стороны подальше. Чтобы не мозолили.

Но пастухи не вечны. Жить больше отмеченного срока не могут. На смену им приходят другие. Иногда совсем другие. Даже внешне. На смену усатым – лысые. На смену полным – худые и спортивные. С другой идеей. И ведут в другом направлении. Послушное стадо поворачивает назад. Налево. Направо. Но куда бы не пошло – всегда проходит по могиле своего бывшего пастуха. Втаптывая ее в землю. В грязь. Обычай такой в России.


ПОРТАЛ "ЭРЗЯНЬ КИ"


ПОЧЕМУ МОКШАНЕ ХОТЯТ БЫТЬ ПОД ТЮШТЕЙ?


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 367
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 27.05.10 21:09. Заголовок: admin пишет: Но пас..


admin пишет:

 цитата:
Но пастухи не вечны. Жить больше отмеченного срока не могут. На смену им приходят другие. Иногда совсем другие.



Но ни один из этих пастухов, какой бы он ни был другой, почему-то не болеет душой за вверенное ему стадо

Хорошо написана статья, очень образно и реалистично!!

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 667
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.05.10 08:00. Заголовок: НА ИССЛЕДОВАНИЯ МУРО..


НА ИССЛЕДОВАНИЯ МУРОМСКО-ЭРЗЯНСКОГО ЗАХОРОНЕНИЯ НЕТ ДЕНЕГ.

Какие тайны еще хранит владимирская земля. Ученые благодарны простым жителям села Урваново, которые смогли опознать в странных предметах из колодезной ямы исторические артефакты, и не поленились обратиться к специалистам. Дмитрий Артюх вместе с археологами выехал на место уникальной находки.

МЕЛЕНКОВСКИЙ РАЙОН

Вот так и становятся археологами. Копнешь под своими окнами, чтобы подключиться к трубопроводу, а тут тебе старинные боевые топорики или скажем украшения, пролежавшие в земле более тысячи лет. Зашел Виктор Разин к соседке – а у той на столе позеленевшие от времени предметы – копание ямы перед ее домом тоже превратилось в археологический раскоп древнего могильника.

Виктор РАЗИН, житель с. Урваново:

«У нее это внук выкопал, я говорю: это надо в музей. На другой день мы все это перефотографировали для себя, для своей истории».

Денис БУНИН, зав. археологической лабораторией при УНЦ «Владимирский край»:

«На наше счастье есть еще люди, которые осознают эту большую историческую ценность такого рода находок, и сдают их в музей, но в основном население, конечно, не осознает, и много вещей выбрасывает».

В меленковском музее ахнули. Целый спиралевидный браслет из бронзы хорошей сохранности, браслет с орнаментом, бусы, серебряный перстень и нагрудная бляха, похожие на те, что были найдены в том же Урваново, хранящиеся ныне на Красной площади в историческом музее. Есть вещи совершенно уникальные – шумящая костяная привеска с орнаментом.

- Эх ты, елки палки, эх ты елки-палки, что же они, Костяная? Костяная! А!!! Какая прелесть – это же кость. И тонкая там такая работа.

Владелица этой роскоши была из фино-угорского племени мурома и жила на селище близ современного Урваново в 9 или 10 веке нашей эры. Скелет в урвановским песке не сохранились, но судя по всему женщина была уже не молодой.

Данил КАБАЕВ, сотрудник областного Госцентра по использованию и реставрации памятников истории и культуры:

«То есть, все вещи, которые укладывались в могилу – они накапливались в течении всей жизни.Чем больше вещей уложено в могилу – тем старше человек умерший».

Мурома своих умерших хоронила головой на на север, над могилой курганов не насыпала и ничем другим их не обозначала. Поэтому находка жителей Урваново – огромная удача. То, что в селе был большой могильник муромы – ученые знали еще с конца 19 века и даже производили раскопки. Но потом это место застроили частными домами, закатали в асфальт. Археологам развернуться пространства мало, малО и госфинансирование. А земля здесь, как показывают находки, отдала еще не все свои тайны.

Денис БУНИН, зав. археологической лабораторией при УНЦ «Владимирский край»:

«В идеале это необходимо делать, но опять таки, не хватает людей, не хватает возможностей, и не хватает, может быть, взаимопонимания с местными жителями. В идеале, необходимы раскопки, конечно».

Наталья МОШЕНИНА, археолог:

«У нас исследуются только города, там, где ведутся строительные работы, то есть сельская местность – она исключена из области археологии, и это очень страшно».

Там, куда не доходит археология, доходят черные копатели. В Урваново, по словам местных жителей, уже кто-то ходил по домам и спрашивал: не находили ли люди что-то интересное в своих огородах.


http://www.6tv.ru/news/view/13224/

портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
volgin Andrei



Сообщение: 35
Совась мелькужос: 08.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.05.10 11:42. Заголовок: Читал, кажется, в жу..


Читал, кажется, в журнале "Регионология", что эрзяне хоронили своих головой на север. Мурома и меряне также наши предки, но они не исчезли, а генетически влились в современных эрзян и русских.

Сюконян: 0 
Профиль
Маол



Сообщение: 57
Настроение: Паро
Совась мелькужос: 28.02.10
Косто: Эрзянь Мастор
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.05.10 15:25. Заголовок: учёные осознанно опр..


учёные осознанно определяют "финно-угры лили не финно-угры"...и осознанно мурому "отделяют" от нынешних жителей тех мест, якобы вот они "финно-угры" а мы "славяне", "совсем другие" и они к нам не имеют никакого отношения. Наверно и жители Дивеева, Ардатова, Сарлея, Суроватихи и др. так же думают о эрзянах. А народы меря и мурома намеренно "отделяют" от эрзян. Так же намеренно от эрзян отделяют терюшевских эрзян и теньгушевских эрзян("этнографические группы "мордвы" - терюхане, шокша, эрзя, мокша,каратаи..."-бред).

эрзя Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 672
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 28.05.10 21:46. Заголовок: Вот основная террито..


Вот основная территория эрзян



портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 683
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.05.10 21:15. Заголовок: Кепедик мазый эрзянь..


"ЭРЗИАНА" ПОДВОДИТ ИТОГИ ГОДОВОЙ РАБОТЫ

Кепедик мазый эрзянь валонть –
Сон цитни видьстэ тонь пильгало.
Тон иля юта вакска.
Тон сонзэ ладик теште ладсо,
Конатне менель кирьксэнть ацыть,
Ды иляк стувто ванстомс.
Дмитрий Таганов

Если за отсчет начала года принять по древней эрзянской традиции весну, и подвести итог, то можно уверенно сказать, что за прошедший год нами было сделано немало полезного для сохранения эрзянского языка.
В июле 2009 года по инициативе Терюшань Сергу (Туршатова Сергея Кузьмича) был создан первый эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА. Я хочу немного рассказать об этом сайте, так как считаю его своим детищем.
На сегодняшний день это единственный эрзянский сайт, где предпринята попытка собрать библиотеку эрзянской литературы. За год здесь было размещено более 300-х стихов и 200-х прозаических произведений, как на эрзянском, так и на русском языках.
Все произведения размещаются на «Эрзиане» по темам, их разделы указаны в меню сайта.
В течение всего года мы старались делать тематические подборки, посвященные нашим эрзянским и общегосударственным праздникам, таким как:
• День Памяти выдающегося эрзянского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (24 ноября 2009 г.),
• День памяти Александра Сергеевича Пушкина (10 февраля 2010 г.)
• Чачома Масторонь Идицянь Чи - День защитника Отечества -23 февраля
• Тундонь авань-тейтерень Покшчинь – Международный женский день 8 марта
• Инечинь вастома. Инечинь ильтямо – 4 апреля - Пасха
• Эрзянь келень чи - День Эрзянского языка (16 апреля)
• Войнань чамась истямо а мазый... – тематическая подборка ко Дню Памяти 9 мая.
На сайте «Эрзиана» нами размещены переводы на эрзянский язык русской классики – А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Переводы выполнены известными эрзянскими поэтами – Павлом Любаевым, Маризь Кемаль.
Параллельно проводится работа и в ином направлении: создаются переводы с эрзянского языка на русский язык. В течение года мною были переведены на русский язык: стихи Эрюша Вежая «Паламак монь» - «Целуй меня», «Вейке чи» - «День один», стихи Маризь Кемаль «Вейсэ, эрзят, виевтяно!/ Вместе мы сильны!», «Степан Эрьзя марто кортнема» - «Разговор со Степаном Эрьзей», выполнен перевод рассказа Кузьмы Абрамова «Солдат ды ава» - «Солдат и женщина», и другие.
Силами инициативной группы сайта ЭРЗИАНЫ в 2009 году был проведен первый ежегодный национальный литературный конкурс, объявлены его победители. И закономерным результатом станет скорый выход в свет первого литературного альманаха ЭРЗИАНА, составленного из победивших произведений.
Надеюсь, что и в дальнейшем работа по ведению литературного эрзянского сайта «ЭРЗИАНА» нами будет продолжена.
В заключение мне хочется выразить свое сожаление, что весь этот немалый объем работы держится исключительно на голом энтузиазме.
Ни одна из официальных общественных организаций, в чьи обязанности, казалось бы, должно входить и финансирование таких мероприятий, не только не оказывала никакой помощи, но и ни разу не поинтересовалась, чем мы занимаемся.
Санкт-Петербург, 28.05.2010 г.
Вирява


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 684
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.05.10 21:33. Заголовок: Вирява пишет: Если ..


Вирява пишет:

 цитата:
Если за отсчет начала года принять по древней эрзянской традиции весну, и подвести итог, то можно уверенно сказать, что за прошедший год нами было сделано немало полезного для сохранения эрзянского языка.



Сайт "Эрзиана" представила возможность всему миру ознакомиться с эрзянской литературой. Мордовские свистопляски не отвечают требованиям времени, Мордовия выделяемые деньги на культуру, тратит не по целевому назначению оставляя эрзян без литературы и языка. Настоящее литературное творчество может быть только в народной среде, что и доказывают эрзяне, а чиновники только могут разбазаривать деньги.

Вирява пишет:

 цитата:
Ни одна из официальных общественных организаций, в чьи обязанности, казалось бы, должно входить и финансирование таких мероприятий, не только не оказывала никакой помощи, но и ни разу не поинтересовалась, чем мы занимаемся.



Есть повод над чем задуматься и начинать эрзянам активно принимать участие в развитии эрзянской культуры. Каждый из нас может оказать реальную помощь и открыть дорогу в будущее эрзянскому народу.


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
Людмила



Сообщение: 4
Совась мелькужос: 12.12.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.05.10 21:34. Заголовок: Большое спасибо, Вир..


Большое спасибо, Вирьава ,тебе за такую работу,только твоим стараниями и упорством держиться этот сайт,покш сюкпря тоеть ,Вирьава ,весе эрьзятнень пельде!

Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 387
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 29.05.10 21:42. Заголовок: Сюконян весемень!!! ..


Сюконян весемень!!! Заходите чаще на Эрзиану, ловнадо эрзякс!! - это будет греть мою душу и станет для меня самой дорогой оценкой)))

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 694
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.05.10 16:44. Заголовок: АКАДЕМИЯ НАЦИОНАЛЬНО..


АКАДЕМИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОБЕДЫ

МОРДОВСКАЯ И ФИННО-УГОРСКАЯ ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 395
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.05.10 17:41. Заголовок: Я обратила внимание ..


Я обратила внимание на один из комментариев к статье следующего содержания:

"Странное дело- все настоящие сайты об Эрзянь- Мастор блокированы:("

Что бы это значило?!!

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 695
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.05.10 21:46. Заголовок: http://i061.radikal...




портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
Танюш
Вирява.




Сообщение: 397
Настроение: парсте)))
Совась мелькужос: 10.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Кучозь: 30.05.10 22:09. Заголовок: ­это блокированный са..


*PRIVAT*

эрзянский литературный сайт ЭРЗИАНА http://erziana.my1.ru/index/0-2 Сюконян: 0 
Профиль
admin
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO




Сообщение: 697
Настроение: Вадрясто!
Совась мелькужос: 29.11.09
Репутация: 0

Казямкатне: [url=http://www.radikal.ru][img]http://s49.radikal.ru/i123/1103/7a/3781555bf650.jpg[/img][/url]
ссылка на сообщение  Кучозь: 31.05.10 10:48. Заголовок: Интересную точку з..




Интересную точку зрения обнаружил в интернете

С детства со страниц казенных учебников истории нам вдалбливали в головы, что Россия ведет свою историю из древней Руси, а потому является ее наследницей, национальным государством русского народа, действующим в его интересах.



В действительности, Россия ведет свою историю с более позднего времени, а именно с 1327 года, когда монгольский хан Узбек решил создать на оккупированных Ордой русских землях марионеточное государство, состоящее из русских предателей.



Дело в том, что гигантская монгольская империя нуждалась в местных "полицаях", чтобы контролировать ситуацию на столь огромных пространствах, а постоянные русские антимонгольские восстания, грозившие вылиться в изгнание захватчиков из Руси, требовали привлечения на службу империи местных коллаборационистов. И такие предатели нашлись - их возглавил князь захолустного тогда города Москва Иван Калита.



Он решил, опираясь на монгольские копья и луки, расширить свои владения ценой предательства русской освободительной борьбы. И получил за это от Узбека ярлык (полномочия наместника) и военную помощь. В обмен Иван Калита должен был подавлять все русские антимонгольские выступления, что и делал с изощренной жестокостью, как это и свойственно всем предателям своего народа. Как писал известный историк Л. В. Черепнин, «Этот князь (Калита) жестоко подавлял те стихийные народные движения, которые подрывали основы господства Орды над Русью... Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества».



Время шло, и Орда, повинуясь извечному закону краха всех империй, постепенно слабела. А созданная ею марионеточная Московия - напротив, все более укреплялась, захватывая русские княжества. В конце-концов Орда канула в лету, и Московия отправилась в "самостоятельное плавание". Однако это уже была не Русь, это была наследница Орды, кровь от крови и плоть от плоти. Московские цари, первым из которых был печально известный Иван Грозный - по природе своей безграничной власти и были теми самыми ханами. Только еще хуже, поскольку власть хана держалась только на его жестокости и личном авторитете, в то время как власть царей обосновывалась еще и религиозным подтекстом, перенятым в православной Византии, отколовшейся от единой христианской Церкви. Царь провозглашался "помазанником" Бога и фактически стоял и над народом, и над Церковью, сосредоточивая в своих руках и светскую, и религиозную власть. Он был подобен даже не ханам, а языческим римским императорам эпохи упадка античной цивилизации, обладавшим абсолютной властью и от того, как правило, безумным (вспомним Нерона). Эту концепцию ясно выразил в своих письмах к беглому князю Андрею Курбскому московский "Нерон" Иван Грозный, который писал, что все русские являются его "холопами", которых он волен казнить или миловать по своей прихоти, так как является "помазанником Божьим".



Избавившись от покровительства своих создателей-монгол, Московия первым делом добила остававшиеся свободными русские земли - прежде всего, конечно, вольную и процветающую Новгородскую республику, входившую даже в Ганзейский союз и имевшую столь развитую демократию, что никаким европейским государствам того времени и не снилась. Московиты под предводительством своего "богоносного" царя разграбили Новгород и устроили в нем настоящую резню русского населения. С тех пор Новгород из процветающей жемчужины Европы навсегда превратился в серый провинциальный город с нищим населением, как и все города России, за исключением Москвы.



С приходом к власти царя-реформатора Петра I, который перенял у Европы полосатый флаг, бритье бород, моду на пьянство и парики для знати, для русского народа ничего в лучшую сторону не изменилось. Правда, к тому времени Московия (ставшая называться Россией) стала захватывать земли уже не только русского, но и других народов. Положение же самих русских все более усугублялось - их рабский труд использовался на "великих стройках" царизма (вроде строительства Петербурга), на войне они играли роль пушечного мяса, а в мирной жизни - закабаленных, бесправных крестьян, фактически мало отличавшихся от классических рабов древнего Египта или Рима. Только вот Рим все-таки не провозглашал себя национальным государством тех, кого он порабощал, и в отличие от России, действовал в интересах своих граждан. Показательный факт - положение "национальных меньшинств" в Российской империи было куда выгоднее положения русских - им предоставлялось освобождение от военной службы (которая в те времена длилась десятилетиями), налоговые и другие льготы.



Угнетение русских в России продолжилось и в XX веке, когда пришедшие к власти "освободители"-большевики сначала устроили геноцид русских, а потом закидали русскими трупами немцев, как будто совершая ритуальное жертвоприношение, окропляя кровью русского народа свою безбожную власть. О методах ведения Великой отечественной войны и о том, как русские в ней намеренно уничтожались московской властью свидетельствует множество фактов, уже достаточно хорошо освещенных в литературе. Достаточно вспомнить высказывание Жукова о русских: "бабы еще нарожают". Для него, как и всегда в России, русские были всего лишь расходным материалом, теми самыми "холопами" из письма Ивана Грозного, чья жизнь стоила меньше, чем жизнь лошадей или сохранности военной техники. Кстати говоря, "подвиги" советских генералов времен той войны по бессмысленному уничтожению русских повторили генералы российские. В частности, Грачев во время, например, штурма Грозного.



Ничего принципиально не изменилось и по сей день, когда имперская вертикаль власти рассматривает русских как рабское быдло, единственным смыслом существования которого является обслуживание "богоносных" хозяев, переименовавшихся из царей и генсеков в президенты, премьеры и олигархи.



Московия, изначально создававшаяся как государство предателей для борьбы с русским народом, этому своему назначению не изменяла на протяжении веков. Русские в этом образовании всегда были наиболее угнетаемым населением и главная ложь России состоит в том, что она, якобы, является государством русского народа.



При этом не нужно искать врагов в каком-то другом народе. На самом деле те, кто боролся за свою свободу от Московии среди представителей других захваченных Ордой№2 народов - украинцев, кавказцев, прибалтов, поляков и т.д. являются естественными союзниками русского народа. К сожалению, понимание это к самому русскому народу приходит только сейчас. Только сейчас русские начинают принимать, в знак солидарности, участие в таких акциях, как марши в Риге и на Украине в честь воинов, сражавшихся против Московии.



Собственно говоря, чем раньше русские поймут, что в поисках врага не нужно ни далеко ходить, ни вдаваться в глубокие философские рассуждения о "дураках и дорогах" - тем быстрее они смогут сбросить с себя иго Орды №2 в лице Московии-России и возродить вольную, европейскую и конфедеративную Русь.



А что до России - то она, как и первая Орда, ее создавшая, по тому же извечному закону рано или поздно канет в лету. И оставит после себя столь же нелицеприятный след в истории, каковым в памяти русских является монгольское иго, которое ее и породило.



Петр Ниеншанский,

(C) Ингрия.Инфо


портал "Эрзянь ки"
http://www.erzan.ru/
Сюконян: 0 
Профиль
Каршо валт арасть , стр: 1 2 3 4 All [ ваномс весе]
Тему читают:
- совситясь ней куросо
- совситясь тесэ арась
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов течи: 2
Права: смайлы истя, артовкст истя, шрифты арась, голосования арась
аватары истя, автозамена ссылок панжомс, премодерация пекстамс, витемс арась